Испытания эффективности алгоритма подавления автоколебаний при интенсивном торможении транспортного средства
- Авторы: Климов А.В.1,2
-
Учреждения:
- Инновационный центр «КАМАЗ»
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 18, № 4 (2024)
- Страницы: 312-323
- Раздел: Транспортные и транспортно-технологические комплексы
- URL: https://bakhtiniada.ru/2074-0530/article/view/311257
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-633692
- ID: 311257
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. При замедлении транспортного средства, в особенности на скользком покрытии, возможна потеря устойчивости движения системы электромеханического привода, сопровождающаяся возбуждением автоколебаний с высокими амплитудами. Зарождение автоколебаний возникает при росте скорости скольжения и снижении силы трения. При этом резко повышается динамическая нагруженность системы привода, что может привести к выходу её из строя. Вследствие этого разработка методов подавления автоколебательных явлений оказывается актуальной задачей.
Цель исследования — методами натурных экспериментов проверить работоспособность и эффективность метода подавления автоколебаний в электромеханической системе привода колеса при торможении.
Материалы и методы. Исследование работоспособности и эффективности алгоритма выполнено с применением методов натурных экспериментов.
Результаты исследования. С помощью метода натурных экспериментов установлена работоспособность и эффективность алгоритма подавления автоколебаний при выполнении замедления, который позволяет снизить величины максимальных амплитуд в 6 раз, усреднённых амплитуд в 3–3,5 раза, исключая при этом изменения знака момента при интенсивных замедлениях транспортного средства.
Заключение. Алгоритм подавления автоколебаний можно рекомендовать для практической разработки систем управления замедлением транспортных средств.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Владимирович Климов
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей, доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта
Россия, 143026, Москва, ИЦ СКОЛКОВО, Большой б-р, д. 62; 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38Список литературы
- Klimov AV. Oscillatory processes in a nonlinear system of an individual traction electric drive. Truck. 2023;7:19–24. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2023-7-19-24 EDN: RXPWMI
- Klimov AV, Antonyan AV. Investigation of the peculiarities of the flow of oscillatory processes in a nonlinear system of an individual traction drive of an electric bus. Izvestiya MGTU MAMI. 2023;17(1):87–96. (In Russ.) doi: 10.17816/2074-0530-115233 EDN: DVWXHE
- Klimov AV. Investigation of the modes of motion of self–oscillations in the traction electric drive of an electric bus under operating conditions. Truck. 2024;3:3–8. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2024-3-3-8 EDN: FXLUUX
- Klimov AV. Investigation of the modes of excitation of self-oscillations in the traction electric drive of an electric bus under operating conditions. In: Electrotechnical complexes and systems: materials of the I All-Russian Conference on electric machines within the framework of the International scientific and practical conference. 2022;2:414–422. (In Russ.) EDN: PXJUCH
- Klimov AV. The observer of the slipping of the driving wheels with the function of suppressing self-oscillations in traction mode. Transport systems. 2023;2(28):17–29. (In Russ.) doi: 10.46960/2782-5477_2023_2_17 EDN: HRSZDR
- Klimov AV, Ospanbekov BK, Keller AV, et al. Research into the Peculiarities of the Individual Traction Drive Nonlinear System Oscillatory Processes. World Electric Vehicle Journal. 2023;14(11):316. doi: 10.3390/wevj14110316 EDN: BIISTI
- Klimov AV. The observer of the slipping of the driving wheels with the function of suppressing self-oscillations in traction mode. Transport systems. 2023;2(28):17–29. (In Russ.) doi: 10.46960/2782-5477_2023_2_17 EDN: HRSZDR
- Klimov AV. Suppression of self–oscillation of the driving wheels in braking mode. Truck. 2023;9:6–14. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2023-9-6-14 EDN: PUCDXP
- Klimov AV. Traction control system with the function of suppressing self-oscillation of wheels in traction mode of operation. Trudy NAMI. 2023;3(294):44–56. (In Russ.) doi: 10.51187/0135-3152-2023-3-44-56 EDN: XJXUWX
- Patent RUS 2797069 / 31.05.2023 Klimov AV, Ospanbekov BK, Zhileikin MM, et al. Method of controlling an individual traction electric drive of the driving wheels of a multi-wheeled. (In Russ.) EDN: QAUBVR
- Electric bus KAMAZ-6282 [internet]. (In Russ.) Accessed 03.04.2024. https://kamaz.ru/production/buses/pdf_062023/Электробус%20KAMAZ-6282.pdf
- Klimov AV. The observer of the traction electromagnetic moment on the shaft of a traction electric motor. Tractors and agricultural machinery. 2023;90(5):423–432. (In Russ.) doi: 10.17816/0321-4443-472138 EDN: VHDJBL
- Klimov AV. Synthesis of an adaptive observer of the moment of resistance on the shaft of a traction electric motor. Tractors and agricultural machinery. 2023;90(2):99–105. (In Russ.) doi: 10.17816/0321-4443-119856 EDN: VKZKOY
Дополнительные файлы
