Испытания эффективности алгоритма подавления автоколебаний при интенсивном торможении транспортного средства

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. При замедлении транспортного средства, в особенности на скользком покрытии, возможна потеря устойчивости движения системы электромеханического привода, сопровождающаяся возбуждением автоколебаний с высокими амплитудами. Зарождение автоколебаний возникает при росте скорости скольжения и снижении силы трения. При этом резко повышается динамическая нагруженность системы привода, что может привести к выходу её из строя. Вследствие этого разработка методов подавления автоколебательных явлений оказывается актуальной задачей.

Цель исследования — методами натурных экспериментов проверить работоспособность и эффективность метода подавления автоколебаний в электромеханической системе привода колеса при торможении.

Материалы и методы. Исследование работоспособности и эффективности алгоритма выполнено с применением методов натурных экспериментов.

Результаты исследования. С помощью метода натурных экспериментов установлена работоспособность и эффективность алгоритма подавления автоколебаний при выполнении замедления, который позволяет снизить величины максимальных амплитуд в 6 раз, усреднённых амплитуд в 3–3,5 раза, исключая при этом изменения знака момента при интенсивных замедлениях транспортного средства.

Заключение. Алгоритм подавления автоколебаний можно рекомендовать для практической разработки систем управления замедлением транспортных средств.

Об авторах

Александр Владимирович Климов

Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104

канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей, доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта

Россия, 143026, Москва, ИЦ СКОЛКОВО, Большой б-р, д. 62; 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38

Список литературы

  1. Klimov AV. Oscillatory processes in a nonlinear system of an individual traction electric drive. Truck. 2023;7:19–24. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2023-7-19-24 EDN: RXPWMI
  2. Klimov AV, Antonyan AV. Investigation of the peculiarities of the flow of oscillatory processes in a nonlinear system of an individual traction drive of an electric bus. Izvestiya MGTU MAMI. 2023;17(1):87–96. (In Russ.) doi: 10.17816/2074-0530-115233 EDN: DVWXHE
  3. Klimov AV. Investigation of the modes of motion of self–oscillations in the traction electric drive of an electric bus under operating conditions. Truck. 2024;3:3–8. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2024-3-3-8 EDN: FXLUUX
  4. Klimov AV. Investigation of the modes of excitation of self-oscillations in the traction electric drive of an electric bus under operating conditions. In: Electrotechnical complexes and systems: materials of the I All-Russian Conference on electric machines within the framework of the International scientific and practical conference. 2022;2:414–422. (In Russ.) EDN: PXJUCH
  5. Klimov AV. The observer of the slipping of the driving wheels with the function of suppressing self-oscillations in traction mode. Transport systems. 2023;2(28):17–29. (In Russ.) doi: 10.46960/2782-5477_2023_2_17 EDN: HRSZDR
  6. Klimov AV, Ospanbekov BK, Keller AV, et al. Research into the Peculiarities of the Individual Traction Drive Nonlinear System Oscillatory Processes. World Electric Vehicle Journal. 2023;14(11):316. doi: 10.3390/wevj14110316 EDN: BIISTI
  7. Klimov AV. The observer of the slipping of the driving wheels with the function of suppressing self-oscillations in traction mode. Transport systems. 2023;2(28):17–29. (In Russ.) doi: 10.46960/2782-5477_2023_2_17 EDN: HRSZDR
  8. Klimov AV. Suppression of self–oscillation of the driving wheels in braking mode. Truck. 2023;9:6–14. (In Russ.) doi: 10.36652/1684-1298-2023-9-6-14 EDN: PUCDXP
  9. Klimov AV. Traction control system with the function of suppressing self-oscillation of wheels in traction mode of operation. Trudy NAMI. 2023;3(294):44–56. (In Russ.) doi: 10.51187/0135-3152-2023-3-44-56 EDN: XJXUWX
  10. Patent RUS 2797069 / 31.05.2023 Klimov AV, Ospanbekov BK, Zhileikin MM, et al. Method of controlling an individual traction electric drive of the driving wheels of a multi-wheeled. (In Russ.) EDN: QAUBVR
  11. Electric bus KAMAZ-6282 [internet]. (In Russ.) Accessed 03.04.2024. https://kamaz.ru/production/buses/pdf_062023/Электробус%20KAMAZ-6282.pdf
  12. Klimov AV. The observer of the traction electromagnetic moment on the shaft of a traction electric motor. Tractors and agricultural machinery. 2023;90(5):423–432. (In Russ.) doi: 10.17816/0321-4443-472138 EDN: VHDJBL
  13. Klimov AV. Synthesis of an adaptive observer of the moment of resistance on the shaft of a traction electric motor. Tractors and agricultural machinery. 2023;90(2):99–105. (In Russ.) doi: 10.17816/0321-4443-119856 EDN: VKZKOY

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Адаптер Vector VN1630А.

Скачать (45KB)
3. Рис. 2. Окно программ для анализа данных: a — Vector CANoe; b — MatLab Simulink.

Скачать (268KB)
4. Рис. 3. Тензометрические измерительные колёса Kistler RoaDyn.

Скачать (335KB)
5. Рис. 4. Оборудование для сбора данных IMC-CRFX-400.

Скачать (281KB)
6. Рис. 5. Измерение потребляемого тока.

Скачать (199KB)
7. Рис. 6. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 1: a — левом; b — правом.

Скачать (279KB)
8. Рис. 7. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 1: a — левого; b — правого.

Скачать (241KB)
9. Рис. 8. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 2: a — левом; b — правом.

Скачать (251KB)
10. Рис. 9. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 1: a — левого; b — правого.

Скачать (217KB)
11. Рис. 10. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 3: a — левом; b — правом.

Скачать (257KB)
12. Рис. 11. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 3: a — левого; b — правого.

Скачать (208KB)
13. Рис. 12. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 1: a — левом; b — правом.

Скачать (226KB)
14. Рис. 13. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 1: a — левого; b — правого.

Скачать (189KB)
15. Рис. 14. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 2: а — левом; b — правом.

Скачать (230KB)
16. Рис. 15. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 2: a — левого; b — правого.

Скачать (201KB)
17. Рис. 16. Крутящий момент на колесе с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 3: a — левом; b — правом.

Скачать (234KB)
18. Рис. 17. Частота вращения колеса с деактивированной системой подавления автоколебаний, заезд № 3: a — левого; b — правого.

Скачать (177KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».