Влияние тренинга профессионального самоопределения на ценностно-мотивационную направленность подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективное профессиональное самоопределение учащихся. Психологические характеристики оптантов (старшеклассников, осуществляющих выбор профессии) в некотором смысле пересекаются с таким качеством личности, как субъектность, выраженным в ценностно-мотивационной направленности подростков. Одним из вариантов помощи учащимся в выборе профессии могут служить профориентационные курсы и тренинги профессионального самоопределения. Цель: обоснование применения тренинга профессионального самоопределения для уменьшения трудностей при выборе профессии и развития ценностно-мотивационной направленности подростков, а как следствие, и стадий становления субъектности. Гипотеза: тренинг профессионального самоопределения снижает показатели трудностей при выборе профессии и способствует развитию ценностно-мотивационной направленности подростков. Участники исследования: учащиеся 9-х классов (N = 54) средней образовательной школы (г. Самара), разделенные на две группы – экспериментальную и контрольную. С участниками экспериментальной группы (n = 25; M = 14,8; SD = 0,41; 60% – юноши, 40% –девушки) один раз в неделю в течение 15 недель проводился тренинг профессионального самоопределения. Контрольная группа (n = 29; M = 14,9; SD = 0,36; 48% – юноши, 52% – девушки) училась в обычном режиме. Методы (инструменты): проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Е. С. Волкова, А. В. Капцов) для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности и их изменения после тренинга; анкета по трудностям принятия решения о выборе профессии (CDDQ) (И. Гати, М. Краус и С. Осипов, адаптация Е. С. Волковой) для определения проблем девятиклассников при выборе профессии. Диагностика выполнена с временным интервалом 19 недель. Результаты: выявлено положительное влияние тренинга на уменьшение трудностей в выборе профессии, на развитие мотивационной составляющей субъектности, а также повышение ценности учебной деятельности, выражающееся в увеличении показателя идеального состояния стадии субъектности «мастер» в экспериментальной группе. На некоторых стадиях идеального и возможного состояний становления субъектности экспериментальной группы выявлено явление самоорганизации с формированием аттракторов, в результате которых происходит становление стадий субъектности. Основные выводы: тренинг профессионального самоопределения уменьшает трудности в выборе профессии, способствует становлению ценностно-мотивационной направленности старшеклассников, а как результат, стадий субъектности учащихся и явлению самоорганизации в идеальном состоянии стадий становления субъектности, что в будущем потенциально может отразиться на актуальном состоянии данных стадий.

Об авторах

Евгения Сергеевна Волкова

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

ORCID iD: 0000-0002-7999-6546
443081, Россия, г. Самара, ул. Стара Загора, 76

Александр Васильевич Капцов

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

ORCID iD: 0000-0002-7999-6546
443081, Россия, г. Самара, ул. Стара Загора, 76

Список литературы

  1. Пряжников Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный институт ; МОДЭК, 2002. 400 с. EDN: WLONNV
  2. Gati I., Krausz M., Osipow S. H. A taxonomy of diffi culties in career decision-making // Journal of Counseling Psychology. 1996. Vol. 43, iss. 4. P. 510–526. https://doi.org/10.1037/0022-0167.43.4.510
  3. Волкова Е. С. Анкета по трудностям принятия решения о выборе профессии (CDDQ): адаптация русскоязычной версии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2022. № 2 (32). С. 51–62. EDN: BUZUAA
  4. Панов В. И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л. М. Митиной. Москва ; Самара : Бахрах-М, 2022. С. 63–73. EDN: RYNCWG
  5. Панов В. И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва : Институт психологии РАН, 2018. С. 349–356. EDN: YNXMIH
  6. Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. Москва : Институт психологии РАН, 2023. С. 409–439. EDN: GRLPWM
  7. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Аттракторы стадий становления субъектности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 98–107. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-98-107
  8. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания : На материале политического менталитета. 2-е изд. М. : Изд-во МГУ, 1997. 214 с. EDN: QXEKAW
  9. Некрасова Е. В. Особенности взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств студентов гуманитарного направления // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. статей / отв. ред. В. И. Панов. М. : Психологический институт РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. С. 526–530. https://doi.org/10.24411/9999-044A2020-00121
  10. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики / под ред. М. О. Мдивани. Москва : Перо, 2017. 160 с.
  11. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. Москва : Институт психологии РАН, 1994. 109 с. EDN: TQWFBV
  12. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Москва : Юрайт, 2012. 640 с. EDN: QYDGTB
  13. Reese R. J., Miller C. D. Effects of a university career development course on career decision-making self-effi cacy // Journal of Career Assessment. 2006. Vol. 14, iss. 2. P. 252–266. https://doi.org/10.1177/1069072705274985
  14. Fouad N., Cotter W. E., Kantamneni N. The effectiveness of a career decision-making course // Journal of Career Assessment. 2009. Vol. 17, iss. 3. P. 338–347. https://doi.org/10.1177/1069072708330678
  15. Lam M., Santos A. The impact of a college career intervention program on career decision self-effi cacy, career indecision, and decision-making diffi culties // Journal of Career Assessment. 2018. Vol. 26, iss. 3. P. 425–444. https://doi.org/10.1177/1069072717714539
  16. Казначеева С. Н., Челнокова Е. А., Репина Р. В., Агаев Н. Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4 (56). С. 103–108. EDN: TRVDSV
  17. Вдовина Н. А., Кечина М. А., Савинова Т. В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 229–235. EDN: OVWXSX
  18. Доржиева М. О., Стрекаловская Е. И. Формирование навыков профессионального самоопределения старшеклассников посредством тренинга // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 112–115. EDN: TDSTHM
  19. Капцов А. В., Матасова И. Л., Шаталина М. А. Устойчивость эффекта развивающей программы по формированию стрессоустойчивости на становление субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 4–15. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-4-15
  20. Волкова Е. С., Капцов А. В., Панов В. И. Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы V Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25–26 октября 2022 г. Вып. 5. СПб., 2022. С. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64
  21. Волкова Е. С., Капцов А. В. Пилотажное исследование актуального, идеального и возможного уровней стадий становления субъектности старшеклассников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2022. № 1 (31). С. 104–118. EDN: ZTEOPD
  22. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М. : Наука, 1979. 453 с.
  23. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание // Мир психологии. 1999. № 1. С. 76–83. EDN: HSNWEB
  24. Панов В. И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 302 с. EDN: VXHFWB
  25. Обознов А. А. Условия обнаружения летчиком критических ситуаций полета // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 114‒117. EDN: SCEAXH
  26. Веракса А. Н., Горовая А. Е., ЛеоновС. В., Грушко А. И. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена. М. : Спорт, 2016. 208 с. EDN: WDIODY
  27. Костромина С. Н., Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М. : Институт психологии РАН, 2023. С. 504‒524. EDN: OYXBOI

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».