Оценка результатов функционирования электронного правительства и цифровизации государственных услуг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровая трансформация современной экономики заключается во внедрении сквозных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества и в сектор государственного управления. Реализация проектов цифровизации процессов предоставления государственных услуг предполагает необходимость разработки измеряемых и верифицируемых показателей, анализ которых позволяет оценить полученный результат и внести коррективы в состав реализуемых мероприятий. В настоящее время существуют различные подходы к оценке эффективности функционирования электронного правительства и государственных услуг в цифровой форме. Однако постоянные изменения в характере административных процессов требуют совершенствования используемых методик, что определяет актуальность темы исследования. Целью исследования является проведение сравнительного анализа результатов процессов цифровизации сектора государственного управления в Российской Федерации и в зарубежных государствах с использованием Индекса развития электронного правительства. В ходе исследования поставлены и решены следующие задачи: определено содержание электронного правительства и выделены четыре направления его развития (электронные услуги, электронное управление, электронная демократия, электронная коммерция); выявлены особенности методики расчета Индекса развития электронного правительства, проведен анализ изменений позиции Российской Федерации и ряда зарубежных государств в мировом рейтинге; выявлены причины изменения позиций отдельных государств в мировом рейтинге в период с 2002 по 2022 годы; определены ограничения в применении используемых подходов к оценке эффективности электронного правительства. Определены составляющие Индекса развития электронного правительства, который представляет собой интегральную величину средневзвешенного трех нормализованных агрегатов, включающих агрегированный показатель: телекоммуникационной инфраструктуры; человеческого капитала; онлайн услуг. Проведен сравнительный анализ указанных агрегаторов в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран, результаты которого могут использоваться при разработке проектов цифровизации административных процессов. Полученные результаты могут стать отправной точкой для разработки адаптированных к особенностям сектора государственного управления в Российской Федерации и российских регионах инструментов оценки результатов цифровизации государственных услуг.

Полный текст

Введение

В условиях цифровой трансформации экономики для повышения качества государственных услуг и эффективности взаимодействия их получателей с органами государственного управления реализуются проекты по внедрению цифровых инноваций в их деятельность, или по формированию электронного правительства. Становление данной формы организации деятельности органов государственного управления, предполагающее широкой использование цифровых технологий, способствует развитию информационной инфраструктуры, обеспечивает полноту исполнения государством возложенных на него функций, а также инициирует участие социума в процессах разработки и принятия государством решений по ключевым вопросам социально-экономического развития. Электронное правительство предполагает внедрение инноваций в сектор государственных услуг, что в условиях цифровой трансформации экономики означает внедрение высоких технологий, используемых для удовлетворения растущих потребностей их получателей – физических лиц, организаций и органов государственного управления. Электронное правительство рассматривается в качестве необходимой предпосылки активизации инновационных процессов во всех секторах экономики, инструмента повышения уровня жизни населения и одного из важных факторов экономического роста. Внедрение электронного правительства приводит к повышению качества государственных услуг, что находит выражение в соблюдении стандартов их предоставления, в снижении бюджетных расходов на их разработку и предоставление, в учете потребностей получателей, что, в свою очередь, предполагает клиентоориентированность органов государственного управления. Однако для оценки эффективности функционирования электронного правительства и определения направлений его дальнейшего совершенствования требуется разработка верифицируемых и сопоставимых на межгосударственном уровне показателей. Это определяет необходимость анализа имеющихся методик к их расчету, выявления преимуществ и ограничений в использовании. Это определило выбор темы исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Обзор литературы

Активизация процессов цифровизации сектора государственного управления привела к появлению значительного числа публикаций, посвященных состоянию электронного правительства и направлениям его развития. Содержанию процесса внедрения инноваций и высоких технологий в сектор государственного управления посвящены работы Д. Гребера [7], И. И. Смотрицкой [14], которая анализировала направления трансформации государственных услуг под влиянием процессов цифровизацииг, Й. Майлса [13], исследовавшего особенности инноваций в условиях цифровой трансформации экономики, Р. С. Афанасьева и Л .Н. Богданова [1], А. Н. Швецова [17], изучавших особенности инноваций в секторе государственного управления в современной России и др. Закономерности эволюции парадигмы государственного управления с учетом процессов цифровизации отражены в работах А. Г. Барабашева [2], С. Ю. Глазьева [6], Н. М. Добрынина [8], Т. Дэвенпорта [9], Г. Л. Купряшина [11] и др. В трудах Л. С. Леонтьевой, М. К. Романченко [12], М. В. Иванова, Н. Н. Якимчук [10] и др. нашли отражение особенности реализации цифровых проектов в российских регионах и их последствия для отдельных сфер жизнедеятельности общества. Методические подходы к оценке результатов функционирования электронного правительства представлены в работах Х. де Брюйне [3], А. Д. Трахтенберга [16], С. В. Габуева [5], Т. Н. Литвиновой [19], Б. Ж. Тагарова [15], Р. Хикса [18], Дж. Монтаны [20] и др.

Методы

В ходе исследования особое внимание уделено нормативным правовым документам, регламентирующим процессы цифровизации сектора государственного управления в современной России (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011-2020 годы и др.), а также аналитическим материалам Департамента экономического и социального развития Организации Объединенных Наций и др. Для решения задач исследования использованы методы контент-анализа и сравнительного анализа, а также графическая и табличная иллюстрация полученных результатов.

Результаты исследования

В настоящее время выделяют четыре направления развития электронного правительства[1]:

  • электронные услуги (e-services), или возможность получения в режиме 24х7 официальной информации от органов государственного управления, нормативных правовых документов и государственных услуг в электронной форме, электронное администрирование по принципу «одного окна»;
  • электронное управление (e-management), которое представлено единой информационной системой, включающей локальные информационные системы отдельных органов государственной власти и поддерживающей административные функции государственных учреждений, включая управление данными, электронными записями и информационными потоками между ведомствами. Данное направление требует новой организационной культуры и клиентоориентированности персонала, а также участия заинтересованных лиц в процессе разработки и принятия решений. При этом объектом электронного управления выступают административные процессы в бэк-офисе, который непосредственно с получателями государственных услуг не взаимодействует;
  • электронная демократия (e-democracy), или деятельность по формированию повестки дня и приоритетов государственной политики, разработке мер государственного управления и участия общества в их реализации в консультативной форме с помощью информационно-коммуникационного инструментария (например, электронные консультации или электронное голосование). Данное направление деятельности электронного правительств включает мероприятия, предполагающие участия общественности, в том числе виртуальные встречи с представителями органов государственного управления и местного самоуправления, открытые заседания, обратную связь с получателями государственных услуг, опросы общественного мнения и общественные форумы и др.;
  • электронная коммерция (e-commerce), или взаимодействия органов государственного управления с коммерческими и некоммерческими организациями по поводу размещения государственного заказа на приобретение товаров, работ, услуг, финансируемых из средств бюджета и проводимые с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В 2011 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2011 года № 1815-р[2] был проведен целый ряд мероприятий по созданию инфраструктуры электронного правительства, максимально ориентированных на потребителя. В качестве основной проблемы реализации данной программы выделялось преодоление «цифрового неравенства» между субъектами Российской Федерации и повышение доступности информационно-коммуникационных технологий для потребителей электронных государственных услуг. В качестве основных элементов инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации выступают: портал государственных и муниципальных услуг; национальная платформа, способствующая распределенной обработке данных; система электронного взаимодействия между ведомствами; система распознавания и проверки подлинности заявителя; информационная система центрального удостоверяющего органа, осуществляющего выдачу ключей электронной цифровой подписи [4].

В настоящее время для оценки уровня развития государственного управления в электронном формате используются разнообразные рейтинги, которые стимулируют процессы цифровой трансформации региональных образований, обусловливая стремление последних к улучшению собственных индикаторов. В качестве основного показателя, используемого при составлении соответствующих рейтингов на мега- и макроуровнях, выступает Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), разработанный Организацией Объединенных Наций в 2002 году. Данный показатель позволяет оценить потенциал предоставления государственных услуг в электронном формате. Динамика данного показателя и позиция государства в рейтинге, составленном Департаментом экономического и социального развития ООН по итогам исследования 93 стран в период с 2003 по 2022 гг., представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Динамика Индекса развития электронного правительства Российской Федерации и стран-лидеров, 2002-2022 гг.3

Страна

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

2020

2022

США

0,927 (1)

0,913 (1)

0,906 (1)

0,864 (4)

0,851 (2)

0,869 (5)

0,875 (7)

0,842 (12)

0,877 (11)

0,929 (9)

0,915 (10)

Швеция

0,840 (2)

0,874 (4)

0,898 (3)

0,946 (1)

0,747 (12)

0,860 (7)

0,823 (14)

0,870 (6)

0,888 (5)

0,936 (6)

0,941 (5)

Австралия

0,831 (3)

0,838 (6)

0,868 (6)

0,811 (8)

0,786 (8)

0,839 (12)

0,910 (2)

0,914 (2)

0,905 (2)

0,943 (5)

0,941 (7)

Дания

0,820 (4)

0,905 (2)

0,906 (2)

0,913 (2)

0,787 (7)

0,889 (4)

0,816 (16)

0,851 (9)

0,915 (1)

0,976 (1)

0,918 (1)

Великобритания

0,814 (5)

0,885 (3)

0,878 (4)

0,787 (10)

0,815 (4)

0,896 (3)

0,869 (8)

0,919 (1)

0,899 (4)

0,936 (7)

0,914 (11)

Канада

0,806 (6)

0,837 (7)

0,843 (8)

0,817 (7)

0,845 (3)

0,843 (11)

0,842 (11)

0,828 (14)

0,823 (23)

0,842 (28)

0,851 (32)

Норвегия

0,778 (7)

0,818 (10)

0,823 (10)

0,892 (3)

0,802 (6)

0,859 (8)

0,836 (13)

0,812 (18)

0,856 (14)

0,906 (13)

0,888 (17)

Швейцария

0,764 (8)

0,754 (15)

0,755 (17)

0,763 (12)

0,714 (18)

0,813 (15)

0,727 (30)

0,753 (28)

0,852 (15)

0,891 (16)

0,875 (23)

Германия

0,762 (9)

0,787 (12)

0,805 (11)

0,714 (22)

0,731 (15)

0,808 (17)

0,786 (21)

0,821 (15)

0,877 (12)

0,852 (25)

0,877 (22)

Финляндия

0,761 (10)

0,824 (9)

0,823 (9)

0,749 (15)

0,697 (19)

0,851 (9)

0,845 (10)

0,882 (5)

0,882 (6)

0,945 (4)

0,953 (2)

Нидерланды

0,764 (11)

0,803 (11)

0,802 (12)

0,863 (5)

0,810 (5)

0,913 (2)

0,889 (5)

0,866 (7)

0,876 (13)

0,923 (10)

0,938 (9)

Сингапур

0,746 (12)

0,834 (8)

0,850 (7)

0,701 (23)

0,748 (11)

0,847 (10)

0,908 (3)

0,883 (4)

0,881 (7)

0,915 (11)

0,913 (12)

Южная Корея

0,744 (13)

0,857 (5)

0,873 (5)

0,832 (6)

0,879 (1)

0,928 (1)

0,946 (1)

0,892 (3)

0,901 (3)

0,956 (2)

0,953 (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

0,443 (58)

0,502 (52)

0,533 (50)

0,512 (60)

0,514 (59)

0,735 (27)

0,729 (27)

0,722 (35)

0,797 (32)

0,824 (36)

0,816 (42)

Источник: взято из Исследования ООН3

 

Анализ показывает, что в число стран-лидеров неизменно входит Дания, демонстрирующая незначительный «провал» в 2014-2016 гг., а также Южная Корея (с 2010 г.). Соединенные Штаты Америки, занимавшие первые позицию в рейтингах 2002-2006 гг., переместились во вторую десятку рейтинга. В целом, лидирующие страны сохраняют свои позиции в течение исследуемого периода. Исключение составляют Швейцария, Канада и Германия, для которых характерен незначительный прирост Индекса развития электронного правительства при ухудшении позиции в рейтинге.

Для всех государственных образований наблюдается значительный прогресс в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде, что демонстрирует положительная динамика Индекса развития электронного правительства. Лидирующими остаются страны европейского региона (59,1%), далее следуют страны азиатского региона (25,4%), Америки (12,3%) и Океании (3,2%). По данным Организации Объединенных Наций, 60 стран имеют очень высокие (в диапазоне от 0,75 до 1,00) значения Индекса развития электронного правительства, по сравнению с 57-ю странами в 2020 году, что демонстрирует рост данного показателя на 5,3% для этой группы; высокие (в диапазоне от 0,5 до 0,75) значения данного Индекса имеют 73 страны, 53 страны входят в группу стран со средним (в диапазоне от 0,25 до 0,5) значением Индекса, и 7 стран, что на 12,5% меньше, чем в 2020 году, имеют низкие (от 0,00 до 0,25) значения Индекса.

Российская Федерация в период с 2012 по 2014 гг. входила в число 30 ведущих стран по уровню развития электронного правительства. В настоящее время данный показатель демонстрирует снижение, что отражено на рисунке 1. По данным за 2022 год, Российской Федерации принадлежит 42-е место с величиной Индекса развития электронного правительства, который составил 0,816, что на 6 пунктов ниже по сравнению с 2020 годом (36-е место в рейтинге и показатель 0,824), на 8 пунктов ниже по сравнению с 2018 годом (32-е место в рейтинге и показатель 0,797) и на 15 пунктов ниже по сравнению с 2014 годом (27-е место и показатель 0,729). Указанное положение Российской Федерации обуславливается сокращением темпов роста государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, при существенном продвижении в данном направлении лидирующих стран. Однако необходимо отметить, что Индекс развития электронного правительства Российской Федерации значительно выше среднемирового показателя, составляющего 0,61.

 

Рисунок 1. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002-2022 гг.4

Источник: разработано на основе Исследования ООН4

 

В соответствии с разработанной методикой Организации Объединенных Наций[5], Индекс развития электронного правительства представляет собой интегральную величину средневзвешенного трех нормализованных агрегатов:

  • агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры (TII), который представлен средним арифметическим относительных величин, рассчитанных на 100 человек населения, активно использующих сеть Интернет, абонентов мобильной связи, абонентов беспроводного широкополосного доступа и абонентов фиксированного широкополосного доступа;
  • агрегированный показатель человеческого капитала (HCI), который представлен средневзвешенным двух относительных показателей – уровня грамотности взрослого населения и валового коэффициента охвата образованием, а также двух абсолютных показателей – ожидаемой и средней продолжительностей обучения. Показатели в составе HCI стандартизуются Z-преобразованием и далее нормализуются в целях приведения к однородному виду и использования в рейтинге;
  • агрегированный показатель онлайн-услуг (OSI), который выступает качественной характеристикой уровня зрелости электронного правительства и формируется с помощью 180-ти вопросов с дуальными ответами, соответствующими 1-му баллу за доступность услуги или 0 баллов за недоступность или отсутствие искомой услуги. Вопросы для данного показателя распределяются на 5 подиндексов, каждому из которых присваивается соответствующий доле вопросов вес: для развитости институциональной структуры, равный 0,1, для качества предоставления услуг, равный 0,45, для качества предоставления контента, равный 0,05, для уровня используемых технологий, равный 0,05, и для степени электронного участия, равный 0,35. Вычисленные подиндексы аналогично HCI стандартизуются на основе Z-преобразования, и взвешенные нормализованные баллы для каждого подиндекса суммируются, образуя агрегированный показатель онлайн-услуг. Кроме того, в целях объективизации качественных данных, агрегированный показатель OSI дополняется 44-мя ответами на вопросы Анкеты для государства-члена (MSQ).

Структурированный Индекс развития электронного правительства Российской Федерации за исследуемый период представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Дезинтеграция Индекса развития электронного правительства в Российской Федерации по агрегированным показателям, 2002-2022 гг.6

Год

Агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры (TII)

Агрегированный показатель человеческого капитала (HCI)

Агрегированный показатель онлайн-услуг (OSI)

2002

0,1847

0,9200

0,2231

2004

0,1847

0,9300

0,390

2006

0,1947

0,9500

0,4538

2008

0,2482

0,9589

0,3344

2010

0,2731

0,9633

0,3612

2012

0,6583

0,8850

0,6601

2014

0,4385

0,8100

0,4409

2016

0,6091

0,8234

0,7215

2018

0,6219

0,8522

0,9167

2020

0,7723

0,8833

0,8176

2022

0,8053

0,9065

0,7368

Источник: разработано на основе Исследования ООН6

 

С 2012 по 2014 год для Российской Федерации отмечается значительный спад по всем агрегированным показателям, что может быть обусловлено значительными трансформациями информационной инфраструктуры и человеческого капитала, а также отсутствием перерасчетов значений Индекса развития электронного правительства за предыдущие периоды на основе актуальных баз статистических данных: с 2010 года в Российской Федерации постепенно вводились статистические формы, соответствующие международным требованиям для расчета данного Индекса. Динамика агрегированных показателей представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002-2022 гг.7

Источник: разработано на основе Исследования ООН7

 

Показатель человеческого капитала имеет наиболее высокое значение среди агрегированных показателей (0,9065), он демонстрирует повышательную тенденцию в период с 2014 года (в 2014 году – 0,8100); аналогичная динамика выявлена для агрегированного показателя телекоммуникационной инфраструктуры: с 0,4385 в 2014 году до 0,8053 в 2022 году, при этом прирост с 2020 года составил 4,27%. Причиной «провала» в 2014 году можно назвать недостаточную активность развития оптоволоконного доступа к сети Интернет, а также существенное уменьшение плотности телефонной связи в проводной форме. В 2018 году выявлен значительный (+25,25%) прирост агрегированного показателя электронных государственных услуг, обеспечивший Российской Федерации 23-е место в мировом рейтинге. Прогресс данного показателя был обусловлен разработкой и внедрением сервисных инноваций, включающих: перевод государственных услуг в электронный вид, создание и развитие единого портала государственных услуг, активизацию взаимодействия государственных структур с гражданами на основе цифровых и информационно-коммуникационных технологий, а также предоставление доступа к информации о деятельности государственных органов управления. Однако в 2021 году данный показатель продемонстрировал снижение на 10,81%, которое продолжалось в 2022 году (-9,88%). Несмотря на относительную нестабильность темпов роста Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, положительная динамика показателей состояния сектора государственного управления привела к сокращению разрыва между позицией России в рейтинге и позицией государств-лидеров: с 52,21% в 2002 году до 11,1% в 2022 году. Тенденция сокращения указанного разрыва между индексами за исследуемый период представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Динамика величины разрыва между Индексами развития электронного правительства Российской Федерации и стран-лидеров рейтинга, 2002-2022 гг.8

Источник: разработано на основе Исследования ООН8

 

Сокращение разрыва между Индексами развития электронного правительства Российской Федерации и лидирующего государства обусловливается внедрением сервисных инноваций в сектор государственного управления, что нашло отражение в обновлении функционала Единого портала государственных услуг, предоставлением актуальной и объективной информационной и статистической базы для вычисления Индекса, а также активизацией доступа населения к высокотехнологичным интерактивным порталам и сайтам органов государственного управления (местного самоуправления). Эти изменения объясняют существенный «скачок» исследуемого индекса Российской Федерации в 2012 году. Однако, несмотря на рост рейтинговых показателей, следует отметить замедление указанных процессов. Так, с момента запуска второй версии Единого портала государственных услуг 15 декабря 2009 года до конца 2012 года число зарегистрированных пользователей выросло на 3,6 млн человек, что ниже аналогичного показателя в предыдущий период. Это стало предметом критики Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности[9] и предпринятых впоследствии мер. Динамика численности активных пользователей Единого портала государственных услуг за период 2010-2022 гг. представлена на рисунке 4.

В течение 7-ми месяцев 2023 года пользователями российского сервиса «Госуслуги» было подано 336 млн заявлений в электронном формате, что демонстрирует прирост +31,89% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. При этом имеет место среднемесячный прирост количества обращений граждан: в 2022 году их число составляло 36,3 млн, а в 2023 году – 47,99 млн, то есть +31,15%.

 

Рисунок 4. Динамика численности пользователей Единого портала государственных услуг в РФ, 2010-2022 гг.[10]

Источник: разработано на основе данных Информационного агентства ТАСС, Tadviser, Единого портала государственных и муниципальных услуг России, официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, официального сайта Правительства Российской Федерации10

 

Разработка сервисных инноваций в форме электронных государственных услуг базировалась на положениях федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)»[11] и государственной программы «Информационное общество» на 2011–2020 годы[12], ориентированных на создание и активное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, способствующей повышению качества медицинского обслуживания, уровня образования, квалификации персонала, социальной защищенности населения, развитию государственного управления, активизации научно-технического прогресса.

В 2022 году АО «Ростелеком» заключил контракт с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на сумму 1,7 млрд рублей, направленный на модернизацию информационных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), нормативной справочной информации (ЕСНСИ) и Единой информационной платформы национальной системы управления данными (ЕИП НСУД); усовершенствование портала государственных услуг и единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА); развитие ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФРГУ)[13]. Целью контрактных отношений выступает повышение производительности процессов обмена данными, уровня информационной безопасности, что обусловливает нивелирование существующих и потенциальных угроз деятельности, укрепление сильных сторон и расширение перспектив использования сервисных инноваций в исследуемом секторе. Проводимые мероприятия поддерживают ориентацию российского государства на продвижение к цифровому обществу.

Заключение

Реализация проектов по внедрению цифровых технологий в сектор государственного управления оказывает растущее влияние на направление и темпы социально-экономического развития, уровень и качество жизни населения. В настоящее время состояние электронного правительства Российской Федерации обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности административных процессов. В качестве основного показателя состояния процессов цифровизации сектора государственного управления выступает Индекс развития электронного правительства, который представляет собой комбинированный показатель, включающий: агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры; агрегированный показатель человеческого капитала; агрегированный показатель онлайн услуг. Его преимуществами выступают измеримость используемых показателей и верифицируемость результатов, а также их сопоставимость на межгосударственном уровне. В то же время существуют ограничения в части оценки качества государственных услуг в электронной форме, которое проявляется в полноте удовлетворения потребностей получателей, соответствия услуг административным регламентам и снижения затрат на их оказание. В этой связи представляется целесообразным дополнение Индекса развития электронного правительства частными показателями, которые отражают различные аспекты государственных услуг, оказываемых в цифровом формате.

 

1 Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 26.12.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106767/ (дата обращения: 26.10.2023).

2 Там же.

3 Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-02/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности // Правительство России. – URL: http://government.ru/news/5854/ (дата обращения: 09.09.2023).

10 Информационное агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru/; Tadviser. Государство. Бизнес. Технологии. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/;Единый портал государственных и муниципальных услуг России ЕПГУ – URL: www.gosuslugi.ru; На Едином портале госуслуг зарегистрировано 50 млн человек // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37067/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f; Официальный сайт Правительства Российской Федерации – URL: http://government.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).

11 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 10.09.2023).

12 О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3564/ (дата обращения: 10.09.2023).

13 «Ростелеком» получил контракты на развитие ГИС на 1,7 млрд рублей // Tadviser. Государство. Бизнес. Технологии. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%98%D0%A1_%D0%BD%D0%B0_1,7_%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9 (дата обращения 11.09.2023).

×

Об авторах

И. С. Калганов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: igkal87@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-0884-7745

соискатель ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.2.7. Государственное и муниципальное управление

Россия, Москва

Список литературы

  1. Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н. Российские инновации в секторе государственного управления в международном контексте// Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №6-2. – С. 35–42. – https://doi.org/ 10.34755/IROK.2019.31.81.005 EDN: VTAWNK
  2. Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – №3. – С. 163–194. EDN: WMQQAN
  3. Брюйн Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе / пер. с англ. И. Попеско, О. Синицыной. – M.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. – 188 c.
  4. Габазова Я. Д., Голева Г. А. Международная оценка развития электронного правительства в Российской Федерации (на примере индекса развития электронного правительства OOН)// Молодой исследователь Дона. – 2017. – №5(8). – С. 170–177. EDN: ZMQMOF
  5. Габуев С. В. Эффективность политического управления в контексте внедрения «электронного правительства» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 169–188. – https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-169-188 EDN: UXOUVC
  6. Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием// Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3 (69). – С. 14–19. – https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19 EDN: AOJQPU
  7. Гребер Д. Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Пер. с англ. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 224 с.
  8. Добрынин Н. М. Вновь к вопросу о государственном суверенитете и новой геополитике: аксиология права и размышления автора// Государство и право. – 2019. – № 5. – С. 41–53. – https://doi.org/10.31857/S013207690004859-6 EDN: ZIJINN
  9. Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021. – 320 с.
  10. Иванова М. В., Якимчук Н. Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1 (54). – С. 143–153. – https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.54.151. EDN: CFCXPA
  11. Купряшин Г. Л., Шрамм А. Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления// Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 84. – С. 256–276. – https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-84-256-276. EDN: VFWOEX
  12. Леонтьева Л. С., Романченко М. К. Трансформация репутационного капитала региона и власти Российской Федерации в условиях изменения политической ситуации в мире// Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 23–34. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-23 EDN: BOHNYX
  13. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. – 2011. – Т.5, № 2. – С. 4–15. EDN: NURGNP
  14. Смотрицкая И. И., Черных С. И., Сазонова Е. С. Концепция публичного управления в контексте долгосрочных целей новой экономической политики// Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – №4. – С. 60–76. – https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_4_60_76 EDN: QDPCPH
  15. Тагаров Б. Ж. Анализ современного состояния электронного правительства в России// Креативная экономика. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 447–458. – https://doi.org/10.18334/ce.12.4.39008 EDN: XOBLSP
  16. Трахтенберг А. Д. Электронное правительство: стимул для трансформации государства или институциональный миф?// Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2013. – № 3(118). – С. 101–109. EDN: RSYWQH
  17. Швецов А. Н. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России. Статья 4. Современные ИКТ в деятельности российских органов власти: преобразят ли они государственное и муниципальное управление? // Российский экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 21–45. EDN: PFTXWP
  18. Heeks R. (2003) Most eGovernment-for-Development Projects Fail: How Can Risk be Reduced? IGovernment Working Paper Series. № 14. https://www.researchgate.net/publication/281562385_Most_eGovernment-for-development_projects_fail_How_can_risks_be_reduced. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).
  19. Litvinova T. N. (2018) Development of e-govement in Russia: problems and prospects. Journal of law and administration Vol. 3, No. 48. Pp. 60–68. – https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-60-68 EDN: PMKLHT
  20. Montagna J. M. (2005) A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals. Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 4, No. 3. Pp. 204–219. https://www.researchgate.net/publication/223031917_A_framework_for_the_assessment_and_analysis_of_electronic_government_proposals. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002-2022 гг.

Скачать (30KB)
3. Рисунок 2. Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002-2022 гг.

Скачать (32KB)
4. Рисунок 3. Динамика величины разрыва между Индексами развития электронного правительства Российской Федерации и стран-лидеров рейтинга, 2002-2022 гг.

Скачать (17KB)
5. Рисунок 4. Динамика численности пользователей Единого портала государственных услуг в РФ, 2010-2022 гг.

Скачать (19KB)

© Калганов И.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».