Советская модель раздельного обучения (на примере Пензенской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. В современных условиях вопрос о перспективах введения раздельного школьного образования является дискуссионным. В то же время в историографии присутствует лишь фрагментарное освещение данной проблемы, что задает необходимость изучения исторического опыта реализации раз-дельного обучения в СССР. Целью данной работы является рассмотрение реализации политики раздельного обучения в СССР на примере Пензенской области в 1943–1954 гг. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе архивных доку-ментов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Пензенской области, постановлений партии и правительства. Реализация исследовательских задач была достигнута за счет применения системного и комплексного подходов к рассмотрению вопросов организации системы раздельного обучения мальчиков и девочек в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Результаты. Разработка данной темы несет в себе историческую новизну. В ходе исследования было рассмотрено раздельное обучение в СССР не только в организационно-правовом или педагогическом преломлении, но и с точки зрения региональной истории. В ходе проведенного анализа выявлены предпосылки введения гендерной модели обучения в СССР. Рассмотрена динамика деятельности раздельных учебных заведений. Выявлены разноплановые трудности в организации раздельного обучения и причины отказа от системы мужских и женских школ в 1954 г. Выводы. Введение раздельного обучения в советский период было обусловлено государственным заказом. Партийное руководство, опираясь на опыт раздельного обучения дореволюционного периода, во избежание социального неравенства полов сохраняло в мужских и женских школах единообразные школьные программы, за исключением программ по военной подготовке. Отказ от реализации раздельной модели обучения в 1954 г. был обусловлен тем, что не были учтены педагогические, материальные и бытовые трудности военных лет. В ходе реализации раздельного обучения в городских школах выросла наполняемость классов, возникли проблемы с распределением учащихся по школам, с подбором персонала, не хватало учебного оборудования.

Об авторах

Вера Николаевна Паршина

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: parshina.v.n@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России и методики преподавания истории

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Александр Владимирович Каширский

Пензенский государственный университет

Email: alexallanpoe@yandex.ru

магистрант

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Список литературы

  1. Раскин Л. Е. Проблема мальчиков и девочек в воспитании / Народный комисса-риат просвещения РСФСР. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1929. 60 с.
  2. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5. С. 78–82.
  3. Болотов М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы // Вестник Баш-кирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 213–216.
  4. Пинаева Ю. А. Реформирование системы образования в 1940–1950-х годах // 2023. № 47 (145). URL: https://scilead.ru/article/5343-reformirovanie-sistemi-obrazovaniya-v-1940-19
  5. Гончарова Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943–1945 гг. и его от-ражение в литературе и кинематографе. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 28 с.
  6. Садыков Ш. Ф. Вопросы раздельного обучения в школах Казани в 1943–1954 го-дах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 12-2. С. 370–374.
  7. Елисафенко М. К., Шитов А. К. Опыт реализации раздельного обучения в обще-образовательных школах Урала в дореволюционной и советской России // Вест-ник Московского городского педагогического университета. Серия «Историче-ские науки». 2018. № 3 (31). С. 45–57.
  8. Гошуляк Л. Д., Преснякова Л. Ю. Образовательный процесс в школах Среднего Поволжья в 1943–1954 гг. на основе гендерного подхода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3 (11). С. 138–145.
  9. Богатикова О. Н. Раздельное обучение в школе: история и современность // Вос-питание в современных условиях: региональный аспект : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 29 октября 2021 г.) / под ред. М. А. Лыгиной, О. А. Логиновой, П. А. Гагаева. Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. С. 192–197.
  10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Oп. 44. Д. 1088.
  11. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 2997.
  12. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1008.
  13. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 544.
  14. ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 210.
  15. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1942–1943. Л. : Лениздат, 1944. 252 с.
  16. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном обра-зовании: сборник документов за 1917–1947 гг. / сост. Н. И. Болдырев. М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 320 с.
  17. В учебно-методическом совете Наркомпроса РСФСР // Советская педагогика. 1945. № 3. С. 61.
  18. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 632.
  19. История Пензенского края : монография : в 3 т. Т. 3. Пензенский край в XX – начале XXI века / под общ. ред. О. В. Мельниченко ; под ред. О. А. Суховой. Пен-за : Институт регионального развития Пензенской области, 2024. 768 с.
  20. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 344.
  21. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1010.
  22. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1092.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».