СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПОЛНЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- Авторы: Костров Б.В.1, Хруничев Р.В.1
-
Учреждения:
- Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 58-74
- Раздел: МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ТЕХНИКЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2227-8486/article/view/291967
- DOI: https://doi.org/10.21685/227-8486-2025-1-5
- ID: 291967
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Приводится статистический и аналитический анализ перспективы обеспечения инженерными кадрами предприятий на основе статистических данных выпуска школьников Рязанской области и результатов ЕГЭ. Цель работы – проанализировать общий потенциал региона по наращиванию объема подготовки кадров по инженерным направлениям подготовки и специальностям и определить тенденции на этапе общей подготовки абитуриентов по основным предметам, необходимым для подготовки инженерных кадров, в образовательных организациях среднего общего образования, выявить закономерности и тренды по массивам выборочных совокупностей выпуска 9-х и 11-х классов в период с 2017 по 2025 г. Рассматриваются задачи обработки ряда выборочных совокупностей выпуска 9-х и 11-х классов, анализа выбираемости предметов единого государственного экзамена (ЕГЭ), распределения абитуриентов по предметам ЕГЭ в срезе потенциального восполнения инженерных кадров за период с 2019 по 2024 г. и преодоления минимальных для поступления в вузы порогов. Материалы и методы. Использовались методы подготовки и очистки данных, обработки выборочных совокупностей на основе построения вариационных рядов, определения выборочных долей, метод гистограмм для визуализации полученных данных, корреляционного и регрессионного анализа. Анализ результатов ЕГЭ осуществляется с позиции преодоления/непреодоления минимального порога, устанавливаемого Минобрнауки России для подведомственных ему вузов. Результаты. По результатам проведенного анализа определены нисходящие тренды в перспективе восполнения инженерных кадров, связанные со снижением качества подготовки в школе, установлена закономерность снижения количества сдающих ЕГЭ по физике с одновременным, но непропорциональным в части преодолевающих минимальный порог ростом аналогичного показателя по информатике. Выявлен абсолютныйминимум результатов ЕГЭ по многим критически важным для инженерного образования предметам в 2023 г. Выводы. Рост числа бюджетных мест на инженерные направления подготовки и специальности не приводит к росту популярности последних. Такие явления, как недоборы, а особенно недобор в 2023 г., когда проблемы с приемом возникли и в ряде столичных вузов, стали обыденностью на фоне снижения качества подготовки абитуриентов.
Об авторах
Борис Васильевич Костров
Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина
Email: kostrov.b.v@evm.rsreu.ru
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронных вычислительных машин
(Россия, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1)Роберт Вячеславович Хруничев
Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина
Автор, ответственный за переписку.
Email: hrunichev_robert@mail.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры электронных вычислительных машин
(Россия, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1)Список литературы
- Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации : постановление Правительства РФ № 603 от 15 апреля 2023 г. // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/48272/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Частота кадров: почему российским компаниям не хватает инженеров // Известия. URL: https://iz.ru/1738941/kseniia-nabatkina-iana-shturma/chastota-kadrov-pochemurossiiskim- kompaniiam-ne-khvataet-inzhenerov/ (дата обращения: 24.12.2024).
- Дефицит инженеров стал в России рекордным // Новые известия. URL: https://newizv.ru/news/2024-07-26/defitsit-inzhenerov-stal-v-rossii-rekordnym- 432160 (дата обращения: 03.02.2025).
- Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») : распоряжение Правительства РФ № 1315-р от 20.05.2023 (ред. от 21.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202305250050 (дата обращения: 24.12.2024).
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : указ Президента РФ № 309 от 07.05.2024 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202405070015 (дата обращения: 24.12.2024).
- Поручение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров и научных разрабо- ток для создания технологического суверенитета // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/50803/ (дата обращения: 24.12.2024).
- Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ № 3333-р от 19 ноября 2024 г. // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/156334/ (дата обращения: 24.12.2024).
- Рязанская область испытывает дефицит квалифицированных кадров // Рязанская газета. URL: https://rg62.info/2023/12/04/ryazanskaya-oblast-ispytyvaet-deficzitkvalificzirovannyh- kadrov/ (дата обращения: 03.02.2025).
- С 2020 года в вузах России растет количество бюджетных мест для подготовки инженерных кадров // Российское образование. URL: https://ruobraz.ru/news/s- 2020-goda-v-vuzakh-rossii-rastet-kolichestvo-byudzhetnykh-mest-dlya-podgotovkiinzhenernykh- kadrov/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Об установлении минимального количества баллов единого государственного эк- замена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучениев образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2022/23 учебный год : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 713 от 05.08.2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110010029?index=2 (дата обращения: 03.02.2025).
- Пацей Н. В., Шиман Д. В., Наркевич А. С., Сухорукова И. Г. Методы очистки и подготовки информации для решения задач интеллектуального анализа // Инте- грация и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее : сб. ст. II Междунар. науч.-техн. конф. «Минские научные чте- ния – 2019» (г. Минск, 11–12 декабря 2019 г.) : в 3 т. Минск : БГТУ, 2020. Т. 3. С. 136–138.
- Кулаичев А. П. Методы и средства комплексного статистического анализа дан- ных : учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2025. 484 с. (Высшее образование) doi: 10.12737/25093
- Хруничев Р. В. Прикладные статистические методы анализа : учеб. пособие. Ря- зань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2023. 80 с.
- Солонин С. И. Метод гистограмм : учеб. пособие. Екатеринбург : ЦНОТ ИТОО УрФУ, 2014. 97 с.
- Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 1076 от 21 августа 2020 г. (с изм. и доп. от 25.01.2021, 13.08.2021, 26.08.2022, 10.02.2023, 16.11.2023) // Гарант.Ру. 2025. URL: https://base.garant.ru/ 74541661/#friends (дата обращения: 15.01.2025).
- Что происходит в российском образовании: 6 трендов из статистики // Skillbox. Образование 4.0. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-proiskhodit-vrossiyskom- obrazovanii-6-trendov-iz-statistiki/ (дата обращения: 04.02.2025).
- Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального об- разования» на начало 2024/25 учебного года // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 04.02.2025).
- За два года меньше ребят стали сдавать ЕГЭ по профильной математике и физике // Skillbox. Образование 4.0. URL: https://skillbox.ru/media/education/za-dva-godamenshe- rebyat-stali-sdavat-ege-po-profilnoy-matematike-i-fizike/ (дата обращения: 04.02.2025).
- Министры образования поработали над ошибками // Коммерсантъ. Российское образование. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5720583 (дата обращения: 04.02.2025).
- В России растет нехватка учителей // БФМ.РУ. 2025. URL: https://www.bfm.ru/ news/565855 (дата обращения: 15.01.2025).
Дополнительные файлы
