Транспортное поведение жителей России: можно ли преодолеть «культ автомобильности»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, какие функционально-символические компоненты заложены в установку на владение личным транспортным средством и каковы факторы приверженности россиян владению автомобилем. Ключевой вопрос исследования: возможен ли в настоящее время переход от «культа автомобильности» в России к иным формам транспортного поведения жителей России? Авторское исследование базируется на основах акторно-сетевой теории и теории структурного функционализма.
Автор делает предположение о том, что установка на владение автомобилем остается сильна, и полагает, что она состоит из определенных функциональных и смысловых параметров. Автор пытается определить причины укорененности данной установки и рассуждает о возможных способах ее трансформации. В качестве эмпирической базы исследования используются результаты нескольких волн всероссийского телефонного опроса омнибусного типа «СПУТНИК» ВЦИОМ (2018–2024 гг.). Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В исследовании приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Полученные результаты основаны на анализе одномерных и двумерных распределений признаков, а также расчета и интерпретации коэффициентов связи.
Автор приходит к выводам о высоком уровне автомобилизации в РФ, где большая часть населения имеет опыт вождения и приобретения личного автомобиля, а количество домохозяйств без автомобиля ежегодно сокращается. Использование автомобиля становится интенсивнее, а потому представить свою жизнь без него для преобладающей части россиян становится невозможным. Социально-демографические характеристики индивидов лишь в незначительной степени влияют на приверженность автомобилю, а истинные основания невозможности отказа от него скрыты в установке на владение автомобилем, которая складывается из функционала автомобиля и его смысловых образов. Автомобиль представляет собой неотъемлемый атрибут жизни для большинства граждан, предоставляя им возможность испытывать разнообразные эмоции и ощущения, а также поддерживать желаемый уровень благосостояния. Автор приходит к выводу о невозможности преодоления «культа автомобильности» в России на текущий момент.

Об авторах

София Константиновна Макаревич

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: rexbringer12@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8435-2107
SPIN-код: 1309-6868
Аспирантка факультета социальных наук Москва, Россия

Список литературы

  1. Бакаева Э. П. Визуализация идентичности: Символика этнической идентификации в контексте системы автомобильности (на примере Калмыкии) // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. С. 326–364. doi: 10.17223/2312461X/30/15; EDN: YORXIT.
  2. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н. и др. Повседневная мобильность молодежи в небольших уральских городах // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 78–113. EDN: WPUFWL.
  3. Волков В. Н. Автомобили, автомобили, буквально все заполонили // Культурное наследие России. 2015. № 4. С. 9–15. EDN: VJZAXB.
  4. Кононенко Р. В. Стилевые особенности автомобильного потребления: объективные и субъективные аспекты // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2010. № 1. С. 27–34. EDN: MTJLCL.
  5. Крупа Т. А. Региональные аспекты социокультурных проблем автомобилизации городской среды (на материалах Приморского края) // ИСОМ. 2016. № 3-2. С. 111–120. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-111-120; EDN: WHARMV.
  6. Медведев А. В., Медведев Р. А. Ограничение использования личного автотранспорта в пользу общественного: мнение россиян // Социология. 2022. № 4. С. 119–127. EDN: KSGWJF.
  7. Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. № 3. C. 8–28. doi: 10.19181/socjour.2015.21.3.2375; EDN: UKAKEP.
  8. Овруцкий А. В. Потребление как функция культуры // Известия Байкальского госун-та. 2011. № 5. C. 220–225. EDN: OIGINZ.
  9. Руденко Н. Конкурируя за будущее: проблематизация инновационной автомобильности в публичном дискурсе «Яндекс. Беспилотников» // Laboratorium. 2022. № 2. С. 73–102. doi: 10.25285/2078-1938-2022-14-2-73-101; EDN: PUHWZN.
  10. Савельева Е. О. Изменение транспортного поведения населения как способ достижения устойчивой мобильности в российских городах // Вестник ПермНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2021. Т. 41. № 1. С. 5–18. doi: 10.15593/2409-5125/2021.01.01; EDN: NHPBNB.
  11. Савельева Е. О. Факторы формирования транспортного поведения в крупнейших городах России // Градостроительство. 2018. Т. 57. № 5. С. 54–62. EDN: IIVGDL.
  12. Сорокина Н. В., Алипов Д. В. Средство передвижения и статусной мобильности: Машина в социокультурной перспективе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. C. 210–215. EDN: RODCHV.
  13. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 c.
  14. Cairns S. et al. Sociological perspectives on travel and mobilities: A review // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2014. No. 63. P. 107–117.
  15. Carrabine E., Longhurst B. Consuming the Car: Anticipation, Use and Meaning in Contemporary Youth Culture // The Sociological Review. 2002. No. 50(2). P. 181–196. doi: 10.1111/1467-954X.00362.
  16. Clark W., Wang W. The Automobile, Immigrants, and Poverty: Implications for Immigrant Earnings and Job Access // Urban Geography. 2010. No. 31(4). P. 523–540. doi: 10.2747/0272-3638.31.4.523.
  17. Cohen M. J. The future of automobile society: a socio-technical transitions perspective // Technology Analysis & Strategic Management. 2012. No. 24(4). P. 377–390. doi: 10.1080/09537325.2012.663962.
  18. Dant T. The Driver-car // Theory, Culture & Society. 2004. No. 21(4-5). P. 61–79. doi: 10.1177/0263276404046061.
  19. Deka D. Transit Availability and Automobile Ownership // Journal of Planning Education and Research. 2002. No. 21(3). P. 285–300. doi: 10.1177/0739456X0202100306.
  20. Gunn S. People and the car: the expansion of automobility in urban Britain, c.1955–70 // Social History. 2013. No. 38(2). P. 220–237. doi: 10.1080/03071022.2013.790139.
  21. Joo J. The Impact of the Automobile and its Culture in the U.S. // International Area Studies Review. 2007. No. 10(1). P. 39–54. doi: 10.1177/223386590701000103.
  22. Kent J. Still Feeling the Car – The Role of Comfort in Sustaining Private Car Use // Mobilities. 2015. No. 10(5). P. 726–747. doi: 10.1080/17450101.2014.944400.
  23. Ong P. Car Ownership and Welfare-to-Work // Journal of Policy Analysis and Management. 2001. Vol. 21. P. 239–252. doi: 10.1002/pam.10025.
  24. Sheller M., Urry J. The City and the Car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. No. 24(4). P. 737–757. doi: 10.1111/1468-2427.00276.
  25. Urry J. Inhabiting the Car // The Sociological Review. 2006. No. 54(1). P. 17–31. doi: 10.1111/j.1467-954X.2006.00635.x.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».