Пути повышения показателей двигателя внутреннего сгорания с учетом нагрузочных режимов трансмиссии автомобиля
- Авторы: Бердников А.А.1, Шангутов А.О.1, Шилоносов А.В.1
-
Учреждения:
- Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
- Выпуск: Том 17, № 2 (2023)
- Страницы: 97-106
- Раздел: Тепловые двигатели
- URL: https://bakhtiniada.ru/2074-0530/article/view/253966
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-334351
- ID: 253966
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Важнейшим направлением развития экономики страны в условиях санкционной политики стало импортозамещение. В связи с этим предъявляются высокие требования к производству в рамках конкурентоспособности автомобильной техники. Автомобильная техника является неотъемлемой частью развития экономики страны, что подтверждается ростом объемов автомобильных перевозок. Однако, в тоже время, рост автомобилей, повышает потребление топлива нефтяного происхождения, основным недостатком которого является эмиссия вредных веществ, поэтому двигатели внутреннего сгорания автомобильной техники должны обеспечивать малые расходы топлива и меньше выбросов вредных веществ в отработавших газах. Вместе с тем, режимы работы двигателя во многом зависят от нагрузок, формируемых в трансмиссии автомобиля.
Цель работы ― определить возможности расширения диапазонов регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания автомобиля, с одной стороны, обеспечивающих малые расходы топлива и меньше выбросов вредных веществ в отработавших газах, а с другой стороны – обеспечивающих требуемую для движения автомобиля мощность, с учетом типа трансмиссии и движителя.
Материалы и методы. Проведен анализ возможных традиционных и нетрадиционных рабочих циклов двигателя внутреннего сгорания. Применяется метод математического моделирования формирования моментов в различных типах трансмиссий автомобиля.
Результаты. Рассмотрены возможные пути расширения диапазонов регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания, обеспечивающих потребную мощность, малые расходы топлива и меньше выбросов вредных веществ в отработавших газах, а также схемы трансмиссий и процессы формирования в них потребной мощности для обеспечения движения автомобиля.
Заключение. Рассмотренный в статье подход расширения диапазонов регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания автомобиля позволяет сделать вывод о необходимости использования принципов научного подхода к процессу конструктивного оформления трансмиссий автомобилей, способных управлять двигателем внутреннего сгорания в зависимости он нагрузок, обеспечивая его работу с минимальным расходом топлива и эмиссией вредных веществ.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алексей Анатольевич Бердников
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: aa-berdnikov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1716-6659
SPIN-код: 1472-8701
профессор кафедры инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии
Россия, 614030, Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1Антон Олегович Шангутов
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Email: army_5559@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7054-8109
SPIN-код: 2737-5382
доцент, доктор воен. наук, доцент кафедры продовольственного и вещевого обеспечения
Россия, 614030, Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1Артем Владимирович Шилоносов
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Email: artemjch@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0000-2513-5444
SPIN-код: 3760-6350
доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем
Россия, 614030, Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1Список литературы
- Вырубов Д.Н., Иващенко Н.А., Ивин В.И. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». M.: Машиностроение, 1983.
- Бердников А.А., Мингазов С.Р., Жуков А.А. Повышение экономических показателей двигателей внутреннего сгорания путем отключения части цилиндров // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 12–16.
- Бердников А.А., Нагайцев Д.С., Титков Н.В. Двигатель внутреннего сгорания с нетрадиционным рабочим циклом // Фундаментальные исследования. 2017. № 1. С. 21–25.
- Тер-Мкртичьян Г.Г. Двигатели внутреннего сгорания с нетрадиционными рабочими циклами: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2015.
- Пятитактный двигатель работает и может пойти в производство. Дата обращения: 10.04.23. Режим доступа: http://autoutro.ru/review/2014/11/19/pyatitaktnyj-dvigatel-rabotayet-i-mozhet-pojti-v-proizvodstvo
- SCUDERI™ Split-Cycle Engine – принципиально новая схема четырехтактного мотора с «раздельным циклом». Дата обращения: 10.04.23. Режим доступа: http://enginepro.ru/?p=698
- Бердников А.А. Оценка подвижности активных автопоездов. Пермь: Изд-во ПВИ войск национальной гвардии, 2022.
- Белоусов Б.Н., Попов С.Д. Колесные транспортные средства особо большой грузоподъемности. Конструкция. Теория. Расчет. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2006.
- Белоусов Б.Н., Шухман С.Б. Прикладная механика наземных тягово-транспортных средств с мехатронными системами: монография. М.: Агроконсалт, 2013.
- Ушнурцев С.В., Келлер А.В. Общие положения оптимизации распределения мощности в трансмиссии военной автомобильной техники // Стратегическая стабильность. 2022. № 2(99). С. 57–64.
- Лянденбурский В.В., Шаихов Р.Ф., Пономарев В.М., и др. Основы конструкции автомобилей: шасси, трансмиссия: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГАУС, 2014.
Дополнительные файлы
