ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен историко-сравнительный анализ гендерных аспектов профессионального выгорания педагогов с XIX в. до современности. Исследуются трансформация теоретических представлений о выгорании в контексте феминизации педагогической профессии, эволюция научных подходов от биодетерминистских к социо-культурным моделям, специфика проявления и факторов риска выгорания у педагогов разного пола. Особое внимание уделяется анализу исторических форм структурной дискриминации и их влиянию на профессиональное выгорание. Выявлены устойчивые гендерные различия в симптоматике: преобладание эмоционального истощения у женщин и деперсонализации у мужчин. На основе историко-теоретического анализа обоснована необходимость интерсекционального подхода к профилактике выгорания, учитывающего взаимовлияние гендерных, профессиональных и социокультурных факторов. Предложены рекомендации по разработке гендерно-сенситивных программ профилактики профессионального выгорания педагогов.

Об авторах

Юлия Борисовна Берлянд

Институт изучения детства, семьи и воспитания

Список литературы

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  2. Горбушина А. В., Федосимова Д. А. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. 2017. No 8 (13). С. 116–125.
  3. Данилова Л. Н. Феминизация педагогической профессии: социокультурный анализ гендерной эволюции учительского труда в Германии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. No 48. С. 101–111. doi: 10.17223/1998863Х/48/10
  4. Кочетков Н. В., Черепанова Е. В., Трушкина Е. А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, No 2. С. 43–52. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204
  5. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: ACADEMIA, 2005. (Педагогические специальности).
  6. Штылева Л. В. Гендерный подход в курсе истории педагогики // Высшее образование в России. 2011. No 7. С. 141–146.
  7. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30, No. 1. P. 159–165. doi: 10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
  8. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.397
  9. Rubilar V. N., Oros L. B. Stress and Burnout in Teachers During Times of Pandemic // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 756007. 12 p. doi: 10.3389/fpsyg.2021.756007
  10. Salmela-Aro K., Upadyaya K. School burnout and engagement in the context of demands-resources model // British Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 84, Pt 1. P. 137–151. doi: 10.1111/bjep.12018

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».