Итоги парламентских выборов в Грузии
- Авторы: Федоровская И.М.1
-
Учреждения:
- ИМЭМО РАН
- Выпуск: № IV (2024)
- Страницы: 182-190
- Раздел: ЮЖНЫЙ КАВКАЗ – ВРЕМЯ ВЫБОРА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-4786/article/view/288114
- DOI: https://doi.org/10.20542/2073-4786-2024-4-182-190
- ID: 288114
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Парламентские выборы в Грузии завершились победой правящей партии «Грузинская мечта», которая набрала 53,9% голосов избирателей, что обеспечивает ей парламентское большинство. «Грузинская мечта» в ходе предвыборной кампании сделала ставку на мир и стабильность, обвиняя оппозицию в готовности начать войну против РФ. Оппозиция, в свою очередь, критиковала партию власти за отказ от евроинтеграции и «пророссийскую» позицию по ряду вопросов. Каждая из противоборствующих сторон имела свои слабые и сильные стороны, однако аргументы правящей партии оказались более убедительными для избирателей. Международные наблюдатели отмечали как хорошую организацию выборов, так и нарушения, которые имели место. Оппозиция итоги выборов не признала.
Ключевые слова
Полный текст
26 октября 2024 года в Грузии состоялись парламентские выборы. Поскольку Грузия является парламентской республикой, выборы в законодательный орган власти имеют особое значение. Обычно они проходят в условиях ожесточенной предвыборной борьбы и, как правило, своим следствием имеют политический кризис. Прошедшие выборы не стали исключением.
Накануне выборов перед правящей партией «Грузинская мечта» (ГМ) стояла непростая задача – после 12-летнего правления сохранить власть еще на 4 года, хотя граждане республики в значительной мере устали от доминирования сложившейся за эти годы политической элиты, тем более, что сколько-нибудь значимых успехов – таких, как укрепление авторитета страны на международной арене, высокие темпы роста экономики, повышение уровня благосостояния населения – достигнуто не было. Правда, в последнее время в условиях новых политических реалий и изменения маршрутов мировой торговли экономика Грузии развивается достаточно успешно, хотя, не в последнюю очередь, за счет масштабного транзита санкционных товаров в РФ и притока российских туристов.
В этих условиях лидер и создатель правящей партии Б. Иванишвили на время предвыборной кампании, не будучи уверен в благоприятном исходе предстоящих выборов, возобновил политическую деятельность. Он и его партия в своей предвыборной агитации сделали ставку на мир и стабильность в стране, которые в течение 12 лет обеспечивала «Грузинская мечта», обвиняя своих оппонентов в стремлении развязать войну, открыв «по указке Запада» против России «второй фронт».
В свою очередь, оппозиция в ходе предвыборной кампании акцентировала внимание на отказе правящей партии от европейского вектора развития, на следовании руководства страны в фарватере России.
Эти тезисы, как в одном, так и в другом случае, мало соотносились с реальностью – оппозиция действительно настроена более радикально в отношении России, нежели ГМ, однако далека от того, чтобы ввязываться в войну с РФ. Можно было предположить, что в случае победы на парламентских выборах и получив власть, оппозиция в худшем случае могла бы присоединиться к антироссийским санкциям. Однако и это не факт, поскольку доходы страны от транзита столь велики, что политические аспекты в данном вопросе отходят на второй план.
То же самое относится и к обвинениям в адрес «Грузинской мечты» в ее якобы пророссийской позиции. В политике ГМ проявляется экономический прагматизм, однако никаких шагов по политическому сближению с Россией грузинские власти не предпринимали. Что касается отказа от западного вектора развития, то в последнее время действительно произошло ухудшение отношений Грузии с США и Европой особенно после принятия грузинским парламентом законов об иноагентах и запрете пропаганды ЛГБТ.1 Однако нельзя отрицать и того факта, что за время правления ГМ страна значительно продвинулась к членству в ЕС, и, как заявил премьер-министр И. Кобахидзе, евроинтеграция остается главным внешнеполитическим приоритетом Грузии [1].
Парламент республики состоит из одной палаты численностью 150 мест. Нынешние выборы впервые проводились по новой схеме. Если ранее из 150 депутатов 120 избирались по пропорциональной избирательной системе, а 30 – по мажоритарной, то в 2024 г. все 150 кресел в парламенте распределились по партийным спискам, то есть впервые выборы в парламент проходили полностью по пропорциональной системе. Также впервые на большинстве избирательных участков (90%) граждане смогли проголосовать электронно. Кроме того, на этих участках были установлены технические средства идентификации личности для предотвращения повторного голосования. Явка избирателей составила 58,94%.
За право заседать в парламенте боролись 18 партий и блоков. Для этого им надо было набрать не менее 5% голосов избирателей. В результате победу одержала правящая партия «Грузинская мечта» (видимо, страх войны пересилил в обществе страх оказаться за бортом евроинтеграции), за которую проголосовали 53,9% граждан республики, принявших участие в голосовании. Помимо ГМ, в парламент вошли еще 4 объединения, оппозиционных правящей партии. Это блок «Коалиция за перемены», куда входят партии «Ахали», «Гирчи – больше свободы» и «Дроа», набравший 11,03% голосов, блок «Единство – Национальное движение» («Единое национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия») – 10,1%, блок «Сильная Грузия» («Лело для Грузии», «Для народа», «Площадь свободы», «Граждане») – 8,8%, а также партия «Гахария – За Грузию» – 7,7%. Остальные партии не набрали необходимые 5% голосов.
Таким образом, по официальным данным, оппозиция набрала 37% голосов избирателей. Правящая партия находила поддержку избирателей в основном в малых городах и сельских регионах республики. Так, в районах, где преимущественно проживают этнические меньшинства, за ГМ проголосовало от 70 до 90% избирателей. Оппозиция победила в крупных городах – Тбилиси, Кутаиси, Батуми и Рустави. Там правящая партия набрала менее 50% голосов избирателей [2].
По результатам голосования места в парламенте распределились следующим образом: ГМ получила 89 мандатов, «Коалиция за перемены» – 18, «Единство – Национальное движение» – 17, «Сильная Грузия» – 14, «Гахария – за Грузию» – 12. Для того чтобы в одиночку сформировать правительство, правящей партии необходимо было иметь более 76 мандатов, то есть необходимое для кворума большинство, с чем она успешно справилась. Однако ГМ не удалось получить конституционное большинство, как это было в парламенте прошлого созыва, поэтому любые конституционные инициативы «Грузинской мечте» теперь придется согласовывать с оппозицией.
Как и следовало ожидать, сразу после выборов и без того непростая внутриполитическая обстановка в Грузии существенно обострилась. Оппозиция не признала итоги выборов, заявив, что правящая партия «украла» у нее победу. Эти заявления она обосновывала данными экзит-полов, по которым ГМ набирала только 40–42% голосов. Опросы проводились институтами Edison Research и Harrys X по заказу оппозиционных телекомпаний «Мтивари» и «Формула». С другой стороны, по результатам экзит-полов, проведенных грузинской социологической службой «Горби» по заказу проправительственного телеканала «Имеди», партия «Грузинская мечта» набирала более 56% голосов.
Тем не менее президент Грузии Саломе Зурабишвили, являющаяся сейчас едва ли не лидером грузинской оппозиции, сразу после выборов заявила о «тотальной фальсификации» результатов выборов [3]. Оппозиция обвинила власти республики в использовании административного ресурса, запугивании избирателей, драках на избирательных участках и нарушении тайны голосования. Депутаты оппозиционных партий не признали результаты выборов и потребовали их пересмотра. Большинство из них готовы саботировать работу парламента и отказаться от полученных депутатских мандатов.
Неправительственная организация «Ассоциация молодых юристов Грузии», представители которой являлись наблюдателями на прошедших выборах, потребовала аннулировать результаты выборов на 2263 участках (2/3 всех участков), на которых голосование проходило с использованием электронных технологий. Они утверждали, что на этих участках нарушался принцип тайного голосования. Во-первых, это было связано с установкой видеокамер, которые, как утверждают наблюдатели, «в некоторых случаях смотрели на слот регистратора и аппараты верификации, а в некоторых случаях – на кабины для голосования» [4]. Во-вторых, качество бюллетеней было таким, что с обратной стороны просвечивался след от закрашенного избирателем кружка перед названием соответствующей партии.
Власти Грузии признают, что в ходе выборов были допущены некоторые незначительные нарушения, в частности в Марнеульском избирательном округе, где на одном из участков имел место вброс бюллетеней (по этому факту прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, и двое муниципальных служащих уже арестованы). В целом прокуратура, МВД и Специальная следственная служба республики расследуют 47 дел по фактам предполагаемых правонарушений, совершенных в предвыборный период и в день голосования. Несмотря на это, официальный Тбилиси считает, что выборы прошли спокойно и нарушений права тайного голосования не было.
Тем не мене в суды Грузии было подано 24 иска (данные на 6 ноября) по нарушениям на избирательных участках. Большинство из них было отклонено, однако в двух случаях иски были удовлетворены. Районный суд Гори принял решения пересчитать результаты голосования на 15 избирательных участках ввиду несовпадения предварительных данных и данных итогового протокола по числу недействительных голосов.
Районный суд Тетрицкаро постановил аннулировать результаты голосования на выборах в парламент Грузии на 48 из 79 избирательных участков в округах Тетрицкаро и Цалка (регион Квемо Картли) из-за нарушения принципа тайного голосования. Следует отметить, что именно в этих избирательных округах правящая партия «Грузинская мечта» набрала наибольшее количество голосов – 66,9% в Тетрицкаро и 71,6% – в Цалка [5]. Апелляция Избирательной комиссии на решения районных судов была принята Апелляционным судом республики, и решения были отменены.
Не подлежит сомнению, что нарушения в ходе выборов в Грузии имели место, однако их влияние на результаты голосования по-разному оцениваются «Грузинской мечтой» и оппозицией. Власти считают нарушения незначительными и не повлиявшими на волеизъявление народа, а оппозиция придерживается противоположной точки зрения.
По грузинскому законодательству, результаты выборов в парламент официально признаются не сразу после подсчета всех голосов избирателей, а через 25 дней, которые отводятся на рассмотрение всех исков и жалоб. В 2024 г. датой официального признания результатов выборов стало 21 ноября, и после этого парламент должен собраться в течение 10 дней. Остроту ситуации придает тот факт, что объявлять о дате первого заседания вновь избранного парламента должна президент Грузии С. Зурабишвили, которая не признала выборы легитимными.
Более того, 19 ноября, то есть накануне официального утверждения итогов выборов, Зурабишвили подала иск в Конституционной суд с требованием признать выборы недействительными. Представитель президента Э. Баселия заявил, что в этом иске речь идет о нарушении двух законов. «Во-первых, был нарушен принцип всеобщности – нашим согражданам, проживающим за рубежом, было отказано в участии в предвыборной кампании. Во-вторых – нарушение тайны голосования» [6].
C. Зурабишвили является последним всенародно избранным президентом Грузии. В результате принятых в 2017 г. поправок в Конституцию Грузии, с 2024 года (полномочия Зурабишвили истекают 17 декабря 2024 г.) президент будет избираться Коллегией выборщиков в составе 300 человек, куда войдут все члены парламента, законодательных органов Абхазской автономной республики и Аджарии, а также представители органов местного самоуправления от парламентских партий. Такую поправку «Грузинская мечта» смогла провести только потому, что в тот момент она располагала конституционным большинством в парламенте и смогла преодолеть вето, наложенное на эти поправки тогдашним президентом страны Г. Маргвелашвили.
Хотя должность президента в Грузии носит церемониальный характер, персоны, занимавшие ее в период правления «Грузинской мечты», пытались играть самостоятельную политическую роль и в итоге всегда оказывались в стане оппозиции. Это касается и Г. Маргвелашвили, и особенно С. Зурабишвили, которая смогла консолидировать вокруг себя большую часть оппозиционных сил. В мае 2024 г. она призвала всех недовольных правящим режимом присоединиться к Грузинской хартии, по мнению президента, представляющей собой «дорожную карту», следуя которой страна может выйти из политического кризиса и вернуться на путь евроинтеграции [7]. Положения этого документа почти дословно повторяют рекомендации Евросоюза (так называемые девять шагов на пути в ЕС), которым необходимо следовать, чтобы Грузия получила статус кандидата.
Хотя Грузинская хартия, казалось бы, полностью отвечает идеологии оппозиции, отнюдь не все противники правящей «Грузинской мечты» присоединились к ней. Так, из четырех прошедших в парламент оппозиционных партий к Хартии присоединились три – блоки «Коалиция за перемены», «Единство – Национальное движение» и «Сильная Грузия». Партия бывшего премьер-министра Грузии Г. Гахарии «За Грузию» отказалась признать документ, не участвовала в митингах оппозиции, последовавших после оглашения результатов выборов, и не готова отказываться от депутатских мандатов.
Отсутствие единства в ее рядах является слабым местом грузинской оппозиции. Постоянные внутрипартийные склоки, борьба за лидерство, нежелание идти на компромиссы даже с единомышленниками ослабляют оппозицию. Вместе с тем едва ли можно считать это определяющей причиной, мешающей ей победить политических оппонентов. Главным является ограниченность тех политических, социальных и экономических лозунгов, которые могли бы быть привлекательными для широких кругов избирателей.
Оппозиция уже на протяжении десятилетий зациклена на теме евроинтеграции. Европейский выбор по-прежнему актуален для жителей Тбилиси и ряда крупных городов, однако значительные слои избирателей, прежде всего в провинции, не находят в программе оппозиции решения своих злободневных проблем. Экономические элиты также с известной долей осторожности относятся к оппозиционным лозунгам, взвешенно оценивают экономические реалии. Многие из них в целом позитивно оценивают возможности, создаваемые администрацией Иванишвили в сфере экономики.
В определенной степени эти факторы учитываются и партнерами Грузии на Западе. Оценка состоявшихся в Грузии выборов в Европе и США была неоднозначной. С одной стороны, по мнению наблюдателей ОБСЕ, ход выборов «был организован на хорошем процедурном уровне и проведен упорядоченно», что признал даже один из самых жестких критиков грузинского режима верховный представитель ЕС по международным делам Ж. Боррель [8]. С другой стороны, наблюдатели отметили многочисленные нарушения, касающиеся прежде всего соблюдения тайны голосования, запугивания и давления на избирателей, и в целом напряженную обстановку на избирательных участках.
В таком духе высказался и глава Евросовета Ш. Мишель, который отметил, что Брюссель принимает к сведению оценки наблюдателей и призывает грузинский ЦИК оперативно расследовать нарушения, а грузинское руководство – подтвердить приверженность европейскому курсу и наладить конструктивный диалог со всеми политическими силами. [7]. В ЕС не скрывают, что у них остаются претензии к процедуре выборов, и это могло в определенной степени сказаться на результатах голосования, однако о непризнании итогов выборов речь не идет.
Отношения Грузии под руководством «Грузинской мечты» и ЕС ухудшились до такой степени, что Брюссель грозит Тбилиси санкциями и отменой безвизового режима, несмотря на то, что лидеры ГМ постоянно твердят о приверженности европейскому вектору развития. Однако реальные действия грузинских властей порой расходятся с заявленными целями. Речь идет об упоминавшихся выше законах об иноагентах и запрете пропаганды ЛГБТ, принятие которых было встречено в Евросоюзе как противоречащее всем рекомендациям ЕС по подготовке Грузии к получению статуса кандидата.
Кроме того, в нынешних политических реалиях Евросоюз (как и США) настороженно относится к активизации экономических связей Грузии с РФ. И хотя премьер-министр И. Кобахидзе неоднократно подчеркивал, что Грузия критикует политику РФ и единственная на Южном Кавказе не имеет политических связей с Россией, на деле Тбилиси проводит весьма прагматичный курс в отношение северного соседа: к антироссийским санкциям не присоединяется и, более того, наращивает российско-грузинские экономические связи. Именно поэтому победа ГМ на выборах была встречена в России позитивно. Все это не может не вызывать раздражения у западных партнеров Грузии.
Что касается США, то администрация уходящего президента Байдена, хотя и признала итоги выборов в Грузии, но оценила их гораздо критичнее, нежели европейские союзники. По словам главы Госдепа США Э. Блинкена, международные наблюдатели не заявляли, что результаты были свободными и справедливыми, хотя и согласились с тем, что день выборов в целом был хорошо организован [8].
Правящие круги в Грузии с большим энтузиазмом восприняли победу Д. Трампа на президентских выборах в США, полагая, что с его приходом к власти кризис в отношениях Тбилиси и Запада завершится. Как заявил исполнительный секретарь «Грузинской мечты» М. Мдинарадзе, «мы очень рады, что в США побеждают мир и традиционные ценности» [9]. Однако многие эксперты предостерегают грузинское руководство от излишней эйфории по этому поводу.
ГМ часто обвиняет своих оппонентов в том, что в их сознании представления доминируют над реальностью, однако в случае с избранием Трампа складывается впечатление, что грузинское руководство само находится в плену собственных представлений и переоценивает возможности перезагрузки отношений с западными партнерами при новой американской администрации. По мнению грузинской стороны, трудности, накопившиеся у Грузии в отношениях с Западной Европой и США при Д. Байдене, вполне разрешимы при Д. Трампе. Насколько реалистичен данный тезис, пока сказать трудно, однако грузинское руководство настроено весьма оптимистично.
В целом грузинские выборы показали, что оппозиция, в силу слабости своей идеологии и разобщенности, вновь не смогла одержать победу над правящей партией, прагматичная политика которой вызывает более позитивный отклик у грузинских избирателей.
1 Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Об авторах
Ирина Михайловна Федоровская
ИМЭМО РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ikaf584@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-5858-4758
старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Премьер Грузии Кобахидзе: евроинтеграция остается главным приоритетом. // Ведомости. 28.10.2024. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/10/28/1071298-evrointegratsiya-ostaetsya-glavnim-prioritetom (дата обращения 14.11.2024).
- Двали Г. О чем говорят грузины. // Коммерсантъ. 27.10.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7264947 (дата обращения 05.11.2024).
- Двали Г. Президенту Грузии прокуратура не указ // Коммерсантъ. 01.11.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7267925 (дата обращения 05.11.2024).
- АМЮГ требует аннулирования результатов выборов в Грузии на 2/3 участков // Sputnik Грузия. 30.10.2024. URL: https://sputnik-georgia.ru/20241030/amyug-trebuet-annulirovaniya-rezultatov-vyborov-v-gruzii-s-23-uchastkov-290672621.html?ysclid=m68e8aq3mg956277623 (дата обращения 20.11.2024).
- ЦИК Грузии обжалует решения судов первой инстанции по результатам выборов // Sputnik Грузия. 05.11.2024. URL: https://sputnik-georgia.ru/20241105/tsik-gruzii-obzhaluet-resheniya-sudov-pervoy-instantsii-po-rezultatam-vyborov-290754843.html?ysclid=m68eavbcsn497734924 (дата обращения 05.11.2024).
- Президент Грузии подала иск в КС с требованием признать выборы недействительными // Ведомости. 19.11.2024. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/11/19/1075984-prezident-gruzii (дата обращения 20.11.2024).
- Постникова Е. Биполярная победа // РБК. 28.10.2024. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/10/28/671e71029a79474a0391dd06?ysclid=m68eehess593900289 (дата обращения 05.11.2024).
- Селезнев И. Власти Грузии рассказали о планах на ближайшие шесть лет // Независимая газета. 28.10.2024. URL: https://www.ng.ru/cis/2024-10-28/1_9124_georgia.html (дата обращения 01.11.2024).
- Селезнев И. Трамп исполнил «грузинскую мечту» // Независимая газета. 07.11.2024. URL: https://www.ng.ru/cis/2024-11-07/5_9130_georgia.html (дата обращения 20.11.2024).
Дополнительные файлы
