Искусственный интеллект в речевом развитии детей
- Авторы: Каюмова А.Р.1, Садыкова Г.В.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2025)
- Страницы: 170-191
- Раздел: Интегративные гуманитарные исследования
- Статья опубликована: 31.10.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2077-1770/article/view/362090
- DOI: https://doi.org/10.12731/3033-5981-2025-17-3-528
- EDN: https://elibrary.ru/CAAYTT
- ID: 362090
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. За последние десять лет интерес к искусственному интеллекту (ИИ) в мире существенно вырос. ИИ рассматривается как катализатор трансформаций в образовании, в том числе дошкольном, что должно затрагивать не только обучающегося, педагога и управленца, но и родителя, так как именно родитель зачастую является для своих детей основным «поставщиком» гаджетов и приложений, построенных на базе ИИ, мерилом их безопасности и полезности.
Цель – определить отношение современного родителя к ИИ как к средству развития речи ребенка 4-7 лет и обозначить риски, связанные с внедрением интеллектуальных технологий в программы обучения дошкольников.
Материалы и методы. Исследование проведено с применением количественных и качественных методов: опрос (анкетирование и интервью) и контент-анализ видеозаписей занятий и дневников ситуационной рефлексии. Всего в исследовании приняло участие 44 родителя и более 180 детей 4-7 лет.
Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о преимущественно положительном восприятии родителями внедрения ИИ-технологий в дошкольное обучение, что обусловлено их верой в потенциал данных инструментов для развития детей, в том числе языкового. По окончании эксперимента родители отметили значительные преимущества использования технологий ИИ, такие как пополнение словарного запаса, развитие навыков говорения и аудирования, а также повышение мотивации к обучению через геймификацию. Однако, наряду с этим, выявлены существенные риски, связанные с ограничением социального взаимодействия и физической активности при чрезмерном взаимодействии с ИИ-технологиями, возможной неточностью и гипертрофированностью генерируемого контента. Также отмечается необходимость учета финансовых затрат, технических сбоев и недостатка ИКТ-компетенций у педагогов и родителей. Исследование подчеркивает важность сбалансированного и ответственного внедрения ИИ в дошкольное образование, учитывающего как его преимущества, так и потенциальные угрозы.
Ключевые слова
Об авторах
Альбина Рамилевна Каюмова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: alb1980@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6231-3983
SPIN-код: 5265-5066
Scopus Author ID: 56176773300
ResearcherId: O-1884-2016
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии
Россия, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420111, Российская Федерация
Гульнара Васильевна Садыкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: gsadykov@kpfu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1868-8336
SPIN-код: 3919-9556
Scopus Author ID: 54889952600
ResearcherId: D-6830-2015
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии
Россия, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420111, Российская Федерация
Список литературы
- Йигит, Э. (2024). Открывая новые горизонты: роль искусственного интеллекта в расширении возможностей детского образования и медиа. Современное дошкольное образование, 18(3), 73–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-73-80
- Садыкова, Г. В., Каюмова, А. Р., & Халиуллина, Д. И. (2025). Использование сервисов генеративного искусственного интеллекта в языковых образовательных программах для детей дошкольного возраста. Информатика и образование, 40(1), 31–41. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2025-40-1-31-41
- Abel, C., & Magnusson, M. (2024). Playdates & Algorithms : Exploring parental awareness and mediation strategies in the age of generative artificial intelligence. DIVA. http://hj.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2:1869566
- Daher, R. (2025). Integrating AI literacy into teacher education: a critical perspective paper. Discover Artificial Intelligence, 5(1). https://doi.org/10.1007/s44163-025-00475-7
- Druga, S., Christoph, F. L., & Ko, A. J. (2022). Family as a third space for AI literacies: How do children and parents learn about AI together? Proc. 2022 CHI Conf. on Human Factors in Computing Systems, 1–17. https://doi.org/10.1145/3491102.3502031
- Gjelaj, M., Buza, K., Shatri, K., & Zabeli, N. (2020). Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo. International Journal of Instruction, 13(1), 165–184. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13111a
- Gordon, G., Spaulding, S., Westlund, J. K., Lee, J. J., Plummer, L., Martinez, M., Das, M., & Breazeal, C. (2016). Affective personalization of a social robot tutor for children’s second language skills. Proceedings of the AAAI Conference on Artificial Intelligence, 30(1). https://doi.org/10.1609/aaai.v30i1.9914
- Holmes, W., & Porayska-Pomsta, K. (2022). The ethics of artificial intelligence in education: Practices, challenges, and debates. New York: Taylor & Francis. 312 p.
- Joginder Singh, S., Mohd Azman, F. N. S., Sharma, S., & Razak, R. A. (2021). Malaysian parents’ perception of how screen time affects their children’s language. Journal of Children and Media, 15(4), 588–596. https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1938620
- Kasneci, E., Sessler, K., Küchemann, S., Bannert, M., Dementieva, D., Fischer, F., Gasser, U., Groh, G., Günnemann, S., Hüllermeier, E., Krusche, S., Kutyniok, G., Michaeli, T., Nerdel, C., Pfeffer, J., Poquet, O., Sailer, M., Schmidt, A., Seidel, T., . . . Kasneci, G. (2023). ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education. Learning and Individual Differences, 103, 102274. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102274
- Kewalramani, S., Palaiologou, I., Dardanou, M., Allen, K.-A., & Phillipson, S. (2021). Using robotic toys in early childhood education to support children’s social and emotional competencies. Australasian Journal of Early Childhood, 46(4), 355–369. https://doi.org/10.1177/18369391211056668
- Kory-Westlund, J. M., & Breazeal, C. (2019). Exploring the effects of a social robot’s speech entrainment and backstory on young children’s emotion, rapport, relationship, and learning. Frontiers in Robotics and AI, 6, 54. https://doi.org/10.3389/frobt.2019.00054
- Ng, D. T. K., Leung, J. K. L., Su, M. J., Yim, I. H. Y., Qiao, M. S., & Chu, S. K. W. (2022). AI Literacy Education in early childhood education. In Springer eBooks (pp. 63–74). https://doi.org/10.1007/978-3-031-18880-0_5
- Papadakis, S., Zaranis, N., & Kalogiannakis, M. (2019). Parental involvement and attitudes towards young Greek children’s mobile usage. International Journal of Child-Computer Interaction, 22, 100144. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2019.100144
- Sadykova, G. V., & Kayumova, A. R. (2025). AI-powered Image and Audio Generators for Very Young EFL Learners. Iranian Journal of Language Teaching Research, 13(2), 1–24 https://doi.org/10.30466/ijltr.2025.55564.2821
- Sperling, K., Stenberg, C. J., McGrath, C., Åkerfeldt, A., Heintz, F., & Stenliden, L. (2024). In search of artificial intelligence (AI) literacy in teacher education: A scoping review. Computers and Education Open, 6, 100169. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100169
- Su, J. (2025). Kindergarten parents’ perceptions of the use of AI technologies and AI literacy education: Positive views but practical concerns. Education and Information Technologies, 30, 279–295. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12673-4
- Su, J., & Yang, W. (2022). Artificial intelligence in early childhood education: A scoping review. Computers and Education Artificial Intelligence, 3, 100049. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100049
- Wang, Y., Derakhshan, A., & Ghiasvand, F. (2025). EFL teachers’ generative artificial intelligence (GenAI) literacy: A scale development and validation study. System, 103791. https://doi.org/10.1016/j.system.2025.103791
- Yu, J., DeVore, A., & Roque, R. (2021). Parental mediation for young children’s use of educational media: A case study with computational toys and kits. Proceedings of the 2021 CHI conference on human factors in computing systems. 1–12. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/3411764.3445427
Дополнительные файлы


