Innovative development of service organizations in the digital transformation context

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The study of the issues of innovative development of the service sector is an important area of socio-economic development of modern society, taking into account the processes of digital transformation. All this is due to the fact that today the service sector is becoming one of the key sectors of the economy. In this regard, the purpose of the research is to study the innovative development of service sector organizations in the context of digital transformation. In the course of the study, the authors reviewed existing works in the field of studying the innovative development of the service sector in the context of digital transformation, on the basis of which they concluded about the positive trends in the innovative development of service sector organizations from the introduction of new digital technologies and services. The analysis of statistical information on the innovative development of the service sector was carried out, the innovative activity of service sector organizations was considered, the amount of costs for innovative activities was estimated, including the intensity of spending on innovative activities by service sector enterprises, the nature of the innovative development of the Russian service sector was determined. The paper compares the innovative activity of organizations in Russia with the leading countries in the development of innovations. As a result, the authors conclude that the processes of digital transformation have a significant impact on the development of innovations in service sector organizations, which is confirmed by the analysis of the dynamics analyzed in the study of indicators of innovation activity, the structure of innovations carried out by organizations, the amount of costs for innovative development and an increase in the share of service sector organizations implementing innovations in the digital environment.

Толық мәтін

Введение

На сегодняшний день инновационное развитие является необходимым условием экономического роста любой сферы или отрасли. Современный технологический уклад постиндустриального общества характеризуется превалированием сферы услуг над сферой промышленного производства, развитием информационных и компьютерных технологий, автоматизацией промышленного производства.

Сегодня сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики [7]. Согласно исследованиям, на 2022 год на долю сферы услуг в России приходится 53,98% ВВП, при этом на сферу услуг приходится около 69% занятого населения страны, что позволяет сделать вывод о главенствующей роли сферы услуг в России [13]. Тем не менее, в процессе функционирования сфера услуг подвержена негативному влиянию множества факторов, среди которых общий рост цен, падение реальных доходов населения, введение режима самоизоляции ввиду пандемии коронавируса, сокращение численности и доли занятого населения, недостаточное внедрение цифровых и интеллектуальных технологий [10].

Особенно активно в настоящее время идут процессы цифровой трансформации сферы услуг, начало чему было положено с возможностью свободного доступа в сеть Интернет. Постепенно цифровые процессы все больше охватывали сферу услуг, и особенно ускоренными темпами начали развиваться в период бушующей коронавирусной инфекции, что вызвало необходимость предоставления различных услуг в удаленном формате. Инновационные и цифровые технологии способствуют принципиальным изменениям в организации предоставления различных современных услуг, позволяя значительно расширить территориальные границы рынка [1]. В настоящее время наиболее приоритетными отраслями использования цифровых и интеллектуальных технологий в сфере услуг являются медицина, образование, сфера развлечений, туризм, предоставление транспортных услуг и другие [17].

В связи с чем, цель исследования – анализ инновационного развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации.

В рамках исследования авторы изучают теоретическую базу в области инновационного развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, проводят анализ статистических данных предоставления услуг в сфере инноваций. В результате авторы приходят к выводу, что цифровая трансформация является одним из важнейших факторов, которые оказывают влияние на инновационное развитие сферы услуг, при этом отмечается поступательное развитие организаций в России, предоставляющих инновационные услуги.

Обзор литературы

Современное состояние инновационного развития организаций сферы услуг, в том числе анализ функционирования и развития организаций рассматриваемой сферы в условиях цифровой трансформации, рассмотрено в работах: С. А. Евсеевой, Я. П. Силина, М. П. Логинова, А. А. Ахметгареевой, С. В. Шайтуры, Е. В. Брагиной, Т. Т. Цатхлановой, К. Р. Раджабова, В. В. Куимова, С. К. Демченко, N. F. Zakiuddin, N. Opar, R. Ulatowska, M. Shehadeh и др. [2; 3; 4; 6; 8; 9; 11; 14; 16; 18; 19; 20; 21]. В работах сделана попытка выявления тенденций инновационного развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации.

Рассмотрим представленные авторами результаты исследований относительно инновационного развития организаций сферы услуг. С. А. Евсеева рассматривает инновационное развитие организаций сферы услуг как фактор эффективного функционирования и их конкурентоспособности. Автор приходит к выводам, что наименее популярны маркетинговые инновации. Автор анализирует затраты организаций сферы услуг на внедрение инноваций, так как осуществление инноваций невозможно без инвестиций в них. Наиболее затратными для организаций сферы услуг являются технологические инновации, которые и наиболее популярны в данной сфере. Автор говорит о негативной тенденции и снижении уровня инновационной активности организаций в России, в то же время, отмечая невозможность оценить эффективность от организационных и маркетинговых инноваций простыми традиционными способами, что, в свою очередь, может способствовать снижению инновационной активности организаций [6].

По мнению М. П. Логинова особенностью развития организаций сферы услуг в области инноваций является то, что услуги сами по себе имеют множество отличий от товаров по различным параметрам и характеристикам, которые, в свою очередь, ввиду отсутствия материального предмета вызывают определенные трудности при разработке и реализации инновационно-направленных инициатив. В связи с чем, ключевой характеристикой развития организаций сферы услуг в инновационном направлении выступает состав предоставляемых ими услуг и способ оказания услуги. Все это обуславливает сложности в формировании задач для инновационного развития организаций сферы услуг, нежели организаций материального производства. Автор говорит о низкой инновационной активности организаций сферы услуг за исключением организационных инноваций. Кроме того, он отмечает, что инновационное развитие организаций сферы услуг в настоящее время может усиливаться за счет продуктовых и процессных инноваций, развитию которых способствует цифровая трансформация. Таким образом, при помощи цифровой трансформации организации могут совершенствовать методы оказания и предоставления услуг, а также формировать совершенно новые виды услуг [9].

Если сравнивать позиции авторов рассмотренных работ, можно заметить тенденцию в изменении структуры видов инноваций в сфере услуг. В работе М. П. Логинова 2016 года отмечается, что наиболее популярным видом инноваций в сфере услуг являются организационные инновации, тогда как в работе С. А. Евсеевой 2020 года наиболее популярным видом инноваций в сфере услуг являются технологические инновации, а организационные отошли на второе место. Данное явление может обуславливаться технологическим прогрессом и цифровой трансформацией, когда конкурентные преимущества в большей степени начинают давать не организационные решения, а технологическое превосходство.

В изучении поставленного вопроса Т. Т. Цатхланова говорит о все более увеличивающейся роли инновационных процессов в общем развитии организаций. Инновационное развитие организаций сферы услуг способствует повышению их конкурентных преимуществ, а также росту удовлетворенности спроса на услуги. Автор выделяет следующие виды инноваций для организаций сферы услуг: организационно-технологические, управленческие и комплексные [8]. Ее подход отличается от подхода предыдущих авторов в части выделения типов инноваций, а также он отличается от общепринятой методики Росстата и Руководства Осло. Автор обращает внимание, что в современных условиях организации сферы услуг должны адаптироваться к изменениям внешней среды, которую особенно меняет цифровая трансформация и должны внедрять инновационные цифровые сервисы, которые обуславливают удобство получения предоставляемых организациями услуг. Внедрение инноваций в сфере услуг, по мнению Т. Т. Цатхлановой, в ближайшей перспективе приведет к экономическому росту, созданию новых отраслей сферы услуг, развитию законодательной базы и стимулированию конкуренции, что, в свою очередь, является позитивными сдвигами в экономике.

Инновационное развитие организаций сферы услуг в Таджикистане рассматривает К. Р. Раджабов. Автор подчеркивает, что в рыночных условиях сфера услуг играет доминирующую роль в структуре экономики. В исследовании подчеркивается, что в современном мире инновационное развитие организаций сферы услуг характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса и неразрывно связано с цифровой трансформацией экономики. Оценка организаций сферы услуг, проведенная автором исследования, показала, что внедрение инноваций в организациях сферы услуг способствует повышению их конкурентоспособности, увеличению доли рынка, а также оптимизации системы управления. В исследовании выделяется шесть видов инноваций для организаций сферы услуг, среди которых: технологические, производственные, организационно-управленческие, экономические, коммерческие и социальные. При этом отмечается, что наиболее значимое влияние на развитие организаций сферы услуг в области инноваций оказывают технологические, производственные и организационно-управленческие инновации, резюмируя, что инновационное развитие организаций сферы услуг способствует их устойчивому функционированию [16]. В целом мнение К. Р. Раджабова относительно инновационного развития организаций сферы услуг соотносится с мнениями ранее рассмотренных авторов.

А. А. Ахметгареева в исследовании, посвященном повышению конкурентоспособности организаций сферы услуг с позиции инновационного развития, отмечает, что инновационное развитие организаций сферы услуг возможно осуществлять, используя специальный алгоритм внедрения инновационных решений в деятельность организации. Озвученный автором алгоритм представляет собой ничто иное, как систему идущих друг за другом процессов, позволяющих оценить и проанализировать наиболее важные аспекты конкурентоспособности организаций сферы услуг, что в дальнейшем позволяет оперативно наметить направления для внедрения инноваций в хозяйственные процессы организации [2].

В работе Е. В. Брагиной рассматриваются барьеры на пути к инновационному развитию организаций сферы услуг. Такое явление, по мнению автора, породило ситуацию недостатка понимания специфики инновационного развития организаций сферы услуг и трудности при их идентификации и интеграции в инновационную политику предприятий. Автор отмечает, что ключевыми для организаций сферы услуг являются организационные инновации. При этом в сфере услуг применяются и технологические инновации, которые попадают в нее в результате практического применения результатов НИОКР. Однако автором отмечается недостаточная инновационная активность организаций сферы услуг, обуславливающаяся тем, что только 40% таких организаций ориентируются на потребителя при формировании услуг [3].

Инновационное развитие организаций сферы услуг и влияние на него цифровой трансформации рассмотрено в работе С. В. Шайтуры. Автор отмечает высокий интерес, который сложился по отношению к сфере услуг в настоящее время со стороны государства, как регулятора экономики. Интерес обусловлен возможностью предоставления дистанционных и коммуникационных сервисов в сфере услуг, которые стали возможными благодаря цифровой трансформации. Для успешной реализации таких сервисов организациям сферы услуг необходимо придерживаться философии инновационного развития, которая должна пронизывать все уровни управления организацией сферы услуг. Инновационное развитие организации сферы услуг ключевым образом влияет на ее конкурентоспособность и выживаемость на рынке, а инновационные решения, учитывающие цифровую трансформацию общества, способствуют увеличению объема и ассортимента предоставляемых услуг [4]. Таким образом, автор развивает рассмотренное в предыдущих работах мнение о взаимосвязи инновационного развития организаций сферы услуг и процессами цифровых преобразований.

Влияние инноваций на сферу услуг рассматривается в работе Л. Л. Покровской, которая отмечает значительную зависимость между устойчивым и инновационным развитием организаций сферы услуг, в то же время отмечая, что способствует такому развитию технологический прогресс в области телекоммуникаций и информатики, который в дальнейшем выразился в виде цифровой трансформации. Первым шагом к инновационному развитию организаций сферы услуг, по мнению Л. П. Покровской, является рост наукоемкости услуг, а также развитие нетехнологических инноваций наравне с технологическими. Автор выделяет две данные категории инноваций для организаций сферы услуг, вкладывая в них типы инноваций, которые мы рассмотрели в работах предыдущих авторов [15]. Таким образом, автор обозначает необходимость равномерного инновационного развития организаций сферы услуг в двух типах инноваций.

В. К. Голубева отмечает, что для соответствия состояния инновационного развития российских организаций сферы услуг мировому уровню необходима их государственная поддержка и регулирование сферы. Такой механизм должен способствовать динамичному развитию организаций сферы услуг в инновационном направлении и созданию для них благоприятных условий. Инструментами такой поддержки может стать инновационная инфраструктура, которую автор предлагает формировать на уровне города [5]. Резюмируя, автор придерживается подхода, что инновационная инфраструктура должна обязательно участвовать в инновационном развитии организаций сферы услуг.

Для успешного развития организаций сферы услуг в инновационном направлении, по мнению А. С. Лямина, организациям необходимо разрабатывать и формировать соответствующую систему управления инновационным развитием. Так, А. С. Ляминым отмечается необходимость осуществления связи инновационных и финансовых процессов внутри организаций сферы услуг. Таким образом, автор говорит о необходимости окупаемости инноваций в обозримом периоде, иначе отсутствует целесообразность в инновационном развитии для организации сферы услуг [12].

Рассмотренные подходы исследователей относительно развития инноваций в организациях сферы услуг можно обобщить, сделав следующий тезис: инновационное развитие в организациях сферы услуг является процессом, в результате которого при позитивном сценарии повышается конкурентоспособность таких организаций. При этом их инновационное развитие должно быть следствием внедрения в их деятельность результатов научно-технического прогресса и повышения наукоемкости услуг в их форме, виде и содержании. При этом необходимо отметить, что одним из факторов, оказывающих значительное влияние на усиление развития инновационной составляющей организаций сферы услуг, является процесс цифровой трансформации, который позволяет изменить ранее имеющиеся подходы к предоставлению услуг.

Материалы и методы

Теоретической базой исследования послужили труды ученых в области изучения инновационного развития сферы услуг и цифровой трансформации. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), аналитические данные Высшей школы экономики. В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, деконструкции, систематического сбора информации о вопросах развития инноваций в организациях сферы услуг, осуществлялась группировка и анализ статистической информации. Для наиболее наглядного представления статистической информации применялись графические методы представления данных.

Результаты исследования

Для формирования представления о текущем уровне инновационного развития организаций сферы услуг рассмотрим данные Службы государственной статистики относительно инновационной активности организаций сферы услуг и сопоставления с инновационной активностью в других сферах, а также международные сопоставления.

Показатель инновационной активности организаций отражает долю организаций в рассматриваемом периоде относительно общего числа организаций, которые производили затраты в области инновационной деятельности, осуществляли научные исследования и разработки, отгружали инновационную продукцию. Таким образом, данный показатель позволяет определить уровень организаций, вовлеченных в инновационные процессы. Обследование согласно методике сбора статистических данных Росстата проводится по всем организациям всех видов деятельности1. Рассмотрим показатель инновационной активности организаций сферы услуг в сравнении с инновационной активностью всех организаций в России за период 2019-2022 гг. (рисунок 1). Выбранный период для анализа показателя инновационной активности организаций, состоящий из четырех лет, будет использован и при рассмотрении последующих статистических данных в исследовании. Выбор обозначенного периода обуславливается изменением методологии расчета показателя Росстатом в 2019 году. Данное изменение произошло в связи с выходом в 2018 году четвертой редакции методологической основы для статистической информации в области инноваций – Руководство Осло, которая заменила третью редакцию данного руководства23. Таким образом, с целью обеспечения сопоставимости показателей в рамках исследования выбран период позднее 2019 года.

 

Рисунок 1. Инновационная активность организаций в России в период 2019–2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

На представленном графике (рисунок 1) мы видим, что инновационная активность организаций сферы услуг в исследуемом периоде незначительно ниже общего уровня инновационной активности организаций, при этом лидирует по показателям инновационной активности сфера промышленного производства. В то же время наибольшую динамику относительного роста инновационной активности показывает сфера сельского хозяйства, а стагнацию инновационной активности организаций – строительная сфера. По укрупненным сферам экономической деятельности сфера услуг занимает второе место по инновационной активности организаций, уступая сфере промышленного производства, при этом динамика относительного изменения инновационной активности в рассматриваемом периоде 2019–2022 гг. у организаций сферы услуг тоже на втором месте, рост с 2019 г. по 2021 г. составил 2,8%, уступая сфере сельского хозяйства за аналогичный период, у которой рост составил 2,9%. На представленном графике заметно отражается падение инновационной активности организаций в 2022 г. в сравнении с 2021 г., как и в общем по экономике, так и в разрезе сфер. Данное явление обуславливается санкционными ограничениями недружественных стран относительно Российской Федерации, принятыми в 2022 г. В связи с чем, экономика была вынуждена адаптироваться к внешнему агрессивному давлению, нежели развиваться в новых условиях, что, в свою очередь, вместе с обусловленным санкциями запретом на поставку отдельных видов продукции, которая способствовала инновационному развитию сфер экономики, и вызвало снижение инновационной активности организаций в целом по экономике России, и организаций сферы услуг в частности. При этом снижение инновационной активности не выглядит катастрофичным, а значение инновационной активности организаций сферы услуг не опустилось ниже значений 2020 г., что говорит об общей стойкости инновационного развития российских организаций к внешним шоковым явлениям, а также о стойкости к ним организаций сферы услуг. С учетом выбранного курса на импортозамещение, а также перенастройки логистических цепочек высокотехнологичной продукции в 2023 г., инновационная активность российских организаций, и в том числе организаций сферы услуг, может показать рост и превысить пиковые значения показателей, достигнутые в 2021 г.

Подтверждением потенциального роста инновационной активности организаций, в том числе организаций сферы услуг, в будущих периодах могут служить данные об увеличении затрат на инновационную деятельность в 2022 г. (рисунок 2), не смотря на снижение инновационной активности организаций.

 

Рисунок 2. Объем затрат на инновационную деятельность организаций в России в период 2019–2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

Повлиявшие в рассматриваемый период на экономику страны два кризисных явления в виде пандемии COVID-19 и санкционного давления недружественных стран, не отразились на росте вложений российских организаций, в том числе организаций сферы услуг, в инновационную деятельность. При этом, если сопоставить значения показателей инновационной активности организаций в сфере услуг и объема затрат на инновационную деятельность, можно сделать вывод, что представители сферы понимают о необходимости инновационного развития и увеличивают затраты на инновации, пытаясь получить в кризисный период конкурентные преимущества на рынке, которые в дальнейшем будут способствовать развитию их организаций, увеличению доли рынка и экономическому развитию. Рост затрат на инновационную деятельность у организаций в рассматриваемой сфере в 2022 г. на 14% по сравнению с 2021 г., не смотря на общее снижение инновационной активности в сфере услуг на 0,9%, отражает ситуацию ухода с российского рынка отдельных сервисных компаний, которые попадали в категорию инновационно-активных организаций, но при этом сохранения понимания в сфере услуг необходимости увеличения затрат на инновации у оставшихся инновационно-активных организаций, отражая методику подсчета показателя инновационной активности организаций. Как было отмечено ранее, в 2023 г. инновационная активность организаций сферы услуг в сравнении с 2022 г. будет иметь тенденцию к росту в связи с приходом новых инновационно-активных организаций на место ушедших с российского рынка.

Одним из показателей, характеризующих развитие инноваций в организациях сферы услуг, является объем инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж, которые были совершены организациями сферы услуг. Рассмотрим его динамику в исследуемый период (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж организаций сферы услуг, %

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

На графике отражена стабильная динамика показателя с восходящим трендом в 2022 г., которая свидетельствует о недостаточном количестве инновационных товаров, работ и услуг, продаваемых организациями сферы услуг. Сопоставляя значения показателя со значениями инновационной активности, затратами на инновационную деятельность, сформируем вывод о внедрении инноваций в организациях сферы услуг в части внутренней работы организаций и совершенствования процесса предоставления услуги нежели разработки новых видов услуг, которые отражают значение данного показателя.

Важной характеристикой развития организаций сферы услуг в сфере инноваций является показатель доли организаций, реализующих инновационные товары, работы, услуги. Он характеризует инновационный охват организаций сферы услуг, то есть благодаря ему мы можем оценить, какова вовлеченность организаций сферы услуг в процесс инновационного развития. Рассмотрим значение данного показателя по организациям сферы услуг в сопоставлении с другими сферами в 2022 г. (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Организации, реализовавшие инновационные товары, работы, услуги в 2022 г., %

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

На диаграмме мы видим, что доля организаций сферы услуг, реализующих инновационные услуги, выше, чем доля аналогичного показателя в других сферах, даже чем в сфере промышленного производства, которое традиционно является драйвером инновационного развития экономики и имеет более высокие показатели инновационной активности организаций. Такие значения данного показателя говорят о высокой конкуренции в рассматриваемой сфере, которую невозможно выдержать без вывода на рынок инновационных услуг, тем самым обеспечив себе преимущества. Тем самым подтверждается высокий инновационный охват организаций сферы услуг. Для определения активности инвестиций организаций сферы услуг в инновации, рассмотрим значение показателя интенсивности затрат на инновационную деятельность в сопоставлении с другими отраслями (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Интенсивность затрат на инновационную деятельность в 2022 г., %

 

 

Представленная диаграмма демонстрирует, что у организаций сферы услуг имеются наиболее высокие показатели интенсивности затрат на инновационную деятельность, что формирует логическую цепочку между лидерством по данному показателю и охвату организаций, реализовавших инновационные товары, работы, услуги. Таким образом, подтверждается высокий потенциал организаций сферы услуг к инновационному развитию на фоне других отраслей.

Однако, если сопоставить значения показателей инновационного развития организаций, в том числе сферы услуг, с аналогичными показателями в зарубежных странах, то мы отметим высокое отставание российских организаций от организаций развитых стран, в том числе организаций сферы услуг. Сопоставим значения инновационной активности организаций сферы услуг по отдельным видам деятельности сферы услуг, таким как деятельность в сфере телекоммуникаций; разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологий с зарубежными странами (рисунок 6). Выбор обозначенных видов деятельности обусловлен имеющимися статистическими данными с международным сопоставлением, а также тем, что данные виды деятельности характеризуют сферу услуг, непосредственно связанную с цифровой трансформацией экономики. При этом с точки зрения инновационной активности рассматриваемые виды деятельности являются наиболее передовыми в сфере услуг, о чем свидетельствует значение показателя их инновационной активности, которое выше общего значения по сфере услуг в 2022 г. на 1,7%. Аналогичная ситуация и в зарубежных странах, где данные виды деятельности являются более инновационно-активными в сравнении с классическими организациями сферы услуг.

 

Рисунок 6. Сопоставление показателя инновационной активности организаций сферы услуг по отдельным видам деятельности, таким как деятельность в сфере телекоммуникаций; разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологий с зарубежными странами в 2022 г., %

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

В результате сопоставления мы видим, что инновационная активность отдельных видов деятельности организаций в сфере услуг в России значительно ниже, чем в зарубежных странах. Если сравнить инновационную активность в России со странами G7, то она более чем в 8 раз ниже в сравнении с Германией, почти в 7 раз ниже, чем во Франции, почти в 6 раз ниже, чем в Великобритании. Если же сопоставить ее со странами BRICS, то она почти в 2 раза ниже, чем в Бразилии. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной инновационной активности организаций сферы услуг в России, даже по видам деятельности, связанным с цифровой трансформацией, однако учитывая значения показателей зарубежных стран, а также рост российской экономики в последние годы, – по результатам 2022 г. Россия заняла 5 место по показателю внутреннего валового продукта по паритету покупательной способности, став первой экономикой Европы8. При этом доля сферы услуг во внутреннем валовом продукте России составляет 53,98%, тогда как в развитых странах она составляет около 70%9. Можно сделать вывод, что у организаций сферы услуг в России имеется высокий потенциал для развития, в том числе инновационного, а катализатором такого развития будет являться цифровая трансформация экономики, которая значительно набрала обороты в период пандемии COVID-19 благодаря возможности получения услуг бесконтактным способом при помощи цифровых сервисов.

Если рассмотреть инновационную активность организаций сферы услуг в период пандемии COVID-19, то она, как и инновационная активность других сфер экономики, показывает динамичный рост. Данное явление обусловлено развитием в этот период цифровых, удаленных, бесконтакных сервисов, которые были вызваны необходимостью адаптации организаций к условиям пандемии, что, в свою очередь, обусловило необходимость применения технологических и организационных инноваций в части предоставления услуг. Таким образом, пандемия COVID-19 способствовала усилению цифровой трансформации сферы услуг и поиска путей их предоставления дистанционными и бесконтактными способами. Одним из примеров влияния цифровой трансформации на развитие сферы услуг стала возможность предоставления образовательных услуг дистанционно по средствам коммуникационных площадок, в том числе и услуг высшего образования государственными высшими учебными заведениями. Значительное развитие в этот период получили цифровые образовательные площадки, видеоконференц-сервисы, услуги курьерской доставки, значительно развились экосистемы цифровых банковских сервисов. Подтверждением сформированных выводов являются данные о росте организаций сферы услуг, осуществляющих инновации в области методов обработки и передачи информации (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Доля организаций сферы услуг, осуществлявших инновации в области методов обработки и передачи информации, %

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

Представленный график отражает увеличение доли организаций сферы услуг, осуществлявших инновации в области методов обработки и передачи информации в 2020 г. в сравнении с 2019 г., а также последующее превышение значений показателя 2019 г. в 2021 и 2022 гг. Пандемия COVID-19 потребовала увеличения обработки и передачи информации, вызванного переходом от классических форматов предоставления услуг к цифровым, что, в свою очередь, отразилось на инновациях в данной сфере.

Адаптацию инновационного развития организаций сферы услуг под условия цифровой трансформации экономики подтверждают данные на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Распределение организаций сферы услуг, осуществлявших продуктовые и процессные инновации по видам инноваций в 2022 г., %

Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[4][5][6][7]

 

В структуре видов инноваций, которые осуществляли организации сферы услуг в 2022 г., с большим опережением превалируют инновации в области методов обработки и передачи информации, опережая инновации в области методов ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета более чем на 10%, что, в свою очередь, фиксирует возрастающее значение цифровой трансформации для исследуемой сферы.

Таким образом, мы можем отметить, что инновационное развитие организаций рассматриваемой в исследовании сферы за последние четыре года носит поступательный характер, оно отмечается положительной динамикой в сравнении с базовым 2019 г. по следующим показателям, характеризующим развитие инновационной составляющей среди организаций сферы услуг: инновационная активность, объем затрат на инновационную деятельность организаций, доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж организаций сферы услуг, доля организаций сферы услуг, осуществлявших инновации в области методов обработки и передачи информации. При этом в 2022 г. значения этих показателей снизились в сравнении с 2021 г., что обусловлено вызовами и угрозами российской экономике со стороны недружественных стран, однако, учитывая рост внутреннего валового продукта Российской Федерации, не смотря на санкционное давление, а также не такую высокую долю организаций сферы услуг в внутреннем валовом продукте в сравнении с развитыми странами, можно сделать вывод о высоком потенциале роста организаций сферы услуг в российской экономике, особенно тех организаций сферы, которые представляют на рынок инновационные услуги.

Заключение

В рамках исследования выявлена взаимосвязь между цифровой трансформацией и инновационным развитием организаций сферы услуг. Одним из импульсов цифровой трансформации стала пандемия COVID-19, которая заставила предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, адаптироваться к новым условиям и представлять, казалось бы, ранее оптимальные форматы услуг в инновационном виде, в том числе с учетом возможностей, которые дает в настоящее время цифровая трансформация экономики.

Если же рассматривать сферу услуг в сравнении с другими отраслями российской экономики, такими как промышленное производство, сельское хозяйство, строительство с точки зрения инновационного развития, она показывает более позитивную динамику и для ее инновационного развития организациям, осуществляющим деятельность в этой сфере, требуется меньший объем финансовых затрат. Меньшая ресурсоемкость сферы объясняется отсутствием как такового физического продукта при предоставлении услуг.

Изложенные выводы основаны на статистических данных Росстата и Высшей школы экономики, кроме того, они развивают позицию, что катализаторами инновационного развития организаций сферы услуг является научный прогресс и цифровые преобразования. Таким образом, инновационное развитие организаций сферы услуг в современных условиях, характеризующихся цифровыми преобразованиями в экономике, является необратимым процессом, однако темпы развития будут зависеть от различных факторов, в том числе от деятельности инновационной инфраструктуры, которая должна ускорять инновационное развитие организаций сферы услуг. В этом случае можно говорить о достижении показателей инновационной активности организаций сферы услуг, сопоставимых с западными странами в обозримой перспективе.

Таким образом, проведенный авторами обзор исследований в области инновационного развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации подтверждает существующее значимое влияние цифровых преобразований на организации рассматриваемой сферы в инновационном развитии, что также подтверждается в изменении динамики анализируемых в исследовании показателей инновационной активности, структуры осуществляемых организациями инноваций, объеме затрат на инновационное развитие и увеличению доли организаций сферы услуг, осуществляющих инновации в цифровой среде.

 

1 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2019 г. N 818 «Об утверждении методики расчета показателя «Уровень инновационной активности организаций». – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pr818-27122019.pdf (дата обращения: 05.08.2024).

2 Руководство Осло Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. – М.: ЦИНС, 2010. – 107 с.

3 OECD/Eurostat (2018) Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg, https://doi.org/10.1787/9789264304604-en.

4 Индикаторы инновационной деятельности: 2024 : статистический сборник / В. В. Власова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 260 с.

5 Индикаторы инновационной деятельности: 2023 : статистический сборник / В. В. Власова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 292 с.

6 Индикаторы инновационной деятельности: 2022: статистический сборник / В. В. Власова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 292 с

7 Индикаторы инновационной деятельности: 2021 : статистический сборник / Л. М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 280 с.

8 Россия вошла в пятерку экономик мира по паритету покупательной способности / Коммерсантъ – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6146763 (дата обращения: 05.08.2024).

9 Великобритания: Доля сферы услуг / The Global economy.com – URL: https://ru.theglobaleconomy.com/United-Kingdom/Share_of_services/ (дата обращения: 05.08.2024).

×

Авторлар туралы

Vladimir Byvshev

Siberian Federal University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: VByvshev@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0001-5903-1379
Scopus Author ID: 57224442185
ResearcherId: AAQ-2532-2020

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic and Financial Security

Ресей, Krasnoyarsk

Yuliya Suslova

Siberian Federal University

Email: YSuslova@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0003-3127-0452
Scopus Author ID: 56809351800
ResearcherId: P-8044-2019

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Trade and Services

Ресей, Krasnoyarsk

Andrej Voloshin

Siberian Federal University

Email: avvoloshin@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0003-0890-1076
ResearcherId: H-7071-2016

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Trade and Marketing

Ресей, Krasnoyarsk

Ivan Pisarev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Email: ivanvladpi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0419-0388

postgraduate student, scientific specialty 5.2.3. Regional and sectoral economics

Ресей, Krasnoyarsk

Әдебиет тізімі

  1. Anesyants, S. A. (2021) [Modern trends in the development of the service sector]. Torgovlya i rynok [Trade and market]. Vol. 2(58), pp. 18–24. –EDN: EDJDNH. (In Russ.).
  2. Akhmetgareeva, A. A. (2014) [The model of increasing the competitiveness of organizations in the field of retail trade services from the perspective of innovative development]. Ekonomika i socium [Economics and society]. Vol. 1–3 (10), pp. 399–403. – EDN: SXMIFD. (In Russ.).
  3. Bragina, E. V. (2016) [Barriers to innovative development of enterprises and organizations in the service sector]. Kant [Kant]. Vol. 3 (20), pp. 81–83. – EDN: WNHUON. (In Russ.).
  4. Shaitura, S. V., et al. (2021) [Management issues in service industries]. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj selskohozyajstvennoj akademii [Bulletin Of Kursk State Agricultural Academy]. Vol. 3, pp. 131–137. – EDN: EEGFKN. (In Russ.).
  5. Golubeva, V. K. (2012) [Problems and prospects of development of the Russian service sector (on the example of St. Petersburg)]. Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk (Sankt-Peterburg) [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences (St. Petersburg)]. Vol. 3, pp. 132–135. – EDN: PFJFAP. (In Russ.).
  6. Evseeva S. A., Gerasimova M. M. (2020) [Innovative development of industrial production and service sector organizations]. Rossijskij ekonomicheskij internet-zhurnal [Russian Economic Online Journal]. Vol. 2, p. 20. – EDN: BMRSOR. (In Russ.).
  7. Zhiltsova, Yu. V., Mavrina, A. V., Chugunova, A. O. (2020) [The service sector in the structure of the modern economy of Russia]. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budgetary and non-profit organizations]. Vol. 23 (503), pp. 20–32. – EDN: HHVUAG. (In Russ.).
  8. Tsathlanova, T. T., et al. (2018) [Innovations in the service sector]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow]. Vol. 8. No. 4A, pp. 92–98. – EDN: XWEODB. (In Russ.).
  9. Astratova, G. V., et al. (2016) Innovacionnoe razvitie sfery uslug v nacional’noj ekonomike [Innovative development of the service sector in the national economy]. Yekaterinburg: Ural State University of Economics. 339 p. – EDN: XHUTZF.
  10. Isaenko, E. V., Igolkina, V. V. (2020) [Research on the development of the service market in a changing external environment]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law]. No 3(82), pp. 9–22. – https://doi.org/10.21295/2223-5639-2020-3-9-22. – EDN: POPFDC. (In Russ.).
  11. Kuimov, V. V., Yakobson, A. K. (2021) [Methodological approaches to assessing the state and development of the trade services market based on digital transformations]. Torgovlya, servis, industriya pitaniya [Trade, service, food industry]. Vol. 1. No. 4, pp. 381–389. – https://doi.org/10.17516/2782-2214-0031. –EDN: NMTJEG. (In Russ.).
  12. Lyamin, A. S. (2014) [Management system of innovative development of enterprises in the service sector. 246]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij [Journal of Legal and Economic Research]. Vol. 4, pp. 246–251. – EDN: TALLPN. (In Russ.).
  13. Makarov, E. I., et al. (2023) [Assessment of the role of the service sector in the country’s economy and trends in its development]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovanij XXI veka: teoriya i praktika [Current directions of scientific research of the XXI century: theory and practice]. Vol. 11. No. 1(60), pp. 45–56. – https://doi.org/10.34220/2308-8877-2023-11-1-45-56. – EDN: XKOOBO. (In Russ.).
  14. Petakchyan, L. A., Demchenko, S. K. (2023) [The impact of digitalization on the transformation of business processes in the field of trade and services]. Regionalnye rynki potrebitelskih tovarov: kachestvo, ekologichnost, otvetstvennost biznesa: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Krasnoyarsk, 08–10 dekabrya 2022 goda. – Krasnoyarsk: Sibirskij federalnyj universitet [Regional consumer goods markets: quality, environmental friendliness, business responsibility: Materials of the IV All-Russian Scientific and practical conference with international participation, Krasnoyarsk, December 08–10, 2022. – Krasnoyarsk: Siberian Federal University]. pp. 108–110. – EDN: IYXHMW. (In Russ.).
  15. Pokrovskaya, L. L. (2012) [Implementation of innovations as a factor in the development of the service sector], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. Vol. 9, pp. 225–228. –EDN: PCTJSV. (In Russ.).
  16. Rajabov, K. R., Rajabova, Z. D. (2021) [Innovative provision of sustainable development of service sector enterprises in market conditions]. Ekonomika Tadzhikistana [The economy of Tajikistan]. No. 4–2, pp. 154–160. –EDN: FJSQXF. (In Russ.).
  17. Sarchenko, V. I., Hirevich, S. A., Kategorskaya, T. P. (2024) [Mechanisms of adaptation of the service sector to the cyclical development of the economy], Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. Vol. 18. No. 1 (110), pp. 27–38. – https://doi.org/10.5281/zenodo.11177099. – EDN: IJBEGM. (In Russ.).
  18. Opar, N., Bohdana, N. (2023) Digitalisation as a Factor of Service Sector Development. Digital Platform: Information Technologies in Sociocultural Sphere. No. 6, pp. 442–457. – https://doi.org/10.31866/2617-796X.6.2.2023.293619. (In Eng.).
  19. Shehadeh, M., et al. (2023) Digital Transformation and Competitive Advantage in the Service Sector: A Moderated-Mediation Model. Sustainability. Vol. 15. No. 3, pp. 2077–2077. – https://doi.org/10.3390/su15032077. (In Eng.).
  20. Ulatowska, R., Pierzchała, M., Wainio, E. (2023) Digital transformation in HRM of the modern business service sector in Finland and Poland. Journal of Organizational Change Management. Vol. 36. No. 7, pp. 1180–1192. – https://doi.org/10.1108/JOCM-11-2022-0339. (In Eng.).
  21. Zakiuddin, N. F., Anggara, S. M., Suhardi (2024) Developing Digital Service Transformation Maturity Model in Public Sector. IEEE Access. pp. 1–1. – https://doi.org/10.1109/ACCESS.2024.3468341. (In Eng.).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Figure 1. Innovative activity of organizations in Russia in the period 2019–2022.

Жүктеу (218KB)
3. Figure 2. Volume of expenses on innovative activities of organizations in Russia in the period 2019–2022.

Жүктеу (120KB)
4. Figure 3. The share of innovative goods, works, services in the total sales volume of service sector organizations, %

Жүктеу (53KB)
5. Figure 4. Organizations that sold innovative goods, works, services in 2022, %

Жүктеу (85KB)
6. Figure 5. Intensity of expenditure on innovation activities in 2022, %

Жүктеу (81KB)
7. Figure 6. Comparison of the innovation activity indicator of service sector organizations for individual types of activities, such as activities in the field of telecommunications; development of computer software, consulting services in this area and other related services; activities in the field of information technology with foreign countries in 2022, %

Жүктеу (355KB)
8. Figure 7. Share of service sector organizations implementing innovations in the field of information processing and transmission methods, %

Жүктеу (57KB)
9. Figure 8. Distribution of service sector organizations implementing product and process innovations by type of innovation in 2022, %

Жүктеу (214KB)

© Бывшев В.I., Суслова Ю.Y., Волошин А.V., Писарев И.V., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».