Характеристика отдельных форм парламентского контроля: опыт зарубежных стран

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования: Парламентский контроль является механизмом обеспечения прозрачности деятельности исполнительной власти, а также иных органов, учреждений, должностных лиц, влияющий на развитие демократических институтов в государстве. Данная статья посвящена рассмотрению таких форм парламентского контроля, как контрольная деятельность постоянных и специальных парламентских комитетов и комиссий, контроль парламента в области финансов, а также парламентские запросы. Сравнительно-правовой анализ перечисленных форм парламентского контроля позволяет выявить наиболее эффективные контрольные механизмы современных парламентов и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере. Актуальность затронутой в настоящем исследовании проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития института парламентского контроля как одного из важнейших элементов парламентаризма, совершенствования практики парламентского контроля за деятельностью, прежде всего, исполнительной власти и повышением его эффективности. Выводы: Существование демократической системы без наличия правовых механизмов, обеспечивающих прозрачность и ответственность правительства, иных государственных органов и должностных лиц, в наши дни не представляется возможным. Один из значимых механизмов такого рода находится в руках у представительного законодательного органа - парламента. Парламентский контроль является одной из важнейших функций современных парламентов. Значимость данной функции, эффективность ее реализации зависит от формы правления, государственного режима, однако в том или ином виде парламентский контроль существует практически во всех современных государствах. К наиболее распространенным контрольным механизмам современных парламентов относятся: контрольная деятельность парламентских комитетов и комиссий, роль которых в реализации контрольных полномочий в последнее время все больше возрастает; финансовый парламентский контроль, реализуемый посредством рассмотрения парламентом отчетов об исполнении государственного бюджета, утверждения основного финансового закона страны, а также деятельности квази-парламентских структур (ревизионных управлений, ревизионных палат, парламентских аудиторов и пр.); депутатские запросы, в особенности такой их вид, как интерпелляции, затрагивающие наиболее важные вопросы и позволяющие сдерживать правительство и его членов от принятия неприемлемых с точки зрения народных представителей решений.

Об авторах

Инна Александровна Ракитская

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Email: inna_rakitskaya@hotmail.com
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного права Москва, Россия

Елена Александровна Кремянская

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Email: elena.kremyanskaya@gmail.com
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного права Москва, Россия

Список литературы

  1. Войтович Е.А. Конституционно-правовые основы порядка формирования Сената Австралийского Союза // Право и управление. XXI век. - 2020. - Т. 16. - № 1(54). С. 36-41.
  2. Депутат зарубежного парламента: коллект. монография / под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской. - МГИМО-Университет, 2014.
  3. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии / М. А. Исаев ; МГИМО(У) МИД России. - М. : Городец, 2004.
  4. Глава государства в зарубежных странах / под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. - М.: МГИМО-Университет, 2016.
  5. Конституционно-правовые основы внешней политики в зарубежных странах: Коллективная монография / под ред. И.А.Ракитской.- М.: Прометей, 2020.
  6. Кремянская Е.А. Конституционно-правовые аспекты реализации парламентского контроля в США // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. №10(26). - Новосибирск: СибАК, 2019.
  7. Михалёва Н.В., Дьякова Т.Ю. Формы парламентского контроля // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - №4. С. 103-105.
  8. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм : Теория и практика. Издательство: РГГУ, 2001.
  9. Половченко К.А. Парламентский контроль в Республике Сербия / Парламентский контроль в Российской Федерации и в зарубежных странах: нормативное регулирование и практика реализации: коллективная монография - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. С. 368-391.
  10. Правительство в зарубежных странах: коллективная монография / под ред. К.В. Карпенко. - М.: МГИМО-Университет, 2016.
  11. Ракитская И.А. Конституционно-правовые основы внешней политики стран Северной Европы / Конституционно-правовые основы внешней политики в зарубежных странах : Коллективная монография / под ред. И.А. Ракитской. - М.: Прометей, 2020. - С. 217-240.
  12. Тюльпанов В.А. Контрольная функция законодательного (представительного) органа государственной власти: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №3. С. 71-79.
  13. Чикилев М.А. Формы парламентского контроля // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №7. С. 161-163.
  14. Damgaard E. Denmark: Delegation and Accountability in Minority Situations / Delegation and Accountability in Parliamentary Democracies, Comparative Politics / ed. by Kaare Strøm, Wolfgang C. Müller, Torbjörn Bergman. - Oxford, 2003. Pp. 281-300.
  15. Petersson O. Rational Politics: Commissions of Inquiry and the Referral System in Sweden/ The Oxford Handbook of Swedish Politics / ed. by In Pierre - Oxford: Oxford University Press, 2015.
  16. Thorarensen B. Mechanism for Parliamentary Control of the Executive / The Nordic Constitutions. A Comparative and Conrxtual Study / Ed. by Helle Krunke, Bjorg Thorarensen. - Oxford, London, New York, New Delhi, Sydney: Hart, 2018. Pp.67-106.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».