СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПОЛНЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. Приводится статистический и аналитический анализ перспективы обеспечения инженерными кадрами предприятий на основе статистических данных выпуска школьников Рязанской области и результатов ЕГЭ. Цель работы – проанализировать общий потенциал региона по наращиванию объема подготовки кадров по инженерным направлениям подготовки и специальностям и определить тенденции на этапе общей подготовки абитуриентов по основным предметам, необходимым для подготовки инженерных кадров, в образовательных организациях среднего общего образования, выявить закономерности и тренды по массивам выборочных совокупностей выпуска 9-х и 11-х классов в период с 2017 по 2025 г. Рассматриваются задачи обработки ряда выборочных совокупностей выпуска 9-х и 11-х классов, анализа выбираемости предметов единого государственного экзамена (ЕГЭ), распределения абитуриентов по предметам ЕГЭ в срезе потенциального восполнения инженерных кадров за период с 2019 по 2024 г. и преодоления минимальных для поступления в вузы порогов. Материалы и методы. Использовались методы подготовки и очистки данных, обработки выборочных совокупностей на основе построения вариационных рядов, определения выборочных долей, метод гистограмм для визуализации полученных данных, корреляционного и регрессионного анализа. Анализ результатов ЕГЭ осуществляется с позиции преодоления/непреодоления минимального порога, устанавливаемого Минобрнауки России для подведомственных ему вузов. Результаты. По результатам проведенного анализа определены нисходящие тренды в перспективе восполнения инженерных кадров, связанные со снижением качества подготовки в школе, установлена закономерность снижения количества сдающих ЕГЭ по физике с одновременным, но непропорциональным в части преодолевающих минимальный порог ростом аналогичного показателя по информатике. Выявлен абсолютныйминимум результатов ЕГЭ по многим критически важным для инженерного образования предметам в 2023 г. Выводы. Рост числа бюджетных мест на инженерные направления подготовки и специальности не приводит к росту популярности последних. Такие явления, как недоборы, а особенно недобор в 2023 г., когда проблемы с приемом возникли и в ряде столичных вузов, стали обыденностью на фоне снижения качества подготовки абитуриентов.

Об авторах

Борис Васильевич Костров

Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина

Email: kostrov.b.v@evm.rsreu.ru

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронных вычислительных машин

(Россия, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1)

Роберт Вячеславович Хруничев

Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина

Автор, ответственный за переписку.
Email: hrunichev_robert@mail.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры электронных вычислительных машин

(Россия, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1)

Список литературы

  1. Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации : постановление Правительства РФ № 603 от 15 апреля 2023 г. // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/48272/ (дата обращения: 03.02.2025).
  2. Частота кадров: почему российским компаниям не хватает инженеров // Известия. URL: https://iz.ru/1738941/kseniia-nabatkina-iana-shturma/chastota-kadrov-pochemurossiiskim- kompaniiam-ne-khvataet-inzhenerov/ (дата обращения: 24.12.2024).
  3. Дефицит инженеров стал в России рекордным // Новые известия. URL: https://newizv.ru/news/2024-07-26/defitsit-inzhenerov-stal-v-rossii-rekordnym- 432160 (дата обращения: 03.02.2025).
  4. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») : распоряжение Правительства РФ № 1315-р от 20.05.2023 (ред. от 21.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202305250050 (дата обращения: 24.12.2024).
  5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : указ Президента РФ № 309 от 07.05.2024 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202405070015 (дата обращения: 24.12.2024).
  6. Поручение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров и научных разрабо- ток для создания технологического суверенитета // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/50803/ (дата обращения: 24.12.2024).
  7. Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ № 3333-р от 19 ноября 2024 г. // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/156334/ (дата обращения: 24.12.2024).
  8. Рязанская область испытывает дефицит квалифицированных кадров // Рязанская газета. URL: https://rg62.info/2023/12/04/ryazanskaya-oblast-ispytyvaet-deficzitkvalificzirovannyh- kadrov/ (дата обращения: 03.02.2025).
  9. С 2020 года в вузах России растет количество бюджетных мест для подготовки инженерных кадров // Российское образование. URL: https://ruobraz.ru/news/s- 2020-goda-v-vuzakh-rossii-rastet-kolichestvo-byudzhetnykh-mest-dlya-podgotovkiinzhenernykh- kadrov/ (дата обращения: 03.02.2025).
  10. Об установлении минимального количества баллов единого государственного эк- замена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучениев образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2022/23 учебный год : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 713 от 05.08.2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110010029?index=2 (дата обращения: 03.02.2025).
  11. Пацей Н. В., Шиман Д. В., Наркевич А. С., Сухорукова И. Г. Методы очистки и подготовки информации для решения задач интеллектуального анализа // Инте- грация и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее : сб. ст. II Междунар. науч.-техн. конф. «Минские научные чте- ния – 2019» (г. Минск, 11–12 декабря 2019 г.) : в 3 т. Минск : БГТУ, 2020. Т. 3. С. 136–138.
  12. Кулаичев А. П. Методы и средства комплексного статистического анализа дан- ных : учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2025. 484 с. (Высшее образование) doi: 10.12737/25093
  13. Хруничев Р. В. Прикладные статистические методы анализа : учеб. пособие. Ря- зань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2023. 80 с.
  14. Солонин С. И. Метод гистограмм : учеб. пособие. Екатеринбург : ЦНОТ ИТОО УрФУ, 2014. 97 с.
  15. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 1076 от 21 августа 2020 г. (с изм. и доп. от 25.01.2021, 13.08.2021, 26.08.2022, 10.02.2023, 16.11.2023) // Гарант.Ру. 2025. URL: https://base.garant.ru/ 74541661/#friends (дата обращения: 15.01.2025).
  16. Что происходит в российском образовании: 6 трендов из статистики // Skillbox. Образование 4.0. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-proiskhodit-vrossiyskom- obrazovanii-6-trendov-iz-statistiki/ (дата обращения: 04.02.2025).
  17. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального об- разования» на начало 2024/25 учебного года // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 04.02.2025).
  18. За два года меньше ребят стали сдавать ЕГЭ по профильной математике и физике // Skillbox. Образование 4.0. URL: https://skillbox.ru/media/education/za-dva-godamenshe- rebyat-stali-sdavat-ege-po-profilnoy-matematike-i-fizike/ (дата обращения: 04.02.2025).
  19. Министры образования поработали над ошибками // Коммерсантъ. Российское образование. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5720583 (дата обращения: 04.02.2025).
  20. В России растет нехватка учителей // БФМ.РУ. 2025. URL: https://www.bfm.ru/ news/565855 (дата обращения: 15.01.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».