Финансово грамотное поведение россиян в условиях санкционного давления: показатели и индикаторы
- Авторы: Боричевская Е.И.1,2
-
Учреждения:
- Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 14, № 3 (2024)
- Страницы: 136-142
- Раздел: Экономическая социология (социологические науки)
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-0092/article/view/263618
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2024-14-3-136-142
- EDN: https://elibrary.ru/KEYXXT
- ID: 263618
Цитировать
Аннотация
Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, влияющие на формирование финансово грамотного поведения на основе результатов эмпирических исследований в части определения типов финансово грамотного поведения населения Российской Федерации в условиях санкционного давления, в рамках НИР «Эффективные инструменты формирования финансово грамотного поведения населения в условиях санкционного давления». Вместе с тем, в работе отмечается, что финансовая грамотность и, как следствие, финансовое поведение играет значительную роль в жизни как индивидуумов, так и всего общества. Анализируются изменения в экономической среде и технологического прогресса и подчеркивается, что обладание финансовыми знаниями и навыками является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Как показывают различные социологические исследования и ведомственная статистика, на сегодняшний день Россия сталкивается с вызовами низкой финансовой грамотности и рискованным финансовым поведением, что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения и, в том числе, на их уровне доходов.
Выводы. На основе проведенного исследования выявлены показатели и индикаторы, определяющие профили финансового поведения населения в условиях санкционного давления. Автор делает вывод, что навыки, которые позволяют эффективно управлять финансами и принимать целенаправленные решения, важны не только для личного развития, но и для качества жизни в переменчивых условиях. Финансовая грамотность играет огромную роль в современных условиях развития общества, особенно вo время санкционного давления на страну. При наличии санкций экономическая обстановка становится нестабильной, что требует особого внимания к своим финансовым решениям
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елизавета Игоревна Боричевская
Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: eiborichevskaya@fa.ru
SPIN-код: 7724-9266
младший научный сотрудник; Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; ассистент, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, г. Москва; г. МоскваСписок литературы
- Аракчеева Н.А., Армадерова Е.А., Чудинова В.П. Безопасность и финансовая киберграмотность детей и взрослых // Школьная библиотека. 2019. № 4. С. 52–59.
- Бондаренко В.А., Гузенко Н.В. Вопросы достаточности финансирования научных исследований в России в аспекте нацеленности экономики на инновационное развитие // Финансовые исследования. 2020. № 2 (67). С. 171–178.
- Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Методы оценки уровня финансовой грамотности в школе // КНЖ. 2017. № 4 (21). C. 10–18.
- Добролежа Е.В., Жукова А.Е. Финансовая грамотность как один из инструментов повышения доступности лизинговых продуктов // Инновационный потенциал банковской деятельности в цифровой экономике: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Дон., 2020. С. 272–276.
- Дударева Н.В., Утюмова Е.А. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 14–25.
- Кочергин Д.А., Покровская Н.В., Достов В.Л. Налоговое регулирование обращения виртуальных валют: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Вестник C.-Петерб. гос. ун-та. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 1. С. 49–76.
- Мороз А.А., Плахутина Е.А., Узуев А.А. Финансовая грамотность молодежи: оценка и актуальность повышения ее уровня: сб. науч. ст. 9-й Междунар. науч.-практ. конф. «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика». 2019. С. 246–251.
- Мишина А.П., Майданкина Н.Ю. Формирование основ финансовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия ВГПУ. 2020. № 1 (144).
- Сорокин Д.Е. Политическая экономия технологической модернизации России // Экономическое возрождение России. 2020. № 1 (63). С. 18–25.
- Стахеева Л.М., Николаев С.А. Критерии выбора методов финансового оздоровления // Социально-гуманитарное образование и наука в XXI веке: матер. Всерос. национальной науч.-практ. конф. 2022. С. 349–355.
- Форкунова Л.В., Конева Б.Н. Исследование операции в финансовых ситуациях посредством дидактической игры // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 114–119.
- Csorba L. The determining factors of financial culture, financial literacy and financial behavior. Public Finance Quarterly, 2020. Pp. 67–83.
Дополнительные файлы
