On the Question of Books in the Lives of Our Children and Youth (1891)

封面

如何引用文章

全文:

详细

Впервые опубликовано в: Русская школа. 1891. № 2, февр. С. 151–166.

全文:

С севера на юг. Из жизни русской природы. Автор книги «С севера на юг», известный писатель и художник, взял на себя нелегкую задачу устами старого бывшего журавля ознакомить читателя с жизнью и природой тех стран (от верховьев Волги до верховьев Нила), над которыми совершают ежегодно перелет журавли.

Задача выполнена удачно, рассказ интересен и сообщает много разнообразных сведений, но необычная и не совсем удобная для читателя точка зрения наблюдателя — с высоты птичьего полета — и окраска, придаваемая всем предметам особенностями журавлиного мировоззрения, не могли не сделать рассказа до известной степени искусственным.

Главным достоинством книги являются прекрасные художественные иллюстрации автора. Они, несомненно, должны произвести сильное и ценное впечатления на юного читателя, заключенного в течение долгих месяцев в тесных стенах городской квартиры или учебного заведения: они унесут его за пределы узкого горизонта повседневной жизни, но не в те небывалые страны, куда уносит сказка, а откроют перед ним простор степей, ширь моря, красоты природы севера и юга.

Оценивая таким образом педагогическое значение разбираемой книги, мы не можем не вспомнить о другом произведении нашей литературы для юношества, которому с указанной точки зрения должно принадлежать первенствующие место. Рассказы бывшего журавля с пользой расшевелят чувства и воображение читателя, заставят его заглянуть туда, где ему, быть может, никогда не удастся побывать; очерки нашего зоолога-художника возбудят здоровую любознательность — любовь и интерес к жизни русской природы, от которой мы своей системы воспитания так неразумно удаляем наших детей. Книга М. Н. Богданова не пользуется у нас достаточной известностью, она еще не оценена вполне ни школой, ни семьей. Все мы скорбим о нервности, бесхарактерности, физической и духовной вялости нашего юношества, а что делаем мы для борьбы с этим разъедающим молодые жизни недугом? Если бы мы серьезно о нем думали, то возможно ли было бы отсутствие в наших воспитательных программах или, вернее, обычаях и обрядах забот о сближении детей и юношества с природой, о том, чтобы воспользоваться этим могучим воспитательным фактором? Влияем ли мы в этом направлении посредством книги и беседы? В обычае ли у нас прогулки, экскурсии, путешествия целых школ или хотя бы групп детей и юношей под руководством старших? Поколение «отцов» ещё вырастало или в родных усадьбах, более или менее обширных «Монрепо», или в губернских и уездных городах, так недавно еще мало отличавшихся от сел и деревень, затерянных среди полей и лесов. Жизнь ушла вперед. Привольное детское житье в родовых «Монрепо» и даже скромных родных усадьбах стало достоянием истории, дети знакомятся с ним теперь уже по книгам да по рассказам отцов и матерей. Города-села стали или становятся настоящими городами. Вокруг них, где «отцы» детьми и юношами бродили с ружьем, силками и другими детскими затеями, среди приволья рощ и лугов выросли всякого рода увеселительные загородные заведения и тесные ряды дач. Да, взамен утраченного явилась дача. Благо ли она или неизбежное зло для взрослых — это вопрос, не подлежащий здесь нашему обсуждению; но что она не благо для детей и юношей — не требует доказательств. Пусть же семья и школа поставят себе серьезной задачей возмещать детям то, что отнято у них новыми условиями жизни. На Западе давно тесно, давно города и села стали сливаться в почти непрерывные вереницы, а дети и юношество благодаря правильным педагогическим взглядам не утратили любви к природе и возможности пользоваться ее животворным влиянием для здоровья душевного и телесного. А у нас-то — ширь Волги и Днепра, дикие красоты Финляндии и берегов Ладожского озера, лесная глушь с живописно приютившимися в ней обителями, Крым, Кавказ... Нам возразят, что прогулки, путешествия требуют средств, и больших средств. Не в средствах дело! Тратят же сотни семейств громадные деньги на роскошные дачи, на пребывание в дорогих гостиницах модных центров Крыма и Кавказа без всякой пользы для детей, которые дальше людного парка или пыльного бульвара ничего не видят в тех местностях, где проводят лето с родителями. Примером незатейливости, осуществимости путешествий с детьми и богатства доставляемых ими ценных впечатлений может служить отчет «О походе в Нилову пустынь» известного бывшего профессора Рачинского с учениками его народной школы1.

 

1 См. «Русский Вестник» 1887 г. №№ 11 и 12 и отдельная брошюра «Поход в Нилову пустынь». СПб. 1888 г. Ц. 20 к.

×

作者简介

Aleksandra Kalmykova

编辑信件的主要联系方式.
Email: detskie.chtenia@gmail.com

参考

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».