Правовой статус психолога и педагога как участников уголовного судопроизводства

Обложка
  • Авторы: Напсоков А.Р.1, Танашев Б.В.2
  • Учреждения:
    1. Краснодарский университет МВД России
    2. Отдел полиции №1 Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
  • Выпуск: Том 16, № 5 (2023)
  • Страницы: 38-43
  • Раздел: Криминалистические, уголовно–процессуальные и оперативно – розыскные меры противодействия преступности в условиях глобализации
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2072-3164/article/view/250111
  • EDN: https://elibrary.ru/BCLAGE
  • ID: 250111

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Целью данной статьи является обзор вопросов, касающихся правового статуса психолога и педагога в уголовном судопроизводстве, степени их участия. Авторами были выявлены такие проблемы как формальное привлечение данных специалистов следователем и недостаточность правового регулирования процесса привлечения данных специалистов. Отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль, а их правовой статус сводится к минимальным функциям в виде проверки протоколов, исключая ту важную помощь, которые они могут оказывать в действительности.

Выводы: Правовой статус педагога и психолога в уголовном судопроизводстве нашей страны вызывает широкие дискуссии и обсуждается ведущими правоведами страны, поскольку законодательно не определен. Как правило, следователь на основании своего субъективного мнения определяет какой именно специалист будет привлечен к участию. Поскольку в нашей стране не существует единой базы специалистов рассматриваемой категории, то к следствию может быть привлечен любой специалист, формально подходящий под квалификационные требования (наличие образования либо опыта работы). К сожалению, данные критерии могут быть очень разнообразны, а специалист, выступающий в данном статусе не всегда может ему соответствовать, в чем, собственно, и состоит главная проблема.

Педагог, обладающий педагогическим опытом, но не образованием, либо психолог может иметь свидетельство о переквалификации, а не о профессиональном образовании. В связи с чем, участие данных специалистов, в большинстве случаев отмечается как формальное.

По мнению же ученых педагог и психолог имеют функцию оказания помощи всем участникам уголовного процесса не только подозреваемым(обвиняемым), но и следователю, в связи с чем, процессуальный статус психолога и педагога в УПК РФ должен быть конкретизирован.

Несмотря на важную роль психолога и педагога, деятельность данных субъектов в уголовном судопроизводстве не лишена проблем, в числе которых следующие: специалисты привлекаются формально, с целью соблюдения норм права; перечень полномочий у психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве ограничен; отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль; низкий уровень ответственности самих специалистов, как результат неприменение собственных знаний на практике; недостаточность правового регулирования процесса привлечения педагогов и психологов.

Об авторах

Артур Ризуанович Напсоков

Краснодарский университет МВД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: artur_napsok@list.ru

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Россия, Нальчик, КБР

Беслан Вячеславович Танашев

Отдел полиции №1 Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации

Email: artur_napsok@list.ru

подполковник полиции, Заместитель начальника Отдела Уголовного Розыска по оперативной работе

Россия, Нальчик, КБР

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
  3. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 № 761н. // КонсультантПлюс.
  4. Бычков А.Н. Участие педагога в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 176 с.
  5. Виницкий Л.В., Сурменева С.В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: монография. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 272 с.
  6. Галдин М.В. Изменения в УПК РФ о педагоге// Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. С. 17–19.
  7. Гречаная И.В. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … кандидат юридических наук. - Москва, 2014. 32 с.
  8. Дощицын А.Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография. - М: Юрлитинформ, 2015. 315с.
  9. Кокурин И.П. Актуальные проблемы расследования дел о преступлениях несовершеннолетних: дис. … кандидат юридических наук. - М., 1997. 168 с.
  10. Костицкий В.М. Использование специальных психологический знаний в советском уголовном процессе: дис. … доктора юридических наук. Львов, 1990. 914 с.
  11. Роганов С. А. К вопросу об участии педагога при производстве допроса / Ленингр. юридических журн. 2016. №. 2. С. 114-115.
  12. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М: Дело, 2001. 270 с.
  13. Мифтахова Л.А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: дис. ... кандидат юридических наук. Уфа, 2001. 222 с.
  14. Храмцова В.В. Особенности правового статуса педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства// Эксперт-криминалист. 2018. № 1. С. 32–34.
  15. Цветкова Е.В. Об участии педагога (психолога) при проведении следственных действий // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 1 (10). С. 20–23.
  16. Шувалова М.А. Процессуальные действия психолога и педагога в уголовном судопроизводстве // Вестник ННГУ. 2019. №6. С. 196-202.
  17. Шувалова М.А. Педагог и психолог как две независимые процессуальные фигуры уголовного судопроизводства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №3 (83). С. 120-121.
  18. Янин М. Правовой статус педагога, психолога и законного представителя в российском уголовном судопроизводстве // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. №2. С. 39-40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».