Особенности самоорганизации студентов первого курса колледжа
- Авторы: Кондаурова О.П.1
-
Учреждения:
- Удмуртский государственный университет
- Выпуск: № 3 (71) (2025)
- Страницы: 27-36
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-8439/article/view/361512
- DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-71-3-27-36
- ID: 361512
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Повсеместное применение информационных технологий и изменения, происходящие в жизни общества, обращают внимание современного человека на необходимость повышения уровня самоорганизации своей деятельности. Важной задачей представляется понимание того, какие изменения происходят в развитии личности обучающихся, в разных образовательных средах. В связи с этим является актуальным исследование особенностей самоорганизации и рефлексивности у обучающихся в разных образовательных средах. Исследование проходило в два этапа: на первом этапе приняло участие 80 учащихся девятых классов школ г. Ижевска, из которых в последующем на втором этапе — стали 40 учащимися десятых классов школ г. Ижевска и
40 студентами первого курса колледжей г. Ижевска. В исследовании применялись опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (А.Д. Ишков), «Опросник рефлективности» (В.Н. Карандашев), все данные прошли математико-статистическую обработку с помощью метода U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа коэффициента Спирмена. В ходе исследования выявлено, что показатели шкал самоорганизации по-разному представлены у учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа. У учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа обнаружены значимые различия по шкалам «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Волевые усилия», «Уровень самоорганизации». Значимых различий не обнаружено по шкалам «Самоконтроль», «Коррекция» и показателю рефлексивность. У студентов первого курса колледжа обнаружены связи между рефлексивностью и шкалами самоорганизации «Анализ ситуации», «Уровень самоорганизации». У десятиклассников обнаружены: положительная связь между рефлексивностью и шкалами «Целеполагание», «Коррекция».
Ключевые слова
Об авторах
О. П. Кондаурова
Удмуртский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oeolala888@mail.ru
Россия, Ижевск
Список литературы
- Андреева А.Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. C. 3–18. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140201
- Блохина Т.С. Стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности студентов колледжа // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/121PSMN620.pdf
- Бобылев А.В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности // Ярославский педагогиче-ский вестник. 2019. № 2 (107). С. 30–35. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10348
- Головей Л.А., Данилова М.В., Груздева И.А. Психоэмоциональное благополучие старшекласс-ников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 63–73. https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
- Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128. https://doi.org/10.17759/chp.2018140213
- Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Сформированность навыков стратегического целеполага-ния как одно из условий успешной самоорганизации обучающего // Герценовские чте-ния: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 160–165. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-19.
- Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к изучению построения подростками траектории жиз-ненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36–45. https://doi.org/10.7868/S020595921801004X
- Ильина А.Д. Проблемы дезадаптации первокурсников СПО // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 6. С. 37–40. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.51.31.019
- Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изда-тельство АСВ, 2004. 224 с.
- Любцова А.В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования про-социального поведения // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 4. С. 65–79. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.5
- Никитская, М.Г., Толстых, Н.Н. Учебная мотивация старших подростков в разных образова-тельных средах // Психологическая наука и образование. 2025. Т. 30. № 2. С. 32–46. https://doi.org/10.17759/pse.2025300203
- Нимец, А.Р., Толстых, Н.Н. Внешняя мотивация как позитивный фактор учения у студентов колледжа // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IХ Меж-дународной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопрос теории и практики». М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 481–483.
- Павленко К.В., Бочавер А.А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопреде-ления // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 51–62. https://doi.org/10.17759/pse.2020250605
- Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в под-ростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Се-рия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3. С. 230–239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239
- Тимошенко А.И., Ващенко Е.В. Профессиональная адаптация в условиях коньюнктурных по-требностей рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 91–98.
- Шадриков В.Д., Кургинян С.С. (2015). Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. Т. 8. № 1. С. 106–126.
- Яремчук С.В., Бакина А.В., Ситяева С.М. (2021). Особенности жизненного мира юношей и де-вушек разных возрастных периодов // Российский психологический журнал. Т. 18. № 1. С. 34–46. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.1.3
Дополнительные файлы

