Роль государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в установлении баланса интересов сторон трудогосударственных отношений
- Авторы: Буянова М.О.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
- Страницы: 176-181
- Раздел: Новые решения в правотворчестве
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-0092/article/view/313338
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2025-15-3-176-181
- EDN: https://elibrary.ru/THWVTX
- ID: 313338
Цитировать
Аннотация
В исследовании анализируется деятельность органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Особое место уделено Федеральной службе по труду и занятости и ее территориальным подразделениям – государственной инспекции труда (ГИТ). Также отмечается, что в современных условиях деятельность ГИТ поменялась в связи с введением моратория на проверки. Введение моратория следует рассматривать как инструмент государственной политики, направленный на оптимизацию взаимодействия между субъектами трудовых и публично-правовых отношений, и демонстрирует стремление государства адаптировать регуляторные механизмы к экстраординарным вызовам, сохраняя при этом функциональность экономических процессов. Снижение административного давления на бизнес через приостановку плановых проверок позволяет работодателям перераспределить ресурсы, сконцентрировавшись на преодолении кризисных явлений – от перехода на удаленные форматы работы до адаптации к санкционным ограничениям. При этом сохранение возможности внеплановых проверок в исключительных случаях, таких как системные задержки зарплат, обеспечивало защиту прав работников, предотвращая полный отказ от контроля. Данный подход отражает принцип пропорциональности в регулировании, где баланс между свободой предпринимательства и защитой трудовых прав достигается за счет дифференциации мер вмешательства. Акцент на профилактику вместо тотального контроля свидетельствует о признании государством способности бизнеса к саморегуляции в стабильных условиях, что минимизирует издержки как для работодателей, вынужденных отвлекаться на формальное соответствие нормам, так и для государства, расходующего ресурсы на малоэффективные проверки. При анализе деятельности прокуратуры, Социального фонда России, а также органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора, делается вывод о том, что сегодняшняя система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в России представляет собой многоуровневый механизм, включающий как специализированные органы (Федеральная служба по труду и занятости, Государственная инспекция труда), так и институты общего надзора (Прокуратура РФ), а также ведомства, выполняющие смежные функции в рамках своей компетенции. Несмотря на широкий спектр полномочий, ключевая роль принадлежит Роструду, который непосредственно регулирует трудовые отношения через проверки, рассмотрение жалоб и применение принудительных мер. Однако риск-ориентированный подход, закрепленный законодательно, существенно ограничивает масштаб контрольной деятельности, превращая ее в выборочную и эпизодическую, что снижает превентивный эффект и не гарантирует всеобъемлющей защиты прав работников. При этом взаимодействие органов, включая обмен информацией и координацию действий, позволяет формировать комплексный подход к выявлению нарушений.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марина Олеговна Буянова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: mobuianova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4911-0406
SPIN-код: 6233-9777
ResearcherId: M-7863-2016
доктор юридических наук; профессор
Россия, МоскваСписок литературы
- Маслова А. Контрольные мероприятия ГИТ: К чему должен быть готов кадровик // Кадровая служба персонала предприятия. 2024. № 7. С. 27–35.
- Сапфирова А.А. Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда: монография. М.: Проспект 2017. 143 с.
- Суховская М.Г. Введен мораторий на налоговые проверки, но есть исключения // Главная книга. 2020. С. 8–82.
- Третьяков С.В. Субъективное право как интерес. Трактовка категории субъективного (частного) права // Вестник гражданского процесса. 2020. № 4. С. 5–4.
- Тринзо И.Н. Прокурорский надзор а соблюдением законодательства о трудовых правах граждан РФ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 251 с.
Дополнительные файлы
