Russian literary club in the Digital Age: innovations and traditions

封面

如何引用文章

全文:

详细

Introduction. The purpose of the study is to determine the ways of broadcasting the poetic creativity of representatives of the Russian Literary Club in the Republic of Mari El using modern digital technologies. Materials and methods. The work used sources such as the literary portal “Stihi.ru” the authors' pages on “VKontakte” and “Odnoklassniki” social networks, as well as the questionnaires of the participants. The methods include comparative analysis and questionnaires. Results, discussion. The definition of the concept of “virtual poetic community” is presented, its structure and key values are defined. Literary portal “Stihi.ru” is analyzed in terms of its architecture, publishing capabilities, and interaction between authors and readers. Special attention is paid to the activities of the Russian Literary Club and its regional branch in Mari El. The forms of virtual communication of club members, including a literary portal, social networks and blogs, are investigated. The study highlights the importance of the Poetry portal. As the main channel of interaction, the active role of social networks in expanding the audience of authors was noted. Conclusion. Literary portal Poems. “Stihi.ru” is the main tool for broadcasting the work of the authors of the Russian Literary Club in Mari El. Social networks also contribute to establishing a dialogue with readers. The study highlights the importance of digital technologies for the development of the regional literary space.

全文:

В последние годы в обществе, в писательской среде и среди ученых-гуманитариев стала активно обсуждаться проблема деятельности авторов стихотворений в интернет-пространстве, впоследствии объединяющихся в т. н. «виртуальные поэтические сообщества». Очевидно, что литература XXI века уже существует и будет существовать не только в классическом печатном виде, но и в Сети, печатная книга конкурирует с электронным экраном. В виду явных технологических реалий нашего времени такие сообщества пришли на смену литературным салонам, кружкам и ЛИТО XIX и XX веков. Как считает Д. В. Кравчук, литературный менеджер, основатель портала «Стихи.ру», «сетевые поэты – это люди, которые стоят у истоков литературы XXI века. Виртуальные поэтические сообщества – это не просто сайты, авторы и редакторы – это целое движение, в результате которого появляется новая литература, новая поэзия. Главная движущая сила – это свободная творческая среда, особый механизм подачи произведений и рецензий, который существует на сайтах. Он предоставляет возможность непрерывного творческого роста для каждого автора»1. Известный сетевой поэт, член редколлегий ряда сетевых литературных журналов и лауреат ряда сетевых литературных премий М. Гофайзен пишет: «Рано или поздно все или почти все литературные процессы можно будет наблюдать в сетях мировой паутины, где они в той или иной мере приобретут интерактивный характер, вытесняя на задний план привычные печатные издания»2.

Творческие сообщества, возникающие и развивающиеся именно в интернет-пространстве, ранее уже неоднократно привлекали внимание исследователей. Авторы, создавая произведения, активно взаимодействуя и обмениваясь имеющимся творческим опытом друг с другом в Интернете, создают собственные литературные сообщества, которые по ряду признаков (общность идеологии, интересов, поведенческие нормы, особенности коммуникации, создания произведений, сотворчества и пр.) можно отнести к так называемым «субкультурным образованиям». В структуре такой субкультуры важно то, что сам литературный процесс отличается интерактивностью: публикация автором своих произведений неизбежно ведет к включению текстов в коммуникацию не только по поводу литературы, но и на окололитературные темы. При этом, например, исследователь субультур и сообществ Т. Б. Щепанская указывает на несовпадение понятия «сообщество» с понятием «субкультура», т. к. «социальные общности – возрастные, профессиональные и др. – рассматриваются как носители субкультур, «порождающие среды», как результат материализации знаковой картины мира, транслируемой субкультурой и т. п. В рамках одной субкультуры, т. е. знакового, коммуникативного поля, может существовать множество сообществ, нередко враждующих, активно противопоставляющих себя друг другу; тем не менее они пользуются языком одной и той же культуры и в этом смысле образуют единое поле» [1, с. 31]. Сразу следует оговориться, что применительно к настоящему исследованию более подходит термин «литературное сообщество». Некоторые исследователи (Н. В. Барайщук) в связи с активным вхождением в жизнь общества информационных технологий выделяет особые группы пользователей Сети – интернет-сообщества [2, с. 178]. Другой исследователь современных интернет-сообществ Д. Шикула относит сетевое литературное сообщество к «сообществам увлечений» [3].

Культуролог А. О. Еремина в своей статье дает следующее определение подобным сообществам: «Виртуальное поэтическое сообщество – это объединение поэтов, разделяющих общие ценности, убеждения, представляющие свои произведения в широком доступе; оно противостоит традиционному поэтическому сообществу, но, одновременно, является его продолжением, т. к. связь с традицией не прервалась, и литературные дома, литобъединения, сотрудничают с крупнейшими из виртуальных сообществ (среди них – литературно-художественный журнал «Новая Литература», «Стихи.ру», «Poetbay.com», «AllPoetry» и др.). Крупнейшие и значимые виртуальные поэтические сообщества способны объединить деятелей литературы, культуры, которые в режиме реального времени разделены географическими расстояниями, языковыми барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях культурной политики государств» [4, с. 153]. В структурном отношении подобные сообщества включают поэтов и публику, образцы коммуникативных взаимодействий (стихотворения, виртуальные выставки, критические замечания и отзывы на размещенные стихи), средства регуляции (нормы и правила), ресурсы поэтического сайта (навигацию, контент и др.), а наиболее значимыми ценностями в таком сообществе будут признание (автоматически при размещении на сайте) авторского права, потребность в быстрых вневременных культурных и социальных связях, потребность в признании с целевой установкой на массовую аудиторию за счет членства иногда в более чем одном поэтическом сообществе [4, с. 154]. При этом, по мнению авторов, в развитии виртуальных поэтических сообществ имеются и свои негативные моменты, например, попытки замещения реальности виртуальностью, что неизбежно и в то же время ведет к некоему разобщению в диалоге автора и читателя. В виртуальной поэзии может отсутствовать подробная критика творчества одного автора со стороны читателей или другого автора, присутствует некая беглость и поверхностность критического восприятия поэтического текста.

Среди обширного числа современных виртуальных литературных проектов первыми сайтами со свободной публикацией в Рунете на сегодня являются созданные в 2000 году национальные литературные порталы «Стихи.ру» (http://stihi.ru/) и «Проза.ру» (http://proza.ru/), на базе которых в 2007 году было создано сетевое (виртуальное) литературное сообщество – «Русский литературный клуб» (далее – РЛК)3. У истоков его создания стоят известный литературный менеджер, член Союза журналистов России Д. В. Кравчук и московская поэтесса, член Союза писателей России Н. Н. Никифорова. Эти порталы в значительной мере послужили развитию массовой литературы в Интернете, поскольку на них стали размещать свои произведения сотни тысяч авторов. Как считает А. Виноградов, автор «Учебника по графомании», где подробно анализируются сайты свободной публикации «Стихи.ру» и «Проза.ру», сетевая литература «родилась исключительно в графоманской среде»4. По мнению исследователя сетературы Л. Р. Ким, в то же самое время случилась парадоксальная вещь: «К Интернет-порталам и блогам потянулись деятели книжной литературы, осознав удобство, доступность и перспективу данных площадок. Теоретики сетевой литературы ушли сперва в подполье, а после переквалифицировались: кто-то принял перемены и правила игры и посвятил себя написанию рецензий на вышеназванных порталах, ведению блогов, кто-то вернулся к своим «негуманитарным» профессиям» [5, с. 232]. В статье исследователя Г. Л. Тимофеевой затронута проблема профессионализма и дилетантства в сетевой литературе, в результате некоторых обобщений автор замечает: «К снижению качества сетевой литературы приводит зачастую несерьезное отношение к литературному процессу в Интернете. Это порождается легкостью процесса публикации в Сети» [6]. Как пишет о порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру» сам их создатель Д. В. Кравчук, «они предоставляют возможность любому автору опубликовать свои произведения в интернете»5.

В течение 2011–2012 годов по России была создана весьма разветвленная сеть региональных представительств РЛК – более 70 отделений. С 18 октября 2011 года на базе Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и его филиалов (Музей истории и археологии, Культурно-выставочный центр «Башня» и др.) начало свою работу Марийское региональное отделение Русского литературного клуба (далее – МРО РЛК) (https://vk.com/mro_rlk)6. Сообщество создано с целью поиска талантливых русскоязычных авторов, отбора и продвижения качественных авторских произведений в сети Интернет для широкого круга читателей, совершенствования писательского мастерства, последующего объединения авторов под эгидой РЛК. Прием в клуб осуществляется в соответствии с Уставом, обязательное начальное условие для вступления в организацию – регистрация в качестве автора на национальных литературных порталах «Стихи.ру» или «Проза.ру». Начиная с момента основания, в состав литературного сообщества входят литераторы из Йошкар-Олы и других районов Марий Эл: причем это как опытные, зрелые литераторы, так и молодые начинающие авторы, имеющие самые разные роды занятий и профессии, но объединенные в своем увлечении литературно-поэтическом творчестве [7, с. 116]. Деятельность участников литературного сообщества не ограничивается исключительно виртуальной коммуникацией – проводятся разнообразные творческие мероприятия в очном формате. Это и литературные гостиные в формате «свободного микрофона», и творческие встречи с известными литераторами, членами писательских союзов, творческих клубов и организаций Йошкар-Олы и республики, и вечера поэтов, и литературные акции для обучающихся образовательных учреждений, и дискуссионные, тематические встречи, и презентации книг авторов и совместных сборников [7, с. 117]. Возникнув первоначально в виртуальном пространстве, данное творческое сообщество постепенно вошло в литературное пространство региона. Это способствует расширению возможностей для реализации творческого потенциала авторов вне зависимости от степени их признанности в литературной среде [8, с. 30].

Одним из основных каналов виртуальной коммуникации для авторов РЛК в Марий Эл является портал «Стихи.ру»7, который стал своеобразным катализатором развития поэзии в Интернете, придал этому процессу еще более массовый характер. Рассмотрим архитектонику этого интернет-сайта и проанализируем то, каким образом на нем происходит коммуникация между сетевыми авторами.

В настоящее время, по данным на 2024 год, число авторов портала «Стихи.ру» превысило 913 тысяч человек, которые разместили там более 61 миллиона стихотворений, а в сутки сам портал посещает свыше 200 тысяч человек. Интересно и выделение авторов по гендерному признаку: 57 % аудитории портала – женщины, 43 % – мужчины, из них: 31 % – люди старше 45 лет; 25 % – люди в возрасте 18–24 лет; 24 % – в возрасте 25–34 лет; 13 % – младше 18 лет, 7 % – в возрасте 35–44 лет. Порталы объединяют русскоязычную аудиторию за пределами границ Российской Федерации, включая Азию, Европу, Австралию, Африку, Южную и Северную Америку8. Таким образом, портал «Стихи.ру» объединяет творческих людей разного возраста, создающих произведения на русском языке не только в России и в странах постсоветского пространства, но и за рубежом.

Как пишет сам основатель портала «Стихи.ру» Д. В. Кравчук, схема работы портала «Стихи.ру» для авторов предельно проста: «Мы не проводим какого-либо предварительного отбора и не решаем, что публиковать, а что нет. Наша процедура максимально проста: автор регистрируется (заполняет небольшую форму с указанием своего настоящего имени или псевдонима) и сразу же получает свою персональную страницу, где он может разместить фото и опубликовать любое количество произведений. И что самое главное ‒ читатели могут высказываться об этих текстах, писать отзывы или рецензии. Таким образом, у автора появляется мгновенная обратная связь с аудиторией»9. Действительно, регистрация авторов на портале имеет трехступенчатую структуру. Вначале заполняется форма с указанием адреса электронной почты, выбором логина и пароля для доступа к серверу и имени для публикации. Затем на указанную автором электронную почту направляется письмо о подтверждении регистрации и осуществляется переход по указанной ссылке. В итоге создается личная страница, на которой каждый автор может публиковать свои произведения и писать рецензии. Кстати, путем такой интерактивности взаимодействия в кругу авторов и пользователей сайта стало бытовать другое, более неофициальное его название – «Стихира», вызывающее ассоциацию с образом стремительной реки, своеобразным словесным потоком, в который вливаются все новые и новые авторские стихотворения.

По мнению создателей портала «Стихи.ру», участие в его работе имеет свои неоспоримые преимущества, среди которых упоминаются большая аудитория, защита авторских прав и бесплатная публикация, хотя они ненавязчиво говорят и о дополнительных платных услугах, связанных с изданием бумажных книг и продвижением своего творчества. При этом потенциальное наличие определенной читательской аудитории каждому автору практически гарантируется: «Портал “Стихи.ру” объединяет сотни тысяч авторов и читателей, интересующихся современной поэзией. Среди них обязательно найдутся те, кому ваше творчество небезразлично. Вы сможете получить обратную связь, найти новые возможности для творческого роста и донести свои произведения до широкой читательской аудитории»10.

Благодаря возможности свободной публикации произведений, что оценивается исследователями сетевой поэзии далеко не однозначно, автором этого сайта и одновременно участником виртуальной коммуникации с другими авторами и интернет-читателями может стать практически любой автор, независимо от возраста, уровня владения поэтическим словом, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и др. При этом все размещаемые на «Стихи.ру» произведения проходят внутреннюю модерацию, отбор, а наиболее интересные и сильные с точки зрения редакции сайта помещаются в раздел «Колонка редактора», сами авторы – в раздел «Рекомендуемые авторы» на главной странице. По итогам оценки опубликованных стихотворений составляется общий «Рейтинг произведений», где каждый автор может познакомиться и с рейтингом своих стихотворений, если они были положительно оценены другими авторами или читателями. На сайте поощряется и активность всех его участников: например, набирая призовые баллы за публикацию и оценку стихотворений других авторов, написание рецензий к ним, любой автор может потратить эти баллы на продвижение своего творчества и попасть в раздел «Авторы приглашают». Отдельно на главной странице можно ознакомиться со всеми авторами портала, размещенными произведениями и рецензиями на них11.

При нажатии на кнопку «Подробнее о портале» на главной странице «Стихи.ру» располагается информация о самом портале, истории его создания, целевой аудитории, правилах публикации и правовых нормах, премиях, конкурсах, проводимых для авторов, новостях из мира отечественной и мировой литературы и о многом другом. Особое внимание уделено описанию процедуры защиты авторских прав участников проекта, что имеет большое значение для сетевых авторов: «На каждое произведение, публикуемое на портале «Стихи.ру», выписывается свидетельство о публикации, защищающее авторские права. После публикации выдается номер депонирования произведения в электронном реестре»12. При этом указывается, что портал работает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а защита прав авторов является одной из приоритетных задач деятельности. Начинающему автору, не имеющему, например, литературного образования и плохо знакомому с нормами стихосложения, предлагаются дополнительные сервисы: помощник поэта, который поможет осуществить «подбор рифмы к различным словам на основе большого опыта всех поэтов предыдущих поколений», учебник стихосложения, подробно описывающий различные системы стихосложения, метры и размеры стиха, разновидности рифм, стилистические приемы, а также энциклопедию поэзии, содержащую статьи о литературных терминах и известных поэтах, расположенные в алфавитном порядке.

Во внутренней оболочке сайта после регистрации и активации своей страницы происходит вход в «Кабинет автора», имеющий свой пользовательский интерфейс, недоступный незарегистрированному пользователю. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание расположенная по центру экрана статистика страницы, а именно: количество опубликованных произведений, располагающихся по сборникам или самостоятельно, количество читателей, посетивших страницу (общее и посуточное), количество полученных и написанных рецензий, а также количество набранных за активность баллов, переводом которых можно поддержать любого автора сайта. Ниже в этом же блоке представлены публикации автора в печатных изданиях (сборниках, альманахах премий), издающихся под эгидой «Стихи.ру» и РЛК.

У портала «Стихи.ру» функционирует своя издательская система, которая предлагает каждому автору при желании издать свою книгу на определенных условиях – на платной основе или на конкурсной основе за счет грантов. Об этом на портале сказано так: «Издательская система литературного портала «Стихи.ру» поможет вам подготовить и издать собственную книгу произведений, а также поставить ее на реализацию в книжные магазины. Подготовку книг осуществляет команда высокопрофессиональных выпускающих редакторов, корректоров, верстальщиков, художников и дизайнеров. Для печати готовых тиражей выбраны лучшие московские типографии с современным цифровым оборудованием. Возможна печать книг как в мягкой обложке, с современным клеевым бесшвейным соединением, так и в твердом переплете – в этом случае книга выпускается по классическим традициям с обязательным шитьем блоков нитками. «Стихи.ру» обеспечивает контроль качества готовой продукции. Книги авторов литературного портала «Стихи.ру» выходят под маркой издательства «Авторская книга»13.

В правой части «Кабинета автора» упоминаются новости, связанные с деятельностью портала и РЛК, а также о происходящих в литературном мире событиях: новых премиях и конкурсах, презентациях книг и т. п.

При открытии экрана в левой его части высвечивается схема, обеспечивающая навигацию автора в личном кабинете. Так, здесь в один клик можно перейти на страницу с произведениями, которые можно не только опубликовать, но и удалить или восстановить после удаления. Отдельная вкладка включает в себя свидетельства на все опубликованные произведения, полезные выдержки из российского законодательства об авторском праве. Далее в отдельных окнах дублируется общая статистика страницы: количество рецензий, читателей, рейтинговая система произведений и др.

Немалое значение для позиционирования автора и продвижения его творчества к читателям имеет та информация, которую автор указывает в своем резюме и которая сразу же высвечивается при посещении его страницы на портале. Как правило, авторы в тексте любого объема (как в лаконичном, так и пространном виде) пишут, по сути, творческую автобиографию, перечисляя в ней свои литературные достижения, публикации, лауреатство в конкурсах и премиях, опыт участия в фестивалях, приводят отзывы на свое творчество сторонних рецензентов – словом, пользуются предоставленной возможностью привлечь к себе и своему творчеству внимание не только читателей и других, более опытных сетевых авторов, но и ученых-литературоведов, издателей и даже меценатов! Правда, сразу следует заметить, что зачастую чрезмерное самовосхваление автором самого себя способно привести к обратному эффекту: читатель, познакомившись ближе с высокопарным авторским резюме, ожидает соответствия этой заданной планке и в качестве опубликованных произведений, что происходит далеко не всегда.

У каждого автора также есть возможность вести литературный дневник, вписывая в него новости или какие-то свои наблюдения в календарном порядке. Более эффективной коммуникации авторов друг с другом способствует обмен личными сообщениями, не видимый другим пользователям и не выходящий за пределы авторского кабинета. Авторы-единомышленники, творчество которых созвучно, имеет схожие темы или мотивы, обычно добавляют страницы друг друга в «Избранные», список таких страниц отображается в отдельной вкладке меню. У каждого автора также есть возможность вести литературный дневник, вписывая в него новости или какие-то свои наблюдения согласно календарю. Во вкладке «Внешние ссылки» можно установить ссылки на любые сайты Интернета, они будут отображаться внизу авторской страницы после списка произведений и избранных авторов. Эту функцию авторы «Стихи.ру» используют, как правило, для возможности быстрого доступа к другие полезным интернет-ресурсам по современной литературе.

Ниже в меню кабинета дублируются интерактивные функции продвижения творчества автора (функции «анонс произведения» и «пригласить читателей»), предложения издать произведения в печатном виде, а также справочники и практические руководства по поэзии. По любому возникающему вопросу можно сформировать запрос в службу поддержки портала, на который приходит ответ в течение 1–2 рабочих дней либо на электронную почту автора, либо размещается на странице внутри «Кабинета автора».

Всеми доступными возможностями портала «Стихи.ру» в плане продвижения своего творчества пользуются и авторы МРО РЛК. В результате проведенного интервьюирования выяснилось, что сами авторы далеко не однозначно относятся к порталу «Стихи.ру», на котором размещают свои произведения, а также и к другим массовым интернет-ресурсам. Так, поэтесса из г. Звенигово Г. Головко (псевдоним – Анна Бовт)14 признается, что портал «Стихи.ру» стал для нее серьезным подспорьем в деле продвижения своего творчества: «Стихи публикую на сайте “Стихи.ру” с 2011 года. У меня на сегодняшний день сто четыре тысячи читателей, много откликов-рецензий. В наше время издавать книги дорого и не факт, что их раскупят. А на «Стихи.ру» публикации бесплатные, а читателей много. Писать в стол или для читателей – большая разница. Я благодарна Дмитрию Владимировичу Кравчуку за создание этого сайта». Она также благодарит читателей за наличие обратной связи, признавая их вклад в свой творческий рост, но при этом отмечает свое нежелание вступать в полемику касаемо размещенных в Интернете стихотворений: «Да, я рада каждому отклику на мои стихи, всегда благодарю за них рецензентов. В полемику обычно не вступаю, нет ни времени, ни желания». При этом поэтесса не ведет блог в Интернете, а свое творчество в Интернете, помимо литературных сайтов, размещает в социальной сети «ВКонтакте» на своей странице15.

Поэтесса Г. Чиркова положительно оценивает значение поэтических виртуальных сообществ, создаваемых на сайтах, вроде «Стихи.ру», для сетевых авторов, особенно начинающих: «У меня в резюме на сайте «Стихи.ру» написано: «Буду признательна за конструктивную критику и советы опытных стихотворцев». И с благодарностью читаю рецензии, отклики на свои тексты (кстати, на некоторые из них насчитывается по 60 и даже 80 замечаний и отзывов!)». Она признается во влиянии этого портала и его творческого сообщества на свое творчество, где публикуется под псевдонимом Лина Чирко: «На “Стихи.ру” у меня на сегодня 124276 читателей, есть друзья, есть люди, у которых я в «избранных», они следят за моим творчеством, оценивают «новинки». Встретила много интересных людей и талантливых поэтов. С некоторыми состою в переписке и даже встречалась лично»16. Как и А. Бовт, Г. Чиркова охотно публикует свои произведения и в социальных сетях, главным образом, на своей странице «ВКонтакте»17, интересуется комментариями читателей на свои произведения: «Потому что нужна обратная связь. Люблю серьезные, обстоятельные рецензии с построчным разбором. Правда, такие встречаются нечасто. Всего я получила на свои стихи на сегодняшний день 11207 откликов. В полемику вступаю, но редко и только при наличии серьезных разногласий». У поэтессы нет своего собственного блога в Интернете, но, в отличие от А. Бовт, она не против «попробовать, если кто-то научит».

Сетевым поэтом с большим творческим стажем без преувеличения можно назвать А. Веселова. Одним из первых в Республике Марий Эл он создал свою страницу на портале «Стихи.ру»18. В его послужном списке на этом сайте – уже более 1000 стихотворений и 45000 читателей! Этот автор всецело поддерживает идею о виртуальной коммуникации с читателями посредством порталов, подобных «Стихи.ру»: «Писатель не должен писать только в стол, и, если есть возможность где-то опубликовать свои стихи, обязательно нужно это делать. И для того, чтобы была обратная связь, и для того, чтобы со временем эти стихи не пропали, не затерялось бесследно. И еще бывают случаи, когда хорошие стихи пытаются украсть и присвоить себе некоторые нечестные и слабые поэты. Такое было и со мной, поэтому нужны доказательства того, что стихи именно твои. И публикация на сайте «Стихи.ру» в этом очень помогает. А количество просмотров дает понять, насколько ты интересен людям, и нужны ли им твои стихи. Конечно, это можно сделать и с помощью печатного издания, но, к сожалению, в наше время авторы печатаются за свой счет, и для многих такие расходы просто нереальны». При этом он считает, что стоит почаще прислушиваться к отзывам читателей в Интернете, но в полемику с ними следует вступать осторожнее, а то и вовсе избегать ее: «Комментарии к своим стихам читать интересно, но очень часто они необъективны. Многие негативные комментарии пишутся просто из зависти или непонимания. И бывает наоборот, что очень печально, поскольку похвалы просто сыплются на недостойные произведения слабых авторов. Поэтому лучше прислушиваться к мнению не случайных читателей, мало что понимающих в литературе, а к мнению людей, которые своей жизнью и своим творчеством заслужили уважение профессионалов. А вступать в полемику в интернете – занятие бесполезное и отнимающее много времени. Комментарии иногда вижу, но не люблю отвечать на них. Иногда это плохо заканчивается. Меня начинают втягивать в полемику, что мне совсем не нравится. Или пишут комментарии хвалебные, но очень непрофессиональные, что тоже не нравится. Хочется честного и объективного разбора стихов от уважаемых авторов, но такое случается крайне редко». К блогам А. Веселов в целом относится негативно, считая их ведение делом ненужным, так как их часто создают случайные люди, а то и вовсе мошенники, а вот в социальной сети ВКонтакте он охотно выкладывает свои стихотворения на специально созданной странице «Стихиромант Алексей Веселов»19, на которую подписалось уже более 1000 человек, оставляющих несколько десятков лайков и комментариев на каждое опубликованное стихотворение!

Поэт А. Тарасов более сдержан в своем мнении о необходимости коммуникации с читателем посредством новых информационных технологий. Он не ведет свою страницу на портале «Стихи.ру», хотя и не отказывается полностью от такой возможности продвижения поэтического творчества: «Не публикуюсь или мало публикуюсь – там есть и хорошие стихи, но есть и мусор, и серость. К компьютерному Российскому союзу писателей отношусь сдержанно». У поэта также отсутствует собственный блог, но все же он коммуницирует со своим читателем в интернет-пространстве посредством социальной сети «Одноклассники» под псевдонимом Ол Кульшичский20: «В соцсети не погружен, хотя иногда на Одноклассниках выставляю новые стихи». Необходимо упомянуть, что стихи этого автора также представлены на разных литературных порталах Рунета, например, на портале Международного литературного клуба «Вдали от суеты»21.

Итак, базовым для авторов РЛК в Марий Эл является литературный портал «Стихи.ру», на котором они чувствуют себя довольно уверенно, в своей творческой среде, находя множество единомышленников среди других авторов и читателей. Каждый из авторов, помимо портала «Стихи.ру» и других литературных сайтов, коммуницирует со своим читателем и в социальных сетях посредством отдельных страниц или прямым размещением стихотворений на стене своего аккаунта, при этом большинство авторов в качестве преобладающего ресурса предпочитают социальную сеть «ВКонтакте», а один из авторов – социальную сеть «Одноклассники». Ведение блогов, как правило, либо не совсем знакомо этим авторам, хотя и отмечается стремление познакомиться с ним как современным типом интернет-ресурсов, либо вовсе ими отрицается как действенный способ виртуального взаимодействия с читателем.

1 Кравчук Д. Липки-2003: Круглый стол «Сетевое будущее русской литературы». URL: http://lipki-fest.narod.ru/Lipki_2003_round.htm (дата обращения: 16.12.2024).

2 Гофайзен М. Липки-2003: Круглый стол «Сетевое будущее русской литературы». URL: http://lipki-fest.narod.ru/Lipki_2003_round.htm (дата обращения: 16.12.2024).

3 Литературный клуб. URL: https://litclub.ru (дата обращения: 16.12.2024).

4 Виноградов А. Учебник по графомании // Современная литература. URL: http://lit.lib.ru/w/winogradow_a/text_0080.shtml (дата обращения: 16.12.2024).

5 Литературный клуб. URL:https://litclub.ru (дата обращения: 16.12.2024).

6 Русский литературный клуб в Республике Марий Эл // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mro_rlk (дата обращения: 16.12.2024).

7 Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/ (дата обращения: 16.12.2024).

8 Там же.

9 Там же.

10 Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/ (дата обращения: 16.12.2024).

11 Там же.

12 Там же.

13 Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/ (дата обращения: 16.12.2024).

14 Анна Бовт // Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/avtor/galinagolovko54 (дата обращения: 16.12.2024).

15 Анна Бовт // ВКонтакте. URL: https://vk.com/id457920194 (дата обращения: 16.12.2024).

16 Лина Чирко // Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/avtor/zaec54 (дата обращения: 16.12.2024).

17 Галина Чиркова // ВКонтакте. URL: https://vk.com/id457920194 (дата обращения: 16.12.2024).

18 Веселов Алексей // Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/avtor/veselovalexey (дата обращения: 16.12.2024).

19 Стихиромант Алексей Веселов // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club91741402 (дата обращения: 16.12.2024).

20 Ол Кульшичский // Одноклассники. URL: https://ok.ru/profile/201083784955 (дата обращения: 16.12.2024).

21 Александр Тарасов (Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола) // Литературный клуб «Вдали от суеты». URL: https://vdali-ot-suety.ru/index.php/nashe-tvorchestvo/aleksandr-tarasov-rossiya-respublika-marij-el-joshkar-ola (дата обращения: 16.12.2024).

×

作者简介

Tatyana Zolotova

Mari State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: zolotova_tatiana@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3734-1514

Dr. Sci. (Philology), Professor of the Department of Russian Language, Literature and Journalism

俄罗斯联邦, 1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000

Andrey Shurygin

Mari State University; Evseev National Museum of the Republic of Mari El

Email: car-man08@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-5105-8273

Postgraduate Student of the Department of Russian Language, Literature and Journalism; Head of the Scientific Library

俄罗斯联邦, 1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000; 153, Sovetskaya St., Yoshkar-Ola, 424006

参考

  1. Shchepanskaya T. B. Traditsii gorodskikh subkul'tur [Traditions of urban subcultures]. Sovremennyi gorodskoi fol'klor : sb. st. = Modern urban folklore: collection of articles. Comp. by A. F. Belousov, I. S. Veselova, S. Yu. Neklyudov, M., RSUH Publishing House, 2003, pp. 27‒34 (In Russ.).
  2. Baraishchuk N. V. Internet-soobshchestva: osobennosti, sovremennye napravleniya [Internet communities: features, modern trends]. Sotsiologiya = Sociology, 2017, no. 3, pp. 175‒179. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-soobschestva-osobennosti-sovremennye-napravleniya (accessed 16.12.2024) (In Russ.).
  3. Shikula D. Internet-soobshchestva kak sub"ekty, formiruyushchie global'nuyu informatsionnuyu sredu: ponyatie, proiskhozhdenie, tipy [Internet communities as subjects forming the global information environment: concept, origin, types]. RELGA, 2006, no. 10 (132). Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles (accessed 16.12.2024) (In Russ.).
  4. Eremina A. O. Virtual'nye poeticheskie soobshchestva: problemy i perspektivy [Virtual poet communities: problems and prospects]. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Privolzhsky Scientific Journal, 2013, no. 12 (28), part 1, pp. 153‒156. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-poeticheskie-soobschestva-problemy-i-perspektivy (accessed 16.12.2024) (In Russ.).
  5. Kim L. R. Istoriya deyatel'nosti literaturnogo internet-soobshchestva “Setevaya slovesnost'” [History of Internet Literary Community “Network Literature”]. Nauchnyy dialog, 2017, no. 12, pp. 225‒236 (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-225-236
  6. Timofeeva G. L. Setevaya literatura: professionalizm ili diletantstvo? [Network literature: professionalism or amateurism?]. RELGA, 2010, no. 14 (212). Available at: https://relga.ru/articles/2739/ (accessed 16.12.2024). (In Russ.).
  7. Shurygin A. V. Setevye literaturnye soobshchestva: iz opyta tvorcheskoi deyatel'nosti [Network literary communities: from the experience of creative activity]. Mirovaya klassika i molodezhnaya kul'tura: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = World classics and youth culture: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Mari State University, Yoshkar-Ola, 2014. pp. 113–119 (In Russ.).
  8. Shurygin A. V. Setevye literaturnye soobshchestva (na primere deyatel'nosti Mariiskogo regional'nogo otdeleniya Russkogo literaturnogo kluba) [Network literary communities (on the example of the Mari regional branch of the Russian Literary Club)]. Sovremennye napravleniya literaturnogo kraevedeniya v razvitii regional'noi kul'tury: XXIII Orlovskie chteniya, 27 marta 2018 goda = Modern directions of literary local lore in the development of regional culture: XXIII Orlov Readings, 27 March 2018, Yoshkar-Ola, S. G. Chavayn National Library Publishing House, 2019. pp. 24–31 (In Russ.).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».