Contribution of women of the Mari ASSR to the development of school education and educational activities of the republic during the Great Patriotic War 1941 — 1945
- 作者: Filonova A.B.1, Filonov A.A.1
-
隶属关系:
- Mari State University
- 期: 卷 17, 编号 1 (2025)
- 页面: 133-143
- 栏目: HISTORICAL SCIENCES
- URL: https://bakhtiniada.ru/2077-3579/article/view/296048
- EDN: https://elibrary.ru/WEQRFS
- ID: 296048
如何引用文章
全文:
详细
Introduction. The issues of the history of the Great Patriotic War are among the most problematic and discussed in Russian historiography, requiring deeper understanding to prevent falsification of its events and outcomes, therefore, the study of this period is the most relevant in modern society. Various events and circumstances were factors in achieving Victory, including the consciousness of the absolute majority of the multinational Soviet people. In this regard, the educational and educational work of women among the younger generation, as well as their educational activities, have played a significant role.
Materials and methods. The research material includes a certain range of local history literature, published sources, periodicals, as well as archival documents. General scientific and special historical methods were used in the work.
Results and discussion. The study showed that despite the material and living difficulties during the Great Patriotic War of 1941 — 1945, the women of the republic fought to improve the academic performance and quality of knowledge among school children, used such methods of work as organizing additional classes with lagging students, working with parents, etc. The teachers of the republic became directors and heads of schools, achieved high attendance of students.
Conclusion. The information obtained in the course of the work on the contribution of women of the Mari ASSR to the development of school education and educational activities during the war years showed that teachers contributed to improving the quality of knowledge, academic performance and educational level of students, and their educational activities in the patriotic direction contributed to strengthening the sense of citizenship and love for their country.
全文:
Введение
С началом Великой Отечественной войны абсолютно все сферы общественной жизни перестроились на военный лад и были направлены на оказание всяческой поддержки фронту. В непростое военное время важным было обеспечить получение образования детьми школьного возраста. В то же время особую ценность для будущего развития государства, пополнения сил фронта и тыла имела воспитательная деятельность среди подрастающего поколения в духе патриотизма.
Актуальность данной темы определяется прежде всего тем, что учебная и воспитательная деятельность учителей в годы Великой Отечественной войны в духе патриотизма служит примером для воспитания подрастающего поколения в современном обществе, особенно в условиях проведения специальной военной операции. Патриотизм, уважение и любовь к своей стране, гражданский долг перед Родиной стали одним из сильнейших факторов поднятия морального и боевого духа всего многонационального советского народа в военные годы. На наш взгляд, именно правильно выстроенная политика государства в этом деле способствует приближению Победы. Примеру деятельности учителей по организации добровольного сбора средств среди учеников, а также подарков солдатам Красной армии в годы Великой Отечественной войны сегодня активно следуют учителя и обучающиеся школ всей многонациональной Российской Федерации — правопреемницы Советского Союза. Освещение подобных событий имеет важную ценность в повышении патриотического подъема среди населения, и прежде всего подрастающего поколения.
Материалы и методы
Материалом исследования послужили историко-краеведческая литература, опубликованные источники, периодическая печать, а также архивные документы. С помощью общенаучных (анализ, синтез, сравнение) и специально-исторических (историко-сравнительный, историко-генетический) методов был проанализирован вклад женщин Марийской АССР в развитие школьного образования и просветительской деятельности республики в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
Обзор литературы
Проблема вклада женщин Марийской АССР в развитие народного образования и просветительской деятельности в военные годы получила некоторое освещение в историко-краеведческой литературе. В обобщающих трудах имеются сведения об участии женщин республики в деле воспитания и повышении качества знаний обучающихся1 [2, с. 238 — 240; 3, с. 193 — 196]. В специальных трудах о развитии общеобразовательных школ в годы войны содержится информация о вкладе учительниц в дело укрепления уровня образования [7, с. 135, 136, 140 — 142, 193; 8, с. 86 — 110]. Данные о патриотическом воспитании подрастающего поколения вошли в отдельные публикации [7; 9, с. 57 — 67]. Периодическая печать (республиканская газета «Марийская правда») и архивные документы (фонд Министерства просвещения Марийской АССР (ф. Р-407) Государственного архива Республики Марий Эл) отражают ценные сведения о трудовой и агитаторской деятельности учительниц республики.
Вопросы участия женского населения в укреплении народного образования в годы Великой Отечественной войны привлекали внимание исследователей и других регионов [4; 5; 6].
Целью данной статьи является рассмотрение вклада женщин Марийской АССР в развитие школьного образования и просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
С начала Великой Отечественной войны до лета 1944 г. в армию было мо- билизовано более 1,3 тыс. учителей Марийской АССР, в связи с чем ощущалась острая нехватка кадров [3, с. 193]. Более того, многие учебные здания были заняты военными учреждениями, а также эвакуированными детьми и детскими домами. В сложившихся тяжелейших материально-бытовых условиях надо было реализовывать закон о всеобщем обязательном обучении. В связи с тем, что большинство мужчин-педагогов уходили на фронт, ответственность за реализацию указанной задачи в республике легла в основном на женское население. Учительницы Марийской АССР внесли значительный вклад в обучение и патриотическое воспитание подрастающего поколения, повышение качества знаний обучающихся и их успеваемости.
В связи с нехваткой кадров, мобилизацией большинства директоров, заведующих школами на фронт многие учительницы выдвигались на руководящие должности, становились директорами школ. В общей сложности уже 1942 г. в Марийской республике насчитывалось 2 986 учителей, в том числе 2 424 (81,2 %) женщины. В том же году 156 женщин являлись директорами неполных средних и средних школ, 428 женщин трудились заведующими начальными школами, а 191 женщина заведовала учебной частью неполных средних и средних школ [9, с. 58].
Заслуженный авторитет среди учеников и их родителей имела заведующая школой № 9 г. Йошкар-Олы М. С. Шерстнева. К началу Великой Отечественной войны педагогический опыт ее работы составил более 20 лет, уже в 1941 г. ей было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы Марийской АССР. Ее отличали такие черты характера, как душевность, чуткость, высокий профессионализм и любовь к своему делу. В годы войны она активно выступала на республиканских совещаниях учителей, делилась ценными знаниями и опытом работы. Несмотря на трагическую гибель троих сыновей на фронте, она не теряла силы духа и продолжала трудиться, внося значительный вклад в общее дело Победы. Уже после войны, в 1946 г., Марии Степановне было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР2.
Почетное звание заслуженного учителя школы Марийской АССР вместе с М. С. Шерстневой получила учительница Е. П. Вишнякова, проработавшая с 1931 г. в школах № 1 и 10 г. Йошкар-Олы3 [9, с. 23]. Опыт ее работы в школе к 1941 го- ду составил 36 лет. На награждении Елена Петровна выступила с яркой речью: «Товарищи, я волнуюсь, и это понятно. Я думаю, что и вы, все награжденные, с таким же волнением принимаете этот знак почета. Я выросла в пределах Марийской АССР… Награда обязывает меня, обязывает всех нас работать еще лучше на благо своей любимой Родины. И мы сделаем все для того, чтобы эту награду с честью оправдать»4.
Коллектив учителей школы № 1 г. Йошкар-Олы ставил перед собой задачи по патриотическому воспитанию обучающихся. В доказательство можно привести слова Е. П. Вишняковой, трудившейся в этой школе: «Мы должны привить подрастающему поколению боевой дух советского народа, непримиримую ненависть к захватчику… Необходимо детей ознакомить с задачами и целями Отечественной войны, развивать в них бдительность, привлекать их к практическому участию в работе по укреплению тыла и помощи Красной Армии»5. Кроме того, Е. П. Вишнякова организовала сбор средств среди учеников на постройку боевой техники и подарков для солдат Красной армии6.
Серьезную воспитательную работу с обучающимися первого класса проводила учительница Мари-Турекской средней школы Т. В. Конакова. Она прививала детям чувства такта и бережного отношения к учебникам. Приведем ее слова: «Следует, ребята, беречь книги. Кто бросает свою сумку куда попало, у того книги бывают потрепанные…»7.
Продуманную воспитательную и учебную деятельность осуществляла в Юринской неполной средней школе учительница русского языка и литературы М. П. Охотникова. Высоких результатов она добилась благодаря тщательной подготовке к занятиям, каждое из которых сопровождалось подробным, предусматривающий все детали планом. Кроме того, уроки дополнялись подготовленными ею лично художественными наглядными пособиями. Благодаря профессионализму и умелой организации работы она была назначена заведующей учебной частью8.
Результатом качественного отношения к своей работе учительниц стали высокие показатели успеваемости обучающихся. Приведем некоторые примеры их деятельности. В Ляж-Вершинской начальной школе Куженерского района, где заведующей трудилась К. Ф. Соколова, все дети были вовлечены в учебу, был организован подвоз обучающихся в школу и обратно домой, что являлось немаловажным фактором в сохранении посещаемости детей. Мокрушинскую начальную школу заведующая Т. И. Целищева сумела вывести из отстающих в число передовых. Отдельные педагоги, такие, как заслуженный учитель школы РСФСР А. А. Кропотова, молодая учительница Н. М. Одинцова, А. В. Лоскутова и другие обеспечили высокую успеваемость у учеников. Памашъяльская школа (заведующая Вершинина), Русско-Кугунурская (заведующая Тетерина) и многие другие школы района достигли хорошей посещаемости9.
Значительно лучше к новому 1942/1943 учебному году, по сравнению с предыдущим годом, сумели подготовиться школы Мари-Турекского района. Посильный вклад в это внесли учительницы. Так, Нижне-Курупинская начальная школа (заведующая Погудина) благодаря тесной связи педагогических работников с правлениями колхозов и родителями обучающихся добилась вовлечения детей в обучение, были ликвидированы опоздания и пропуски занятий, ученики имели высокую успеваемость. Ни одного неуспевающего не было среди обучающихся учительницы 1 А класса средней школы стеклозавода «Мариец» М. А. Опариной. В этой же школе у учительницы М. Н. Лупповой из 232 человек по географии не успевали всего двое учеников10.
Учителя республики следовали указанию Народного комиссариата просвещения РСФСР о пересмотре учебного материала и о необходимости использования в учебном процессе образов героев Великой Отечественной войны. В этом отношении хорошо была поставлена воспитательная и учебная деятельность директором школы г. Козьмодемьянска Л. И. Володиной. На ее уроках по русскому языку ученики 5-х классов регулярно писали сочинения о героических подвигах партизан, солдат и командиров Красной армии, о которых они читали или слышали от учителей. Подобная форма работы позволила укрепить у детей дисциплину, воспитывала сознательность и чувство гордости за свою страну11.
Следует отметить, что значительная часть учительниц республики в кратчайшие сроки перестроила работу в соответствии с задачами военного времени, связывая преподаваемый учебный материал с вопросами обороны страны и воспитывая в детях чувство патриотизма. Так, учительница средней школы № 7 г. Йошкар-Олы А. И. Кормакова после изучения согласно плану сказок и былин организовала среди учеников 5-х классов самостоятельную работу по сочинению сказок, используя образы героев Великой Отечественной войны. Учительница русского языка неполной средней школы № 1 г. Козьмодемьянска Калинина предлагала ученикам для творческой работы такие темы, как «Бой», «На границе» и др.12 Заведующая Сидоровской начальной школой Йошкар-Олинского района М. Костина путем организации дополнительных занятий обеспечила освоение каждым учеником пройденного за день материала, таким образом свела к минимуму число неуспевающих. На новый 1943/1944 учебный год она поставила задачу добиться 100 % успеваемости13.
Учителя направляли на вопросы войны и обороны изучение всех предметов, в том числе химии — науки, непосредственно связанной с вооружением. Своей целью учителя химии и биологии ставили обеспечить учащихся научными знаниями, которые помогут им защитить себя от химического нападения, успешно нести химическую службу в рядах Красной армии и активно участвовать в противохимической обороне тыла. В 1943/1944 учебном году программа полностью была выполнена. Учительница Рыкова в Пектубаевском районе на уроке химии по теме «Получение кислорода и его применение» хорошо сумела объяснить применение кислорода при ведении войны — использование в авиации, для больных, при изготовлении взрывчатых веществ и т. д.14
Среди учительниц, добившихся высоких результатов в учебно-воспитательной работе, также следует отметить заведующую Чаломкинской начальной школой Еласовского района Е. Я. Колиброву, более 40 лет обучавшую детей. В трудное военное время школа под ее руководством полностью осуществила всеобуч. За достигнутые успехи в 1944 г. правительство республики наградило Е. Я. Колиброву орденом Трудового Красного Знамени15.
Педагогические работники республики понимали, насколько важно единство многонационального советского народа в деле приближения Победы над гитлеровской Германией. В этом отношении с правильными и важными словами в честь 25-й годовщины Красной армии были сказаны учительницей школы № 7 г. Йошкар-Олы Свердловой. В выступлении перед педагогами она подчеркну- ла, что школьникам необходимо прививать чувство дружбы и единения с другими народностями страны, что это станет одним из надежных средств в борьбе с фашизмом16.
Общеизвестно, что многие учителя были эвакуированы в Марийскую АССР из городов и регионов, находившихся под угрозой немецкой оккупации, — Москвы, Ленинграда, Мурманска, Смоленска, из Украины и Белоруссии. Так, в 1941/ 1942 учебном году в ходе эвакуации сюда прибыли 340 учителей, в том числе немало женщин, 261 чел. был направлен преподавателем в неполные средние и средние школы [9, с. 58]. Все они практически сразу приступили к трудовой деятельности и добились немалых результатов. Так, учительница русского языка А. М. Костюкова в 1942 г. была эвакуирована из Украины в Сернурский район и продолжила здесь свою работу. Применяя разные методики, Анна Михайловна за первое полугодие 1942/1943 учебного года достигла хороших показателей. Из 243 полученных обучающимися отметок 90 составили оценки «отлично», 96 — «хорошо», 57 — «удовлетворительно». По сравнению с предыдущим учебным годом увеличилось число ударников и отличников17.
Многие учительницы с началом войны возвращались с заслуженного отдыха обратно в школу, пополняя недостающие кадры. Причем трудились они наравне с молодыми кадрами. Так, Е. Я. Колибрина еще в 1924 г. вышла на пенсию, а спустя 12 лет вернулась в строй, понимая необходимость помочь стране. До начала Великой Отечественной войны она трудилась рядовой учительницей, а после возвращения ее назначили заведующей Чаломкинской школой Еласовского района. Своим упорством и мастерством она добилась 100 % успеваемости18.
С 1941 по 1945 г. учителем математики в средней школе № 10 проработала Т. И. Александрова, а в 1945 г. она продолжила педагогическую деятельность в средней школе № 11 — первой среди учителей Марийской республики начала вести занятия в математическом классе. За свои успехи в 1944 г. Т. И. Александрова была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР, а уже в 1968 г. стала единственной в республике из учителей, кому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда [9, с. 6]. В 1944 г. за достигнутые успехи орденом Трудового Красного Знамени была награждена учительница Козьмодемьянской семилетней школы Н. И. Мальгина. Как видно из перечисленных примеров, некоторые из учительниц выдвигались на руководящие должности и трудились во благо государства. Всего за годы Великой Отечественной войны за свой труд по обучению и воспитанию детей 57 учителей Марийской АССР были награждены орденами и медалями СССР, 7 — получили высокое звание заслуженного учителя школы Марийской АССР, 64 — награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Марийской АССР, а 10 — значком «Отличник народного просвещения» [9, с. 67].
Отдельные примеры, приведенные в данной статье, несомненно, говорят о плодотворной деятельности учительниц в годы войны по реализации закона о всеобщем обязательном обучении. В то же время нельзя не отметить, что задача по повышению качества образования и успеваемости обучающихся была реализована не в полной мере. Так, в 1941/1942 учебном году успеваемость обучающихся по республике составила 86,5 %, в следующем же учебном году наблюдалось повышение до 90,7 %. Но в 1943/1944 учебном году успеваемость составила всего 80,7 %: объясняется это тем, что школы перешли на пятибалльную систему оценивания, и учителя повысили требования к знаниям учеников, хотя часто не могли улучшить качество обучения. Не стоит забывать и о тяжелейших материально-бытовых условиях населения в течение всего периода Великой Отечественной войны, что, безусловно, отразилось и на сфере образования [9, с. 58].
Следует отметить, что учителя в годы войны становились агитаторами и проводили беседы по разъяснению ситуации на фронте, о необходимости увеличения производственной активности и оказании поддержки фронту в виде сбора денежных средств, подарков, теплых вещей солдатам Красной армии. Учительницы республики проявили в просветительской деятельности особую сознательность. Внушительных результатов добилась учительница Кугушенской неполной средней школы Косолаповского района О. Овчинникова. До прихода ее в качестве агитатора в колхоз «Перелом», его работники слабо справлялись с поставленными задачами. Однако благодаря беседам учительницы среди колхозников о стахановском движении, о событиях войны, разъяснениям сообщений Советского Информбюро удалось повысить трудовую дисциплину и производительность труда. В итоге колхоз своевременно закончил уборку зерновых и технических культур19.
Отличились в этом деле и учительницы школ Звениговского района, как ответственные агитаторы они выступали с меткими и содержательными докладами, которые доходили и действовали на сознание колхозников и колхозниц. Так, в правильном направлении действовала руководитель агитколлектива Нуктужского сельсовета Николаева, которая весной 1942 г. выступила с докладом на тему «Что дала советская власть женщине и что несет ей фашизм», а также с двумя докладами на марийском языке о войне на Тихом океане20.
Многие учительницы в годы войны способствовали развитию сельского хозяйства, своей деятельностью в качестве работников политотделов МТС — поддерживали подготовку новых кадров. В этом отношении интерес представляют воспоминания учительницы русского языка и литературы А. Г. Кислицыной. В годы войны ее трудовая деятельность была связана со школой, которая располагалась в Тужинском районе Кировской области. Затем ее назначили работником политотдела при МТС, где она взяла на себя организаторскую роль в деятельности машинно-тракторных станций и обслуживаемых хозяйств их зоны. А. Г. Кислицына выполняла важную задачу по поиску людей для работы на тракторах, более того, вместе с другими работниками политотдела сама являлась слушательницей курсов трактористов. Приведем некоторые фрагменты из ее воспоминания о ее деятельности: «Не отходят девчонки от машин, стараются все вспомнить, что говорили преподаватели… Все уверенней берутся за ту „железяку“, которая вдохнет жизнь этой громадине — трактору… Сколько ни стараются крутануть эту железяку, она не поддается, и трактор молчит. Девчонки! От наших слез там, на фронте, нашим парням не легче. Им нужен хлеб и другие продукты… Ухожу в деревню. Надо проверить, как готовятся дрова для наших стальных лошадок, сортирую семена…». Таких примеров старательной трудовой деятельности, мотивирующей население на повышение производственной активности во благо страны и для фронта достаточное количество21.
Заключение
Таким образом, в тяжелейших условиях войны педагогические работники республики, прежде всего женщины, направляли все свои силы на реализацию закона о всеобщем обязательном обучении, на воспитание детей школьного возраста в духе патриотизма. Посильный вклад они внесли в дело сохранения и повышения качества обучения, применяли разные методы работы с отстающими учениками, в первую очередь дополнительные индивидуальные занятия. Многие учительницы осуществляли активную просветительскую деятельность, становились агитаторами, разъясняя населению положение дел на фронте, мотивируя его к достижению высоких показателей в сельском хозяйстве, на производстве и в оказании всяческой поддержки фронту.
1 Иванов А. Г., Сануков К. Н. История Марий Эл: учеб. пособие. Йошкар-Ола, 2017. С. 270; История Марийского края в лицах 1941 — 1945 гг. Великая Отечественная война. Йошкар-Ола, 2015. С. 322 — 324.
2 Женщины Марийской АССР / сост. Т. А. Садова. Йошкар-Ола, 1968. 204 с.
3 Муравьев А. В. Учителями жива Россия. 2-е изд., доп. Йошкар-Ола, 2022. С. 23.
4 Вручение почетных грамот Президиума Верховного Совета Марийской АССР // Марийская правда. 1941. 29 авг. С. 2.
5 Вишнякова Е. П. Быть в первых рядах // Марийская правда. 1941. 7 нояб. С. 4.
6 Крашенинников Н. Учительница // Марийская правда. 1941. 13 нояб. С. 2.
7 У первоклассников // Марийская правда. 1941. 26 нояб. С. 2.
8 Кашинский Г. Хорошая учительница, активная общественница // Марийская правда. 1941. 18 сент. С. 3.
9 Кошкин А. Перенимать опыт передовых школ // Марийская правда. 1942. 14 февр. С. 2.
10 Березников А. В школах Мари-Турекского района // Марийская правда. 1942. 17 февр. С. 2.
11 Кошкин Г. Директор школы // Марийская правда. 1942. 12 марта. С. 2.
12 ГА РМЭ (Государственный архив Республики Марий Эл). Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 150. Л. 3 — 3 об.
13 Советский учитель — почетное звание // Марийская правда. 1943. 10 янв. С. 2.
14 ГА РМЭ. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 204. Л. 14 об.
15 Женщины Марийской АССР. С. 72.
16 Почетный долг советского учителя // Марийская правда. 1943. 15 янв. С. 2.
17 Яковлева З. Учителя-отличники // Марийская правда. 1943. 7 февр. С. 2.
18 Там же.
19 Мурзанаев В. Агитатор Овчинникова // Марийская правда. 1942. 14 янв. С. 2.
20 Акимов П. Агитаторы в колхозах // Марийская правда. 1942. 5 апр. С. 2.
21 В багровом пламени войны. Воспоминания. Очерки. Посвящения. Йошкар-Ола, 2009. С. 72 — 75.
作者简介
Alina Filonova
Mari State University
编辑信件的主要联系方式.
Email: alina.filonova.92@mail.ru
Lecturer at the Department of National History, Candidate of Historical Sciences
俄罗斯联邦, 30 Pushkinа Str., Yoshkar-Ola 424000Alexander Filonov
Mari State University
Email: fil88meat@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-1433-4015
Associate Professor at the Department of National History, Candidate of Historical Sciences
俄罗斯联邦, 30 Pushkinа Str., Yoshkar-Ola 424000参考
- Sanukov KN, Filonova AB. Women of the Mari ASSR in the years of the Great Patriotic War (on materials of the newspaper “Mariyskaya Pravda”). Vestnik Chuvashskogo Universiteta. 2018;(4):143—151. EDN YRJLOP (In Russ.)
- History of Mari El from ancient times to the present day. Yoshkar-Ola;2020;2. (In Russ.)
- History of the Mari ASSR. Yoshkar-Ola;1987;2. (In Russ.)
- Martynchuk TA. Public preschool education in the Komi ASSR: 1941 — 1945. Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia. 2017;(2):105—112. URL: https://www.niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign,-№-2,-2017.pdf, EDN YUDFNJ (In Russ.)
- Mukhamedov RA, Filatov AV, Akimova AI. Formation of factory training schools in the state labour reserves system of the USSR in 1941 — 1945 (on the example of the Ulyanovsk Region). Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia. 2020;(2):77—84. URL: https://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign-2,2020.pdf, EDN RKMISE (In Russ.)
- Mitin SV. Institutions of culture and education in the villages of Mordovia during the Great Patriotic War. Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia. 2017;(2):99—104. URL: https://www.niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign,-№-2,-2017.pdf, EDN YUDFMZ (In Russ.)
- Paimakov AS. Development of the school in the Mari ASSR (1917 — 1969). Yoshkar-Ola;1970. (In Russ.)
- Sadov NN. Development of a comprehensive school in the MASSR during the Great Patriotic War. Uchenye zapiski MSPI named after N. K. Krupskaya. Yoshkar-Ola;1968;29:89—110. (In Russ.)
- Filonova AB, Ivanov AG. Women of the Mari ASSR during the Great Patriotic War (1941 — 1945). Yoshkar-Ola;2021. (In Russ.)
补充文件
