Метод оценки эффективности применения электромеханических трансмиссий транспортных средств на этапе проектирования



Цитировать

Полный текст

Аннотация

С развитием тягового электропривода, а также бортовых накопителей электрической энергии, перспективными оказываются машины, оснащённые электромеханической трансмиссией. Однако на этапе проектирования подобных транспортных средств возникают затруднения, связанные с оценкой энергоэффективности разрабатываемых автомобилей, в частности, с оценкой коэффициента полезного действия тяговых электромашин. В данной работе авторами предлагается метод оценки коэффициента полезного действия тяговых электродвигателей вновь разрабатываемых электромеханических трансмиссий транспортных машин, основанный на построении эмпирической зависимости, аппроксимирующей статистические данные о характеристиках существующих электродвигателей. Для аппроксимации использовались данные по электродвигателям ряда производителей, используемых в составе трансмиссий транспортных средств. В статье рассматривается применение разработанного метода для разработки алгоритма управления трансмиссией колёсной машины, направленного на повышение её энергоэффективности. Работоспособность алгоритма подтверждена при помощи имитационного моделирования динамики рассматриваемого транспортного средства, исходные данные для моделирования были получены в ходе тягово-динамического расчёта. Разработанная имитационная модель совместно с методом оценки коэффициента полезного действия электродвигателя позволила провести сравнительную оценку разработанного алгоритма управления переключением передач и подхода к переключению передач, не учитывающего зависимость величины потерь энергии электромашины от режима работы в случаях движения по городскому и смешанному ездовым циклам. В качестве критериев оценки эффективности применения разработанного закона управления электромеханической трансмиссией использовались величина затрат энергии при движении по заданному циклу и количество переключений передач на маршруте. Полученные результаты подтверждают эффективность использования разработанного алгоритма в условиях движения транспортных средств в городской среде.

Об авторах

Б. В Падалкин

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Email: padalkin@bmstu.ru
к.т.н. Москва, Россия

В. В Иваненков

МГТУ им. Н.Э. Баумана

к.т.н. Москва, Россия

Б. Б Косицын

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Email: kositsyn_b@bmstu.ru
к.т.н. Москва, Россия

А. А Стадухин

МГТУ им. Н.Э. Баумана

к.т.н. Москва, Россия

К. С Балковский

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Москва, Россия

Список литературы

  1. Shoki Kosai, Masaki Nakanishi, Eiji Yamasue Vehicle energy efficiency evaluation from well-to-wheel lifecycle perspective, Transportation Research Part D: Transport and Environment, Volume 65, 2018, Pages 355-367, ISSN 1361-9209.
  2. Sangno R., Panigrahi S.P., Kumar S. (2020) Efficient Energy Management in Hybrid Electric Vehicles Using DRBF Networks. In: Sahana S., Bhattacharjee V. (eds) Advances in Computational Intelligence. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 988. Springer, Singapore.
  3. Gorelov V.A., Butarovich D.O., Staduhin A.A., Skotnikov G.I. Simulation-based identification of the parameters of a minibus hybrid powertrain (2019) IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 534 (1), статья № 012013, doi: 10.1088/1757-899X/534/1/012013.
  4. Srivastava S., Maurya S. Fuel efficiency optimization techniques in hybrid vehicle (2019) International Journal of Recent Technology and Engineering, 8 (3), pp. 6790-6799.
  5. Passalacqua M., Lanzarotto D., Repetto M., Vaccaro L., Bonfiglio A., Marchesoni M. Fuel Economy and EMS for a Series Hybrid Vehicle Based on Supercapacitor Storage (2019) IEEE Transactions on Power Electronics, 34 (10), статья № 8625545, pp. 9966-9977.
  6. Kotiev G.O., Butarovich D.O., Kositsyn B.B. Energy efficient motion control of the electric bus on route (2018) IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 315 (1), статья № 012014, doi: 10.1088/1757-899X/315/1/012014.
  7. Красовский А.Б. Основы электропривода : учебное пособие. Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 405 с.
  8. MathWorks - Makers of MATLAB and Simulink - MATLAB & Simulink. URL: https://www.mathworks.com/ (дата обращения: 22.01.2020).
  9. Danfoss - Engineering Tomorrow. URL: https://www.danfoss.com/en/ (дата обращения: 27.02.2020)
  10. BorgWarner URL: https://www.borgwarner.com/home (дата обращения: 27.02.2020).
  11. DANA TM4 - Electric and hybrid powertrain systems. URL: https://www.danatm4.com/ (дата обращения: 27.02.2020).
  12. YASA Limited | First for efficient electric powertrain. E-motors, controllers and electric drive. URL: https://www.yasa.com/ (дата обращения: 27.02.2020).
  13. Electric drives, DC converters and battery chargers, motor controllers and portable power electronics are just a few of the solutions of BRUSA Elektronik AG supplies to automobile manufacturers around the world. URL: https://www.brusa.biz/en.html (дата обращения: 27.02.2020).
  14. GKN Automotive. URL: https://www.gknautomotive.com/ (дата обращения: 27.02.2020).
  15. Leise P., Altherr L.C., Simon N., Pelz P.F. (2020) Finding Global-Optimal Gearbox Designs for Battery Electric Vehicles. In: Le Thi H., Le H., Pham Dinh T. (eds) Optimization of Complex Systems: Theory, Models, Algorithms and Applications. WCGO 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 991. Springer, Cham.
  16. Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Стадухин А.А. Определение скоростных диапазонов многоцелевых колесных и гусеничных машин с электромеханической трансмиссией // Труды НАМИ. 2017. № 3(270). С. 51-55.
  17. Economic Commission for Europe Inland Transport Committee World Forum for Harmonization of Vehicle Regulations Working Party on Pollution and Energy Seventy-eighth session Geneva, 8-11 January 2019Item 3(b) of the provisional agenda Light vehicles - Global Technical Regulations Nos. 15 (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures (WLTP)) and 19 (Evaporative emission test procedure for the Worldwide harmonized Light vehicle Test Procedure (WLTP EVAP)).
  18. Dynamometer Drive Schedules [Электронный ресурс] // United States Environmental Protection Agency. URL: https://www.epa.gov/vehicle-and-fuel-emissions-testing/dynamometer-drive-schedules (дата обращения: 25.10.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Падалкин Б.В., Иваненков В.В., Косицын Б.Б., Стадухин А.А., Балковский К.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».