№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Эволюция политики экономического развития США

Сафиуллин Л.Н., Такайама Константини И.

Аннотация

Введение. В данной статье рассматриваются стратегии, реализованные правительством США для преодоления различных экономических кризисов и содействия устойчивому росту. Начиная с Великой депрессии 1929 года администрация Франклина Д. Рузвельта представила «Новый курс» – серию экономических и социальных реформ, направленных на восстановление экономики, финансовую стабилизацию и создание государства всеобщего благосостояния. В первые десятилетия преобладал кейнсианский подход, при котором правительство играло активную роль в регулировании экономики и обеспечении социальной защиты.

Цель работы – ретроспективный анализ внешних и внутренних факторов развития национальной экономики, определение их роли в трансформации экономической политики США на различных этапах социально-экономического процесса.

Методы и материалы. Методы, использованные в настоящей исследовательской работе, – описательный и сравнительно-исторический. Данные были взяты из основных источников, научных статей и веб-сайтов с соответствующими историческими данными, из документов, опубликованных Комиссией по международной торговле США, и официальных исторических документов.

Интерпретация результатов исследования. В работе рассмотрена эволюция политики экономического развития в Соединенных Штатах с 1930 по 2000 годы. Отмечены значительные преобразования, которые сформировали экономический ландшафт страны. Показана реализация кейнсианских реформ, направленных на восстановление экономики, финансовую стабилизацию и социальное благосостояние. Рассмотрены также проблемы 1960-х и 1970-х годов, в том числе растущая конкуренция со стороны Европы и Японии, которая привела к появлению новых экономических стратегий и защитных мер, таких как добровольные ограничения экспорта (VERS). Авторы прослеживают траекторию экономической политики США, подчеркивая переход от государственного вмешательства к экономической либерализации и глобализации. Результаты дают всестороннее понимание внутренних и внешних сил, которые влияли на экономическое развитие США в этот решающий период.

Выводы. В 1930-2000-х годах Соединенные Штаты столкнулись с новыми экономическими проблемами, включая усиление конкуренции со стороны Европы и Японии. В ответ на это страна приняла стратегии экономической либерализации и разработала защитные механизмы, такие как добровольные экспортные ограничения. Геополитические и экономические изменения отражают способность Соединенных Штатов адаптироваться к всё более интегрированному и конкурентному глобальному рынку. В целом исследование показывает, как взаимодействие внутренней экономической политики и внешних факторов определяло экономическое развитие США, и даёт ценные уроки для будущих стратегий экономического развития.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):6-17
pages 6-17 views

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Управление развитием туризма в Арктике: федеральный и региональный уровни

Кондратьева С.В., Шлапеко Е.А., Васильева А.В.

Аннотация

Введение. В работе рассмотрено управление развитием туризма в Арктической зоне Российской Федерации на федеральном и региональных уровнях. Арктические регионы – значимый ресурс социально-экономического развития РФ, где суровость природно-климатических условий проживания и жизнедеятельности человека требует особого внимания к достижению высокого качества жизни местного населения. Одним из инструментов поддержания и восстановления физических и эмоциональных сил человека является туризм, возможности полноценного отдыха и рекреации в месте проживания.

Целью исследования является выявление общих тенденций и специфики управления развитием туризма в Арктике.

Результаты исследования. В целом система управления развитием туризма на арктических территориях вписана в общую систему стратегирования Российской Федерации. Анализ региональных стратегических документов развития туризма показывает, что туристско-рекреационное освоение территории рассматривается в качестве перспективного и порой приоритетного направления социально-экономического развития девяти арктических регионов РФ. Обращает на себя внимание имеющееся разнообразие форматов доктринальных документов регионов по развитию туризма, что влияет на их структурированность и содержательную наполненность. Среди сдерживающих факторов спроса на турпродукты арктических территорий – слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, невысокое качество и недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры, недостаточный уровень подготовки кадров, а также низкая осведомленность туристов о путешествиях по арктическим территориям и плохая узнаваемость российских туристских брендов в Арктике. Кроме того, выявлено практически полное отсутствие перспектив и возможностей развития межрегионального сотрудничества арктических регионов в сфере туризма, когда позиционирование и продвижение арктических регионов осуществляется обособленно от соседних территорий Арктики.

Заключение. Обобщая основные цели региональных стратегических документов по развитию туризма, можно сформулировать единое общее направление приложения усилий: формирование условий для роста и повышения конкурентоспособности туристской сферы на российском и международном рынках туристских услуг с детализацией задач реализации.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):18-32
pages 18-32 views

Цифровая трансформация управления аграрным бизнесом

Остаев Г.Я., Гоголев И.М., Кондратьев Д.В., Злобина О.О.

Аннотация

Введение. Вопросы цифровизации управления агробизнесом в настоящее время приобретают всё большую актуальность. Цифровые новшества – это своеобразный симбиоз цифровых решений и агробизнес-процессов, необходимый как для осуществления сельскохозяйственной деятельности, так и повышения её конкурентоспособности, обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом эффективность внедрения цифровых технологий должна учитывать необходимость, технологичность, окупаемость, экологичность и целесообразность для развития бизнеса.

Цель исследования – изучение цифровой трансформации управления сельскохозяйственной организацией, раскрытие теоретических и практических основ аграрного бизнеса.

Методы. Изучены мнения учёных и специалистов в области экономики, менеджмента и цифровизации. Применялись методы анализа, синтеза и абстрагирования имеющейся информации, а также анкетирования.

Результаты. Управление высокотехнологичным сельскохозяйственным производством представляет собой комплекс цифровых и мобильных решений (искусственный интеллект), позволяющих оперативно реагировать на поставленные цели, задачи, проводить анализ, определять тренды агропроизводства, принимать стратегические решения. Искусственный интеллект в экономике сельскохозяйственной организации имеет большой потенциал, призван помочь в решении проблем как в агропроизводстве, так и в экономике страны в целом. Современное управление агропроизводством с его методами планирования и прогнозирования требует ускорения обработки больших данных и процесса принятия управленческих решений. Цифровые технологии способны коренным образом изменить работу целых отраслей и привести к устранению традиционных, прежде всего экономических и географических границ.

Выводы. Информация, полученная и обработанная с помощью цифровых и мобильных технологий, может не только ускорить процесс принятия решений, но и улучшить его с учётом экологических и иных актуальных для сельского хозяйства показателей. Грамотная цифровая трансформация управления аграрным бизнесом должна осуществляться по всем позициям одновременно, включая мобильные цифровые технологии (мобильные телефоны, мобильные приложения), интернет вещей, искусственный интеллект и роботизацию сельскохозяйственного производства. Совокупность перечисленных решений позволит не только увеличить объёмы, но и улучшить качественные характеристики продукции, сократить расходы на всех технологических стадиях аграрного производства.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):33-43
pages 33-43 views

Исследование связи дотационности и валового регионального продукта приморских регионов страны

Сергеев Л.И., Сергеев Д.Л.

Аннотация

Введение. Система межбюджетных отношений представляет собой многочисленные предварительные расчёты установления возможностей субъектов Российской Федерации для обеспечения финансирования государственных и муниципальных обязательств. Особое влияние бюджетная поддержка оказывает на социально-экономическое развитие приморских субъектов РФ.

Цель статьи – исследование зависимости валового регионального продукта от дотационности приморских регионов страны.

Методы и результаты исследования. Обобщены положения ряда научных исследований отечественных учёных, которые поднимают проблемы развития межбюджетных отношений в стране. Проанализирована динамика безвозмездных поступлений в бюд-жеты и расходов консолидированных бюджетов 23 приморских территорий России за 2005–2022 годы. Рассчитана дотационность бюджетов приморских субъектов РФ, определена средняя дотационность за восемь лет. Выявлена зависимость дотационности приморских субъектов Российской Федерации от безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Обобщены динамика ВРП, среднегодовые темпы изменения ВРП, безвозмездной помощи и их соотношения в приморских регионах. Доказана положительная тенденция сокращения дотационности при увеличении финансовой помощи из федерального бюджета в ряде субъектов Российской Федерации. Рассмотрены соотношения среднегодовых показателей роста ВРП и роста безвозмездной помощи субъектов РФ. Установлено, что среднегодовой рост ВРП и среднегодовое увеличение поддержки по приморским субъектам России за 2019–2022 годы практически не имеют связи с годовой динамикой.

Выводы. Выявлена прямолинейная регрессионная зависимость среднегодового индекса роста ВРП всех приморских регионов России от среднегодового индекса бюджетной поддержки за 2019–2022 годы. Установлено, что среднегодовой рост индекса суммарной бюджетной поддержки за 2019–2022 годы приводил к сокращению среднегодового роста индекса общего ВРП всех приморских субъектов РФ. Положительная работа по наращиванию экономических потенциалов приморских субъектов Российской Федерации опирается не только на бюджетную поддержку федерального центра, но и на создание и развитие собственной базы роста ВРП.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):44-59
pages 44-59 views

ФИНАНСЫ

Токены и стейблкоины в системе цифровых финансовых активов: позиция зарубежных специалистов

Лисовская И.А., Кочарян Э.С.

Аннотация

Введение. Стремительное развитие IT-технологий является одним из факторов цифровизации экономических систем и появления качественно новых экономических объектов и категорий, в том числе цифровых финансовых активов (ЦФА). С учётом новизны и признания их высокого потенциала ЦФА вызывают большой теоретический и практический интерес у российских и зарубежных учёных и специалистов, поэтому вопросы определения их сущности, классификации и правового регулирования в настоящее время являются важными и актуальными.

Цель статьи – анализ работ зарубежных специалистов, посвященных ЦФА и их роли в современной мировой экономике, направленный на выявление потенциала их применения в российской финансовой системе.

Методология. Для корректного понимания сущности ЦФА был проведён анализ теоретических исследований и методологических разработок, представленных в зарубежной литературе. Применительно к России термин «цифровые финансовые активы» не идентичен термину «криптовалюта», что требует учёта соответствующих различий в терминологии. Так, в исследованиях и практике зарубежных специалистов принято всё, что имеет какой-либо оцифровизированный криптографический вид, считать криптоактивом.

Интерпретация результатов. Выявлены различия в составе объектов, относящихся к цифровым, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике, вызванные особенностями применяемой терминологии. Определены классификационные критерии цифровых активов, к их числу относятся вид использования (стоимостной измеритель или учётная единица) и функционал применительно к деятельности бизнес-субъекта. Такой подход позволил выделить в качестве отдельных видов криптовалюту и токены. Показано, что криптовалюты – единственные в классификации цифровых активов – могут быть использованы как средство платежа, с чем связана их большая популярность. В качестве отдельного вида криптовалют рассматриваются стейблкоины. Установлено значение цифровых активов для активизации финансового инвестирования, расширения доступа к более безопасным и недорогим финансовым услугам и применения для трансграничных расчётов. Последнее представляет значительный интерес для отечественного бизнеса, в том числе с учётом действующих санкций и ограничений по перемещению капитала и денежных потоков.

Заключение. Наряду с потенциалом ЦФА несут существенные риски. В связи с этим государственные финансовые институты должны быть готовы к работе с цифровыми активами как технически, так и юридически для предупреждения конфликта интересов партнёров разных юрисдикций, которые могут возникнуть на почве различий законодательного и нормативного правового регулирования соответствующих рынков.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):60-69
pages 60-69 views

Информационно-аналитическое обеспечение бюджетирования лизинговых операций

Попов Д.А., Попова Н.Н.

Аннотация

Введение. Бюджетирование как элемент управленческого учёта занимает ключевое место в системе управления современным предприятием, выступая базой для принятия решений в области управления финансами и организацией в целом. Бюджетирование лизинговых операций для обеспечения эффективности финансового планирования и контроля не может основываться на информации, формируемой в системе бухгалтерского (финансового), то есть регламентированного законодательно, учёта, в силу особенностей норм его современного регулирования. Одним из вопросов финансового менеджера является построение информационно-аналитической системы, наилучшим образом соответствующей потребности менеджеров в получении и систематизации информации.

Цель работы – выработка подходов к построению эффективной информационно-аналитической системы бюджетирования финансовой аренды.

Интерпретация результатов исследования. Проанализировано влияние законодательного регулирования финансовой аренды (лизинга) на прозрачность информационно-аналитической базы, даны рекомендации по её улучшению. Лизинговой компании целесообразно вести управленческий учёт затрат с учётом различных признаков их классификации по отдельным договорам и в целом по лизинговому портфелю. В качестве одного из основных недостатков лизинга в России чаще всего называют более высокую стоимость приобретения основных средств. Анализ трансакционных (скрытых) издержек договора лизинга и их минимизация позволяет чётче определять стоимость предмета лизинга, делает лизинговые платежи «прозрачнее» для лизингополучателя и повышает привлекательность лизинговых операций для всех участников. Отражение аренды (лизинга) в соответствии с концепцией справедливой стоимости позволяет акционеру, инвестору, собственнику или иному внешнему пользователю получить информацию не только о платежах по обязательству или состоянию права пользования активом на конкретную отчётную дату, но и о будущих платежах и праве пользования.

Выводы. В состав информационно-аналитической базы должны входить различные элементы, в том числе нормативно-правовые акты, локальные нормативные акты, данные учёта и отчётности организации, информация по текущей деятельности организации, исследования рынка и положения компании на нём, иная внутренняя и внешняя информация. Классификация затрат при осуществлении лизинговых операций по различным признакам необходима для различных целей и управленческих решений.

ФСБУ 25/2018, регламентируя новые принципы отражения финансовой аренды, формирует необходимую информационную базу для инвесторов и собственников, но усложняет процесс бюджетирования и управления денежными потоками. Целесообразно для управленческого учёта и бюджетирования использовать недисконтированные платежи, отражённые в реальной сумме.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):70-81
pages 70-81 views

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

IV межрегиональная научно-практическая конференция «Города Среднего Поволжья: история и современность»

Тарасова А.Н.
Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(2):82-84
pages 82-84 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».