🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Особенности самоорганизации студентов первого курса колледжа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Повсеместное применение информационных технологий и изменения, происходящие в жизни общества, обращают внимание современного человека на необходимость повышения уровня самоорганизации своей деятельности. Важной задачей представляется понимание того, какие изменения происходят в развитии личности обучающихся, в разных образовательных средах. В связи с этим является актуальным исследование особенностей самоорганизации и рефлексивности у обучающихся в разных образовательных средах. Исследование проходило в два этапа: на первом этапе приняло участие 80 учащихся девятых классов школ г. Ижевска, из которых в последующем на втором этапе — стали 40 учащимися десятых классов школ г. Ижевска и 
40 студентами первого курса колледжей г. Ижевска. В исследовании применялись опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (А.Д. Ишков), «Опросник рефлективности» (В.Н. Карандашев), все данные прошли математико-статистическую обработку с помощью метода U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа коэффициента Спирмена. В ходе исследования выявлено, что показатели шкал самоорганизации по-разному представлены у учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа. У учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа обнаружены значимые различия по шкалам «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Волевые усилия», «Уровень самоорганизации». Значимых различий не обнаружено по шкалам «Самоконтроль», «Коррекция» и показателю рефлексивность. У студентов первого курса колледжа обнаружены связи между рефлексивностью и шкалами самоорганизации «Анализ ситуации», «Уровень самоорганизации». У десятиклассников обнаружены: положительная связь между рефлексивностью и шкалами «Целеполагание», «Коррекция».

Об авторах

О. П. Кондаурова

Удмуртский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oeolala888@mail.ru
Россия, Ижевск

Список литературы

  1. Андреева А.Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. C. 3–18. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140201
  2. Блохина Т.С. Стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности студентов колледжа // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/121PSMN620.pdf
  3. Бобылев А.В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности // Ярославский педагогиче-ский вестник. 2019. № 2 (107). С. 30–35. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10348
  4. Головей Л.А., Данилова М.В., Груздева И.А. Психоэмоциональное благополучие старшекласс-ников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 63–73. https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
  5. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128. https://doi.org/10.17759/chp.2018140213
  6. Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Сформированность навыков стратегического целеполага-ния как одно из условий успешной самоорганизации обучающего // Герценовские чте-ния: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 160–165. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-19.
  7. Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к изучению построения подростками траектории жиз-ненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36–45. https://doi.org/10.7868/S020595921801004X
  8. Ильина А.Д. Проблемы дезадаптации первокурсников СПО // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 6. С. 37–40. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.51.31.019
  9. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изда-тельство АСВ, 2004. 224 с.
  10. Любцова А.В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования про-социального поведения // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 4. С. 65–79. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.5
  11. Никитская, М.Г., Толстых, Н.Н. Учебная мотивация старших подростков в разных образова-тельных средах // Психологическая наука и образование. 2025. Т. 30. № 2. С. 32–46. https://doi.org/10.17759/pse.2025300203
  12. Нимец, А.Р., Толстых, Н.Н. Внешняя мотивация как позитивный фактор учения у студентов колледжа // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IХ Меж-дународной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопрос теории и практики». М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 481–483.
  13. Павленко К.В., Бочавер А.А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопреде-ления // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 51–62. https://doi.org/10.17759/pse.2020250605
  14. Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в под-ростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Се-рия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3. С. 230–239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239
  15. Тимошенко А.И., Ващенко Е.В. Профессиональная адаптация в условиях коньюнктурных по-требностей рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 91–98.
  16. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. (2015). Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. Т. 8. № 1. С. 106–126.
  17. Яремчук С.В., Бакина А.В., Ситяева С.М. (2021). Особенности жизненного мира юношей и де-вушек разных возрастных периодов // Российский психологический журнал. Т. 18. № 1. С. 34–46. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.1.3

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кондаурова О.П., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».