Текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального управления электровозами 2ЭС6
- Авторы: Истомин С.Г.1, Доманов К.И.1, Шатохин А.П.1, Денисов И.Н.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 83, № 3 (2024)
- Страницы: 215-229
- Раздел: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-9731/article/view/272352
- EDN: https://elibrary.ru/clcpok
- ID: 272352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Предметом исследования являются текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального вождения поездов грузовыми магистральными электровозами постоянного тока 2ЭС6. Анализ влияния современных тенденций в области энергосбережения и улучшения эффективности использования тяговых энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте на тягу поездов показал, что в настоящее время малоисследованными остаются режимы ведения поезда, построенные на методах и алгоритмах машинного обучения и искусственного интеллекта. Основной целью исследования является определение уровня фактического использования систем автоматизации вождения грузовых поездов на участках Урало-Сибирского железнодорожного полигона и его влияние на энергооптимальный график исполненного движения поездов.
Материалы и методы. При решении поставленных задач в работе были использованы основные положения теории тяги поездов, понятия теории автоматизированного управления и диагностики электроподвижного состава, а также статистические методы обработки данных.
Результаты. Сформулирована гипотеза о том, что интеллектульно-адаптивная система поддержки управления подвижным составом с применением методов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта позволит снизить значения удельного расхода электроэнергии локомотивами. Показано, что наиболее целесообразным для построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива в режиме реального времени для интеллектуально-адаптивной системы поддержки управления подвижным составом с применением методов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта является использование данных из автоматизированного рабочего места регистратора параметров движения и автоведения грузового локомотива, так как именно эти данные содержат точные значения географических координат, что позволяет синхронизировать измерения по различным поездкам на определенном участке.
Обсуждения и заключение. Применение настраиваемой искусственной рекуррентной нейронной сети на долгой краткосрочной памяти при разработке новых или усовершенствовании уже существующих методов энергоэффективного управления тяговым подвижным составом с поездом позволит модернизировать используемые на локомотивах регистраторы параметров движения. Разработанный авторами алгоритм может лечь в основу создания принципиально новой интеллектульно-адаптивной системы поддержки управления подвижным составом с применением методов и последовательностей машинного обучения и искусственного интеллекта. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку технологии построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива с поездом в режиме реального времени.
Об авторах
Станислав Геннадьевич Истомин
Омский государственный университет путей сообщения
Email: dki35@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-5243-1035
канд. техн. наук, доцент кафедры подвижного состава электрических железных дорог
Россия, ОмскКирилл Иванович Доманов
Омский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: dki35@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-2627-4179
канд. техн. наук, доцент кафедры подвижного состава электрических железных дорог
Россия, ОмскАндрей Петрович Шатохин
Омский государственный университет путей сообщения
Email: dki35@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-6259-8018
канд. техн. наук, доцент, директор, Институт электрического транспорта и систем энергообеспечения
Россия, ОмскИлья Николаевич Денисов
Омский государственный университет путей сообщения
Email: dki35@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-5951-7328
заведующий лабораториями, кафедра подвижного состава электрических железных дорог
Россия, ОмскСписок литературы
- Худорожко М. В., Елисеев И. А., Стельмашенко А. В. Система, обеспечивающая вождение соединенных поездов одной локомотивной бригадой // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2024. № 1 (65). С. 28–31. EDN: https://elibrary.ru/kuikgx. Khudorozhko M. V., Eliseev I. A., Stelmashenko A. V. Single-crew locomotive driving system for coupled trains. Railway Equipment. 2024;(1):28-31. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/kuikgx.
- Худорожко М. В., Елисеев И. А., Стельмашенко А. В. Реализация технических решений для вождения соединенного поезда одной локомотивной бригадой (САУ-ОП) // Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни зa горизонт: сб. материалов II Междунар. конф., Москва, 24–25 августа 2023 г. М.: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2023. С. 304–310. EDN: https:// elibrary.ru/aodtgv. Khudorozhko M. V., Eliseev I. A., Stelmashenko A. V. Implementation of technical solutions for driving a coupled train by one locomotive crew (SAU-OP). In: Science 1520 VNIIZhT: Look beyond the horizon: Collection of proceedings of II International conf., Moscow, 24–25 August 2023. Moscow: Railway Research Institute; 2023. p. 304–310. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/aodtgv.
- Система АВ-РТ: курс на беспилотные технологии / М. В. Худорожко [и др.] // Локомотив. 2020. № 2 (758). С. 11–13. EDN: https://elibrary.ru/ywxtad. Khudorozhko M. V., Eliseev I. A., Murov S. A., Stelmashenko A. V., Lantsov A. P. AV-RT system: heading towards unmanned technologies. Lokomotiv. 2020;(2):11-13. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/ywxtad.
- Елисеев И.А., Хазов М.С., Худорожко М.В. Оперативное определение фактического коэффициента сцепления колес локомотива с рельсами // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Москва, 5 июня 2019 г. М.: РАС, 2019. С. 151–159. EDN: https://elibrary.ru/pvzysp. Eliseev I. A., Hazov M. S., Hudorozhko M. V. In-process determination of actual coefficient of traction of locomotive wheels with rails. In: Major issues of rail transport development: sourcebook of the All-Russian scientific and practical conf. for the 75th Anniversary of the postgraduate programme of the Railway Research Institute, Moscow, 5 June 2019. Moscow: RAS Publ.; 2019. p. 151–159. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/pvzysp.
- Елисеев И. А. Повышение энергоэффективности процесса управления электровозом посредством оперативного уточнения сил тяги и электрического торможения: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07. М., 2013. 26 с. EDN: https://elibrary.ru/sioirj. Eliseev I. A. Increase of energy efficiency of the electric locomotive control by in-process specification of traction forces and electric braking: Cand. Sci. (Eng.) thesis synopsis: 05.22.07. Moscow; 2013. 26 p. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/sioirj.
- Жебрак Л. М., Елисеев И. А. Методика оперативного уточнения действующей силы тяги локомотива на поезд // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2012. № 4. С. 38–42. EDN: https://elibrary.ru/pbeumr. Zhebrak L. M., Eliseev I. A. Methods of real-time adjustment of tractive effort acting from locomotive to train. Russian Railway Science Journal. 2012;(4):38-42. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/pbeumr.
- Елисеев И.А. Тенденции развития систем автоведения // Совершенствование электрооборудования тягового подвижного состава: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. В.А. Кучумова, Н.Б. Никифоровой. М.: Интекст, 2011. С. 38–45. EDN: https://elibrary.ru/spiqit. Eliseev I.A. Trends in the development of auto-driving systems. In: Kuchumov V.A., Nikiforova N.B. (eds) Improvement of tractive rolling stock electrical equipment: Collection of scientific works of the Railway Research Institute. Moscow: Intext Publ.; 2011. p. 38–45. (In Russ.). EDN: https:// elibrary.ru/spiqit.
- Жебрак Л.М., Елисеев И.А. Постановка задачи оперативного уточнения действующей на поезд силы тяги в процессе движения // Перспективные задачи развития железнодорожного транспорта: сб. ст. молодых ученых и аспирантов ВНИИЖТ. М.: Интекст, 2010. С. 35–39. EDN: https://elibrary.ru/tajeur. Zhebrak L.M., Eliseev I.A. Setting of the problem of in-process specification of the traction force acting on the train in motion. In: Prospects of railway transport development: Collection of articles of young scientists and postgraduates of the Railway Research Institute. Moscow: Intext Publ.; 2010. p. 35–39. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/tajeur.
- Елисеев И.А. Стохастическая модель силы тяги локомотива // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2010. №4. С. 30–33. EDN: https://elibrary.ru/mvcrxt. Eliseev I. A. Stochastic model of locomotive's tractive effort. Russian Railway Science Journal. 2010;(4):30-33. (In Russ.). EDN: https:// elibrary.ru/mvcrxt.
- Елисеев И. А., Худорожко М. В., Жебрак Л. М. Метод оценки переменных с минимальной дисперсией // Мир транспорта. 2009. Т. 7, № 1 (25). С. 28–32. EDN: https://elibrary.ru/jybizh. Eliseev I.A., Hudorozhko M.V., Zhebrak L.M. Method of variable estimation with minimum dispersion. World of Transport and Transportation. 2009;7(1):28-32. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/jybizh.
- Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp. Muginshteyn L. A., Vinogradov S. A., Kiryakin V. Yu., Lyashko O. V., Anfinogenov A. Yu., Yabko I. A. Elbrus Innovations Project. Zheleznodorozhnyy transport. 2013;(12):18-25. (In Russ.). EDN: https://www. elibrary.ru/rmtbfp.
- Полигонные технологии движения поездов по графикам на основе автоматизированной системы «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2015. № 3. С. 13–19. EDN: https://elibrary.ru/tkirfp. Muginshteyn L. A., Vinogradov S. A., Kiryakin V. Yu., Lyashko O. V., Anfinogenov A. Yu., Novgorodtseva A. V. Polygon technologies of scheduled train traffic based on the Elbrus Automated System. Zheleznodorozhnyy transport. 2015;(3):13-19. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/tkirfp.
- Мугинштейн Л. А., Виноградов С. А., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поездов // Железнодорожный транспорт. 2010. № 2. С. 24–29. EDN: https://elibrary.ru/oyseib. Muginshteyn L. A., Vinogradov S. A., Yabko I. A. Energy-optimal traction calculation of train traffic. Zheleznodorozhnyy transport. 2010;(2):24-29. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/oyseib.
- Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальные методы управления движением поездов: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ». М., 2012. С. 79. EDN: https://elibrary.ru/qnxwzz. Muginshteyn L.A., Ilyutovich A.E., Yabko I.A. Energyoptimal methods of train traffic control: Collection of scientific works of the Railway Research Institute. Moscow; 2012. p. 79. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/qnxwzz.
- Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. 2013. № 6. С. 3–13. EDN: https://elibrary.ru/tolgrr. Muginshteyn L. A., Ilyutovich A. E., Yabko I. A. Mimimum energy consumption-based train performance calculation. Russian Railway Science Journal. 2013;(6):3-13. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/ tolgrr.
- Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов / Л. А. Мугинштейн [и др.]. М.: ВМГ-Принт, 2014. 144 с. EDN: https://elibrary.ru/vtzsnn. Muginshteyn L. A., Molchanov A. I., Vinogradov S. A., Popov K. M., Shkol'nikov E. N. Modern methodology of technical rationing of fuel and energy consumption by locomotives for train traction. Moscow: VMG-Print Publ.; 2014. 144 p. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/vtzsnn.
- Юренко К. И. Исследование методов оптимизации режимов ведения поезда с использованием интеллектуальной имитационной модели // Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ-2018): тр. Седьмой науч.-техн. конф., Москва, 14 ноября 2018 г. М.: Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, 2018. С. 236–240. EDN: https:// elibrary.ru/sqsndv. Yurenko K. I. Study of methods for optimising train driving modes using a smart simulation model. In: Smart control systems on railway transport. Computer and mathematical modelling (ISUZhT – 2018): Proceedings of the Seventh Scientific and Technical Conf., Moscow, 14 November 2018. Moscow: Research and Design Institute of Informatisation, Automation and Communication on Railway Transport; 2018. p. 236–240. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/sqsndv.
- Cuéllar M., Delgado M., Pegalajar M. An application of nonlinear programming to train recurrent neural networks in time series prediction problems. In: Chen C.-S., Filipe J., Seruca I., Cordeiro J. (eds) Enterprise Information Systems VII. Dordrecht: Springer; 2007. р. 95–102. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5347-4_11.
- Zhuang N., Qi G.-J., Kieu T.D., Hua K. A. Rethinking the Combined and Individual Orders of Derivative of States for Differential Recurrent Neural Networks. ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications, and Applications. 2019;15(3):1-21. https://doi. org/10.1145/3337928.
Дополнительные файлы

