Медицинская эвакуация железнодорожным транспортом пострадавших в чрезвычайных ситуациях: история и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Резюме. Цели исследования – на основе анализа данных научных публикаций, интернет-статей, сообщений в прессе определить мировые тенденции проведения медицинских эвакуаций железнодорожным транспортом (МЭЖД) в XXI в., в том числе на фоне пандемии SARS-COV-2; обозначить проблемы и перспективы развития МЭЖД в России в связи с мировыми тенденциями и местными условиями.

Материалы и методы исследования. Методом бесповторной выборки проведен контент-анализ 15 научных статей, 20 интернет-статей, 31 сообщения в прессе, посвященных частным вопросам МЭЖД.

Критерии выборки: время сообщения – позже 1 января 2001 г.; наличие в тексте статьи описания случая/ев МЭЖД или обсуждения возможностей применения железнодорожного транспорта для проведения медицинской эвакуации в XXI в.

Результаты исследования и их анализ. В мире уже более 150 лет проводятся МЭЖД. Традиционно необходимость в МЭЖД возникает при вооруженных конфликтах или крупномасштабных природных катастрофах, сопровождающихся большими санитарными потерями. Во второй половине XX в. МЭЖД потеряла свое приоритетное значение в связи с развитием автомобильных дорог и сети аэродромов и сопутствующим им развитием автомобильного и авиационного санитарного транспорта. Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в труднодоступных районах или неспособность систем общественного здравоохранения организовать медицинское обеспечение при резком увеличении числа пострадавших в ЧС, в том числе инфекционного характера, определяют необходимость выработки дополнительных механизмов медицинской эвакуации. Использование МЭЖД способно стать этим компенсаторным механизмом. В связи с этим в мире в сфере МЭЖД происходит смещение акцента с применения санитарных поездов и летучек к формированию мобильных медицинских отрядов (ММО) на базе переоборудованных пассажирских поездов. Применение для этих целей переоборудованных скоростных электропоездов имеет свои преимущества – позволяет избежать организационных трудностей и возникновения осложнений у пациентов, что характерно для санитарно-авиационной эвакуации, а также обеспечить массовую медицинскую эвакуацию пострадавших без перегрузки шоссейных дорог санитарным автотранспортом. Альтернативной тенденцией развития МЭЖД является создание современных гражданских санитарных поездов и медицинских вагонов. Отмечено, что в России пока нет технической базы, способной обеспечить современный уровень МЭЖД. Каким путем будет развиваться организация МЭЖД в нашей стране – покажет будущее.

Об авторах

А. В. Бызов

ФГБУ ГНЦ - Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна ФМБА России

Email: rognaruh@gmail.com
врач анестезиолог-реаниматолог Центра санитарной авиации и скорой медицинской помощи ВЦМК Защита ФМБЦ им.Бурназяна ФМБА России Москва

Список литературы

  1. Меараго Ш.Л. Использование железнодорожного транспорта для эвакуации пострадавших в ЧС // Символ науки. 2016. № 2-3. С. 162-166.
  2. Теряев В.Г. Медицина чрезвычайных ситуаций. М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2014. 496 с.
  3. Klaus-Jürgen Bieger. Neues Rettungskonzept für Neubautunnel der DB AG // Ingenieurbauwerke. P. 46–49. ISBN 3-7771-0290-3 .
  4. Ralf Dittrich, Hansjürg Baumgartner, Steffi Bruno, Titus Marbet, Urs J. Weder, Jürg Vogt. Neue Lösch- und Rettungszüge für die Schweizerischen Bundesbahnen und die BLS Lötschbergbahn // Eisenbahn-Revue International. 2005. No. 3. P. 121–127.
  5. Вильк М.Ф., Базазьян А.Г. Медицина чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. М.: СПМ-Индустрия, 2018. 279 с.
  6. URL: https://feuerwehr-stuttgart.de/index.php?article_id=58 .
  7. URL: https://news.ykt.ru/article/38228 .
  8. Бойко Н.В., Фисун А.Я. Опыт ликвидации медико-санитарных последствий крушения поезда «Невский экспресс» // Медицина катастроф. 2010. № 1. С. 8-9.
  9. Степанова Т.В., Соколов В.А., Козяев В.А. Хронология эвакуации обожженных после катастрофы в Башкирии в 1989 году // Вестник российской военно-медицинской академии. 2019. № 3. С. 206-210.
  10. Батугина И.М. Геодинамическое районирование и проблемы риска техногенных аварий и катастроф // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2002. № 11. С. 245-246.
  11. Родионов Е.П., Братищев И.В. Воздушная транспортировка больных в критических состояниях // Общая реаниматология. 2008. Т.4, № 6. С. 54-56.
  12. Мачерет Д.А., Валеев Н.А., Кудрявцева А.В. Формирование железнодорожной сети: диффузия эпохальной инновации и экономический рост // Экономическая политика. 2018. № 1. С. 256-275.
  13. Родачин В.М. Гибридные войны и обеспечение национальной безопасности России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т.9, № 4. С. 93-98.
  14. Прокофьев М.Н. Новые железные дороги нужны России // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2019. № 5. С. 38-41.
  15. Осипов Г.В., Кубрин А.А., Кузина Н.В. О перспективах включения проекта «единая Евразия: транс-Евразийский пояс RAZVITIE (ТЕПР) – интегральная евразийская транспортная система (ИЕТС) как мегапроекта в транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года // International Journal of Advanced Studies. 2020. Т.10. № 4. С. 75-122.
  16. Савушкин С.А., Цыганов В.В., Горбунов В.Г. Трансконтинентальные транспортные коридоры в России // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2019. № 2. С. 67-70.
  17. Герфрид Мюнклер. Войны XXI века // Международный журнал Красного Креста. 2003. №849. С. 8-24.
  18. URL: https://www.railtech.com/rolling-stock/2020/04/03/high-speed-trains-run-as-mobile-hospitals/ .
  19. Chatterjee P. Hospital Train Provides Lifeline to Rural India // Lancet. 2010. V.375, No. 9729. P. 1860-1861.
  20. Ahmed J.U., Siddiqui S., Ahmed A., Mim K.P. Lifeline Express: Hospital Train in Rural India // Emerging Economies Cases Journal. 2021. P. 1-11. https://doi.org/10.1177/2516604220977243 .
  21. Hospital Trains on Different Tracks: Bulletin of the World Health Organization. 2020. V.98, No. 1. P. 6-7. doi: 10.2471/BLT.20.020120.
  22. Ключников Ю.И., Юшков Е.Г., Плуталова Л.П. и др. Первый передвижной консультативно-диагностический центр (поезд здоровья) – продолжение славных традиций в новых условиях // Управление здравоохранением. 2014. № 2. С. 67-73.
  23. URL: https://www.milanotoday.it/attualita/coronavirus/treno-ospedale.html .
  24. URL: https://www.ilcittadinomb.it/stories/Cronaca/inaugurato-a-roma-il-treno-sanitario-ha-21-posti-di-terapia-intensiva-arriva_1388950_11/ .
  25. URL: https://edition.cnn.com/2020/04/05/asia/indian-railways-coronavirus-hospitals-intl-hnk/index.html .
  26. Eftekhari A., Norouzinia R., et al. Investigating the Factors Affecting the Collision of Two Passenger Trains: A Case Study // JDER. 2018. V.1, No. 2. P. 59-66.
  27. URL: https://en.trend.az/iran/business/3280369.html .
  28. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XCqm4zJhysw .
  29. Guélaud Claire. La SNCF: Une Stratégie de Croissance, un Imaginaire du Déclin // Du Monopole au Marché / Ed. Pierre-Eric Tixier. TAP / Hors Série. Paris: La Découverte, 2002. P. 126-146.
  30. URL: https://www.republicain-lorrain.fr/edition-de-metz-ville/2019/05/28/attentat-en-gare-de-metz-un-tgv-transforme-en-hopital .
  31. Lamhaut L . , Nivet C.-M., Dagron C., Nace L., Braunet F., Carli P. Retour D’Expérience des Évacuations par Train à Grande Vitesse de Patients en Syndrome de Détresse Respiratoire Aiguë sur Infection à Covid-19: les Missions Chardon // Ann. Fr. Med. Urgence. 2020. V.10, No. 4-5. P. 288–297.
  32. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PPpJQhCXoos .
  33. Burroughs D. Talgo and Renfe Refit High-Speed Trains to Carry Coronavirus Patients // International Railway Journal. 2020.
  34. URL: https://www.talgo.com/-/talgo-increases-its-net/2.8 .
  35. URL: https://www.letelegramme.fr/dossiers/larrivee-des-trains-covid-19-en-bretagne/les-soignants-bretons-au-chevet-de-paris-01-04-2020-12534503.php .
  36. URL: https://trenes.online/tren-sanitario-talgo-renfe/ .

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».