Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у студентов педагогического вуза в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания
- Авторы: Горбенко И.А.1, Киселева Т.Б.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: № 3 (71) (2025)
- Страницы: 7-17
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-8439/article/view/361510
- DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-71-3-7-17
- ID: 361510
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов педагогических вузов из разных регионов Российской Федерации различных направлений, профилей и программам подготовки в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания. Показаны отличия в мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов, обучающихся в условиях контроля успеваемости с применением балльно-рейтинговой оценочной системы и без нее. Предполагается, что балльно-рейтинговая система позволяет учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся и устраняет субъективизм преподавателя, однако, с другой стороны, у студентов при ее длительном использовании в образовательном процессе снижается уровень мотивации достижения успеха и повышается уровень мотивации избегания неудач, защиты. В статье утверждается, что основной причиной снижения мотивации достижения успеха у обучающихся в условиях контроля успеваемости с применением балльно-рейтинговой оценочной системы является предсказуемость учебных результатов. Наличие в фондах оценочных средств рейтинг-плана, разнообразных заданий, упражнений, творческих работ, а также требований к их выполнению, критериев оценивания и т. п., позволяет студенту не только определить уровень сложности заданий, оценить свои силы, скорректировать индивидуальный образовательный маршрут, но и «перевести» результаты учебной деятельности по дисциплине в рейтинговые баллы и спрогнозировать вероятность своего успеха или неудачи. В результате у студента снижается степень риска и уровень тревожности, стабилизируется самооценка, стремление к успеху становится ниже, а уровень мотивации избегания неудач возрастает.
Об авторах
И. А. Горбенко
Московский педагогический государственный университет
Email: ia.gorbenko@mpgu.su
ORCID iD: 0009-0004-0471-0365
Россия, Москва
Т. Б. Киселева
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tb.kiseleva@mpgu.su
ORCID iD: 0009-0002-9422-2220
Россия, Москва
Список литературы
- Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56–62.
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
- Звонова Е.В. Характеристики мотивации достижения успеха для студентов-участников между-народных программ // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9 (99). С. 191–195. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.076
- Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. 160 с.
- Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 214 с.
- Трифонова Е.Р., Горбенко И.А. Особенности мотивации достижения успеха и избегания неудач у студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания // Социально-педагогические инновации в образовании: II Международная научно-практическая конференция в Иджеване, Армения, 15–16 апреля 2023. Иджеван: Ереванский государственный университет, Иджеванский филиал, 2023. С. 589–593.
Дополнительные файлы

