🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Психология образования в поликультурном пространстве

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 35613 от 12.03.2009

ISSN (print):  2073-8439

Учредитель: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Главный редактор: Николаева Елена Ивановна,  д-р биол. наук, профессор

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый

Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ

Журнал предлагает площадку для дискуссии по актуальным проблемам педагогической психологии, педагогики и когнитивных наук. Издание призвано содействовать развитию наук об образовании и педагогической практики, распространению передовых знаний и опыта в области образования. Мы стремимся обеспечивать открытый доступ к актуальным исследованиям для максимально широкой аудитории, поддерживать диалог между представителями разных научных школ и направлений в педагогике и психологии.  Журнал ориентирован на научных работников, преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов, занимающихся исследованиями в области образования.

Текущий выпуск

№ 3 (71) (2025)

Обложка

Весь выпуск

Психологические науки

Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у студентов педагогического вуза в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания
Горбенко И.А., Киселева Т.Б.
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов педагогических вузов из разных регионов Российской Федерации различных направлений, профилей и программам подготовки в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания. Показаны отличия в мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов, обучающихся в условиях контроля успеваемости с применением балльно-рейтинговой оценочной системы и без нее. Предполагается, что балльно-рейтинговая система позволяет учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся и устраняет субъективизм преподавателя, однако, с другой стороны, у студентов при ее длительном использовании в образовательном процессе снижается уровень мотивации достижения успеха и повышается уровень мотивации избегания неудач, защиты. В статье утверждается, что основной причиной снижения мотивации достижения успеха у обучающихся в условиях контроля успеваемости с применением балльно-рейтинговой оценочной системы является предсказуемость учебных результатов. Наличие в фондах оценочных средств рейтинг-плана, разнообразных заданий, упражнений, творческих работ, а также требований к их выполнению, критериев оценивания и т. п., позволяет студенту не только определить уровень сложности заданий, оценить свои силы, скорректировать индивидуальный образовательный маршрут, но и «перевести» результаты учебной деятельности по дисциплине в рейтинговые баллы и спрогнозировать вероятность своего успеха или неудачи. В результате у студента снижается степень риска и уровень тревожности, стабилизируется самооценка, стремление к успеху становится ниже, а уровень мотивации избегания неудач возрастает.

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):7-17
pages 7-17 views
Психологическая устойчивость поколения Z к неопределенности
Зайцева Л.А., Лежебоков А.А.
Аннотация

Статья содержит анализ результатов прикладного исследования особенностей психологической устойчивости и отношения к неопределенности представителями поколения Z. По мнению авторов, психологическая устойчивость представляет собой комплексную характеристику личности, на состояние которой влияет ряд как субъективных (ценностная картина мира, особенности мировоззренческих позиций и т.д.), так и объективных факторов (возраст, особенности личностных черт человека и т.д.). Психологическая устойчивость проявляется в том числе как способность личности успешно преодолевать стрессовые, кризисные ситуации, среди которых особое место занимает неопределенность. Авторы солидарны с представлениями о современном мире как мире неустойчивом, неопределенном, что оказывает воздействие на реализацию человеком различных практик. Поколение Z формируется в условиях именно 
такого мировоззренческого конструкта в отношении окружающего мира, что оказывает влияние на стратегии преодоления неопределенности. В работе содержится анализ теоретических представлений понятия неопределенность, очерчиваются возрастные границы поколения Z, обосновывается актуальность исследования психологической устойчивости данной общности. В процессе прикладного исследования авторы обнаружили связь между представлениями о неопределенности различных уровней и сфер жизнедеятельности и жизнестойкостью молодого поколения. Определены и подвергнуты анализу характерные зависимости личностных черт респондентов и их представления о неопределенности. Полученные результаты позволили сделать вывод относительно наличия уязвимости психологической устойчивости представителей поколения Z неопределенностью относительно окружающих человека сфер взаимодействия. Определено, что молодые люди более активны в попытках преодоления неопределенности, используя для этого в первую очередь ценностно-рациональные способы.

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):18-26
pages 18-26 views
Особенности самоорганизации студентов первого курса колледжа
Кондаурова О.П.
Аннотация

Повсеместное применение информационных технологий и изменения, происходящие в жизни общества, обращают внимание современного человека на необходимость повышения уровня самоорганизации своей деятельности. Важной задачей представляется понимание того, какие изменения происходят в развитии личности обучающихся, в разных образовательных средах. В связи с этим является актуальным исследование особенностей самоорганизации и рефлексивности у обучающихся в разных образовательных средах. Исследование проходило в два этапа: на первом этапе приняло участие 80 учащихся девятых классов школ г. Ижевска, из которых в последующем на втором этапе — стали 40 учащимися десятых классов школ г. Ижевска и 
40 студентами первого курса колледжей г. Ижевска. В исследовании применялись опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (А.Д. Ишков), «Опросник рефлективности» (В.Н. Карандашев), все данные прошли математико-статистическую обработку с помощью метода U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа коэффициента Спирмена. В ходе исследования выявлено, что показатели шкал самоорганизации по-разному представлены у учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа. У учащихся десятых классов и студентов первого курса колледжа обнаружены значимые различия по шкалам «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Волевые усилия», «Уровень самоорганизации». Значимых различий не обнаружено по шкалам «Самоконтроль», «Коррекция» и показателю рефлексивность. У студентов первого курса колледжа обнаружены связи между рефлексивностью и шкалами самоорганизации «Анализ ситуации», «Уровень самоорганизации». У десятиклассников обнаружены: положительная связь между рефлексивностью и шкалами «Целеполагание», «Коррекция».

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):27-36
pages 27-36 views

Когнитивные науки

Использование цервикальных вестибулярных миогенных вызванных потенциалов для прогноза когнитивного и моторного развития
Ефимова В.Л., Зиннатулина Г.М.
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования цервикальных вестибулярных миогенных вызванных потенциалов (цВМВП) в психологии и психофизиологии. Показано значение вестибулярной системы не только для поддержания равновесия, но и в качестве важного участника процессов когнитивного и моторного развития детей. Метод цВМВП — это нейрофизиологическое исследование, позволяющее оценить функцию саккулюса и нижней части вестибулярного тракта. Представлены экспериментальные данные о применении цВМВП для диагностики детей с различными нарушениями развития и трудностями в обучении, такими как долговременные последствия недоношенности и тяжелых родов, тяжелые нарушения развития речи, расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся данные о связи вестибулярных дисфункций с нарушениями пространственной памяти, формирования схемы тела и другими когнитивными функциями. Показано, что вестибулярные дисфункции проявляются не только у детей, они сопровождают старение мозга и характерны для таких состояний как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Обсуждается роль вестибулярной дисфункции как потенциального биомаркера нарушений, важность спонтанной двигательной активности в жизни детей и взрослых, а также возможности коррекции вестибулярных дисфункций в рамках психолого-педагогических занятий. Акцент в этой работе необходимо сделать не только на движении, но и на использовании ритма и низкочастной музыки, так как саккулюс эволюционно сохранил способность регистрировать громкие низкочастотные звуки. Так называемый вестибулярный слух осуществляет поддержку кохлеарного слуха, что важно при восприятии речи. Эти данные подтверждают необходимость включения цВМВП в диагностические протоколы для детей и взрослых с различными когнитивными нарушениями. цВМВП позволит не только выявить дефициты в функционировании вестибулярной системы, но и оценивать динамику изменений в результате коррекционных и развивающих мероприятий.

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):37-46
pages 37-46 views

Педагогические науки

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ “ENGLISH MEDIUM”
Хохлова Л.А.
Аннотация

Английский язык в начале этого века получил статус языка межнационального общения. Многие ведущие российские вузы сегодня предлагают обучение на английском языке (языке-посреднике), что позволяет нивелировать проблемы, связанные с этническим и национальным разнообразием студенческих групп. Цель данной статьи - проанализировать методические особенности и подходы к преподаванию дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» иностранным студентам на английском языке. Материалы и методы: Исследование выполнено на базе Северного государственного медицинского университета, осуществляющего подготовку иностранных студентов с 1991 г. Использовались теоретические методы, включающие изучение и анализ литературных источников, учебно-методического комплекса дисциплины. Проведен опрос преподавателей и иностранных обучающихся. Дается общая характеристика дисциплины. Каждый из ее разделов (анатомическая, клиническая, фармацевтическая терминология) рассматривается с точки зрения специфики преподавания на языке-посреднике и особенностей восприятия материала иностранными студентами. Раскрываются лингвистические аспекты английского языка, оказывающие интерферирующее влияние на эффективность усвоения данной дисциплины студентами-иностранцами. Анализируются трудности, с которыми преподаватели сталкиваются при обучении иностранных студентов. Раскрываются наиболее интересные, с точки зрения студентов, аспекты изучения латинского языка и их пожелания по улучшению образовательного процесса. Таким образом, обучение латинскому языку в гетерогенных, разноуровневых многонациональных студенческих группах с преподаванием на языке-посреднике является довольно сложным процессом вследствие 1) небольшого количества учебных часов; 2) разного уровня языковой подготовки студентов-иностранцев; 3) специфики анатомической, клинической и фармацевтической 
терминологии, требующей от преподавателей знания значительного количества синонимов для объяснения материала; 4) лингвистических различий в системе латинского и 
английского языков; 5) необходимости адаптации методических подходов. 

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):47-55
pages 47-55 views
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЦИФРОВОМУ ПЕРЕВОДУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Чжан Х., Казак Е.А.
Аннотация

Стремительное развитие глобальных цифровых технологий должно сочетаться с философским обоснованием, лежащим в их основе, для того чтобы эти технологии могли лучше служить индустрии образования в области перевода. В данном исследовании философия прагматического образования рассматривается как теоретическая основа для глубокого философского анализа модели обучения цифровому переводу. Методология данного исследования предполагает использование теоретического анализа и логической дедукции. Метод теоретического анализа используется для выявления внутренней связи и точки интеграции между философией прагматического образования и моделью обучения цифровому переводу. Метод логической дедукции используется для вывода теоретического смысла и принципов реализации модели обучения цифровому переводу на основе основных принципов прагматизма. В результате, 
исходя из основных принципов прагматизма «образование — это жизнь», «школа —это общество» и «обучение на практике», мы пришли к выводу, что режим обучения цифровому переводу должен быть направлен на создание реальных или смоделированных контекстов перевода; подчеркивать совместное и интерактивное обучение; быть ориентированным на обучающегося. Мы выводим теоретический смысл режима обучения цифровому переводу с точки зрения философии образования прагматизма: диалектическое единство технических средств и субъективности обучающихся; проблемно-ориентированное обучение переводу; единство взаимодействия и обрат-ной связи; единство опыта и практики; принцип реализации режима обучения цифровому переводу с точки зрения философии образования прагматизма должен быть следующим придерживаться принципов реализации: ориентация на учащегося; контекстуальное обучение; рефлексивная практика; непрерывная оценка. Исследование создает прочную прагматическую философскую основу для построения режима обучения цифровому переводу; обеспечивает философское осмысление практики обучения цифровому переводу.

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):56-62
pages 56-62 views
Поликультурное развитие личности педагога-наставника как ценность: проблемы, решения, перспективы
Буланкина Н.Е.
Аннотация

В статье раскрываются способы концептуализации культурного самоопределения личности педагога-наставника в качестве руководителя муниципального методического объединения учителей в региональной поликультурной среде, в которой языковая личность может проявить себя как индивидуальность в коммуникативном безопасном универсуме. Цель данной статьи заключается в презентации результатов концептуализации приоритетных вопросов совершенствования методологии исследования динамики педагогической деятельности в свете инновационного концептостроения языка отечественного образования, иными словами, процессов персонификации и персонализации, происходящих и в деятельности муниципалитетов, и его непосредственных участников, включая их общую и профессиональную культуру в целом. Методология исследования включает теоретическое обоснование, анализ и обобщение полученных данных по искомой теме, а также проектирование образовательного процесса в рамках интеграционного подхода как наиболее ценностно значимого. Интерес в обозначенном контексте представляют полученные результаты осмысления фундаментальных исследований, в которых с особой тщательностью проработаны способы приобщения педагога-наставника к реальной культуре через объективные гуманитарные практики, в основании которых системный подход как способ персонификации образовательного процесса через аутентичную языковую и речевую коммуникацию. Результаты исследования отражают обобщенное видение современной гуманистической практики поликультурного развития личности. Представлены два вектора развития методологии исследования искомой проблемы. К ним автор относит а) архитектонику образа поликультурной картины мира педагога-наставника в качестве руководителя муниципального методического объединения (ММО) как отражение полифункциональности его деятельности, в) концепт об идентичности личности как ценностной доминанты обновленной парадигмы непрерывного поликультурного образования в условиях безопасной поликультурной среды. В заключении сформулированы основные выводы 
относительно необходимости разработки культурных практик в целях реализации гуманистических принципов персонализации и персонификации образовательного процесса в реалиях движения наставничества. 

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):63-71
pages 63-71 views
Значение комбинаторных правил для теории и технологии иноязычного образования в условиях его цифровизации
Киселева Е.А.
Аннотация

 В статье сформулированы комбинаторные правила, рассматриваемые в качестве кибернетического инструмента (инструмента управления), обеспечивающего мотивационную, функциональную, содержательную и, следовательно, в целом адекватную организацию процесса иноязычного образования в условиях его цифровой трансформации. Называются преимущества использования комбинаторных правил с точки зрения цифровизации, а также подчеркивается значимость их разработки для реализации всей иерархической системы принципов иноязычного образования. По сути, намечен путь необходимой и актуальной гармонизации целей иноязычного образования и средств их достижения. Автор считает, что для решения одной из приоритетных задач государственной важности в сфере иноязычного образования — его цифровизации — необходимо более детально и глубоко осмыслить роль методики как теории и технологии иноязычного образования. Отмечается, что наблюдающийся сегодня цифровой формализм и ограниченность методик в цифровой среде обусловлены недостаточной опорой на математические принципы. Теория и технология иноязычного образования, по мнению автора, являясь самостоятельной наукой и обладая собственным 
теоретическим уровнем, может реализовать математические принципы в такой ее области, как методическая кибернетика на основе комбинаторных правил. Предлагаемые правила позволят генерировать и структурировать конфигурации элементов методических факторов, обеспечить адаптивность к образовательным целям и индивидуальным особенностям учащихся. В результате раскрывается научный инновационный потенциал процесса управления, а также повышается эффективность образовательного процесса. Подчеркивается, что существующая в научном дискурсе концепция комбинаторной лингводидактики, значимая для анализа языковых структур, не охватывает весь спектр методических задач, связанных с управлением образовательным процессом. Применение комбинаторных принципов создаст возможность снизить уровень энтропии и стимулировать дальнейшее развитие методики как  самостоятельной науки.

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):71-79
pages 71-79 views
Психологические состояния студентов и задания, направленные на снижение стресса, повышение саморегуляции и управление прокрастинацией на занятиях по иностранному языку на неязыковых направлениях
Киселева М.В., Сейдеханова А.Н.
Аннотация

В статье рассматриваются психологические состояния, которые переживают студенты в процессе обучения, оценивается академическая прокрастинация, стресс и уровень саморегуляции, которые влияют на деятельность обучаемых в образовательной среде. С целью выявления уровня саморегуляции, стрессоустойчивости и прокрастинации в 2024–25 учебном году было приведено тестирование студентов 1 курса. Результаты оценки психологических состояний, полученные в ходе исследования (анализ уровня саморегуляции, стрессоустойчивости и прокрастинации студентов), способствовали формированию у преподавателей более глубокого понимания психоэмоционального климата студентов и причин их академической неуспеваемости и негативного отношения к учебному процессу. Эти данные создали основы для разработки методических рекомендаций и приемов, направленных на адаптацию содержания обучения по дисциплине с целью преодоления вышеуказанных трудностей. В статье приводятся примеры заданий и режимов работы на занятиях по иностранному языку. Одной из ключевых задач преподавателя иностранного языка является не только передача знаний и формирование умений, но и создание условий для психологического благополучия студентов, особенно на начальном этапе обучения. На занятиях по иностранному языку трудности, вызывающие стресс, можно разделить в том числе по аспектам (лексика, фонетика, грамматика) и также по аспектам целенаправленно работать, преодолевая стресс обучаемых. Применяя приемы, направленные на устранение «непонятных» фрагментов в учебном 
материале, можно значительно снизить уровень тревожности студентов и повысить их уверенность в собственных силах. Уменьшение страха перед непониманием будет способствовать более эффективному усвоению языка. 

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):80-92
pages 80-92 views
Жизнестойкость как фактор успешной социально-психологической адаптации будущих педагогических работников к обучению в вузе в условиях проведения Специальной военной операции
Степанюк Е.И.
Аннотация

Статья содержит обзор научных публикаций по проблематике развития жизнестойкости у обучающихся российских образовательных организаций. Автор рассматривает значение жизнестойкости в процессе профессионального развития студентов, будущих педагогов, и их интеграции в российское образовательное пространство. Подчеркивается, что жизнестойкость будущих педагогических работников является фактором психологической безопасности образовательной среды. Высокий уровень ее сформированности позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в процессе адаптации к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности. Дается определение жизнестойкости и ее структура в соответствии с концепциями С. Мадди и Д.А. Леонтьева. Представлены результаты изучения жизнестойкости на подготовительном этапе реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогов в условиях интеграционных процессов воссоединенных регионов. Исследование было проведено среди обучающихся педагогических вузов, находящихся на 
территории двух исторических регионов (Запорожская, Херсонская области) и двух иных субъектов Российской Федерации (Пермский край, Томская область). Показатели контроля и принятия риска ниже у студентов исторических регионов, чем у студентов в других субъектах Российской Федерации, что позволяет предположить наличие некоторых трудностей в управлении своей жизнью или обучением. Средний уровень показателей по шкале «принятия риска» характерен для студентов, которые готовы действовать, при условии гарантий успеха и убеждении, что любой приобретенный опыт в жизни способствует дальнейшему росту. Средний показатель по общей жизнестойкости составляет 22,6 балла у студентов в исторических регионах, что меньше, чем в другой группе (23,5). Это подтверждает предположение о наличии у студентов в иных субъектах Российской Федерации более высокой общей жизнестойкости, что может способствовать лучшей адаптации к обучению, стрессовым ситуациям и вызовам. 

Психология образования в поликультурном пространстве. 2025;(3 (71)):93-101
pages 93-101 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».