ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка степени импортозависимости российского рынка гинекологических лекарственных препаратов и разработка комплекса мер, способствующих ее преодолению. Методика. Исследование базировалось на данных аудита розничных продаж и госпитальных закупок, а также аудита льготного лекарственного обеспечения в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем препараты для лечения гинекологических заболеваний, в 2012-2021 гг., предоставленных исследовательской компанией DSM Group. Результаты. Показано, что российский рынок гинекологических препаратов является крайне импортозависимым, доля зарубежных лекарств в его отдельных сегментах достигает 90%. Наиболее высокая доля импорта наблюдается в розничном сегменте, среди оригинальных гинекологических препаратов и лекарств, не включенных в Перечень ЖНВЛП, а в разрезе АТХ-классификации - в подгруппе G03 [Половые гормоны и модуляторы половой системы]. Среди лидирующих по объемам продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражениях гинекологических лекарственных препаратов, а также компаний-производителей, преобладают главным образом зарубежные. Заключение. Предложен комплекс мер, направленных на активизацию процесса импортозамещения на российском рынке гинекологических лекарственных препаратов. Практическая реализация всех запланированных мероприятий должна способствовать не только преодолению импортозависимости, но и развитию производства новых отечественных гинекологических лекарств, что позволит увеличить их доступность для населения и учреждений здравоохранения и в целом повысит уровень лекарственной безопасности нашей страны.

Полный текст

Введение Гинекологические заболевания представляют собой серьезную социально значимую проблему, эффективное решение которой является одним из непременных условий воспроизводства здоровых поколений и сохранения здоровья семей. В соответствии с официальными статистическими данными, в России с каждым годом увеличивается численность гинекологических больных, а также происходит «омоложение» воспалительных и злокачественных заболеваний [1]. В такой ситуации для женской части населения, страдающей различными видами гинекологической патологии, требуется эффективное и качественное лекарственное обеспечение, которое в силу сложившейся экономической и геополитической ситуации находится под угрозой в связи с высокой импортозависимостью российского фармацевтического рынка. Проблема импортозависимости является особенно актуальной для тех сегментов рынка, на которых подавляющая доля продаж лекарственных препаратов приходится на продукцию зарубежных производителей. Для таких сегментов рынка в современных условиях импортозамещение становится одной из приоритетных государственных задач, успешное решение которой будет способствовать лекарственной безопасности, а в целом укреплению национальной безопасности и независимости нашей страны. Целью статьи является оценка степени импортозависимости российского рынка гинекологических лекарственных препаратов и разработка комплекса мер, способствующих ее преодолению. Методика Исследование базировалось на данных аудита розничных продаж и госпитальных закупок, а также аудита льготного лекарственного обеспечения в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем препараты для лечения гинекологических заболеваний, в 2012-2021 гг., предоставленных исследовательской компанией DSM Group. Для оценки степени импортозависимости и динамики ее изменения на российском рынке гинекологических лекарственных препаратов в целом и в его отдельных сегментах определялось процентное соотношение между отечественными и импортными лекарствами с годовой периодичностью. Результаты исследования и их обсуждение В целом на российском рынке гинекологических препаратов на протяжении последних 10 лет на импортные лекарства приходится подавляющая доля всех продаж (рис.). Так, в 2021 г. доля продаж импортных гинекологических препаратов составила 91,53% в стоимостном выражении и 81,97% в натуральном выражении, то есть объемы реализации лекарств зарубежного производства оказались больше аналогичных показателей для отечественных лекарств соответственно в 10,8 и 4,6 раза. За исследуемый период прослеживается положительная динамика импортозамещения, однако рост доли отечественных гинекологических препаратов является незначительным. С 2012 г. по 2021 г. доля гинекологических лекарств российского производства увеличилась в денежном выражении с 6,42% до 8,47%, а в натуральном выражении с 13,71% до 18,03%. Доля продаж отечественных препаратов в в упаковках несколько выше, чем в стоимостном выражении, что согласуется с общей тенденцией для всего фармацевтического рынка и обусловлено более высокой стоимостью импортных лекарств. Рис. Динамика изменения соотношения долевых показателей продаж отечественных и импортных гинекологических лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражениях в 2012-2021 гг. Рассматривая доли продаж отечественных и импортных гинекологических препаратов в разрезе различных рыночных сегментов (табл. 1), следует отметить, что наиболее импортозависимым является розничный сегмент. За последние годы соотношение продаж российских и зарубежных препаратов в этом сегменте практически не изменилось. В 2021 г. доля продаж импортных лекарств в стоимостном выражении составила 90,62%, а в натуральном выражении она оказалась равна 77,81%. Таблица 1. Динамика изменения соотношения долевых показателей продаж отечественных и импортных гинекологических лекарственных препаратов в различных сегментах российского фармацевтического рынка в стоимостном и натуральном выражениях в 2012-2021 гг. Сегмент фармацев-тического рынка Группа ЛП Доля продаж в стоимостном (натуральном) выражении по годам, % 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Розничный сегмент Отечествен-ные ЛП 8,52 (20,58) 7,47 (18,05) 6,58 (15,55) 6,88 (16,77) 7,58 (18,95) 7,90 (19,34) 8,02 (19,13) 8,71 (20,00) 9,43 (21,63) 9,38 (22,19) Импортные ЛП 91,48 (79,42) 92,53 (81,95) 93,42 (84,45) 93,12 (83,23) 92,42 (81,05) 92,10 (80,66) 91,98 (80,87) 91,29 (80,00) 90,57 (78,37) 90,62 (77,81) Госпиталь-ный сегмент Отечественные ЛП 12,04 (25,15) 9,08 (26,54) 10,95 (26,96) 11,77 (30,81) 17,90 (31,86) 17,75 (34,55) 15,71 (33,15) 16,50 (31,23) 18,94 (37,80) 15,45 (29,58) Импортные ЛП 87,96 (74,85) 90,92 (73,46) 89,05 (73,04) 88,23 (69,19) 82,10 (68,14) 82,25 (65,45) 84,29 (66,85) 83,50 (68,77) 81,06 (62,20) 84,55 (70,42) Сегмент льготного лекарственного обес-печения Отечественные ЛП 5,67 (24,37) 7,74 (35,22) 8,55 (38,24) 9,21 (33,54) 2,78 (9,80) 8,80 (30,06) 8,84 (26,98) 15,75 (34,07) 9,36 (15,73) 20,25 (37,78) Импортные ЛП 94,33 (75,63) 92,26 (64,78) 91,45 (61,76) 90,79 (66,46) 97,22 (90,20) 91,20 (69,94) 91,16 (73,02) 84,25 (65,93) 90,64 (84,27) 79,75 (62,22) В госпитальном сегменте и сегменте льготного лекарственного обеспечения доля продаж отечественных гинекологических препаратов выше, чем в розничном сегменте, и составляет в стоимостном выражении 15,45% и 20,25%, а в натуральном выражении - 29,58% и 37,78%. Для всех сегментов российского рынка гинекологических препаратов характерна положительная динамика импортозамещения, однако, наиболее существенно она проявляется в сегменте льготного лекарственного обеспечения, в котором с недавнего времени действуют определенные ограничения при закупках импортных лекарств, в результате чего доля отечественных препаратов выросла за период с 2016 г. по 2021 г. с 2,78% до 20,25% в стоимостном выражении и с 9,8% до 37,78% в натуральном выражении. Таким образом, инструменты государственного регулирования и поддержки отечественных производителей оказывают значительное влияние на процесс импортозамещения на рынке гинекологических препаратов. В результате анализа соотношения между отечественными и импортными гинекологическими препаратами, проведенного в разрезе федеральных округов Российской Федерации, было установлены некоторые различия между ними. Это можно объяснить различной концентрацией производства отечественных препаратов, разными объемами финансовых средств, выделяемых на государственные закупки лекарств, расхождениями в уровне заболеваемости населения и предпочтений при выборе продукции [2]. Наиболее высокая доля продаж гинекологических препаратов российского производства характерна для Приволжского федерального округа, где она составила в 2021 г. 11,8% в денежном выражении и 26,54% в натуральном выражении, а самая низкая доля отечественных гинекологических препаратов выявлена в Северо-Западном федеральном округе, где она оказалась равна соответственно 8,24% и 18,67%. Что касается динамики процесса импортозамещения, то она является положительной во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного, в котором доля продаж отечественных гинекологических препаратов уменьшилась за период с 2012 г. по 2021 г. с 10,29% до 8,34% в стоимостном выражении и с 21,87% до 20,66% - в натуральном. Анализ соотношения продаж отечественных и зарубежных гинекологических препаратов, проведенный в разрезе их отнесения к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), показал, что доля продаж лекарств российского производства выше среди препаратов, включенных в данный Перечень, где она составила в 2021 г. 11,2% в стоимостном выражении и 25,12% в натуральном выражении (табл. 2). Это также можно объяснить действием регуляторных механизмов, благодаря которым действуют определенные ограничения при государственных закупках импортных препаратов. Можно отметить положительную динамику импортозамещения как среди препаратов, включенных в Перечень ЖНЛВП, так и не включенных в него, однако интенсивность этого процесса невелика. Таблица 2. Динамика изменения соотношения долевых показателей продаж отечественных и импортных гинекологических лекарственных препаратов в разрезе их принадлежности к Перечню ЖНВЛП на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражениях в 2012-2021 гг. Отношение к Перечню ЖНВЛП Группа ЛП Доля продаж в стоимостном (натуральном) выражении по годам, % 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ЖНВЛП Отечестве-нные ЛП 10,30 (19,12) 8,87 (15,69) 7,33 (13,73) 8,11 (16,06) 8,99 (20,59) 9,83 (21,66) 9,48 (22,97) 9,19 (21,16) 11,51 (26,10) 11,20 (25,12) Импортные ЛП 89,70 (80,88) 91,13 (84,31) 92,67 (86,27) 91,89 (83,94) 91,01 (79,41) 90,17 (78,34) 90,52 (77,03) 90,81 (78,84) 88,49 (73,90) 88,80 (74,88) Не ЖНВЛП Отечестве-нные ЛП 4,95 (11,71) 4,82 (12,04) 4,44 (10,04) 4,56 (10,52) 4,88 (10,70) 5,30 (10,70) 5,87 (10,81) 6,22 (10,92) 7,50 (13,49) 7,57 (14,57) Импортные ЛП 95,05 (88,29) 95,18 (87,96) 95,56 (89,96) 95,44 (89,48) 95,12 (89,30) 94,70 (89,30) 94,13 (89,19) 93,78 (89,08) 92,50 (86,51) 92,43 (85,43) Среди дженериковых гинекологических препаратов доля продаж отечественных лекарств гораздо выше, чем среди оригинальных, где они практически отсутствуют (табл. 3). В 2021 г. доля продаж отечественных лекарств среди оригинальных препаратов составила лишь 1,11% в денежном выражении и 1,92% - в натуральном. Это неудивительно и объясняется практически полным отсутствием отечественных инновационных разработок на российском рынке препаратов ддя лечения гинекологических заболеваний. Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют дженериковые препараты [3]. Таблица 3. Динамика изменения соотношения долевых показателей продаж отечественных и импортных гинекологических лекарственных препаратов среди оригинальных и дженериковых лекарств на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражениях в 2012-2021 гг. ЛП постепени инноваци-онности Группа ЛП Доля продаж в стоимостном (натуральном) выражении по годам, % 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Оригиналь-ные ЛП Отечестве-нные ЛП 0,79 (0,98) 0,47 (0,78) 0,46 (0,75) 0,41 (0,72) 0,43 (0,81) 0,64 (1,21) 0,77 (1,45) 0,97 (1,60) 1,14 (2,05) 1,11 (1,92) Импортные ЛП 99,21 (99,02) 99,53 (99,22) 99,54 (99,25) 99,59 (99,28) 99,57 (99,19) 99,36 (98,79) 99,23 (98,55) 99,03 (98,40) 98,86 (97,95) 98,89 (98,08) Дженери-ковые ЛП Отечестве-нные ЛП 14,93 (24,44) 14,47 (23,41) 12,73 (20,75) 12,40 (22,26) 13,47 (25,10) 13,91 (24,59) 14,52 (25,51) 14,46 (24,37) 16,69 (28,74) 16,42 (29,81) Импортные ЛП 85,07 (75,56) 85,53 (76,59) 87,27 (79,25) 87,60 (77,74) 86,53 (74,90) 86,09 (75,41) 85,48 (74,49) 85,54 (75,63) 83,31 (71,26) 83,58 (70,19) Соотношение продаж между отечественными и импортными гинекологическими лекарственными препаратами существенно различается в разных подгруппах АТХ-классификации. Наиболее импортозависимой является группа G03 [Половые гормоны и модуляторы половой системы], в которой доля продаж отечественных препаратов составляет лишь 2,52% в стоимостном выражении и 2,38% в натуральном выражении. Следует отметить, что в ближайшее время планируется реализация импортозамещающего проекта по производству гормональных препаратов на предприятии «Фармасинтез-Тюмень», который предполагает выпуск свыше 30 МНН гормональных препаратов в объеме около 1 млрд. упаковок в год. Ожидается, что такой объем производства сможет заместить до половины объема российского рынка гормональных препаратов [4]. В двух других группах АТХ-классификации G01 и G02 доля продаж отечественных препаратов значительно выше, однако она не превышает 45% ни в стоимостном выражении, ни в упаковках (табл. 4). Таблица 4. Динамика изменения соотношения долевых показателей продаж отечественных и импортных гинекологических лекарственных препаратов среди различных подгрупп АТХ-классификации на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражениях в 2012-2021 гг. Подгруппа АТХ-классификации Группа ЛП Доля продаж в стоимостном (натуральном) выражении по годам, % 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 G01 Отечестве-нные ЛП 21,82 (30,11) 19,03 (28,28) 17,17 (24,93) 18,87 (29,64) 21,88 (34,20) 24,13 (35,34) 25,08 (36,86) 24,30 (33,59) 30,85 (44,24) 29,71 (44,08) Импортные ЛП 78,18 (69,89) 80,97 (71,72) 82,83 (75,07) 81,13 (70,36) 78,12 (65,80) 75,87 (64,66) 74,92 (63,14) 75,70 (66,41) 69,15 (55,76) 70,29 (55,92) G02 Отечестве-нные ЛП 13,69 (27,07) 10,70 (22,05) 9,26 (18,83) 9,23 (18,43) 9,11 (17,61) 10,27 (18,12) 11,36 (18,96) 10,89 (16,77) 14,64 (24,05) 13,63 (21,41) Импортные ЛП 86,31 (72,93) 89,30 (77,95) 90,74 (81,17) 90,77 (81,57) 90,89 (82,39) 89,73 (81,88) 88,64 (81,04) 89,11 (83,23) 85,36 (75,95) 86,37 (78,59) G03 Отечестве-нные ЛП 1,18 (1,12) 1,36 (1,49) 1,36 (1,48) 1,65 (1,94) 1,73 (1,93) 1,76 (1,97) 1,97 (1,95) 2,08 (2,25) 2,35 (2,41) 2,52 (2,38) Импортные ЛП 98,82 (98,88) 98,64 (98,51) 98,64 (98,52) 98,35 (98,06) 98,27 (98,07) 98,24 (98,03) 98,03 (98,05) 97,92 (97,75) 97,65 (97,59) 97,48 (97,62) Учитывая высокую импортозависимость российского рынка гинекологических лекарственных препаратов, неудивительно, что среди торговых наименований, лидирующих в 2021 г. по объему продаж в стоимостном выражении присутствуют исключительно зарубежные лекарства (табл. 5). Таблица 5. Торговые наименования гинекологических лекарственных препаратов, лидирующие по объему продаж на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражении в 2021 г. Рейтинг Торговое наименование гинекологического препарата Стоимостной объем, млн.руб. Доля, % Торговое наименование гинекологического препарата Натуральный объем, млн.уп. Доля,% 1 Дюфастон (США) 6252,8 4,79 Дюфастон (США) 8,6 4,98 2 Джес Плюс (Германия) 5965,8 4,57 Утрожестан (Бельгия) 7,8 4,50 3 Клайра (Германия) 5686,5 4,36 Тержинан (Франция) 7,3 4,23 4 Джес (Германия) 4122,2 3,16 Клайра (Германия) 6,4 3,67 5 Тержинан (Франция) 3697,2 2,83 Фуразолидона таблетки 0.05 г (Россия) 5,8 3,34 6 Ярина (Германия) 3663,6 2,81 Джес Плюс (Германия) 5,2 3,00 7 Утрожестан (Бельгия) 3431,4 2,63 Джес (Германия) 4,5 2,57 8 Новаринг (США) 3300,8 2,53 Регулон (Венгрия) 3,9 2,27 9 Линдинет 20 (Венгрия) 3160,0 2,42 Пимафуцин (Дания) 3,9 2,24 10 Фемостон Конти (США) 3059,4 2,35 Полижинакс (Франция) 3,4 1,97 Наибольшими объемами продаж в денежном выражении характеризуются преимущественно препараты из США и Германии. Лидером продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении является гормональный препарат Дюфастон с долей продаж 4,79% и 4,98% соответственно. Среди российских препаратов наибольшими объемами продаж в стоимостном выражении характеризуется препарат Депантол компании Нижфарм, но он находится лишь на 42-м месте. Среди 10 гинекологических препаратов, лидирующих по объемам продаж в упаковках, также в основном представлена продукция стран Евросоюза и США, однако имеется один российский противомикробный препарат Фуразолидон, который занимает 5-е место с объемом реализации 5,8 млн.упаковок и долей продаж, равной 3,34% . Среди компаний-производителей, лидирующих по объему продаж в стоимостном выражении в 2021 г., присутствует лишь одна отечественная компания Нижфарм с объемом реализации 3332,2 млн. рублей и долей на рынке гинекологических препаратов 2,55% (табл. 6). В натуральном выражении среди десятки лидеров продаж находятся две российские компании (Нижфарм и Авексима), суммарная доля продаж которых на рынке составила 7,39%. Однако в структуре продаж доля российских гинекологических препаратов является критически низкой, в объеме реализации 20 лидирующих компаний она составляет 3,3% в денежном выражении и 10,4% - в натуральном. Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что российский рынок гинекологических препаратов является крайне импортозависимым, доля зарубежных лекарств в его отдельных сегментах достигает 90%, поэтому перед государством стоит важная стратегическая задача, состоящая в активизации процесса импортозамещения. Ключевые механизмы реализации политики импортозамещения на российском фармацевтическом рынке в целом и в частности в гинекологическом сегменте находятся в плоскости финансирования, налогообложения, администрирования и создания условий для устойчивого спроса на отечественную продукцию. В связи с этим для поддержки отечественных производства гинекологических лекарственных препаратов необходимо обеспечивать развитие государственно-частного партнерства, предоставлять возможность фармацевтическим компаниям получать долгосрочные кредиты на льготных условиях, субсидировать разработки новых лекарственных средств и делать более доступными условия получения земельных участков под строительство новых производств,, внедрять механизмы предоплаты закупаемой продукции для поставщиков с большим опытом поставок и репутацией надежных партнеров в исполнении государственных контрактов, создавать условия для гарантированного долгосрочного спроса на отечественные лекарства за счет заключения офсетных контрактов с фармацевтическими производителями, а также снижать налоговую нагрузку и применять упрощенные процедуры администрирования [5-7]. Следует отметить, что многие высказанные предложения по преодолению импортозависимости полностью согласуются с мерами поддержки отечественных производителей со стороны высшего руководства нашей страны и должны способствовать преодолению импортозависимости российского фармацевтического рынка в целом и его отдельных сегментов, в том числе гинекологического, как наиболее отстающего [8]. Таблица 6. Компании-производители гинекологических лекарственных препаратов, лидирующие по объему продаж на российском фармацевтическом рынке в стоимостном и натуральном выражении в 2021 г. Рейтинг Наименование компании Стоимостной объем, млн.руб. Доля, % Наименование компании Натуральный объем, млн.уп. Доля, % 1 Bayer AG (Германия) 32574,4 24,97 Gedeon Richter PLC (Венгрия) 33,1 19,08 2 Gedeon Richter PLC (Венгрия) 24309,2 18,64 Bayer AG (Германия) 27,8 16,04 3 Abbott Laboratories (США) 15121,8 11,59 Abbott Laboratories (США) 16,3 9,42 4 Besins Healthcare (Бельгия) 8066,3 6,18 Besins Healthcare (Бельгия) 12,0 6,92 5 Organon International INC (США) 5498,5 4,22 Laboratoires Bouchara-Recordati SAS (Франция) 8,6 4,98 6 Laboratoires Bouchara-Recordati SAS (Франция) 4309,2 3,30 Нижфарм АО (Россия) 6,4 3,71 7 Нижфарм АО (Россия) 3332,2 2,55 Авексимаоао (Россия) 6,4 3,68 8 Merck Sharp & Dohme (США) 2522,6 1,93 Laboratoire Innotech International (Франция) 4,5 2,57 9 Laboratoire Innotech International (Франция) 2394,1 1,84 Leo Pharma A/S (Дания) 3,9 2,24 10 Bionorica Arzneimittel GMBH (Германия) 2360,1 1,81 Bionorica Arzneimittel GMBH (Германия) 3,6 2,05 Заключение В результате проведенного исследования установлена высокая импортозависимость российского рынка гинекологических препаратов во всех его сегментах. За исследуемый период ситуация практически не изменилась, В настоящее время наиболее высокая доля импорта наблюдается в розничном сегменте, среди оригинальных гинекологических препаратов и лекарств, не включенных в Перечень ЖНВЛП, а в разрезе АТХ-классификации - в подгруппе G03 [Половые гормоны и модуляторы половой системы]. Среди лидирующих по объемам продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражениях гинекологических лекарственных препаратов, а также компаний-производителей, преобладают главным образом зарубежные. Учитывая серьезное ухудшение геополитической ситуации и возникающие трудности с поставками импортной продукции из европейских стран и США, требуется срочная реализация комплекса предложенных мер по снижению импортозависимости на российском рынке гинекологических лекарственных препаратов. Практическая реализация всех запланированных мероприятий должна способствовать не только преодолению импортозависимости, но и развитию производства новых отечественных гинекологических лекарственных препаратов, что позволит увеличить их доступность для населения и учреждений здравоохранения и в целом повысит уровень лекарственной безопасности нашей страны.
×

Об авторах

Александр Сергеевич Орлов

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Email: email@example.com
кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 14

Александра Сергеевна Кнутарева

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Email: email@example.com
магистрант кафедры экономики и управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 14

Список литературы

  1. Кнутарева А.С. Анализ российского фармацевтического рынка антисептических и противомикробных препаратов для лечения гинекологических заболеваний // Молодая фармация - потенциал будущего: Материалы XII Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов с международным участием. - Санкт-Петербург: СПХФУ, 2022. - С. 1101-1104. @@ Knutareva A.S. Molodaja farmacija - potencial budushhego: Materialy XII Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i aspirantov s mezhdunarodnym uchastiem. Young pharmacy - the potential of the future: Proceedings of the XII All-Russian Scientific Conference of Students and Postgraduates with International Participation. - St. Petersburg: SPHFU, 2022. - P. 1101-1104. (in Russian)
  2. Безуглова М.Н., Крупнова Е.М. Импортозамещение на российском фармацевтическом рынке // Вектор экономики. - 2017. - №11(17). - С. 1-8. @@ Bezuglova M.N., Krupnova E.M. Vektor jekonomiki. Economy vector. - 2017. - N11(17). - P. 1-8. (in Russian)
  3. Лин А.А., Соколов Б.И., Орлов А.С. Фармацевтический рынок : сегмент клинических исследований лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. - 2015. - №1(53). - С. 288-293 @@ Lin A.A., Sokolov B.I., OrlovA.S. Problemy sovremennoj jekonomiki. Problems of the modern economy. - 2015. - N1(53). - P. 288-293. (in Russian)
  4. «Фармасинтез» представил инновационную линейку гормональных препаратов для женщин. 17.06.22. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/10/01/farmasintez-predstavil-innovatsionnuyu-lineiku-gormonalnih-preparatov-dlya-zhenschin.
  5. Петров А.М., Комарова А.В. Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №4. - С. 51-62. @@ Petrov A.M., Komarova A.V. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik.Russian Foreign Economic Bulletin. - 2016. - N4. - P. 51-62. (in Russian)
  6. Репринцева Е.В. Импортозависимость фармацевтического рынка РФ как угроза лекарственной безопасности // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т.9. №1(30). - С. 293-294. @@ Reprintseva E.V. Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. - 2020. - V.9. N1(30). - P. 293-294. (in Russian)
  7. Лекарственное импортозамещение: как Москва поддержит фармотрасль. 16.06.22. URL: https://www.rbc.ru/society/23/03/2022/623a02c99a7947f58e80a69f
  8. Стенограмма выступления Владимира Путина на пленарном заседании ПМЭФ-2022. 17.06.22. URL: https://rg.ru/2022/06/17/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef-2022.html?

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».