Социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что технология беспилотного транспорта все более активно тестируется и постепенно внедряется в нашу жизнь, суля различные преимущества. Между тем отмечается, что беспилотный автомобиль вызывает недоверие в отличие от транспортного средства под управлением водителя. Цель: провести теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, в области изучения отношения к инновационным технологиям и выявить социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту. Методы исследования: теоретический анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме изучения отношения к инновационным технологиям, технологиям искусственного интеллекта, а также беспилотному автомобильному транспорту. Результаты. Рассмотрен процесс становления концепции диффузии инноваций. Изучены современные модели принятия технологий. Выделен ряд социально-психологических детерминант отношения личности к беспилотному автомобилю. Основные выводы. Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что отношение личности к технологиям беспилотного транспорта является многофакторным феноменом, который формируется под воздействием различных психосоциальных факторов. Делается вывод о необходимости структурирования процесса внедрения технологии беспилотного автомобиля с позиции социально-психологического отношения личности к такой технологии.

Об авторах

Алексей Юрьевич Саенко

Российский государственный социальный университет

Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 8

Список литературы

  1. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р // Консультант Плюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/ (дата обращения: 11.05.2023).
  2. Пишняк А., Халина Н. Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям // Форсайт. 2021. Т. 15, № 1. С. 39–54. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.39.54
  3. Малышев К. Жители Сан-Франциско начали борьбу с роботакси ‒ их обездвиживают с помощью конусов. URL: https://auto.ru/mag/article/vsanfrancisko-opolchilis-na-robotaksi-i-pridumali-kakih-obezdvizhivat/ (дата обращения: 08.07.2023).
  4. Buckley L., Kaye S.-A., Pradhan A. K. A qualitative examination of drivers’ responses to partially automated vehicles // Transportation Research Part F: Traffi c Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 56. P. 167–175. https://doi.org/10.1016/j.trf.2018.04.012
  5. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков. М. : Институт психологии РАН, 2018. 402 с. EDN: YNOGIH
  6. Сунгуров А. Ю. Нововведение и среда: на пути к политическим инновациям : учеб. пособие. СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – СанктПетербург, 2012. 186 с.
  7. Алексеева Е. В. Глава 12. Фактор диффузии инноваций // Теория и методология истории : учебник для вузов / отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. Волгоград : Учитель, 2014. С. 234–249. EDN: SLVEFP
  8. Фирсова Н. Ю. Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество ‒ это подражание» // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 298‒313. EDN: RNIFJR
  9. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. : Эксмо, 2008. 864 с.
  10. Hägerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago : University of Chicago Press, 1967. 334 р.
  11. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. 3rd ed. New York : Free Press a Division of Macmillan Publishing Co., Inc., 1983. 453 р.
  12. Fishbein M., Ajzen I. Belief, Attitude, Intention and Behavior: An Introduction to Theory and Research. London ; Amsterdam : Addison-Wesley Publishing Company, 1975. 578 р.
  13. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50, iss. 2. Р. 179–211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T
  14. Sohn K., Kwon O. Technology acceptance theories and factors influencing artificial intelligence-based intelligent products // Telematics and Informatics. 2019. Vol. 47. Article number 101324. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101324
  15. Davis F. D., Bagozzi R. P., Warshaw P. R. User acceptance of computer technology: A comparison of two theoretical models // Management Science. 1989. Vol. 35, iss. 8. P. 982–1003. https://doi.org/10.1287/mnsc.35.8.982
  16. Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B., Davis F. D. User acceptance of information technology: Toward a unifi ed view // MIS Quarterly. 2003. Vol. 27, iss. 3. P. 425–478. https://doi.org/10.2307/30036540
  17. Акимова А. Ю. Доверие и недоверие человека технике: Социально-психологический подход. М. : Институт психологии РАН, 2020. 287 с. EDN: KCUUCG 1
  18. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Условия проявления доверия и недоверия человека технике // Человеческий фактор в сложных технических системах и средах: труды Второй международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06–09 июля 2016 г. СПб. : Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2016. С. 434–439. EDN: WLMXLF
  19. Ou C. X., Sia C. L. Consumer trust and distrust: An issue of website design // International Journal of HumanComputer Studies. 2010. Vol. 68, iss. 12. P. 913–934. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2010.08.003
  20. Нестик Т. А. Социально-психологические предикторы отношения личности к новым технологиям // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. Вып. 2. С. 309–319. EDN: YZEVOH
  21. Кондаурова К. И., Овчарук Е. Р. Технооптимизм и технопессимизм в эпоху цифровых технологий. М. : Научная библиотека, 2019. С. 333–334. EDN: MRADOZ
  22. Li Y., Yu M., Li S. Technology or content: Which factor is more important in people’s evaluation of artifi cial intelligence news? // Telematics and Informatics Reports. 2022. Vol. 8, iss.1. Article number 100031. https://doi.org/10.1016/j.teler.2022.100031
  23. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Дорохов Е. А. Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. C. 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410
  24. Martínez-Córcoles M., Teichmann M., Murdvee M. Assessing technophobia and technophilia: Development and validation of a questionnaire // Technology in Society. 2017. Vol. 51, iss. 3. P. 183–188. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2017.09.007
  25. Шевченко В. Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. Вып. 11, № 2 (73). С. 37–51. EDN: MVMDHT
  26. Пантелеева В. В. Мотивационные механизмы, опосредствующие гармоничную самореализацию личности в профессиональной деятельности // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 4. С. 93–101. URL: http://e-koncept.ru/2019/192013. htm, 10.24411/2304-120X-2019-12013' target='_blank'>https://doi: 10.24411/2304-120X-2019-12013
  27. Краснорядцева О. М., Баланев Д. Ю., Щеглова Э. А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // СПЖ. 2011. № 40. С. 164–175. EDN: OFFWAD
  28. Venkatesh V., Thong J. Y. L., Xu X. Consumer acceptance and use of information technology: Extending the unifi ed theory of acceptance and use of technology // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36, iss. 1. P. 157–178. https://doi.org/10.2307/41410412
  29. Cabrera-Sanchez J. P., Villarejo-Ramos A. F., LiebanaCabanillas F., Shaikh A. A. Identifying relevant segments of AI applications adopters – expanding the UTAUT2’s variables // Telematics and Informatics. 2021. Vol. 58, iss. 2. Article number 101529. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101529
  30. Schuitema G., Anable J., Skippon S., Kinnear N. The role of instrumental, hedonic and symbolic attributes in the intention to adopt electric vehicles // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2013. Vol. 48. P. 39–49. https://doi.org/10.1016/j.tra.2012.10.004
  31. Fleischmann C., Cardon P., Aritz J. Smart collaboration in global virtual teams: The infl uence of culture on technology acceptance and communication effectiveness // Proceedings of the 53rd Hawaii International Conference on System Sciences. 2020. P. 363–372. https://doi.org/10.24251/HICSS.2020.045
  32. Мальцева О. Е. Ценностные основания учебной мотивации личности на разных этапах непрерывного образования // Теория и методика профессионального образования. 2017. Вып. 4, ч. 1. С. 232–238. EDN: ZIYADB
  33. Vu H. T., Lim J. Effects of country and individual factors on public acceptance of artifi cial intelligence and robotics technologies: A multilevel SEM analysis of 28-country survey data // Behaviour & Information Technology. 2021. Vol. 41, iss. 7. P. 1515–1528. https://doi.org/10.1080/0144929X.2021.1884288
  34. Atwal G., Bryson D., Williams A. An exploratory study of the adoption of artifi cial intelligence in Burgundy’s wine industry // Strategic Change-Brief. Entrepreneurial Finance. 2021. Vol. 30, iss. 3. P. 299–306. https://doi.org/10.1002/jsc.2413
  35. Tran K., Nguyen T., Kimura T. Preliminary research on the social attitudes toward AI’s involvement in Christian education in Vietnam: Promoting AI technology for religious education // Religions. 2021. Vol. 12, iss. 3. Article number 208. https://doi.org/10.3390/rel12030208
  36. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психологические факторынегативного отношения россиян к новым технологиям // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / ред. А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 36–48. EDN: ZWWRYJ
  37. Shariff A., Bonnefon J.-F., Rahwan I. Psychological roadblocks to the adoption of self-driving vehicles // Nature Human Behaviour. 2017. Vol. 1. P. 694–696. https://doi.org/10.1038/s41562-017-0202-6
  38. Upadhyay N., Upadhyay S., Dwivedi Y. K. Theorizing artifi cial intelligence acceptance and digital entrepreneurship model // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2021. Vol. 28, iss. 5. P. 1138–1166. https://doi.org/10.1108/IJEBR-01-2021-0052
  39. Сычев А. С., Почебут Л. Г. Отношение к новым технологиям людей с технической и гуманитарной специальностью // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: в 2 т. / под ред. А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. СПб. : Издательство ВВМ, 2018. Т. 2. С. 95–102. EDN: YRHDUL
  40. Karami H., Karami A., Mehdizadeh M. The role of psychological factors on the choice of different driving controls: On manual, partial, and highly automated controls // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. Vol. 86. P. 316–332. https://doi.org/10.1016/j.trf.2022.03.005
  41. Hudson J., Orviska M., Hunady J. People’s attitudes to autonomous vehicles // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2019. Vol. 121. P. 164–176. https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.018

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».