Организационные аспекты межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Динамичное развитие туристской деятельности в регионах Российской Федерации, высокий интерес населения к путешествиям, пристальное внимание федеральных и региональных властей к туризму обусловливают актуальность исследования, результаты которого представлены в статье.

Целью исследования является изучение организационных аспектов межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов с учетом практических особенностей: сотрудничества туроператоров, взаимодействия с поставщиками туристских услуг, осуществления работы агентских сетей и др.

Методами исследования являются: анализ научных публикаций и законодательно-нормативной базы в сфере туризма; синтез процессов, связанных с формированием, продвижением и реализацией туристских продуктов, а также интервью.

В статье приведены примеры российских межрегиональных маршрутов; представлены функции и условия осуществления деятельности туроператоров и турагентов в РФ; предложена схема взаимодействия субъектов в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов на межрегиональном уровне; представлены организационные аспекты реализации межрегионального взаимодействия в рамках работы с туристскими продуктами.

Научная новизна исследования состоит в теоретико-методическом обосновании организационных аспектов межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностями использования основных положений и выводов такими субъектами туристского рынка как туроператоры и турагенты (для разработки межрегиональных туристских маршрутов), а также региональными и муниципальными органами власти при разработке концепций, стратегий и программ формирования и развития внутреннего и въездного туризма в регионах.

Результаты данного исследования служат основой дальнейшего проведения научно-исследовательских работ, посвященных субъектам рынка внутреннего и въездного туризма в рамках межрегионального взаимодействия на микро-, мезо- и макроуровнях.

Полный текст

Введение

Туристская индустрия во всем мире в последние четыре года столкнулась с серьезными вызовами, которые оказывают влияние на ее функционирование и развитие. В связи с этим, для организаторов туризма на первый план выходит необходимость решения проблем различного характера, начиная с необходимости краткосрочного горизонта планирования продуктов, заканчивая вопросами отмены и переноса путешествий своих клиентов. Кроме того, в этот кризисный период перед туристскими предприятиями стоят и обыденные задачи, связанные с ассортиментной политикой, маркетингом, управлением персоналом и т.п. Это обусловливает необходимость методических и практических разработок, учитывающих большое количество факторов, влияющих на развитие туристской деятельности как на микро-, так и на мезоуровне.

Задача активизации внутреннего туризма становится еще более значимой с социально-экономической точки зрения для всех регионов Российской Федерации, именно данное направление туризма позволяет вовлекать ресурсы в туристский оборот, повышать интерес граждан к своей стране и малой родине, обеспечивать удовлетворение потребности в отдыхе и др. [7; 14; 15; 16]. Активизация внутреннего туризма становится детерминантой сотрудничества регионов. Межрегиональное взаимодействие в сфере туризма представляет собой объединение ресурсов и возможностей регионов для формирования единого туристического пространства. Одной из форм реализации межрегионального сотрудничества в сфере туризма является создание проектов, включающих туристские маршруты нескольких субъектов РФ. Основной целью применения такого инструмента является непосредственное развитие внутреннего и въездного туризма [13].

Классическим примером межрегиональных маршрутов является брендовый маршрут «Золотое кольцо России», который включает в себя города, расположенные в 5 регионах (Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях).

Необходимо также отметить межрегиональный туристский проект «Серебряное ожерелье России», состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих исторические города, областные центры, крупные населенные пункты Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия и Коми и Ненецкий автономный округ.

Кроме того, развиваются такие межрегиональные туристские проекты и маршруты как «Восточное кольцо России», «Великий чайный путь», «Узоры городов России», «Красный маршрут», «Русские усадьбы», «Великий шелковый путь» и др. [13].

Также в настоящее время в России активно разрабатываются и реализуются национальные маршруты – маршруты, имеющие особое значение для развития внутреннего и въездного туризма и определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации1. На практике данные маршруты называются брендовыми, разрабатываются чаще всего в рамках одного субъекта РФ. Национальные туристические маршруты развиваются благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», каждый из маршрутов прошел экспертную оценку и имеет готовую программу (статус «национальный туристический маршрут» на март 2024 года получили 37 маршрутов) 2.

Национальные маршруты могут быть межрегиональными, их разработка и реализация является актуальным и перспективным направлением деятельности для регионального туризма, это признают как представители туристского бизнеса, так и региональных властей и некоммерческих ассоциаций в сфере туризма.

Различные теоретические и практические вопросы, связанные с разработкой, продвижением и реализацией туристских продуктов, раскрываются в работах таких исследователей как С. К. Волков [1], М. Е. Воловик [2], Л. А. Гамидуллаева, А. Г. Финогеев [3], Е. А. Джанджугазова [6], О. А. Денисова [5], А. С. Кусков, Н. В. Сирик [8] и др.

Проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия исследуются такими авторами как Р. Ф. Гатауллин, С. Ш. Аслаева [4], Е. В. Лукин [11], К. В. Кушнир [9], В. Н. Литвинов [10], М. Ю. Махотаева, О. А. Бакуменко, Д. П. Малышев [12] и др.

Несмотря на большое количество исследований, связанных с туристской деятельностью на региональном уровне, межрегиональное взаимодействие субъектов туристского рынка как перспективное направление его развития, является недостаточно изученным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методика исследования

Туристская деятельность в рамках организованного туризма подразумевает туроператорскую и турагентскую деятельность по формированию, продвижению и реализации туристских продуктов. Данные процессы в РФ регулирует ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», при этом функцию формирования туристских продуктов имеют право реализовывать только те туристские предприятия, которые являются туроператорами (т. е. выполняют обязательные условия осуществления туроператорской деятельности).

На рисунке 1 представлены функции и условия осуществления деятельности туроператоров и турагентов в РФ.

 

Рисунок 1. Функции и условия осуществления деятельности туроператоров и турагентов в РФ

Источник: составлено авторами на основе Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[3]

 

В рамках исследования были изучены укрупненные функции туроператоров и турагентов, реализуемые ими в рамках организации туристской деятельности. Основной акцент был сделан на деятельности туроператоров, количество которых в рамках межрегиональных туристских продуктов может составлять два и более. Кроме того, изучалась роль иных субъектов региональных туристских рынков, которые оказывают влияние и участвуют в процессах разработки, продвижения и реализации туристских продуктов (поставщики туристских услуг, туристско-информационные центры (ТИЦ), органы власти и др.).

Для актуализации результатов исследования для практической деятельности в сфере туризма был проведен опрос экспертов – представителей туроператоров и туристических агентств, органов региональной власти и научного сообщества.

Результаты исследования

На рисунке 2 представлена схема взаимодействия субъектов в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов на межрегиональном уровне, в основе которого находится организационно-экономическое взаимодействие основных субъектов региональных туристских рынков.

 

Рисунок 2. Схема взаимодействия субъектов в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов на межрегиональном уровне

Источник: разработано авторами

 

Важным организационным аспектом является ключевая роль туроператора, который выступает базовым элементом системы (инициативный и рецептивный туроператоры позволяют формировать организованный туристский поток). При классическом понимании туроперейтинга, инициативный туроператор располагается в регионе или в стране, в которой проживают туристы, для формирования туристского продукта они обращаются к рецептивным туроператорам (туроператорам, которые осуществляют прием туристов на территории своего региона/страны, контролируя все путешествие). Подписывать договора на обслуживание туристов (приобретение туристских услуг) есть возможность как у одного, так и у другого туроператора.

В рамках формирования межрегиональных туристских маршрутов схема немного изменяется, так как ресурсы и инфраструктура, необходимые для их осуществления, расположены не в одном, а в нескольких регионах (а в некоторых случаях даже странах). Инициативным туроператором становится не только тот, кто первым проявляет инициативу создания нового туристского проекта, сколько тот, кто берет на себя большую часть организационных вопросов.

Ресурсный аспект также оказывает влияние на процесс межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов. Формирование межрегионального туристского продукта базируется на туристских ресурсах, расположенных как минимум в двух регионах, это значит, что поставщики отдельных туристских услуг (представители туристской индустрии), также располагаются в разных регионах. Взаимодействие (переговоры, подписание договоров и пр.) с ними может брать на себя инициативный туроператор, либо туроператор того региона, в котором эти поставщики будут оказывать туристские услуги.

Несмотря на то, что сфера туроператорских и турагентских услуг в настоящее время фактически полностью находится в частной собственности, значимую роль в планировании и реализации межрегиональных туристских маршрутов играют правительства регионов, так как на данном уровне могут:

  • определяться актуальные виды туризма, в рамках которых могут проектироваться новые межрегиональные маршруты (примерами могут выступать детский, социальный, промышленный виды туризма);
  • приниматься решения о сотрудничестве с определенными регионами;
  • осуществляться информационная, юридическая и иная поддержка проектов в сфере межрегионального сотрудничества и пр.

В рамках перечисленных направлений деятельности органы власти регионального уровня находит отражение управленческий аспект реализации межрегионального взаимодействия в рамках работы с туристскими продуктами.

В последние несколько лет особое развитие получили региональные туристско-информационные центры (ТИЦ), которые выполняют важные задачи в рамках продвижения и реализации туристских продуктов:

  • осуществляют продвижение туристского продукта территории на туристском рынке;
  • создают «базу данных» о региональных туристских центрах и предлагаемых ими услугах;
  • разрабатывают и распространяют рекламно-информационные материалы о территории в целом, и отдельных туристских продуктах в частности;
  • осуществляют сбор информации о посетителях ТИЦ и туристской территории;
  • осуществляют прием, компетентное информирование и консультирование туристов и местных жителей по вопросам туризма и отдыха;
  • вносят вклад в формирование положительного туристско-рекреационного образа территории.

В связи с многофункциональностью данного субъекта туристского рынка, ТИЦ выступают важным элементом механизма продвижения межрегиональных туристских продуктов (причем, как для организованного, так и для самодеятельного туризма).

При необходимости любые туроператоры могут прибегать к услугам туристических агентств, которые выполняют функции продвижения и реализации туристских продуктов. Примечательно, что комиссионные вознаграждения таких агентов могут выплачиваться туроператорами совместно, что уменьшает их индивидуальную финансовую нагрузку, позволяет повышать норму прибыли, либо обеспечивать невысокие цены на формируемые продукты.

Данная цепочка описывает организованные межрегиональные маршруты (которые являются оптимальными с учетом сложности сути самого межрегионального туристского продукта). Однако туристы часто предпочитают путешествовать в пределах страны самостоятельно, планируя и выстраивая свой маршрут без помощи профессионалов. Положительную роль для таких путешествий играют информационно-коммуникационные технологии (туристские порталы, интерактивные карты, форумы и блоги путешественников, сайты отзывов, специализированные мобильные приложения, навигаторы и пр.).

В рамках исследования проведена оценка наличия и структуры туристско-рекреационных ресурсов с позиции Оренбургской области (таблица 1).

 

Таблица 1. Наличие и структура туристско-рекреационных ресурсов Оренбургской области и соседних регионов на начало 2024 г.

 

Объекты культурного наследия*

ООПТ**

Музеи

Всего

кол-во, ед.

доля, %

кол-во, ед.

доля, %

кол-во, ед.

доля, %

кол-во, ед.

доля, %

Оренбургская область

1 632

23,4

3

17,6

55

9,7

1 690

22,3

Самарская

область

863

12,4

3

17,6

98

17,3

964

12,7

Республика

Татарстан

1 628

23,3

2

11,8

210

37,1

1 840

24,3

Республика Башкортостан

1 909

27,3

4

23,6

126

22,3

2 039

27,0

Челябинская область

948

13,6

5

29,4

77

13,6

1 030

13,7

Всего

6 980

100

17

100

566

100

7 563

100

* Объекты культурного наследия (памятники истории, архитектуры, градостроительства), включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории исследуемых регионов (федерального, регионального и местного (муниципального) значения)

** объекты федерального значения (национальные парки и заповедники)

Источник: составлено авторами на основе работ [4][5][6][7][8][9][10][11]

 

Несомненно, что выводы о перспективности разработки и реализации межрегиональных маршрутов с включением объектов туристского показа всех исследуемых регионов необходимо делать не только с учетом количественных, но и качественных факторов, в том числе инфраструктурных. Однако количественный анализ основных групп туристско-рекреационных ресурсов Оренбургской области и соседних регионов позволил определить место Оренбургской области в «рейтинге» регионов – по количеству объектов регион уступает Республике Башкортостан и Республике Татарстан. «Аутсайдеров» рейтинга – Самарскую и Челябинскую области – необходимо рассматривать как перспективное направление для организации межрегиональных туристских программ для жителей западного и восточного Оренбуржья, так как географически именно эти территории расположены ближе (для туров выходного дня этот фактор является важным).

В рамках исследования был проведен экспертный опрос, целью которого являлось выявление перспектив работы отдельных групп субъектов туристского рынка по межрегиональным туристским продуктам. В качестве экспертов выступили представители туроператоров и туристических агентств, представители органов региональной власти и научного сообщества (всего 12 человек). Экспертам было предложено оценить 6 параметров, касающихся формирования, продвижения и реализации туристского продукта по 5-ти балльной шкале (результаты опроса представлены в таблице 2).

 

Таблица 2. Результаты экспертного опроса по оценке перспектив работы по межрегиональным туристским продуктам

Параметр оценки

Представители туроператоров

Представители туристических агентств

Представители органов региональной власти

Представители научного сообщества

Формирование туристского продукта

Перспективность формирования межрегиональных маршрутов для Оренбургской области

4,5

4,25

5

4,5

Заинтересованность в межрегиональных туристских продуктах субъектов туристского рынка соседних регионов

4,75

4,25

4,5

4

Продвижение туристского продукта

Вероятный спрос на межрегиональные туристские продукты

4,75

4,25

4,5

4

Необходимость комплексной работы по продвижению межрегиональных туристских продуктов

5

4,75

4,5

5

Реализация туристского продукта

Необходимость участия в реализации маршрутов профильных ведомств и министерств

4,5

4

5

4,5

Влияние фактора сезонности на реализацию туристского продукта

4,5

4

4

4

ИТОГО

28

25,5

27,5

26

Источник: разработано авторами

 

Таким образом, представители туроператоров и органов власти наиболее высоко оценивают перспективность развития межрегиональных маршрутов, на наш взгляд, это объясняется спецификой целей их работы, именно они в большей степени заинтересованы в расширении географии туристских маршрутов, увеличении ассортимента туристских продуктов. Туристические агентства, функционирующие в регионе, в большинстве своем занимаются выездным туризмом, поэтому их оценки предложенных параметров являются более низкими. Вероятно, что представители научного сообщества оценивают параметры перспективности работы по межрегиональным туристским продуктам с теоретико-методической точки зрения, этот фактор оказал влияние на итоговый показатель.

В Оренбургской области (на 29.02.2024 г.) осуществляют работу 11 туроператоров, из них 10 занимаются направлением «внутренний туризм», 5 – «внутренний и въездной туризм» и 1 туроператор – «въездной туризм»12. Деятельность региональных туроператоров сосредоточена на туристских и экскурсионных маршрутах по Оренбургской области, в соседние регионы, а также в массовых внутрироссийских направлениях (Краснодарский край, Калининградская область, Санкт-Петербург и др.). Однако в рамках исследования были отмечены следующие аспекты, которые характеризуют отношения региональных туроператоров к межрегиональным туристским продуктам:

  • представители туроператоров считают, что для настоящего времени перспективы межрегионального взаимодействия в сфере туризма существуют, особенно в связи с тем, что за последние несколько лет жители субъектов РФ изучили свои собственные регионы; выезжали в другие регионы в рамках тех маршрутов, которые уже предлагают туроператоры; ждут новых туристских продуктов (причем, «двигаться дальше», по мнению туроператоров, необходимо как туристам, так и самим организаторам туризма);
  • у туроператора «Тревел Зон» есть опыт в данном направлении, представители туроператора участвовали в обсуждении и разработке маршрута «Великий Волжский путь», однако географическая характеристика Оренбургской области не позволяет полноценно входить в данный проект. Кроме того, в 2019 – начале 2020 года туроператор проводил подготовительную работу с представителями туристской индустрии Удмуртии (разрабатывалось направление, связанное с тематикой космоса, объединяющее в маршрут объекты в Ижевске, Самаре и на Байконуре). Дальнейшие события повлияли на то, что туроператоры «сосредоточились» на собственных регионах, однако не исключают возможности возобновления работы по данному направлению. В качестве одной из ключевых проблем развития межрегионального сотрудничества в сфере разработки и реализации туристских маршрутов, туроператоры выделяют вероятность удорожания продуктов для туристов (каждый туроператор стремится максимизировать собственную прибыль);
  • в качестве актуальных межрегиональных туристских продуктов для Оренбургской области можно выделить проект «Великий уральский путь», участие в котором позволит региону активизировать развитие туризма на особо охраняемых природных территориях. При грамотной работе с наполнением туристских продуктов, соблюдением единого стиля оформления объектов показа и «упаковки» маршрутов, данный проект может обеспечивать высокую долю возвратных туристов, которые регулярно исследуют регионы, входящие в проект. Кроме того, представители туроператоров считают, что Оренбургская область является актуальным партнером для межрегионального сотрудничества в сфере туризма для Республики Татарстан, так как регион является «точкой входа» для иностранных туристов, прибывающих с территории Республики Казахстан.

Заключение

Несомненно, что основную роль в осуществлении межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов выполняют туроператоры, однако и другие субъекты региональных туристских рынков вносят вклад в развитие межрегиональных туристских маршрутов и продуктов. Кроме того, при самодеятельном туризме в рамках межрегиональных путешествий возникает вопрос их информационно-коммуникационного «сопровождения», требующего путеводителей, гидов (печатных или электронных носителей), интересных экскурсионных продуктов, интерактивных проектов и других элементов, которые являются объектами туристского интереса, привлекающими путешественников.

Формирование межрегиональных маршрутов определяется следующими основными факторами:

  • наличием объектов туристско-рекреационных ресурсов в «соседних» регионах;
  • уровнем привлекательности «якорных» туристско-рекреационных объектов;
  • наличием общей истории или иной логической взаимосвязи, которая позволит сформировать туристский маршрут по 2 и более регионам и повысит его ценность для потенциальных туристов.

Представленные в исследовании основные организационные аспекты межрегионального взаимодействия в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов, касаются ресурсной базы туристской деятельности; ролевого взаимодействия инициативного и рецептивного туроператоров; управления развитием туризма на региональном уровне. Данные аспекты обусловливают актуальность и необходимость дальнейших научно-методических и практикоориентированных исследований процессов межрегионального взаимодействия в сфере туризма и гостеприимства.

Разработка и реализация межрегиональных туристских маршрутов может способствовать количественному и качественному развитию региональных туристских рынков, расширяя ассортимент туристских продуктов и услуг, предлагаемых для туристов. Для региональных туроператоров работа с межрегиональными туристскими продуктами может обеспечить «выход» на другой уровень функционирования, способствовать росту клиентской базы и узнаваемости.

 

1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 02.03.2024).

2 Сведения о Национальных туристских маршрутах //Министерство экономического развития Российской Федерации. – URL: https://tourism.gov.ru/reestry/natsionalnye-turisticheskie-marshruty/svedeniya-o-natsionalnykh-turistskikh-marshrutakh/ (дата обращения: 02.03.2024).

3 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 29.02.2024).

4 Перечень объектов культурного наследия (памятники истории, архитектуры, градостроительства), включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области // Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области. – URL: https://okn.orb.ru/documents/active/5496/ (дата обращения: 28.02.2024).

5 Список ОКН // Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. – URL: https://nasledie.samregion.ru/category/deyatelnost/spisok-okn/ (дата обращения: 28.02.2024).

6 Перечень объектов культурного наследия // Официальный Татарстан. – URL: https://okn.tatarstan.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya.htm (дата обращения: 28.02.2024).

7 Перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан (памятники истории и архитектуры) // Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан – URL: https://okn.bashkortostan.ru/documents/active/505763/ (дата обращения: 28.02.2024).

8 Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан – URL: https://okn.bashkortostan.ru/documents/active/75568/ (дата обращения: 28.02.2024).

9 Объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия // Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области – URL: https://okn.gov74.ru/okn/activity/gosuchet/per1.htm (дата обращения: 28.02.2024).

10 Особо охраняемые природные территории и объекты России (ООПТ) // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/ (дата обращения: 28.02.2024).

11 Музеи России // Культура.РФ. – URL: https://www.culture.ru/museums/institutes/location-russia (дата обращения: 29.02.2024).

12 Единый Федеральный реестр туроператоров // Министерство экономического развития Российской Федерации. – URL: https://tourism.gov.ru/reestry/reestr-turoperatorov/?query=&name_org=&reestr=&inn=&ogrn=&region=56&type-turism=&prikaz=&numberfinance=&org-of=&set_filter=y (дата обращения: 29.02.2024).

×

Об авторах

Жанна Анатольевна Ермакова

Оренбургский государственный университет; Оренбургский филиал Института экономики УрО РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: 56ermakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4761-6200
Scopus Author ID: 57190430700

член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет; директор Оренбургского филиала Института экономики УрО РАН

Россия, Оренбург; Оренбург

Ирина Леонидовна Полякова

Оренбургский государственный университет

Email: il_polyakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3674-8849

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом сервиса и туризма

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Волков С. К. Маркетинговое продвижение России как туристического направления: монография. – Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 128 с. –EDN: WASBFD.
  2. Воловик М. Е. Необходимость развития информационных туристско-рекреационных ресурсов для продвижения туристского продукта российских дестинаций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 4–12. – https://doi.org/10.18413/2408-9346-2023-4-0-1. – EDN: YDEXMH.
  3. Гамидуллаева Л. А., Финогеев А. Г. Методы управления жизненным циклом туристского продукта в регионе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2023. – № 2 (46). – С. 25–41. – https://doi.org/10.21685/2227-8486-2023-2-2. – EDN: PTZPDW.
  4. Гатауллин Р. Ф., Аслаева С. Ш. Определение перспективы активизации межрегиональных экономических взаимодействий в современных условиях // Вестник университета. – 2022. – № 8. – С. 86–93. – https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-86-93. – EDN: ZCHZRU.
  5. Денисова О. А. Проблемы рекламной деятельности в индустрии туризма // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2023. – № 2. – С. 132–139. – https://doi.org/10.24412/2071-6435-2023-2-132-137. – EDN: ERNVFJ.
  6. Джанджугазова Е. А. Туристский рынок в новой реальности: формирование модели развития // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2022. – Т. 9, № 2. – С. 36–46. – EDN: CTBFTA.
  7. Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., Холодилина Ю. Е. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 2. – С. 30–34. – EDN: XRYXCF.
  8. Кусков А. С., Сирик Н. В. Реформирование законодательства о туристской деятельности // Законодательство. – 2023. – № 1. – С. 34–40. – https://doi.org/10.58741/16818695_2023_1_34. – EDN: JGHQQB.
  9. Кушнир К. В. Вопросы развития специализированных видов туризма с позиции межрегионального сотрудничества (на примере российского Приазовья) // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – Т. 16, № 4 (101). – С. 145–154. – https://doi.org/10.5281/zenodo.7089573. – EDN: GSCQLC.
  10. Литвинов В. Н. Инструменты развития межрегионального сотрудничества // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10–2. – С. 269–275. – https://doi.org/10.17513/vaael.2459. – EDN: LSNXGZ.
  11. Лукин Е. В., Ускова Т. В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 148 с. – EDN: VPGVDD.
  12. Махотаева М. Ю., Бакуменко О. А., Малышев Д. П. Межрегиональное взаимодействие как инструмент развития стратегических приоритетов региона: монография. – Псков: Псковский государственный университет, 2017. – 118 с. – EDN: YLXOOR.
  13. Полякова И. Л. Туристские маршруты как элементы межрегионального взаимодействия в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. – 2018. – № 3 (47). – С. 15–18. – EDN: YALBXV.
  14. Холодилина Ю. Е. Организационные аспекты управления туристскими ресурсами на региональном уровне // Друкеровский вестник. – 2021. – № 1 (39). – С. 259–268. – https://doi.org/10.17213/2312-6469-2021-1-259-268. –EDN: YSQVDW.
  15. Benur A. M., Bramwell B. (2015) Tourism product development and product diversification in destinations. Tourism Management. Vol. 50, Is. С, Pp. 213–224. – https://doi.org/10.1016/j.tourman.2015.02.005 (In Eng.).
  16. Comerio N., Strozzi F. (2019) Tourism and its economic impact: A literature review using bibliometric tools. Tourism Economics, Vol. 25, No. 1. Pр. 109–131. – https://doi.org/10.1177/1354816618793762 (In Eng.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Функции и условия осуществления деятельности туроператоров и турагентов в РФ

Скачать (391KB)
3. Рисунок 2. Схема взаимодействия субъектов в рамках формирования, продвижения и реализации туристских продуктов на межрегиональном уровне

Скачать (341KB)

© Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».