МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ “ENGLISH MEDIUM”
- Авторы: Хохлова Л.А.1
-
Учреждения:
- Северный государственный медицинский университет
- Выпуск: № 3 (71) (2025)
- Страницы: 47-55
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-8439/article/view/361514
- DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-71-3-47-55
- ID: 361514
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Английский язык в начале этого века получил статус языка межнационального общения. Многие ведущие российские вузы сегодня предлагают обучение на английском языке (языке-посреднике), что позволяет нивелировать проблемы, связанные с этническим и национальным разнообразием студенческих групп. Цель данной статьи - проанализировать методические особенности и подходы к преподаванию дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» иностранным студентам на английском языке. Материалы и методы: Исследование выполнено на базе Северного государственного медицинского университета, осуществляющего подготовку иностранных студентов с 1991 г. Использовались теоретические методы, включающие изучение и анализ литературных источников, учебно-методического комплекса дисциплины. Проведен опрос преподавателей и иностранных обучающихся. Дается общая характеристика дисциплины. Каждый из ее разделов (анатомическая, клиническая, фармацевтическая терминология) рассматривается с точки зрения специфики преподавания на языке-посреднике и особенностей восприятия материала иностранными студентами. Раскрываются лингвистические аспекты английского языка, оказывающие интерферирующее влияние на эффективность усвоения данной дисциплины студентами-иностранцами. Анализируются трудности, с которыми преподаватели сталкиваются при обучении иностранных студентов. Раскрываются наиболее интересные, с точки зрения студентов, аспекты изучения латинского языка и их пожелания по улучшению образовательного процесса. Таким образом, обучение латинскому языку в гетерогенных, разноуровневых многонациональных студенческих группах с преподаванием на языке-посреднике является довольно сложным процессом вследствие 1) небольшого количества учебных часов; 2) разного уровня языковой подготовки студентов-иностранцев; 3) специфики анатомической, клинической и фармацевтической
терминологии, требующей от преподавателей знания значительного количества синонимов для объяснения материала; 4) лингвистических различий в системе латинского и
английского языков; 5) необходимости адаптации методических подходов.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. Хохлова
Северный государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nsmu.lkhokhlova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-0079-8952
Россия, Архангельск
Список литературы
- Angel, A.V., & Volkova, E.A. (2020). The Role of Intermediary Language at the Lessons of Russian as a Foreign Language in the Context of a Present-Day University. Prepodavatel' XXI vek, (1), 159–167. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-1-159-167
- Gaifullina, A.G. (2006). English as an Intermediary Language in Teaching Latin Medical Terminolo-gy. In K.R. Galiullin & G.A. Nikolaev (Eds.), III International Baudouin Readings: I.A. Bau-douin de Courtenay and Modern Problems of Theoretical and Applied Linguistics. Kazan, May 23–25, 2006 (vol. 2, pp. 144–146). Kazan: Kazanskiy (Privolzhskiy) federal’nyy univer-sitet. (In Russ.)
- Goncharenko, N.V., Altuhova, O.N., & Ignatenko, O.P. (2016). Teaching Foreign Medical Students in an Intermediary Language as an Innovative Method in Teaching Russian. Filologicheskie nau-ki. Voprosy teorii i praktiki, (8-1), 181–183. (In Russ.)
- Khokhlova, L.A., Andreeva, E.A., Kiseleva, L.G., Tikhonova, E.V., & Andreeva, A.S. (2022). Rus-sian Medical Education from International Students' View Point: Challenges and Coping Strategies. Russian Journal of Education and Psychology, 13(5), 82–98. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-5-82-98
- Khokhlova, L.A., Dynkov, S.M., Kiseleva, L.G., Tikhonova, E.V., & Kolodkina, O.F. (2018). Prob-lems of teaching academic disciplines to foreign students at the Northern State Medical University. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem, 9(11), 6–14. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-11-6-14
- Kostromina, T.A., & Stepashov, N.S. (2007). Sociocultural Foundations of Bilingual Communicative Difficulties. Kursk: KGMU. (In Russ.)
- Macaro, E., Curle, S., Pun, J., An, J., & Dearden, J. (2020). A systematic review of English medium instruction in higher education. Language Teaching, 51(1), 36–76. https://doi.org/10.1017/S0261444817000350
- Markova, N.I. (2015). Latin as a Discipline Providing Interdisciplinary Integration. In Language of Medicine: International Interuniversity Collection of Scientific Papers in Honor of the Anni-versary of V.F. Novodranova (pp. 243–247). Samara: KRYPTEN-Volga. (In Russ.)
- Melezhik, K.A. (2016). Language policy and linguistic reality of university community internationali-zation. Politicheskaya lingvistika, (1), 151–158 (In Russ.)
- Myachina, D.S., Deryaeva, O.G., Deryaeva, A.G., & Kozhevnikov, V.V. (2020). Teaching clinical disciplines to foreign students: bilingual training in medical universities. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (7-3), 18–21. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10801
- Shatalova-Davydova, D.A. (2019). International Students as Part of the New Educational System in Russia. Molodoj uchenyj, (2), 381–383. Retrieved from https://moluch.ru/archive/240/55472/ (In Russ.)
- Shleynikova, E.E., Dementyeva, A.A., Makarova, T.G., & Mogileva, I.I. (2024). Training in the in-termediary language in medical universities of Russia: a comprehensive approach to develop-ing Foreign Students' Communicative Competence. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvenno-go universiteta, (6), 218–228. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-20
- Stobbe, I.A., & Azarova, O.V. (2023). University Lecture: Teaching Chemistry to Foreign Students. Razvitie obrazovaniya, 6(2), 63–70. (In Russ.) https://doi.org/10.31483/r-106252
- Zherlitsyna, O.A., Lebedeva, Yu.V., & Safina, E.V. (2022). Peculiarities of education of foreign stu-dents at russian universities: problems and difficulties. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura, (1), 193–198. (In Russ.)
Дополнительные файлы

