Советская модель раздельного обучения (на примере Пензенской области)
- Авторы: Паршина В.Н.1, Каширский А.В.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 151-162
- Раздел: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2072-3024/article/view/296026
- DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3024-2025-1-13
- ID: 296026
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. В современных условиях вопрос о перспективах введения раздельного школьного образования является дискуссионным. В то же время в историографии присутствует лишь фрагментарное освещение данной проблемы, что задает необходимость изучения исторического опыта реализации раз-дельного обучения в СССР. Целью данной работы является рассмотрение реализации политики раздельного обучения в СССР на примере Пензенской области в 1943–1954 гг. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе архивных доку-ментов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Пензенской области, постановлений партии и правительства. Реализация исследовательских задач была достигнута за счет применения системного и комплексного подходов к рассмотрению вопросов организации системы раздельного обучения мальчиков и девочек в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Результаты. Разработка данной темы несет в себе историческую новизну. В ходе исследования было рассмотрено раздельное обучение в СССР не только в организационно-правовом или педагогическом преломлении, но и с точки зрения региональной истории. В ходе проведенного анализа выявлены предпосылки введения гендерной модели обучения в СССР. Рассмотрена динамика деятельности раздельных учебных заведений. Выявлены разноплановые трудности в организации раздельного обучения и причины отказа от системы мужских и женских школ в 1954 г. Выводы. Введение раздельного обучения в советский период было обусловлено государственным заказом. Партийное руководство, опираясь на опыт раздельного обучения дореволюционного периода, во избежание социального неравенства полов сохраняло в мужских и женских школах единообразные школьные программы, за исключением программ по военной подготовке. Отказ от реализации раздельной модели обучения в 1954 г. был обусловлен тем, что не были учтены педагогические, материальные и бытовые трудности военных лет. В ходе реализации раздельного обучения в городских школах выросла наполняемость классов, возникли проблемы с распределением учащихся по школам, с подбором персонала, не хватало учебного оборудования.
Об авторах
Вера Николаевна Паршина
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: parshina.v.n@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России и методики преподавания истории
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Александр Владимирович Каширский
Пензенский государственный университет
Email: alexallanpoe@yandex.ru
магистрант
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Список литературы
- Раскин Л. Е. Проблема мальчиков и девочек в воспитании / Народный комисса-риат просвещения РСФСР. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1929. 60 с.
- Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5. С. 78–82.
- Болотов М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы // Вестник Баш-кирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 213–216.
- Пинаева Ю. А. Реформирование системы образования в 1940–1950-х годах // 2023. № 47 (145). URL: https://scilead.ru/article/5343-reformirovanie-sistemi-obrazovaniya-v-1940-19
- Гончарова Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943–1945 гг. и его от-ражение в литературе и кинематографе. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 28 с.
- Садыков Ш. Ф. Вопросы раздельного обучения в школах Казани в 1943–1954 го-дах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 12-2. С. 370–374.
- Елисафенко М. К., Шитов А. К. Опыт реализации раздельного обучения в обще-образовательных школах Урала в дореволюционной и советской России // Вест-ник Московского городского педагогического университета. Серия «Историче-ские науки». 2018. № 3 (31). С. 45–57.
- Гошуляк Л. Д., Преснякова Л. Ю. Образовательный процесс в школах Среднего Поволжья в 1943–1954 гг. на основе гендерного подхода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3 (11). С. 138–145.
- Богатикова О. Н. Раздельное обучение в школе: история и современность // Вос-питание в современных условиях: региональный аспект : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 29 октября 2021 г.) / под ред. М. А. Лыгиной, О. А. Логиновой, П. А. Гагаева. Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. С. 192–197.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Oп. 44. Д. 1088.
- ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 2997.
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1008.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 544.
- ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 210.
- Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1942–1943. Л. : Лениздат, 1944. 252 с.
- Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном обра-зовании: сборник документов за 1917–1947 гг. / сост. Н. И. Болдырев. М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 320 с.
- В учебно-методическом совете Наркомпроса РСФСР // Советская педагогика. 1945. № 3. С. 61.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 632.
- История Пензенского края : монография : в 3 т. Т. 3. Пензенский край в XX – начале XXI века / под общ. ред. О. В. Мельниченко ; под ред. О. А. Суховой. Пен-за : Институт регионального развития Пензенской области, 2024. 768 с.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 344.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1010.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 1092.
Дополнительные файлы
