Валидация математической модели подвеса передней главной передачи по частотному отклику
- Авторы: Кулагин В.А.1,2, Рахматов Р.И.1,2, Ликеев А.П.1
-
Учреждения:
- Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 18, № 4 (2024)
- Страницы: 324-337
- Раздел: Транспортные и транспортно-технологические комплексы
- URL: https://bakhtiniada.ru/2074-0530/article/view/311258
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-634676
- ID: 311258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Силовые установки и агрегаты трансмиссии и привода автомобиля, в число которых входит передняя главная передача, обладают высокой виброактивностью, которая оказывает существенное влияние на комфорт пассажиров при движении автомобиля. Необходимая шумо- и виброизоляция обеспечиваются динамическими характеристиками упругих опор и локальной динамической жёсткостью несущей системы в точках крепления агрегата. Формирование целевых характеристик жёсткости опор и несущих систем, а также анализ проблем шумо- и виброизоляции осуществляются при помощи многозвенного математического моделирования. Обеспечение адекватности математических моделей для решения данных задач является необходимым.
Цель — разработка и валидация многозвенных математических моделей подвеса передней главной передачи (ПГП) с различным составом по критериям соответствия частотного отклика на опорах передней главной передачи. Формирование требований к многозвенной математической модели для решения задач виброактивности агрегатов с одним контуром подрессоривания в составе автомобиля.
Методы. Математическое моделирование подвеса передней главной передачи осуществляется в среде многозвенного моделирования MSC Adams. При моделировании рассмотрены несколько методов моделирования динамических свойств резинометаллических опор и несколько способов учёта локальной динамической жёсткости несущей системы. В расчётах определялся частотный отклик звеньев модели при действии единичного синусоидального силового фактора переменной частоты. В качестве валидационного базиса используются замеры частотного отклика на опорах при ударе модальным молотком по картеру главной передачи в выбранных направлениях.
Результаты. Наиболее полное совпадение результатов моделирования валидационному базису было достигнуто при использовании описания резинометаллических опор по модели Пфеффера с масштабированием характеристик, а также при учёте податливости переднего подрамника в виде редуцированной конечноэлементной модели. Использование более сложных моделей резинометаллических опор не способствует улучшению адекватности модели. Учёт податливости несущей системы в виде значений локальной динамической жёсткости имеет как положительный, так и отрицательный эффект.
Заключение. Для решения задач виброактивности агрегатов с одним контуром подрессоривания в составе автомобиля, таких как передняя главная передача, необходимо использовать корректные инерционные характеристики агрегатов, описание динамических свойств опор по модели Пфеффера и учёт податливости несущей системы в точках крепления агрегата.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктор Александрович Кулагин
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: viktor.kulagin@nami.ru
ORCID iD: 0000-0003-0158-1727
SPIN-код: 2488-6808
канд. техн. наук, ведущий инженер-конструктор управления MBS-моделирования Центра «Численный анализ и виртуальная валидация», инженер Центра виртуальных испытаний Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2; 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38Рахматджон Исломович Рахматов
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»; Московский политехнический университет
Email: rakhmatjon.rakhmatov@nami.ru
ORCID iD: 0000-0001-5987-3170
SPIN-код: 4523-0863
анд. техн. наук, главный специалист отдела «Численный анализ виброакустики» Центра «Численный анализ и виртуальная валидация», доцент кафедры «Техническая механика и компьютерное моделирование»
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2; 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38Антон Петрович Ликеев
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
Email: anton.likeev@nami.ru
ORCID iD: 0009-0002-6076-5999
SPIN-код: 5023-9134
ведущий инженер-конструктор Управления потребительских свойств Центра транспортных средств и систем
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2Список литературы
- Kulagin V. Development of fundamentals of the method of defining the life of supporting elements of vehicle suspension on the basis of technologies of virtual and laboratory experiments [dissertation] Moscow; 2022. (In Russ.)
- Scheiblegger Ch, Lin J, Karrer H. New Nonlinear Bushing Model for Ride Comfort and Handling Simulation: Focusing on Linearization and the Implementation into MBS Environment. In: Proc. FISITA 2012 Wor. Auto. Con. Vol. 10. Berlin: Springer; 2013:461–473. doi: 10.1007/978-3-642-33795-6_38
- Koppenaal J, Van Oosten J, Porsche I, et al. General Modeling of Nonlinear Isolators for Vehicle Ride Studies. SAE International Journal of Materials and Manufacturing. 2010;3(1):585–591.
- Rakhmatov RI, Krutolapov VE. Vehicle structural analysis calculation method development in order to improve noise-vibration-harshness characteristics. IOP Conf. Series: Earth Envir. Sci. 2021;867. doi: 10.1088/1755-1315/867/1/012105
- Yudakov AA. Principles of flexible body general dynamic equations derivation based on the Craig–Bampton model and of their practically significant approximations. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Matematika. Mekhanika. Komp’yuternye Nauki. 2012;3:126–140. (In Russ.)
- Rakhmatov RI, Tremyasov VV, Likeev AP, et al. Studies of modal characteristics aimed at comprehensive validation of a calculation model by the example of a modern vehicle body. Trudy NAMI. 2023;(3):6–32. (In Russ.) doi: 10.51187/0135-3152-2023-3-6-32
- The Fundamentals of Modal Testing. Application Note 243-3. Agilent Technologies [internet] Accessed: 27.05.2024. Available from: https://rotorlab.tamu.edu/me459/APP%20Note%20243-3%20The%20Fundamentals%20of%20Modal%20Testing.pdf
- Lammens S. Frequency response based validation of dynamic structural finite element models [dissertation] Leuven; 1995.
Дополнительные файлы
