Экскурсия как один из способов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье рассматривается этнокультурное направление в учебно-воспитательной работе вуза, проведение экскурсий на английском языке в рамках учебно-ознакомительной практики. Представлены виды экскурсий, которые организуются в ходе проведения ознакомительной практики. Цель: рассмотреть экскурсию как один из способов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, беседы. Результаты исследования, обсуждения. Экскурсии на английском языке в рамках учебно-ознакомительной практики играют ключевую роль в этнокультурном воспитании студентов. Они позволяют не только познакомиться с историческими и культурными аспектами разных стран, но и развивать межкультурные коммуникационные навыки. Участники экскурсии имеют возможность применить иностранный язык на практике, что дает им уникальный опыт в общении и практической отработке языковых навыков. Студенты, выступавшие в роли экскурсоводов, учились подбирать объекты для показа, формировать маршрут, создавать технологическую карту и текст экскурсии, учились навыкам показа и рассказа, практиковали навыки перевода текста экскурсии на английский язык, разговорную речь на иностранном языке. Студенты, выступившие в роли экскурсантов, имели возможность оценить качество предлагаемой экскурсии, наблюдать за приемами и методами экскурсоводческой деятельности, практиковали навык аудирования. Изучены основные эффективные формы экскурсии, такие как квест-экскурсии, виртуальные экскурсии и т. п. Заключение. Анализ приведенных форм экскурсий показывает, что такая практика зарекомендовала себя как действенный инструмент для формирования общих и профессиональных компетенций будущих учителей иностранных языков. Студенты учатся анализировать культурные особенности, что в дальнейшем влияет на их педагогическую деятельность и способность передавать эти знания ученикам. В результате этнокультурное направление становится важным аспектом не только в учебном процессе, но и в личностном развитии будущих специалистов.

Полный текст

Введение

Одним из актуальных направлений в учебно-воспитательной работе вуза является развитие этнокультурного направления. Этнокультурное образование и воспитание способствует не только освоению национальной культуры, но и формированию уважительного отношения к другим народам и их традициям.

Цель: рассмотреть экскурсию как один из способов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков.

Материалы и методы

В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, беседы.

Результаты исследования, обсуждения

Этнокультурная социализация предполагает процесс приспособления к жизни в многокультурной среде, что возможно при условии освоения этнокультурных знаний, ценностей и умений, то есть в процессе этнокультурного воспитания. Полная этнокультурная социализация невозможна без этнокультурного образования, которое приобретается путем освоения своей родной, а также неродной этнокультур, выделением им места в отчественной и мировой культуре, освоением этнокультурных ценностей, формированием адекватного поведения в многонациональной среде.

А. А. Павличенко рассматривет социализацию молодежи с точки зрения гуманистического (культурная идентификация личности), культурологического (процесс присвоения личностью культурных достижений), социально-культурного (ус-воение социального опыта); этнопедагогического (формирование нравственных качеств, основывающихся на традициях, фольклоре), информационного (умение извлекать и применять информацию из различных источников) подходов [1].

Во время обучения в вузе будущие студенты иностранных языков имеют возможность посещать музеи Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. В рамках программы ознакомительной практики будущим учителям иностранных языков предлагается составление и проведение экскурсии по университету с посещением музеев университета.

М. М. Симонова подчеркивает, что педагогика является фундаментальной наукой для искусствоведения. По мнению ученого, экскурсовод в ходе экскурсии занимается как образованием, так и воспитанием. Воспитательным должен быть как сам материал экскурсии, так и методы подачи информации [2].

Под экскурсией понимается «коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно просветительскими целями» [3, с. 91]. Учебные экскурсии – это «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях» [4].

Одной из целей экскурсии является формирование у студентов отношения к этнокультурной тематике экскурсии, а также оценка всего представленного материала. В процессе организации этнокультурной экскурсии мы применили экскурсионный метод, который включает два способа – визуальный и вербальный: демонстрацию и рассказ. Экскурсионная демонстрация подразумевает зрительное восприятие объектов участниками, сопровождаемое словесным описанием со стороны экскурсовода. В то же время рассказ предоставляет информацию об объекте исключительно через слова, не обращаясь к его визуальному представлению. При подготовке экскурсии мы также анализировали методы ее проведения, включая продолжительность, ритм и темп самой экскурсии. Обсуждалось, что следует избегать затяжных и монотонных частей, а также важно учитывать реакцию слушателей для поддержания их интереса.

Для подготовки проведения экскурсии этнокультурной направленности по вузу нами использовался следующий план:

  1. Организационный этап экскурсии этнокультурной направленности.
  2. Ознакомление с основными этнокультурными достопримечательностями для посещения в ходе экскурсии.
  3. Анализ и изучение этнокультурных материалов для подготовки экскурсии (публикации из журналов, музейные, справочные материалы…).
  4. Разработка концепции этнокультурной экскурсии, определение цели экскурсии, составление плана экскурсии.
  5. Составление экскурсионного маршрута с учетом кульминации, пауз, ритма и т. п.
  6. Работа над содержанием этнокультурной экскурсии и ее методикой.
  7. Обсуждение проведенных экскурсий этнокультурной направленности.

При проведении экскурсии по вузу необходимо сделать акцент на ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Экскурсия, где ряд студентов будет выступать в роли экскурсоводов, а ряд в роли туристов, посещающих данное учебное заведение, позволит получить опыт, который может пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Формами методической работы по проведению экскурсий по вузу с посещением музеев вуза могут стать брошюры на английском языке для посещающих вуз, интерактивная экскурсия, предполагающая видео-презентацию по основным достопримечательностям Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, подготовка местной газеты на английском языке, познавательный квест (к примеру, найти в корпусе определенные места по зашифрованным загадкам и собрать слово).

М. Ю. Дымникова, рассматривая квест как форму музейно-педагогической деятельности, считает, что одной из основных целей квеста должно быть донесение музейной информации, что делает его отличным от других видов квеста [5].

К. А. Созонова, проанализировав особенности квест-экскурсий, формирует понятие данного вида экскурсии. Она утверждает, что квест-экскурсия представляет собой необычный формат экскурсионной деятельности, в которой участники последовательно посещают различные туристические места, получая информацию о них через решение множества задач и преодоление определенных трудностей [6]. Этот формат экскурсии включает в себя все ключевые аспекты традиционных экскурсионных мероприятий, но в то же время обладает своими уникальными чертами. Классификация квест-экскурсий довольно разнообразна. Они могут различаться по уровню реализуемой реальности, продолжительности, степени сложности, способам перемещения, а также по возрастной группе участников. Более того, квест-экскурсии могут быть организованы в разных форматах: с участием экскурсовода, в обезличенной форме (где участники встречаются с гидом только в начале экскурсии) или в виде квеста с дистанционным получением заданий.

А. В. Акимовой и А. А. Никифоровой предлагаются при разработке квест-экскурсий использовать экскурсионную технологическую карту; текст для контрольного чтения во время экскурсии; материалы для экскурсовода; схемы маршрута; список основного и вспомогательного персонала; правила для участников; инструкции для сотрудников. Ими отмечается, что важным является учет количества участников квест-экскурсий, так как с увеличением группы возрастает вероятность снижения интереса: не все участники могут быть вовлечены в выполнение заданий [7]. Следует отметить, что квест-экскурсия выделяется среди других форм экскурсий своей уникальной организацией и позволяет проходить ее индивидуально. Проведение экскурсии в форме квеста предполагает включенность участников в различные виды активности, головоломки, загадки. Материал экскурсии при таком формате проведения запоминается лучше.

Ю. А. Киреева, Н. А. Полоцкая подразделяют квест-экскурсии на квест-экскурсии с участием гида, то есть выдачу знаний самим экскурсоводом, обезличенные квест-экскурсии, где участники сами по своему усмотрению проходят маршрут, квест-экскурсии с дистанционной выдачей знаний, на которых материал высылается на телефон или другие средства связи [8].

Данные типы заданий не только позволят лучше узнать высшее учебное заведение, где студенты обучаются, но и повысят мотивацию общения на английском языке.

А. Ю. Свешниковым, Н. А. Чеботовым описана проблема социализации студентов первого курса в зданиях университета и между ними, а также способы решения этой проблемы путем организации виртуальных экскурсий [9].

Виртуальные экскурсии по высшему учебному заведению и его корпусам позволят студентам в их адаптации к университету.

К примеру, план проведения этнокультурной экскурсии по одному из корпусов высшего учебного заведения:

  • Приветствие гостей.
  • История создания университета, факультетов.
  • Описание высшего учебного заведения.
  • Посещение основных достопримечательностей высшего учебного заведения (этнокультурного центра «Наследие» Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, художественного музея им. А. А. Кокеля, этнографического музея, музея истории Чувашского государственного университета, музея И. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева, археолого-этнографического музея имени П. В. Денисова, музея истории Великой Отечественной войны).
  • Советы по оформлению читательских билетов, банковских карт, пропускных карт, проездного билета.
  • Заключительная часть экскурсии.

Студентам для проведения экскурсии были предложены такие полезные фразы (useful phrases) для того, чтобы уточнить есть ли вопросы по экскурсии: «Do you have a question, Sir?, Yes? (if you see a hand raised), Is there something I can help you with?, I'll try my best to answer your questions», извиниться, что не знаешь ответа на вопрос «I'm afraid I don't have the answer to that. (Sorry I don't know.) That's an interesting question. I wish I knew the answer. (Sorry, I don't know.) Hmm. That's a tough (difficult) question. I'll have to look into that further. I'll have to ask someone about that. Hmm. I've never been asked that before», извиниться, если не поняли вопрос «Pardon my English; I don't quite understand your question. I’m sorry. Could you repeat, please?, I'm not sure, but I can find out for you», показать что-то «In front of you is..., On your right/left you will see..., Up ahead..., On your left you will see..., As we turn the corner here, you will see..., In the distance..., If you look up you will notice..., Off to the north..., In a few minutes we'll be passing..., We are now coming up to..., Take a good look at..., I'd like to point out...»1 и т. п.

Методическая разработка экскурсии охватывала разнообразные элементы, такие как объекты для демонстрации, время проведения, тематика, обсуждаемые вопросы, а также методы и подходы к организации экскурсии. Будущие преподаватели иностранных языков создавали технологическую карту экскурсии, в которой указывались тема и название экскурсии, ее продолжительность и длина маршрута, автор разработки, содержание экскурсии, планируемый маршрут, состав участников, цели и задачи экскурсии, места, где будут сделаны остановки, объекты для показа и другие важные аспекты.

Результаты каждой проведенной экскурсии анализировались студентами и преподавателем. Студентами отмечалось, что в ходе подготовки к экскурсиям они узнали много нового об истории Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, о личности И. Н. Ульянова и его вкладе в развитие университета, о выдающемся чувашском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве, о жизни и деятельности художника А А. Кокеля, глубже познакомились с историей чувашского народа, с регионом и с историей и культурой страны, а также получили практическую значимость экскурсий в освоении специальности, а именно проведении экскурсий на английском языке, различных форм экскурсий, экскурсий в виде квеста, видео-экскурсии, обзорной экскурсии, экскурсии-диалога.

Экскурсии на иностранном языке помогают как местным, так и иностранным студентам социализироваться в вузе, познакомиться с культурой и ценностями чувашского университета,

Для проведения экскурсий студентами составлялись технологические карты экскурсий по музеям Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Студенты посещали экскурсии, проводимые профессиональными экскурсоводами. Например, при посещении музея истории Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова заведующая музеем И. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева О. Н. Галошева представила основные вопросы деятельности музея истории Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Ею были выделены основные экспозиции, этапы создания музея, люди, которые способствовали открытию музея. Технологическая карта экскурсии на английском языке была создана студентами факультета иностранных языков с опорой на труды О. Н. Галошевой [10]. Примерный фрагмент текста экскурсии представлен ниже:

«On 27 September 2012 in the main building of the I. N. Ulyanov Chuvash State University the grand opening of the University History Museum took place, which was an important event for the university staff of many thousands. The museum became a long-awaited gift to our university in honour of its 45th anniversary.

Established in 1967 on the basis of the Volga branch of the Moscow Power Engineering Institute, Chuvash State University has played an important role in the scientific, socio-economic and spiritual development of the region and has become one of the most prominent higher educational institutions of the Russian Federation.

Each faculty contributed to the museum with new exhibits. The basis of the museum's expositions is made up of photo documents, original andсopies of documents, archival materials, personal belongings of prominent figures of education, etc. The materials of the expositions acquaint visitors with the main stages of creation, formation and development of the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, scientific, educational, cultural, sports life and social activities of the university staff and reflect its development in the new socio-economic conditions of the country.

Of particular interest to visitors are the personal funds of famous scientists and alumni of the university.

The personal collections of famous scientists, graduates of the University are of special interest to visitors. In the museum you can familiarise yourself with the documentsof scientists S. F. Saikin, P. A. Sidorov, L. P. Kurakovand others…»

Заключение

Анализ опыта работы показал, что использование активной формы проведения занятий – экскурсии способствует развитию этнокультурного воспитательного компонента образовательного процесса, а также формированию общих и профессиональных компетенций будущих учителей иностранных языков.

Экскурсии, как форма активного обучения, позволяют студентам погрузиться в контекст изучаемых ими культур, что значительно обогащает их опыт и восприятие языка. Во время экскурсионных мероприятий учащиеся имеют возможность не только изучать теоретические аспекты, но и на практике применять полученные знания в живых коммуникационных ситуациях. Это создает условия для формирования культурной осведомленности и уважения к многообразию этносов, что является ключевым аспектом подготовки будущих учителей.

Кроме того, активная форма занятий стимулирует развитие критического мышления и навыков адаптации. Студенты учатся быстро реагировать на неожиданные ситуации, принимать решения в рамках команды, что формирует их профессиональные компетенции. Такой опыт является важной составляющей педагогической практики и способствует формированию не только лингвистических, но и социальных умений.

Студенты экскурсоводы и студенты экскурсанты знакомятся с научными подходами, необходимыми для организации качественной экскурсии, получают знания о различных формах экскурсии, знакомятся с основными требованиями для организации экскурсии. Студенты, выступавшие в роли экскурсоводов, учились подбирать объекты для показа, формировать маршрут, создавать технологическую карту и текст экскурсии, учились навыкам показа и рассказа, практиковали навыки перевода текста экскурсии на английский язык, разговорную речь на иностранном языке. Студенты, выступившие в роли экскурсантов, имели возможность оценить качество предлагаемой экскурсии, наблюдать за приемами и методами экскурсоводческой деятельности, практиковали навык аудирования.

Таким образом, внедрение экскурсионных мероприятий в образовательный процесс становится неотъемлемой частью подготовки квалифицированных педагогов, готовых к реализации инновационных методов обучения и воспитания в своей практике. Знания, полученные во время таких приключений, не только углубляют понимание языка, но и способствуют личностному росту студентов.

1 Answering questions – English for Tour Guides // EnglishClub. URL: https://www.englishclub.com/english-for-work/tour-guide-answering-questions.htm (дата обращения: 18.10.2024).

×

Об авторах

Надежда Михайловна Коршунова

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nadya4ka7@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3812-321X

ассистент кафедры романо-германской филологии и переводоведения

Россия, ул. Университетская, 38, Чебоксары, 428034

Список литературы

  1. Павличенко А. А. Модель этнокультурной социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений // Вестник Таджикского национального университета. 2019. № 3. С. 176‒180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38052862 (дата обращения: 18.10.2024).
  2. Симонова М. М. Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсионной деятельности // Наука и школа. 2017. № 5. С. 227‒230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-problemy-v-organizatsii-ekskursionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2024).
  3. Ковешникова О. А., Мантатова А. В., Старкова И. И. Экскурсия в современном мире // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75‒5. С. 91‒94. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-07-2021-183
  4. Беликова Н. А., Ковалевич Э. В. Экскурсии. Опыт проведения // География в школе. 2005. № 3. С. 48‒51.
  5. Дымникова М. Ю. Квест как форма музейно-педагогической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 150‒154. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-1-150-154
  6. Созонова К. А. Квест-экскурсии как инновационная форма экскурсий в туризме // Мир культуры глазами молодых исследователей : сб. тезисов XLVII науч.-практ. конф. студентов, Пермь, 18–23 апреля 2022 года. Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2022. T. 1. С. 64‒67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49335328 (дата обращения: 18.10.2024).
  7. Акимова А. В., Никифорова А. А. Квест-экскурсия как новая форма проведения экскурсий // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития : сб. науч. статей по материалам XII Международ. науч.-практ. конф., Уфа, 10 мая 2023 года. Уфа : Вестник науки, 2023. Т. 2. С. 270‒274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53860204 (дата обращения: 18.10.2024).
  8. Киреева Ю. А., Полоцкая Н. А. Особенности организации квест-экскурсий // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. № 2‒2. С. 4‒11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-kvest-ekskursiy (дата обращения: 18.10.2024).
  9. Свешников А. Ю., Чеботов Н. А. Исследование актуальности различных подходов создания виртуальных экскурсий в университетах // The World of Science Without Borders. 2022. Pp. 351‒353. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49164632&pff=1 (дата обращения: 18.10.2024).
  10. Галошева О. Н. Деятельность музея ЧГУ имени И. Н. Ульянова в 2012–2017 гг. // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова) : VII Арсентьевские чтения, Чебоксары, 12–14 октября 2017 года. Чебоксары : Среда, 2017. Т. 2. С. 14‒18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30358909&pff=1 (дата обращения: 18.10.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Марийского государственного университета, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».