Транспортное поведение жителей России: можно ли преодолеть «культ автомобильности»
- Авторы: Макаревич С.К.1
-
Учреждения:
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 137-162
- Раздел: Автомобиль и россияне: особенности транспортного поведения
- URL: https://bakhtiniada.ru/2221-1616/article/view/289108
- DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.1.8
- EDN: https://elibrary.ru/RPABQV
- ID: 289108
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор делает предположение о том, что установка на владение автомобилем остается сильна, и полагает, что она состоит из определенных функциональных и смысловых параметров. Автор пытается определить причины укорененности данной установки и рассуждает о возможных способах ее трансформации. В качестве эмпирической базы исследования используются результаты нескольких волн всероссийского телефонного опроса омнибусного типа «СПУТНИК» ВЦИОМ (2018–2024 гг.). Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В исследовании приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Полученные результаты основаны на анализе одномерных и двумерных распределений признаков, а также расчета и интерпретации коэффициентов связи.
Автор приходит к выводам о высоком уровне автомобилизации в РФ, где большая часть населения имеет опыт вождения и приобретения личного автомобиля, а количество домохозяйств без автомобиля ежегодно сокращается. Использование автомобиля становится интенсивнее, а потому представить свою жизнь без него для преобладающей части россиян становится невозможным. Социально-демографические характеристики индивидов лишь в незначительной степени влияют на приверженность автомобилю, а истинные основания невозможности отказа от него скрыты в установке на владение автомобилем, которая складывается из функционала автомобиля и его смысловых образов. Автомобиль представляет собой неотъемлемый атрибут жизни для большинства граждан, предоставляя им возможность испытывать разнообразные эмоции и ощущения, а также поддерживать желаемый уровень благосостояния. Автор приходит к выводу о невозможности преодоления «культа автомобильности» в России на текущий момент.
Об авторах
София Константиновна Макаревич
НИУ «Высшая школа экономики»
Email: rexbringer12@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8435-2107
SPIN-код: 1309-6868
Аспирантка факультета социальных наук Москва, Россия
Список литературы
- Бакаева Э. П. Визуализация идентичности: Символика этнической идентификации в контексте системы автомобильности (на примере Калмыкии) // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. С. 326–364. doi: 10.17223/2312461X/30/15; EDN: YORXIT.
- Веселкова Н. В., Вандышев М. Н. и др. Повседневная мобильность молодежи в небольших уральских городах // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 78–113. EDN: WPUFWL.
- Волков В. Н. Автомобили, автомобили, буквально все заполонили // Культурное наследие России. 2015. № 4. С. 9–15. EDN: VJZAXB.
- Кононенко Р. В. Стилевые особенности автомобильного потребления: объективные и субъективные аспекты // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2010. № 1. С. 27–34. EDN: MTJLCL.
- Крупа Т. А. Региональные аспекты социокультурных проблем автомобилизации городской среды (на материалах Приморского края) // ИСОМ. 2016. № 3-2. С. 111–120. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-111-120; EDN: WHARMV.
- Медведев А. В., Медведев Р. А. Ограничение использования личного автотранспорта в пользу общественного: мнение россиян // Социология. 2022. № 4. С. 119–127. EDN: KSGWJF.
- Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. № 3. C. 8–28. doi: 10.19181/socjour.2015.21.3.2375; EDN: UKAKEP.
- Овруцкий А. В. Потребление как функция культуры // Известия Байкальского госун-та. 2011. № 5. C. 220–225. EDN: OIGINZ.
- Руденко Н. Конкурируя за будущее: проблематизация инновационной автомобильности в публичном дискурсе «Яндекс. Беспилотников» // Laboratorium. 2022. № 2. С. 73–102. doi: 10.25285/2078-1938-2022-14-2-73-101; EDN: PUHWZN.
- Савельева Е. О. Изменение транспортного поведения населения как способ достижения устойчивой мобильности в российских городах // Вестник ПермНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2021. Т. 41. № 1. С. 5–18. doi: 10.15593/2409-5125/2021.01.01; EDN: NHPBNB.
- Савельева Е. О. Факторы формирования транспортного поведения в крупнейших городах России // Градостроительство. 2018. Т. 57. № 5. С. 54–62. EDN: IIVGDL.
- Сорокина Н. В., Алипов Д. В. Средство передвижения и статусной мобильности: Машина в социокультурной перспективе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. C. 210–215. EDN: RODCHV.
- Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 c.
- Cairns S. et al. Sociological perspectives on travel and mobilities: A review // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2014. No. 63. P. 107–117.
- Carrabine E., Longhurst B. Consuming the Car: Anticipation, Use and Meaning in Contemporary Youth Culture // The Sociological Review. 2002. No. 50(2). P. 181–196. doi: 10.1111/1467-954X.00362.
- Clark W., Wang W. The Automobile, Immigrants, and Poverty: Implications for Immigrant Earnings and Job Access // Urban Geography. 2010. No. 31(4). P. 523–540. doi: 10.2747/0272-3638.31.4.523.
- Cohen M. J. The future of automobile society: a socio-technical transitions perspective // Technology Analysis & Strategic Management. 2012. No. 24(4). P. 377–390. doi: 10.1080/09537325.2012.663962.
- Dant T. The Driver-car // Theory, Culture & Society. 2004. No. 21(4-5). P. 61–79. doi: 10.1177/0263276404046061.
- Deka D. Transit Availability and Automobile Ownership // Journal of Planning Education and Research. 2002. No. 21(3). P. 285–300. doi: 10.1177/0739456X0202100306.
- Gunn S. People and the car: the expansion of automobility in urban Britain, c.1955–70 // Social History. 2013. No. 38(2). P. 220–237. doi: 10.1080/03071022.2013.790139.
- Joo J. The Impact of the Automobile and its Culture in the U.S. // International Area Studies Review. 2007. No. 10(1). P. 39–54. doi: 10.1177/223386590701000103.
- Kent J. Still Feeling the Car – The Role of Comfort in Sustaining Private Car Use // Mobilities. 2015. No. 10(5). P. 726–747. doi: 10.1080/17450101.2014.944400.
- Ong P. Car Ownership and Welfare-to-Work // Journal of Policy Analysis and Management. 2001. Vol. 21. P. 239–252. doi: 10.1002/pam.10025.
- Sheller M., Urry J. The City and the Car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. No. 24(4). P. 737–757. doi: 10.1111/1468-2427.00276.
- Urry J. Inhabiting the Car // The Sociological Review. 2006. No. 54(1). P. 17–31. doi: 10.1111/j.1467-954X.2006.00635.x.
Дополнительные файлы
