Развитие корпоративной социальной ответственности как направление совершенствования малого и среднего бизнеса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность данной работы обусловлена активным развитием отечественного бизнеса в условиях актуализации повестки устойчивого развития, а также развития концепции социальной ответственности в России. Целью статьи является выявление роли корпоративной социальной ответственности в качестве направления совершенствования малого и среднего бизнеса.

Материалы и методы. В рамках проведенного исследования были изучены подходы к изучению социальной ответственности бизнеса как зарубежных – Е. Шарма, М. Портера, А. Кэррола, Т. Ли, – так и отечественных научных деятелей – М.В. Киварина, Е. Григоряна, И. Юрасова, В. Горфинкеля, Н. Родионова, Н. Филимонова, и др., а также результаты социологического исследования с использованием метода анкетного опроса (n = 391), распределение респондентов проводилось по федеральным округам в соответствии с тем, какую долю занимает количество малых и средних предприятий округа в общей структуре малого и среднего предпринимательства в России.

Результаты. Выявлены ключевые преимущества и возможные риски интеграции принципов корпоративной социальной ответственности в деятельность малого и среднего бизнеса. Проанализированы ключевые тенденции и возможности, которые могут стать драйвером в развитии малых и средних предприятий, функционирующих в условиях экономической напряженности.

Выводы. В условиях узкого радиуса доверия, характерного для современного российского общества, интеграция корпоративной социальной ответственности является драйвером совершенствования малого и среднего бизнеса.

Об авторах

Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов

Финансовый университет при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogni.07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9154-8877
SPIN-код: 2500-1364

кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Россия, Москва

Эльмира Кямаловна Наберушкина

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: EKNaberushkina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-7495-231X

доктор социологических наук, профессор, профессор департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Россия, Москва

Виталий Вениаминович Чернов

Российский университет транспорта (МИИТ)

Email: colonel60@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-8671-5079
SPIN-код: 9324-4452

кандидат социологических наук, доцент, доцент Академии базовой подготовки

Россия, Москва

Список литературы

  1. Sharm E. A review of corporate social responsibility in developed and developing nations // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019. Vol. 26. No. 4. Pp. 712–720.
  2. Porter M. Standing on the edge: working class housewives and the world of work // Work, Women and the Labour Market. Routledge. 2022. Pp. 117–134.
  3. Carroll A.B. Corporate social responsibility: Perspectives on the CSR construct’s development and future // Business & Society. 2021. Vol. 60. No. 6. Pp. 1258–1278.
  4. Григорян Е., Юрасов И. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 248 с.
  5. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021. Т. 2. № 3. С. 221–232.
  6. Строганова Е.В., Сергеева С.А. Новые бизнес-модели: доминирование ценностей глобальной устойчивости // Вестник МГИМО Университета. 2021. Т. 14. № 6. С. 191–199.
  7. Вавилина А.В. и др. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 4. С. 425–436.
  8. Субеев Р.Т., Коротаева Т.В. Корпоративная социальная ответственность как социальное явление // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2023. № 1 (77). С. 204–208.
  9. Fatima T., Elbanna S. Corporate social responsibility (CSR) implementation: A review and a research agenda towards an integrative framework // Journal of Business Ethics. 2023. Vol. 183. No. 1. Pp. 105–121.
  10. Vishwanathan P. et al. Strategic CSR: A concept building meta-analysis // Journal of Management Studies. 2020. Vol. 57. No. 2. Pp. 314–350.
  11. Siltaloppi J., Rajala R., Hietala H. Integrating CSR with business strategy: a tension management perspective // Journal of Business Ethics. 2021. Vol. 174. Pp. 507–527.
  12. Davis K. The Meaning and scope of social responsibility // Contemporary management. Issues and viewpoints. Englewood Cliffs, 1974. Pp. 19–25.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, какие преимущества для малого и среднего бизнеса дает следование принципам КСО (n = 391; множественный выбор, max = 3)

Скачать (35KB)
3. Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, какие негативные последствия для малого и среднего бизнеса дает следование принципам КСО (n = 391; множественный выбор, max = 1)

Скачать (31KB)

© Юр-ВАК, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».