Профилактика экстремизма и терроризма в школах: опыт Республики Дагестан

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследования профилактической антитеррористической воспитательной работы среди учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан. Отмечается, что данная работа со школьной молодежью проводится системно и комплексно с участием не только педагогов, но и внешних субъектов профилактического воздействия на подростков из числа представителей правоохранительных органов, различных министерств и ведомств, уполномоченных в сфере молодежной, информационной и государственной национальной политики, деятелей культуры и искусства, представителей официального мусульманского духовенства, спортсменов, депутатов, ветеранов СВО и других лидеров общественного мнения. Выявлено, что основным форматом данной работы является тематическая профилактическая беседа со школьниками, проведение которой требует определенных педагогических навыков и компетенций. С помощью формализованного экспертного опроса школьных учителей и серии исследовательских интервью выявлена оценка эффективности данной деятельности, а также проблемы, препятствующие повышению качества антиэкстремистской просветительской работы с дагестанской молодежью. Отмечая важность и полезность этой работы, опрошенные учителя указывают на ряд проблем и факторов, снижающих ее эффективность. Загруженность учителей «бумажной» работой, частые требования разного рода отчетов о проделанной работе, формализм, проведение мероприятий без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, некомпетентность, отсутствие понимания и поддержки со стороны родительского сообщества, слабый интерес к такого рода мероприятиям как со стороны педагогов, так и со стороны школьников и ряд других факторов мешают повышению качества антитеррористической просветительской работы с дагестанской молодежью. Представляется, что профилактика экстремизма и терроризма является частью общего просветительского воздействия института общеобразовательной школы на ребенка, воспитывающего в нем нравственного, законопослушного и патриотичного гражданина. Для повышения качества этой работы важно на государственном уровне поднять авторитет школьных учителей, поскольку учитель без авторитета – плохой воспитатель для подростков не только в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, но и в целом в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Об авторах

Асланбек Залимханович Адиев

РЦЭИ ДФИЦ РАН

Email: Khalid_84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4459-7462
SPIN-код: 7617-2483
Кандидат политических наук, старший научный сотрудник Махачкала, Россия

Список литературы

  1. Абдулагатов З. М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021. 288 с.
  2. Адиев А. З., Мусаева А. М. Профилактика терроризма на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2022. № 1(323). С. 33–52. doi: 10.31249/rimm/2022.01.004; EDN: GALGAB.
  3. Алиева Г. К. Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма среди учащейся молодежи (на опыте работы МКОУ «Костекская СОШ им. Б. Ш. Бакиева») // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 5–7.
  4. Алханова А. Ш. Воспитательный потенциал школы как часть системы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 14–18.
  5. Махмутова Р. Г., Шибанова Н. А. Мониторинг радикализации молодежи в учебных заведениях // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 12–15.
  6. Методические материалы для совершенствования работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций по противодействию идеологии терроризма. Махачкала: ДИРО, 2023. 72 с.
  7. Мирзоева В. Н. Антитеррористическая безопасность в школе // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 91–93.
  8. Пхешхова И. М. Причины и условия, способствующие вовлечению молодежи в террористическую среду // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 20–23.
  9. Шамсуев О. З. Актуальные вопросы организации профилактической работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в образовательном учреждении // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 110–113.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».