Оценка результатов функционирования электронного правительства и цифровизации государственных услуг
- Авторы: Калганов И.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 29-41
- Раздел: Экономические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2077-7175/article/view/279737
- DOI: https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-29
- ID: 279737
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровая трансформация современной экономики заключается во внедрении сквозных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества и в сектор государственного управления. Реализация проектов цифровизации процессов предоставления государственных услуг предполагает необходимость разработки измеряемых и верифицируемых показателей, анализ которых позволяет оценить полученный результат и внести коррективы в состав реализуемых мероприятий. В настоящее время существуют различные подходы к оценке эффективности функционирования электронного правительства и государственных услуг в цифровой форме. Однако постоянные изменения в характере административных процессов требуют совершенствования используемых методик, что определяет актуальность темы исследования. Целью исследования является проведение сравнительного анализа результатов процессов цифровизации сектора государственного управления в Российской Федерации и в зарубежных государствах с использованием Индекса развития электронного правительства. В ходе исследования поставлены и решены следующие задачи: определено содержание электронного правительства и выделены четыре направления его развития (электронные услуги, электронное управление, электронная демократия, электронная коммерция); выявлены особенности методики расчета Индекса развития электронного правительства, проведен анализ изменений позиции Российской Федерации и ряда зарубежных государств в мировом рейтинге; выявлены причины изменения позиций отдельных государств в мировом рейтинге в период с 2002 по 2022 годы; определены ограничения в применении используемых подходов к оценке эффективности электронного правительства. Определены составляющие Индекса развития электронного правительства, который представляет собой интегральную величину средневзвешенного трех нормализованных агрегатов, включающих агрегированный показатель: телекоммуникационной инфраструктуры; человеческого капитала; онлайн услуг. Проведен сравнительный анализ указанных агрегаторов в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран, результаты которого могут использоваться при разработке проектов цифровизации административных процессов. Полученные результаты могут стать отправной точкой для разработки адаптированных к особенностям сектора государственного управления в Российской Федерации и российских регионах инструментов оценки результатов цифровизации государственных услуг.
Полный текст
Введение
В условиях цифровой трансформации экономики для повышения качества государственных услуг и эффективности взаимодействия их получателей с органами государственного управления реализуются проекты по внедрению цифровых инноваций в их деятельность, или по формированию электронного правительства. Становление данной формы организации деятельности органов государственного управления, предполагающее широкой использование цифровых технологий, способствует развитию информационной инфраструктуры, обеспечивает полноту исполнения государством возложенных на него функций, а также инициирует участие социума в процессах разработки и принятия государством решений по ключевым вопросам социально-экономического развития. Электронное правительство предполагает внедрение инноваций в сектор государственных услуг, что в условиях цифровой трансформации экономики означает внедрение высоких технологий, используемых для удовлетворения растущих потребностей их получателей – физических лиц, организаций и органов государственного управления. Электронное правительство рассматривается в качестве необходимой предпосылки активизации инновационных процессов во всех секторах экономики, инструмента повышения уровня жизни населения и одного из важных факторов экономического роста. Внедрение электронного правительства приводит к повышению качества государственных услуг, что находит выражение в соблюдении стандартов их предоставления, в снижении бюджетных расходов на их разработку и предоставление, в учете потребностей получателей, что, в свою очередь, предполагает клиентоориентированность органов государственного управления. Однако для оценки эффективности функционирования электронного правительства и определения направлений его дальнейшего совершенствования требуется разработка верифицируемых и сопоставимых на межгосударственном уровне показателей. Это определяет необходимость анализа имеющихся методик к их расчету, выявления преимуществ и ограничений в использовании. Это определило выбор темы исследования, его теоретическую и практическую значимость.
Обзор литературы
Активизация процессов цифровизации сектора государственного управления привела к появлению значительного числа публикаций, посвященных состоянию электронного правительства и направлениям его развития. Содержанию процесса внедрения инноваций и высоких технологий в сектор государственного управления посвящены работы Д. Гребера [7], И. И. Смотрицкой [14], которая анализировала направления трансформации государственных услуг под влиянием процессов цифровизацииг, Й. Майлса [13], исследовавшего особенности инноваций в условиях цифровой трансформации экономики, Р. С. Афанасьева и Л .Н. Богданова [1], А. Н. Швецова [17], изучавших особенности инноваций в секторе государственного управления в современной России и др. Закономерности эволюции парадигмы государственного управления с учетом процессов цифровизации отражены в работах А. Г. Барабашева [2], С. Ю. Глазьева [6], Н. М. Добрынина [8], Т. Дэвенпорта [9], Г. Л. Купряшина [11] и др. В трудах Л. С. Леонтьевой, М. К. Романченко [12], М. В. Иванова, Н. Н. Якимчук [10] и др. нашли отражение особенности реализации цифровых проектов в российских регионах и их последствия для отдельных сфер жизнедеятельности общества. Методические подходы к оценке результатов функционирования электронного правительства представлены в работах Х. де Брюйне [3], А. Д. Трахтенберга [16], С. В. Габуева [5], Т. Н. Литвиновой [19], Б. Ж. Тагарова [15], Р. Хикса [18], Дж. Монтаны [20] и др.
Методы
В ходе исследования особое внимание уделено нормативным правовым документам, регламентирующим процессы цифровизации сектора государственного управления в современной России (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011-2020 годы и др.), а также аналитическим материалам Департамента экономического и социального развития Организации Объединенных Наций и др. Для решения задач исследования использованы методы контент-анализа и сравнительного анализа, а также графическая и табличная иллюстрация полученных результатов.
Результаты исследования
В настоящее время выделяют четыре направления развития электронного правительства[1]:
- электронные услуги (e-services), или возможность получения в режиме 24х7 официальной информации от органов государственного управления, нормативных правовых документов и государственных услуг в электронной форме, электронное администрирование по принципу «одного окна»;
- электронное управление (e-management), которое представлено единой информационной системой, включающей локальные информационные системы отдельных органов государственной власти и поддерживающей административные функции государственных учреждений, включая управление данными, электронными записями и информационными потоками между ведомствами. Данное направление требует новой организационной культуры и клиентоориентированности персонала, а также участия заинтересованных лиц в процессе разработки и принятия решений. При этом объектом электронного управления выступают административные процессы в бэк-офисе, который непосредственно с получателями государственных услуг не взаимодействует;
- электронная демократия (e-democracy), или деятельность по формированию повестки дня и приоритетов государственной политики, разработке мер государственного управления и участия общества в их реализации в консультативной форме с помощью информационно-коммуникационного инструментария (например, электронные консультации или электронное голосование). Данное направление деятельности электронного правительств включает мероприятия, предполагающие участия общественности, в том числе виртуальные встречи с представителями органов государственного управления и местного самоуправления, открытые заседания, обратную связь с получателями государственных услуг, опросы общественного мнения и общественные форумы и др.;
- электронная коммерция (e-commerce), или взаимодействия органов государственного управления с коммерческими и некоммерческими организациями по поводу размещения государственного заказа на приобретение товаров, работ, услуг, финансируемых из средств бюджета и проводимые с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В 2011 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2011 года № 1815-р[2] был проведен целый ряд мероприятий по созданию инфраструктуры электронного правительства, максимально ориентированных на потребителя. В качестве основной проблемы реализации данной программы выделялось преодоление «цифрового неравенства» между субъектами Российской Федерации и повышение доступности информационно-коммуникационных технологий для потребителей электронных государственных услуг. В качестве основных элементов инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации выступают: портал государственных и муниципальных услуг; национальная платформа, способствующая распределенной обработке данных; система электронного взаимодействия между ведомствами; система распознавания и проверки подлинности заявителя; информационная система центрального удостоверяющего органа, осуществляющего выдачу ключей электронной цифровой подписи [4].
В настоящее время для оценки уровня развития государственного управления в электронном формате используются разнообразные рейтинги, которые стимулируют процессы цифровой трансформации региональных образований, обусловливая стремление последних к улучшению собственных индикаторов. В качестве основного показателя, используемого при составлении соответствующих рейтингов на мега- и макроуровнях, выступает Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), разработанный Организацией Объединенных Наций в 2002 году. Данный показатель позволяет оценить потенциал предоставления государственных услуг в электронном формате. Динамика данного показателя и позиция государства в рейтинге, составленном Департаментом экономического и социального развития ООН по итогам исследования 93 стран в период с 2003 по 2022 гг., представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика Индекса развития электронного правительства Российской Федерации и стран-лидеров, 2002-2022 гг.3
Страна | 2002 | 2004 | 2006 | 2008 | 2010 | 2012 | 2014 | 2016 | 2018 | 2020 | 2022 |
США | 0,927 (1) | 0,913 (1) | 0,906 (1) | 0,864 (4) | 0,851 (2) | 0,869 (5) | 0,875 (7) | 0,842 (12) | 0,877 (11) | 0,929 (9) | 0,915 (10) |
Швеция | 0,840 (2) | 0,874 (4) | 0,898 (3) | 0,946 (1) | 0,747 (12) | 0,860 (7) | 0,823 (14) | 0,870 (6) | 0,888 (5) | 0,936 (6) | 0,941 (5) |
Австралия | 0,831 (3) | 0,838 (6) | 0,868 (6) | 0,811 (8) | 0,786 (8) | 0,839 (12) | 0,910 (2) | 0,914 (2) | 0,905 (2) | 0,943 (5) | 0,941 (7) |
Дания | 0,820 (4) | 0,905 (2) | 0,906 (2) | 0,913 (2) | 0,787 (7) | 0,889 (4) | 0,816 (16) | 0,851 (9) | 0,915 (1) | 0,976 (1) | 0,918 (1) |
Великобритания | 0,814 (5) | 0,885 (3) | 0,878 (4) | 0,787 (10) | 0,815 (4) | 0,896 (3) | 0,869 (8) | 0,919 (1) | 0,899 (4) | 0,936 (7) | 0,914 (11) |
Канада | 0,806 (6) | 0,837 (7) | 0,843 (8) | 0,817 (7) | 0,845 (3) | 0,843 (11) | 0,842 (11) | 0,828 (14) | 0,823 (23) | 0,842 (28) | 0,851 (32) |
Норвегия | 0,778 (7) | 0,818 (10) | 0,823 (10) | 0,892 (3) | 0,802 (6) | 0,859 (8) | 0,836 (13) | 0,812 (18) | 0,856 (14) | 0,906 (13) | 0,888 (17) |
Швейцария | 0,764 (8) | 0,754 (15) | 0,755 (17) | 0,763 (12) | 0,714 (18) | 0,813 (15) | 0,727 (30) | 0,753 (28) | 0,852 (15) | 0,891 (16) | 0,875 (23) |
Германия | 0,762 (9) | 0,787 (12) | 0,805 (11) | 0,714 (22) | 0,731 (15) | 0,808 (17) | 0,786 (21) | 0,821 (15) | 0,877 (12) | 0,852 (25) | 0,877 (22) |
Финляндия | 0,761 (10) | 0,824 (9) | 0,823 (9) | 0,749 (15) | 0,697 (19) | 0,851 (9) | 0,845 (10) | 0,882 (5) | 0,882 (6) | 0,945 (4) | 0,953 (2) |
Нидерланды | 0,764 (11) | 0,803 (11) | 0,802 (12) | 0,863 (5) | 0,810 (5) | 0,913 (2) | 0,889 (5) | 0,866 (7) | 0,876 (13) | 0,923 (10) | 0,938 (9) |
Сингапур | 0,746 (12) | 0,834 (8) | 0,850 (7) | 0,701 (23) | 0,748 (11) | 0,847 (10) | 0,908 (3) | 0,883 (4) | 0,881 (7) | 0,915 (11) | 0,913 (12) |
Южная Корея | 0,744 (13) | 0,857 (5) | 0,873 (5) | 0,832 (6) | 0,879 (1) | 0,928 (1) | 0,946 (1) | 0,892 (3) | 0,901 (3) | 0,956 (2) | 0,953 (3) |
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация | 0,443 (58) | 0,502 (52) | 0,533 (50) | 0,512 (60) | 0,514 (59) | 0,735 (27) | 0,729 (27) | 0,722 (35) | 0,797 (32) | 0,824 (36) | 0,816 (42) |
Источник: взято из Исследования ООН3
Анализ показывает, что в число стран-лидеров неизменно входит Дания, демонстрирующая незначительный «провал» в 2014-2016 гг., а также Южная Корея (с 2010 г.). Соединенные Штаты Америки, занимавшие первые позицию в рейтингах 2002-2006 гг., переместились во вторую десятку рейтинга. В целом, лидирующие страны сохраняют свои позиции в течение исследуемого периода. Исключение составляют Швейцария, Канада и Германия, для которых характерен незначительный прирост Индекса развития электронного правительства при ухудшении позиции в рейтинге.
Для всех государственных образований наблюдается значительный прогресс в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде, что демонстрирует положительная динамика Индекса развития электронного правительства. Лидирующими остаются страны европейского региона (59,1%), далее следуют страны азиатского региона (25,4%), Америки (12,3%) и Океании (3,2%). По данным Организации Объединенных Наций, 60 стран имеют очень высокие (в диапазоне от 0,75 до 1,00) значения Индекса развития электронного правительства, по сравнению с 57-ю странами в 2020 году, что демонстрирует рост данного показателя на 5,3% для этой группы; высокие (в диапазоне от 0,5 до 0,75) значения данного Индекса имеют 73 страны, 53 страны входят в группу стран со средним (в диапазоне от 0,25 до 0,5) значением Индекса, и 7 стран, что на 12,5% меньше, чем в 2020 году, имеют низкие (от 0,00 до 0,25) значения Индекса.
Российская Федерация в период с 2012 по 2014 гг. входила в число 30 ведущих стран по уровню развития электронного правительства. В настоящее время данный показатель демонстрирует снижение, что отражено на рисунке 1. По данным за 2022 год, Российской Федерации принадлежит 42-е место с величиной Индекса развития электронного правительства, который составил 0,816, что на 6 пунктов ниже по сравнению с 2020 годом (36-е место в рейтинге и показатель 0,824), на 8 пунктов ниже по сравнению с 2018 годом (32-е место в рейтинге и показатель 0,797) и на 15 пунктов ниже по сравнению с 2014 годом (27-е место и показатель 0,729). Указанное положение Российской Федерации обуславливается сокращением темпов роста государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, при существенном продвижении в данном направлении лидирующих стран. Однако необходимо отметить, что Индекс развития электронного правительства Российской Федерации значительно выше среднемирового показателя, составляющего 0,61.
Рисунок 1. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002-2022 гг.4
Источник: разработано на основе Исследования ООН4
В соответствии с разработанной методикой Организации Объединенных Наций[5], Индекс развития электронного правительства представляет собой интегральную величину средневзвешенного трех нормализованных агрегатов:
- агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры (TII), который представлен средним арифметическим относительных величин, рассчитанных на 100 человек населения, активно использующих сеть Интернет, абонентов мобильной связи, абонентов беспроводного широкополосного доступа и абонентов фиксированного широкополосного доступа;
- агрегированный показатель человеческого капитала (HCI), который представлен средневзвешенным двух относительных показателей – уровня грамотности взрослого населения и валового коэффициента охвата образованием, а также двух абсолютных показателей – ожидаемой и средней продолжительностей обучения. Показатели в составе HCI стандартизуются Z-преобразованием и далее нормализуются в целях приведения к однородному виду и использования в рейтинге;
- агрегированный показатель онлайн-услуг (OSI), который выступает качественной характеристикой уровня зрелости электронного правительства и формируется с помощью 180-ти вопросов с дуальными ответами, соответствующими 1-му баллу за доступность услуги или 0 баллов за недоступность или отсутствие искомой услуги. Вопросы для данного показателя распределяются на 5 подиндексов, каждому из которых присваивается соответствующий доле вопросов вес: для развитости институциональной структуры, равный 0,1, для качества предоставления услуг, равный 0,45, для качества предоставления контента, равный 0,05, для уровня используемых технологий, равный 0,05, и для степени электронного участия, равный 0,35. Вычисленные подиндексы аналогично HCI стандартизуются на основе Z-преобразования, и взвешенные нормализованные баллы для каждого подиндекса суммируются, образуя агрегированный показатель онлайн-услуг. Кроме того, в целях объективизации качественных данных, агрегированный показатель OSI дополняется 44-мя ответами на вопросы Анкеты для государства-члена (MSQ).
Структурированный Индекс развития электронного правительства Российской Федерации за исследуемый период представлен в таблице 2.
Таблица 2. Дезинтеграция Индекса развития электронного правительства в Российской Федерации по агрегированным показателям, 2002-2022 гг.6
Год | Агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры (TII) | Агрегированный показатель человеческого капитала (HCI) | Агрегированный показатель онлайн-услуг (OSI) |
2002 | 0,1847 | 0,9200 | 0,2231 |
2004 | 0,1847 | 0,9300 | 0,390 |
2006 | 0,1947 | 0,9500 | 0,4538 |
2008 | 0,2482 | 0,9589 | 0,3344 |
2010 | 0,2731 | 0,9633 | 0,3612 |
2012 | 0,6583 | 0,8850 | 0,6601 |
2014 | 0,4385 | 0,8100 | 0,4409 |
2016 | 0,6091 | 0,8234 | 0,7215 |
2018 | 0,6219 | 0,8522 | 0,9167 |
2020 | 0,7723 | 0,8833 | 0,8176 |
2022 | 0,8053 | 0,9065 | 0,7368 |
Источник: разработано на основе Исследования ООН6
С 2012 по 2014 год для Российской Федерации отмечается значительный спад по всем агрегированным показателям, что может быть обусловлено значительными трансформациями информационной инфраструктуры и человеческого капитала, а также отсутствием перерасчетов значений Индекса развития электронного правительства за предыдущие периоды на основе актуальных баз статистических данных: с 2010 года в Российской Федерации постепенно вводились статистические формы, соответствующие международным требованиям для расчета данного Индекса. Динамика агрегированных показателей представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002-2022 гг.7
Источник: разработано на основе Исследования ООН7
Показатель человеческого капитала имеет наиболее высокое значение среди агрегированных показателей (0,9065), он демонстрирует повышательную тенденцию в период с 2014 года (в 2014 году – 0,8100); аналогичная динамика выявлена для агрегированного показателя телекоммуникационной инфраструктуры: с 0,4385 в 2014 году до 0,8053 в 2022 году, при этом прирост с 2020 года составил 4,27%. Причиной «провала» в 2014 году можно назвать недостаточную активность развития оптоволоконного доступа к сети Интернет, а также существенное уменьшение плотности телефонной связи в проводной форме. В 2018 году выявлен значительный (+25,25%) прирост агрегированного показателя электронных государственных услуг, обеспечивший Российской Федерации 23-е место в мировом рейтинге. Прогресс данного показателя был обусловлен разработкой и внедрением сервисных инноваций, включающих: перевод государственных услуг в электронный вид, создание и развитие единого портала государственных услуг, активизацию взаимодействия государственных структур с гражданами на основе цифровых и информационно-коммуникационных технологий, а также предоставление доступа к информации о деятельности государственных органов управления. Однако в 2021 году данный показатель продемонстрировал снижение на 10,81%, которое продолжалось в 2022 году (-9,88%). Несмотря на относительную нестабильность темпов роста Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, положительная динамика показателей состояния сектора государственного управления привела к сокращению разрыва между позицией России в рейтинге и позицией государств-лидеров: с 52,21% в 2002 году до 11,1% в 2022 году. Тенденция сокращения указанного разрыва между индексами за исследуемый период представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика величины разрыва между Индексами развития электронного правительства Российской Федерации и стран-лидеров рейтинга, 2002-2022 гг.8
Источник: разработано на основе Исследования ООН8
Сокращение разрыва между Индексами развития электронного правительства Российской Федерации и лидирующего государства обусловливается внедрением сервисных инноваций в сектор государственного управления, что нашло отражение в обновлении функционала Единого портала государственных услуг, предоставлением актуальной и объективной информационной и статистической базы для вычисления Индекса, а также активизацией доступа населения к высокотехнологичным интерактивным порталам и сайтам органов государственного управления (местного самоуправления). Эти изменения объясняют существенный «скачок» исследуемого индекса Российской Федерации в 2012 году. Однако, несмотря на рост рейтинговых показателей, следует отметить замедление указанных процессов. Так, с момента запуска второй версии Единого портала государственных услуг 15 декабря 2009 года до конца 2012 года число зарегистрированных пользователей выросло на 3,6 млн человек, что ниже аналогичного показателя в предыдущий период. Это стало предметом критики Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности[9] и предпринятых впоследствии мер. Динамика численности активных пользователей Единого портала государственных услуг за период 2010-2022 гг. представлена на рисунке 4.
В течение 7-ми месяцев 2023 года пользователями российского сервиса «Госуслуги» было подано 336 млн заявлений в электронном формате, что демонстрирует прирост +31,89% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. При этом имеет место среднемесячный прирост количества обращений граждан: в 2022 году их число составляло 36,3 млн, а в 2023 году – 47,99 млн, то есть +31,15%.
Рисунок 4. Динамика численности пользователей Единого портала государственных услуг в РФ, 2010-2022 гг.[10]
Источник: разработано на основе данных Информационного агентства ТАСС, Tadviser, Единого портала государственных и муниципальных услуг России, официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, официального сайта Правительства Российской Федерации10
Разработка сервисных инноваций в форме электронных государственных услуг базировалась на положениях федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)»[11] и государственной программы «Информационное общество» на 2011–2020 годы[12], ориентированных на создание и активное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, способствующей повышению качества медицинского обслуживания, уровня образования, квалификации персонала, социальной защищенности населения, развитию государственного управления, активизации научно-технического прогресса.
В 2022 году АО «Ростелеком» заключил контракт с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на сумму 1,7 млрд рублей, направленный на модернизацию информационных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), нормативной справочной информации (ЕСНСИ) и Единой информационной платформы национальной системы управления данными (ЕИП НСУД); усовершенствование портала государственных услуг и единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА); развитие ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФРГУ)[13]. Целью контрактных отношений выступает повышение производительности процессов обмена данными, уровня информационной безопасности, что обусловливает нивелирование существующих и потенциальных угроз деятельности, укрепление сильных сторон и расширение перспектив использования сервисных инноваций в исследуемом секторе. Проводимые мероприятия поддерживают ориентацию российского государства на продвижение к цифровому обществу.
Заключение
Реализация проектов по внедрению цифровых технологий в сектор государственного управления оказывает растущее влияние на направление и темпы социально-экономического развития, уровень и качество жизни населения. В настоящее время состояние электронного правительства Российской Федерации обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности административных процессов. В качестве основного показателя состояния процессов цифровизации сектора государственного управления выступает Индекс развития электронного правительства, который представляет собой комбинированный показатель, включающий: агрегированный показатель телекоммуникационной инфраструктуры; агрегированный показатель человеческого капитала; агрегированный показатель онлайн услуг. Его преимуществами выступают измеримость используемых показателей и верифицируемость результатов, а также их сопоставимость на межгосударственном уровне. В то же время существуют ограничения в части оценки качества государственных услуг в электронной форме, которое проявляется в полноте удовлетворения потребностей получателей, соответствия услуг административным регламентам и снижения затрат на их оказание. В этой связи представляется целесообразным дополнение Индекса развития электронного правительства частными показателями, которые отражают различные аспекты государственных услуг, оказываемых в цифровом формате.
1 Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 26.12.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106767/ (дата обращения: 26.10.2023).
2 Там же.
3 Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-02/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности // Правительство России. – URL: http://government.ru/news/5854/ (дата обращения: 09.09.2023).
10 Информационное агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru/; Tadviser. Государство. Бизнес. Технологии. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/;Единый портал государственных и муниципальных услуг России ЕПГУ – URL: www.gosuslugi.ru; На Едином портале госуслуг зарегистрировано 50 млн человек // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37067/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f; Официальный сайт Правительства Российской Федерации – URL: http://government.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
11 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 10.09.2023).
12 О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3564/ (дата обращения: 10.09.2023).
13 «Ростелеком» получил контракты на развитие ГИС на 1,7 млрд рублей // Tadviser. Государство. Бизнес. Технологии. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%98%D0%A1_%D0%BD%D0%B0_1,7_%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9 (дата обращения 11.09.2023).
Об авторах
И. С. Калганов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: igkal87@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-0884-7745
соискатель ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.2.7. Государственное и муниципальное управление
Россия, МоскваСписок литературы
- Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н. Российские инновации в секторе государственного управления в международном контексте// Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №6-2. – С. 35–42. – https://doi.org/ 10.34755/IROK.2019.31.81.005 EDN: VTAWNK
- Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – №3. – С. 163–194. EDN: WMQQAN
- Брюйн Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе / пер. с англ. И. Попеско, О. Синицыной. – M.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. – 188 c.
- Габазова Я. Д., Голева Г. А. Международная оценка развития электронного правительства в Российской Федерации (на примере индекса развития электронного правительства OOН)// Молодой исследователь Дона. – 2017. – №5(8). – С. 170–177. EDN: ZMQMOF
- Габуев С. В. Эффективность политического управления в контексте внедрения «электронного правительства» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 169–188. – https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-169-188 EDN: UXOUVC
- Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием// Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3 (69). – С. 14–19. – https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19 EDN: AOJQPU
- Гребер Д. Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Пер. с англ. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 224 с.
- Добрынин Н. М. Вновь к вопросу о государственном суверенитете и новой геополитике: аксиология права и размышления автора// Государство и право. – 2019. – № 5. – С. 41–53. – https://doi.org/10.31857/S013207690004859-6 EDN: ZIJINN
- Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021. – 320 с.
- Иванова М. В., Якимчук Н. Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1 (54). – С. 143–153. – https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.54.151. EDN: CFCXPA
- Купряшин Г. Л., Шрамм А. Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления// Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 84. – С. 256–276. – https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-84-256-276. EDN: VFWOEX
- Леонтьева Л. С., Романченко М. К. Трансформация репутационного капитала региона и власти Российской Федерации в условиях изменения политической ситуации в мире// Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 23–34. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-23 EDN: BOHNYX
- Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. – 2011. – Т.5, № 2. – С. 4–15. EDN: NURGNP
- Смотрицкая И. И., Черных С. И., Сазонова Е. С. Концепция публичного управления в контексте долгосрочных целей новой экономической политики// Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – №4. – С. 60–76. – https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_4_60_76 EDN: QDPCPH
- Тагаров Б. Ж. Анализ современного состояния электронного правительства в России// Креативная экономика. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 447–458. – https://doi.org/10.18334/ce.12.4.39008 EDN: XOBLSP
- Трахтенберг А. Д. Электронное правительство: стимул для трансформации государства или институциональный миф?// Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2013. – № 3(118). – С. 101–109. EDN: RSYWQH
- Швецов А. Н. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России. Статья 4. Современные ИКТ в деятельности российских органов власти: преобразят ли они государственное и муниципальное управление? // Российский экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 21–45. EDN: PFTXWP
- Heeks R. (2003) Most eGovernment-for-Development Projects Fail: How Can Risk be Reduced? IGovernment Working Paper Series. № 14. https://www.researchgate.net/publication/281562385_Most_eGovernment-for-development_projects_fail_How_can_risks_be_reduced. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).
- Litvinova T. N. (2018) Development of e-govement in Russia: problems and prospects. Journal of law and administration Vol. 3, No. 48. Pp. 60–68. – https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-60-68 EDN: PMKLHT
- Montagna J. M. (2005) A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals. Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 4, No. 3. Pp. 204–219. https://www.researchgate.net/publication/223031917_A_framework_for_the_assessment_and_analysis_of_electronic_government_proposals. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).
Дополнительные файлы
