Ресурсный подход к анализу конкурентной среды как фактор усиления конкурентных позиций предприятия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В современных условиях усложнения социально-экономических отношений важным инструментом диагностики рыночной позиции предприятия является анализ его внешней среды. В статье раскрыта сущность и содержание конкурентной среды, постоянно претерпевающей изменения. Обоснована необходимость проведения ее анализа при обязательном учете ресурсов предприятия. Рассмотрены особенности ресурсного подхода к анализу его конкурентной среды, включающие признание первичности и ценности экономических ресурсов, учет их актуального состояния и динамичности, выявление системных связей между различными средовыми факторами и их характеристиками, координацию и согласование внутренних возможностей предприятия с его внешними условиями. Обозначенные особенности раскрывают влияние ресурсного обеспечения предприятия на усиление его конкурентных преимуществ.Сделаны выводы о том, что владение объективной информацией о конкурентном окружении, полученной благодаря ее мониторингу и применению ресурсного подхода к ее анализу, является основой выбора конкурентной стратегии, стратегии рыночной адаптации предприятия.

Об авторах

Людмила Юрьевна Александрова

Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета

Email: ljudmila.a1exandrova@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент

Галина Викторовна Калинина

Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета

Email: galin-kalinina@yandex.ru
директор, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор

Жанна Юрьевна Бакаева

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Email: zannabaka@mail.ru
профессор кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, доктор философских наук, профессор

Алевтина Юрьевна Мунши

Российская таможенная академия

Email: a.munshi@customs-academy.ru
доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, кандидат экономических наук, доцент

Ирина Владимировна Стеклова

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.

Email: irinasteklowa@yandex.ru
профессор кафедры «Философия, социология и культурология», доктор философских наук, доцент

Марина Юрьевна Митрофанова

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Email: marinamit_77@mail.ru
доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, кандидат экономических наук, доцент

Список литературы

  1. 1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 20 c.
  2. 2. Баркалая О.Г. Понятие конкуренции в задачах оптимального распределения ресурсов и методы ее оценки // Экономика и управление. – 2021. – № 9(191). – c. 734-740. – doi: 10.35854/1998-1627-2021-9-734-740.
  3. 3. Беланова Н.Н., Трубчанинова Е.А. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 799-814. – doi: 10.18334/epp.11.4.111988.
  4. 4. Бондаренко И.В. Конкурентная среда как стратегический фактор предпринимательского климата региона // Российское конкурентное право и экономика. – 2019. – № 1(17). – c. 24-33.
  5. 5. Вайда О.В., Корепанова Е.Г. Ресурсный подход как основа для долгосрочной стратегии предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – № 12. – c. 482-484.
  6. 6. Васильева С.В., Федорова Л.П., Иванова М.Н. Элементы и методические подходы к анализу делового окружения организаций региона // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – c. 292.
  7. 7. Жильникова Е.В. Анализ конкурентной среды как основа обеспечения экономической безопасности // Экономика и государство: проблемы эффективного управления и развития: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 133-136.
  8. 8. Кочемасова Е.Ю. Причинно-следственный анализ как инструмент стратегического планирования // Инновации. – 2018. – № 4(234). – c. 36-42.
  9. 9. Кучеров Е.А. Анализ финансовых ресурсов для предприятий // Научно-Исследовательский Центр «Science Discovery». – 2021. – № 7. – c. 37-41.
  10. 10. Михайлова О.П., Сучков А.И. Совершенствование инструментального обеспечения анализа внешней среды в целях адаптивного управления промышленным предприятием // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 1. – c. 29.
  11. 11. Мунши А.Ю., Мунши Ш.М. Маркетинговый анализ предприятия. / Практическое пособие. - Чебоксары: Салика, 2003. – 100 c.
  12. 12. Петрова Ю.С. Анализ конкурентной среды как основа формирования стратегии компании // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 6-1(85). – c. 194-196.
  13. 13. Попова Л.Ф. Организационные способности как основа адаптивного управления организационной структурой предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2014. – № 5(54). – c. 88-95.
  14. 14. Саидов З.А. Конкурентная среда организаций как система факторов и механизмов ее формирования // Экономика, социология и право. – 2014. – № 2. – c. 73-76.
  15. 15. Селезнева Е.М. Анализ ресурсного потенциала организации в процессе обеспечения ее экономической безопасности // Научное обозрение: теория и практика. – 2018. – № 9. – c. 86-92.
  16. 16. Синяк О.В. Формирование конкурентной среды как одно из условий функционирования рыночной экономики // Chronos. – 2020. – № 6(45). – c. 36-37.
  17. 17. Kvint V. The global emerging market. Strategic Management and Economics. - New York.: Routledge, 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Александрова Л.Ю., Калинина Г.В., Бакаева Ж.Ю., Мунши А.Ю., Стеклова И.В., Митрофанова М.Ю., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».