🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Искусственный интеллект в речевом развитии детей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. За последние десять лет интерес к искусственному интеллекту (ИИ) в мире существенно вырос. ИИ рассматривается как катализатор трансформаций в образовании, в том числе дошкольном, что должно затрагивать не только обучающегося, педагога и  управленца, но и родителя, так как именно родитель зачастую является для своих детей основным «поставщиком» гаджетов и приложений, построенных на базе ИИ, мерилом их безопасности и полезности.

Цель – определить отношение современного родителя к ИИ как к средству развития речи ребенка 4-7 лет и обозначить риски, связанные с внедрением интеллектуальных технологий в программы обучения дошкольников.

Материалы и методы. Исследование проведено с применением количественных и качественных методов:   опрос (анкетирование и интервью) и контент-анализ видеозаписей занятий и дневников ситуационной рефлексии. Всего в исследовании приняло участие 44 родителя и более 180 детей 4-7 лет.

Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о преимущественно положительном восприятии родителями внедрения ИИ-технологий в дошкольное обучение, что обусловлено их верой в потенциал данных инструментов для развития детей, в том числе языкового. По окончании эксперимента родители отметили значительные преимущества использования технологий ИИ, такие как пополнение словарного запаса, развитие навыков говорения и аудирования, а также повышение мотивации к обучению через геймификацию. Однако, наряду с этим, выявлены существенные риски, связанные с ограничением социального взаимодействия и физической активности при чрезмерном взаимодействии с ИИ-технологиями, возможной неточностью и гипертрофированностью генерируемого контента. Также отмечается необходимость учета финансовых затрат, технических сбоев и недостатка ИКТ-компетенций у педагогов и родителей. Исследование подчеркивает важность сбалансированного и ответственного внедрения ИИ в дошкольное образование, учитывающего как его преимущества, так и потенциальные угрозы.

Об авторах

Альбина Рамилевна Каюмова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alb1980@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6231-3983
SPIN-код: 5265-5066
Scopus Author ID: 56176773300
ResearcherId: O-1884-2016

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии

 

Россия, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420111, Российская Федерация

Гульнара Васильевна Садыкова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: gsadykov@kpfu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1868-8336
SPIN-код: 3919-9556
Scopus Author ID: 54889952600
ResearcherId: D-6830-2015

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии

 

Россия, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420111, Российская Федерация

Список литературы

  1. Йигит, Э. (2024). Открывая новые горизонты: роль искусственного интеллекта в расширении возможностей детского образования и медиа. Современное дошкольное образование, 18(3), 73–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-73-80
  2. Садыкова, Г. В., Каюмова, А. Р., & Халиуллина, Д. И. (2025). Использование сервисов генеративного искусственного интеллекта в языковых образовательных программах для детей дошкольного возраста. Информатика и образование, 40(1), 31–41. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2025-40-1-31-41
  3. Abel, C., & Magnusson, M. (2024). Playdates & Algorithms : Exploring parental awareness and mediation strategies in the age of generative artificial intelligence. DIVA. http://hj.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2:1869566
  4. Daher, R. (2025). Integrating AI literacy into teacher education: a critical perspective paper. Discover Artificial Intelligence, 5(1). https://doi.org/10.1007/s44163-025-00475-7
  5. Druga, S., Christoph, F. L., & Ko, A. J. (2022). Family as a third space for AI literacies: How do children and parents learn about AI together? Proc. 2022 CHI Conf. on Human Factors in Computing Systems, 1–17. https://doi.org/10.1145/3491102.3502031
  6. Gjelaj, M., Buza, K., Shatri, K., & Zabeli, N. (2020). Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo. International Journal of Instruction, 13(1), 165–184. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13111a
  7. Gordon, G., Spaulding, S., Westlund, J. K., Lee, J. J., Plummer, L., Martinez, M., Das, M., & Breazeal, C. (2016). Affective personalization of a social robot tutor for children’s second language skills. Proceedings of the AAAI Conference on Artificial Intelligence, 30(1). https://doi.org/10.1609/aaai.v30i1.9914
  8. Holmes, W., & Porayska-Pomsta, K. (2022). The ethics of artificial intelligence in education: Practices, challenges, and debates. New York: Taylor & Francis. 312 p.
  9. Joginder Singh, S., Mohd Azman, F. N. S., Sharma, S., & Razak, R. A. (2021). Malaysian parents’ perception of how screen time affects their children’s language. Journal of Children and Media, 15(4), 588–596. https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1938620
  10. Kasneci, E., Sessler, K., Küchemann, S., Bannert, M., Dementieva, D., Fischer, F., Gasser, U., Groh, G., Günnemann, S., Hüllermeier, E., Krusche, S., Kutyniok, G., Michaeli, T., Nerdel, C., Pfeffer, J., Poquet, O., Sailer, M., Schmidt, A., Seidel, T., . . . Kasneci, G. (2023). ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education. Learning and Individual Differences, 103, 102274. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102274
  11. Kewalramani, S., Palaiologou, I., Dardanou, M., Allen, K.-A., & Phillipson, S. (2021). Using robotic toys in early childhood education to support children’s social and emotional competencies. Australasian Journal of Early Childhood, 46(4), 355–369. https://doi.org/10.1177/18369391211056668
  12. Kory-Westlund, J. M., & Breazeal, C. (2019). Exploring the effects of a social robot’s speech entrainment and backstory on young children’s emotion, rapport, relationship, and learning. Frontiers in Robotics and AI, 6, 54. https://doi.org/10.3389/frobt.2019.00054
  13. Ng, D. T. K., Leung, J. K. L., Su, M. J., Yim, I. H. Y., Qiao, M. S., & Chu, S. K. W. (2022). AI Literacy Education in early childhood education. In Springer eBooks (pp. 63–74). https://doi.org/10.1007/978-3-031-18880-0_5
  14. Papadakis, S., Zaranis, N., & Kalogiannakis, M. (2019). Parental involvement and attitudes towards young Greek children’s mobile usage. International Journal of Child-Computer Interaction, 22, 100144. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2019.100144
  15. Sadykova, G. V., & Kayumova, A. R. (2025). AI-powered Image and Audio Generators for Very Young EFL Learners. Iranian Journal of Language Teaching Research, 13(2), 1–24 https://doi.org/10.30466/ijltr.2025.55564.2821
  16. Sperling, K., Stenberg, C. J., McGrath, C., Åkerfeldt, A., Heintz, F., & Stenliden, L. (2024). In search of artificial intelligence (AI) literacy in teacher education: A scoping review. Computers and Education Open, 6, 100169. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100169
  17. Su, J. (2025). Kindergarten parents’ perceptions of the use of AI technologies and AI literacy education: Positive views but practical concerns. Education and Information Technologies, 30, 279–295. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12673-4
  18. Su, J., & Yang, W. (2022). Artificial intelligence in early childhood education: A scoping review. Computers and Education Artificial Intelligence, 3, 100049. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100049
  19. Wang, Y., Derakhshan, A., & Ghiasvand, F. (2025). EFL teachers’ generative artificial intelligence (GenAI) literacy: A scale development and validation study. System, 103791. https://doi.org/10.1016/j.system.2025.103791
  20. Yu, J., DeVore, A., & Roque, R. (2021). Parental mediation for young children’s use of educational media: A case study with computational toys and kits. Proceedings of the 2021 CHI conference on human factors in computing systems. 1–12. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/3411764.3445427

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».