Детерминанты обращаемости детей на номер детского телефона доверия
- Авторы: Кучмаева О.В.1, Давлетшина Л.А.2
-
Учреждения:
- Институт демографических исследований – обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
- Государственный университет управления
- Выпуск: Том 21, № 2 (2025)
- Страницы: 310-325
- Раздел: Социологические исследования
- Статья получена: 30.06.2025
- Статья одобрена: 30.06.2025
- Статья опубликована: 29.07.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/1999-9836/article/view/298149
- ID: 298149
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность работы обусловлена значимостью психологической поддержки в системе помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в условиях роста социальных рисков. Цель статьи – оценка региональной дифференциации доступности услуг детского телефона доверия и определение детерминант обращаемости детей в службу Детского телефона доверия (ДТД), функционирующего под эгидой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объектом изучения выступают дети и подростки, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предмет изучения – детерминанты, определяющие уровень обращаемости детей на номер детского телефона доверия. Методологической основой исследования выступили труды, определяющие роль анонимной психологической поддержки в решении проблем детей и их родителей. Информационной базой послужили данные отчётности служб ДТД, официальной статистической отчётности, выборочных обследований Росстата за 2019–2023 гг. Выявлено, что социальные кризисы оказывают влияние на рост обращаемости за психологической поддержкой на ДТД. Среди клиентов ДТД ведущее место занимают дети, основные причины обращаемости – проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. Результаты статистического анализа свидетельствуют о региональной дифференциации характеристик деятельности ДТД. За 2020–2022 гг. дифференциация регионов по уровню бедности и доступности Интернет-услуг уменьшилась и в меньшей степени влияет на использование услуг ДТД. Усилилась дифференциация регионов по частоте обращений на ДТД, связанных с жестоким обращением. Значительно сократилась доля неквалифицируемых звонков, что может свидетельствовать о более доверительном отношении к возможностям ДТД. Основными детерминантами, влияющими на уровень обращаемости за помощью на ДТД выступают: уровень рождаемости у несовершеннолетних; уровень занятости лиц в возрасте 15–17 лет; реальные денежные доходы населения; число организаций, подключенных к детскому телефону доверия. Это индикаторы доступности услуг ДТД и распространенности девиаций среди подростков, в том числе вызванных материальным неблагополучием.
Полный текст
Введение
Актуальность работы обусловлена значимостью психологической поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Психологическое благополучие выступает значимой составляющей качества жизни. Цели в области развития (ЦУР) предусматривают укрепление психического и психологического здоровья и благополучия.1
Хорошее психологическое состояние является неотъемлемой частью здоровья человека, высокой удовлетворённости жизнью и общего функционирования. Появляется всё больше свидетельств того, что социальные, экономические, экологические и политические факторы влияют на психологические заболевания и благополучие на разных этапах жизни человека [1]. Существует значительная потребность в понимании социальных детерминант, определяющих потребность в психологической поддержке на политическом, общественном, организационном, межличностном и внутриличностном уровнях. Однако большинство опубликованных работ, направленных на решение данной задачи, включая профилактику психологических заболеваний, относится к компетенции медицинских наук [2].
Исследователи отмечают, что наиболее уязвимые группы риска, нуждающиеся в срочной психологической поддержке, зачастую сталкиваются с трудностями в ее получении. Одной из таких уязвимых групп выступают подростки в возрасте до 17 лет. Значительная часть российских подростков сталкиваются с жизненными трудностями, требующими помощи психолога [3], однако лишь треть из них обращалась к специалисту в кризисных ситуациях2. Наличие психологических проблем выступает значимым риском развития личности детей и подростков, что негативно воздействует на их благополучии в настоящем и будущем [4].
Наблюдается недостаток исследований, объясняющих совокупность социальных факторов, определяющих уровень обращаемости за психологической поддержкой несовершеннолетних и их родителей. Усложнение социальных связей современного мира, в котором происходит взросление и социализация детей, появление новых рисков, в том числе за счет включённости детей в виртуальное пространство, наличие противоречий в воспитательных стратегиях различных социальных институтов и семей способствует востребованности психологической помощи [5].
Исследования отмечают рост психологических проблем среди детей и подростков [6], необходимость формирования комплексной методики для выявления комплекса психологических проблем подростков, осознанности ими этих проблем и понимания необходимости помощи [7].
Подростковый возраст – сложный период жизни человека, который характеризуется переходом от ограниченных и зависимых ролей детства к формированию собственной идентичности, что сопровождается подчас возникновением психологических проблем, для решения которых необходима помощь как близких людей (семья, друзья), так и специализированной психологической поддержки. Интерес и понимание значимости профессиональной психологической помощи для детей и подростков является характерной чертой современности.
Проблематизация их психосоциального благополучия привела к институционализации психологической помощи подросткам в российском обществе. Значимость развития сети психологических служб и, в частности, телефонов доверия, оказывающих помощь детям и родителям, обеспечение доступности их услуг нашло отражение в стратегических документах социальной политики в интересах детей последних лет. В их числе – планы реализации «Десятилетия детства»[3], комплекс мер до 2025 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних[4], Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года5.
Детский телефон доверия (ДТД) под патронатом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, функционирующий с 2010 г., в значительной степени расширил возможности в использовании психологической поддержки детей и их родителей. Интерес представляет объективная оценка на основе совокупности данных соответствия развития существующей сети служб экстренной психологической помощи запросам целевых групп, потребностям детей и их родителей, а так же результативности ее деятельности.
Проведённый в рамках данного исследования анализ результативности экстренной психологической помощи по телефону доверия построен на основе данных учета деятельности служб детского телефона доверия в российских регионах, аккумулируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также данных официального статистического учета и выборочных обследований по социально-демографическим проблемам Росстата. Использование комплекса источников информации позволило провести анализ результативности экстренной психологической помощи для детей и родителей по Детскому телефону доверия, региональной дифференциации предоставляемых услуг.
Цель статьи – оценка региональной дифференциации доступности услуг детского телефона доверия и определение детерминант обращаемости детей в службу ДТД.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень обращаемости россиян, детей и родителей, за психологической поддержкой в службу ДТД весьма дифференцирован и определяется целым комплексом факторов, включая экономические, социальные и культурологические. Это позволяет говорить о различных моделях функционирования служб срочной психологической помощи в регионах России.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи: определены подходы к оценке тенденций и детерминант депривантного поведения детей и подростков, требующего психологической помощи, проанализированы данные об обращаемости детей и подростков на номер ДТД, дана характеристика регионов России по числу обращений детей в службу ДТД, представлено описание методики расчета и приведена многомерная классификация субъектов по показателям деятельности служб ДТД. Объектом изучения выступают дети и подростки, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предмет изучения – детерминанты, определяющие уровень обращаемости детей на номер детского телефона доверия в трудной жизненной ситуации.
Теоретические и методологические положения
Состояние депривации, требующее оказания специализированной психологической помощи, согласно проведённым исследованиям, формируется под воздействием различного рода факторов, среди которых необходимо отметить наличие/отсутствие приватного пространства членов семьи [8]; делинквентное поведение и факторы криминализации несовершеннолетних [9]; возраст несовершеннолетних [10]. Исследователи приходят к единому мнению о том, что депривантные состояния, в том числе среди несовершеннолетних, вызывают состояние тревоги и раздражения [11]. Неблагоприятное психосоциальное состояние детей выступает одним из критериев депривации детей6.
Люди с низким социальным и экономическим статусом имеют более высокие риски для здоровья и более низкую продолжительность жизни, чем люди с более высоким статусом [12]. Эта зависимость прослеживается на разных этапах человеческой жизни. Бедные и обездоленные слои населения больше всего страдают от психических расстройств, кумулятивный стресс и физическое здоровье служат механизмами, посредством которых воздействие социальных детерминант умножается на протяжении всей жизни [13].
Острота психологических проблем детей и подростков усиливается в период острых социальных кризисов [14]. Исследования демонстрируют, что во всём мире идёт рост распространенности подростковых депрессий, представляющих тяжёлое социальное бремя [15]. Наличие проблемы возникновения и преодоления коммуникативных трудностей детей и подростков предопределяют необходимость адресной психолого-педагогической помощи. Проведённые исследования доказывают наличие коммуникативных трудностей в общении у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Анализ моделей семейного воспитания подростков и их связи с развитием независимой личности показал, что существенный вклад в социализацию личности, формирования ценности свободы и ответственности вносит семья [16; 17].
Среди факторов возникновения психологических проблем отмечается криминализация несовершеннолетних, в том числе из-за сложившегося семейного неблагополучия, нарушения детско-родительских отношений, ранней депривации в семье и т.д. [11]. Подобные проблемы могут стать триггером для детей и подростков, который приведет к употреблению психоактивных веществ, росту влияния психопатологических факторов в направлении суицидальных настроений [18].
Одной из значимых современных проблем в части формирования личности детей и подростков является информационная среда, в том числе технологии виртуальной реальности [19]. Она может стать источником пропаганды культа насилия, жестокости, экстремизма, суицидального поведения и т.д. [20]. Происходит это отчасти из-за того, что информационная среда, компьютерные игры содержат дидактический потенциал, формирующий когнитивные процессы [21].
В качестве механизма профилактики психологических расстройств, связанных со стрессом, используется технологии оказания экстренной психологической помощи, в частности, детский телефон доверия [22]. Актуальность и своевременность подтверждается его ролью в период вынужденной изоляции в условиях пандемии COVID-19 [23]. Исследования показали, что психологические стрессоры, вызванные возобновлением занятий в школе и мерами социального дистанцирования, а так же более длительное время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и компьютерные игры, были связаны с более высоким риском эмоциональных и поведенческих проблем [24]. В это время возросла потребность в медико-психологической помощи за счет повышения уровня стресса, снижения возможности адекватно справляться с ним.
Преимущества дистанционного оказания услуг экстренной психологической помощи и использования дистанционных технологий проявляется в сфере телефонного консультирования [25]. Особым преимуществом работы телефона доверия является вариативность системы оказания экстренной психологической помощи [26], анонимность, возможность в любой момент прервать процедуру консультирования, быстрое вхождение в стадию доверительных отношений и др. [27].
Анализ научных публикаций, посвящённых анализу оказания психологической помощи детям и подросткам показывает увеличение депрессивных состояний и роста проблем коммуникативного характера, что в свою очередь требует своевременной психолого-педагогической помощи. Депрессия является одной из ведущих причин серьёзных проблем со здоровьем среди молодёжи, в то время как самоубийства являются четвёртой по значимости причиной смерти среди подростков во всём мире.7
Понимание значимости психологической составляющей детского благополучия выступает причиной того, что психологическое благополучие детей выступает одним из индикаторов при формировании интегральных показателей мониторинга положения детей8.
Увеличивается потребность в психологической поддержке детей в условиях социальных кризисов [28; 29]. Всё это актуализирует создание условий, поиск механизмов, обеспечивающих доступность психологической помощи и поддержки для несовершеннолетних.
Наиболее привлекательным ресурсом для профилактики психических расстройств и девиантного поведения среди детей и подростков может считаться телефон доверия за счет определенных преимуществ его использования – анонимность оказания услуг, круглосуточный режим работы, срочность обращений.
В практике психологических и социально-психологических исследований широко и успешно используются методы статистического анализа. Однако это касается методов непараметрической статистики, критериев, используемых для проверки гипотез о наличии различий в распределениях признаков [30; 31].
Однако научных работ, посвящённых комплексной оценке региональной дифференциации доступности услуг детского телефона доверия и определения детерминант обращаемости детей в службу детского телефона доверия, основанных на методике многомерного статистического анализа, в открытом доступе практически нет. Данное обстоятельство, вероятно, обусловлено сложностью формирования информационной базы, достаточной для проведения расчетов и формирования обоснованных выводов, междисциплинарностью подхода к количественному анализу деятельности служб психологической помощи.
Использованные данные и методы работы с ними
Выводы работы построены на данных отчётности Детского телефона доверия, действующего под патронатом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Анализ охватывает период 2019-2023 гг., что позволяет выявить влияние на масштаб обращаемости детей и их родителей за психологической поддержкой на ДТД социальных шоков последних лет – пандемии COVID-19 и СВО.
Выводы работы основаны на методах количественного, статистического анализа. В работе представлен анализ динамики и структуры обращений. Для выявления детерминант уровня обращаемости (число обращений детей за помощью на ДТД, на 1000 детей 7–17 лет) была построена регрессионная модель, использован метод множественной линейной регрессии. Модель построена в программе IBM SPSS Statistics 27 по данным за 2022 г. В качестве источника данных при подборе факторов выступали данные официального статистического учета (Росстат) а также выборочных обследований Росстата за 2020-2022 гг. (Обследование рабочей силы, Обследование бюджетов домашних хозяйств).9
Применение метода многомерной классификации – кластерного анализа - позволило выявить типологические группы регионов России с точки зрения уровня обращаемости за помощью на ДТД и его детерминант. Проведение анализа по данным за 2020 г. и 2022 г. дало возможность выявить произошедшие изменения.
Масштабы обращаемости на номер ДТД в России
Число организаций, подключенных к детскому телефону доверия по России в целом и в разрезе регионов страны за период с 1 кв. 2019 года по 4 кв. 2023 года оставалось практически неизменным. Всего на территории Российской Федерации действовало в 2019 году – 220 организаций, в 2023 году – 218 организаций, подключенных к детскому телефону доверия.
Динамика структуры звонков, поступивших на номер детского телефона доверия по категориям звонивших за последние 5 лет по России представлена на рисунке 1.
На протяжении всего рассматриваемого периода наибольшее число обращений поступало от детей и подростков, далее по количеству обращений – от иных граждан, наименьшее число обращений зафиксировано от родителей детей и лиц их заменяющих. Номер ДТД стал узнаваем для детей, оказавшихся в сложной ситуации. Телефон доверия реализует свою основную функцию – оказание помощи именно детям и подросткам. Их звонки составляют более 50% от общего числа обращений. Обращаются за помощью к специалистам и родители, как показывает дальнейший анализ данных, прежде всего по вопросам взаимоотношений с детьми. Около трети от общего числа звонивших составляют «иные граждане», их количество превышает в 2–3 раза численность звонивших родителей. Доля звонков от «иных граждан» за рассматриваемый период увеличилась. В значительной степени это специалисты сферы образования, социальной защиты, здравоохранения, охраны прав несовершеннолетних, в функциональные обязанности которых входит контроль за соблюдением прав несовершеннолетних. Прежде всего звонки «иных граждан» связаны со следующими вопросами: детско-родительские отношения, проблема суицида (детского), учебные проблемы детей и проблемы профориентации, отношения ребёнка со сверстниками. Причём доля звонков «других граждан» по учебным проблемам значительно превышает количество звонков по аналогичной проблеме, поступивших от детей и родителей. Можно предположить, что прежде всех данную группу звонивших составляют педагоги и работники образовательных учреждений. Произошедшие изменения отчасти могут быть объяснены тем фактом, что увеличивается тревожность и вероятность психоэмоционального выгорания учителей и воспитателей, потребность в психологической помощи, реализованная в том числе путём обращения на номер ДТД [32].
Для оценки масштабов обращения за помощью к специалистам телефона доверия и понимания интенсивности работы детского телефона доверия было рассчитано число обращений детей ДТД на 1000 детей в возрасте 7–17 лет (рисунок 2). Уровень обращаемости несовершеннолетних повышался под влиянием социальных шоков, в 2020 г. (пандемия COVID-19), 2022 г. (СВО).
Характеристика структуры поступивших обращений на телефон доверия проводилась в направлении анализа тематики обращений детей и подростков на номера ДТД. Это позволяет выяснить наиболее востребованную помощь (консультации по каким вопросам в большей степени нужны), а также масштабность целевых групп, нуждающихся в консультативной помощи.
В состав данных рисунка 3 включено количество идентифицированных обращений по таким параметрам, как: отношения ребёнка со сверстниками; детско-родительских отношений; по учебным проблемам и проблемам профориентации; по проблеме суицид; систематической травли ребёнка (буллинг); жестокого обращения с ребёнком в семье; жестокого обращения с ребёнком в среде сверстников; жестокого обращения с ребёнком вне семьи; доверия по проблеме сексуального насилия в отношении ребёнка; интернет-угроз (троллинг, разглашение информации компрометирующего характера, вовлечение в деструктивные сообщества и др.); доверия по проблеме экстремизма. Большую часть из поступивших обращений составляют обращения на Телефон доверия по вопросам, не подлежащим учету (в 2023 г. – 321428 обращений или 64%).
Анализ структуры звонков в разрезе тематики обращений позволяет выявить наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются на ДТД. За последние годы их структура не претерпела серьёзных изменений. Детей и подростков беспокоили и продолжают беспокоить прежде всего отношения со сверстниками, детско-родительские отношения и проблемы, связанные с учёбой и профориентацией. Неблагоприятная картина наблюдается в динамике обращений детей и подростков по проблеме суицида: их число выросло с 6,5 до 8,9 тыс. обращений или на 0,8 п.п. и в 2023 г. составило 4,7% от общего числа обращений.
Оценка региональной дифференциации показателей доступности услуг ДТД построена на показателях, полученных на основе данных отчётности о функционировании телефона доверия, собираемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и данных официальной статистики о численности населения регионов, в том числе численности детей в возрасте 7–17 лет.
Для анализа выбраны показатели, характеризующие основные аспекты масштаба деятельности (число обращений) и доступности услуг (наличие круглосуточной службы оказания помощи, число организаций, подключенных к детскому телефону доверия), а так же наиболее часто встречающиеся причины обращения (проблемы детско-родительских отношений), либо в отношении которых можно говорить о сложности их профилактики и контроля, а так же росте в последние годы (суицид, жестокое обращение с детьми).
Для регионов России характерна значительная дифференциация показателей, характеризующих доступность услуг ДТД, масштабы обращения за получением срочной психологической помощи. Это касается и обращаемости за помощью – детей и родителей, и региональной сети служб, и структуры обращений.
Для межрегиональных сравнений целесообразно использовать относительные показатели. В частности, число обращений детей в расчете на 1000 детей в возрасте 7–17 лет, проживающих в регионе (таблица 1). Использование при расчете численности детей позволяет устранить влияние численности населения на показатель обращаемости и проводить корректные сравнения.
Анализируемый показатель в 2022 году варьирует в диапазоне от 0,1‰ в Ненецком автономном округе до 181,1‰ Оренбургской области.
В наиболее представительной группе регионов (23 субъекта) количество звонков составляет от 10,1 до 20,0 обращений на 1000 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Следующей по распространенности (20 субъектов) является группа с числом обращений 30,1–50,0 звонков на 1000 детей. В остальных группах равное число – по 14 субъектов.
Для значительной части регионов наблюдается динамика показателя. Под воздействием совокупности факторов уровень обращаемости детей на ДТД меняется. Республика Карелия, Севастополь, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Адыгея (Адыгея) и Краснодарский край в 2022 году по сравнению со значениями 2020 года перешли из группы с меньшими показателями обращаемости к группе с более высоким уровнем числа обращений детей в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область и Хабаровский край, напротив, за два года изменили свои позиции таким образом, что 2022 г. включены в группы с более низкими значениями.
Важным фактором, влияющим на возможность обратиться к услугам ДТД, является доступность их услуг. Можно выделить регионы, в которых доступность услуг ДТД составляет менее 100%. Это те субъекты, где ни у одной организации, находящейся на территории региона, нет режима работы номера телефона доверия без перерыва. По состоянию на начало 2023 год таких субъектов шесть: Чеченская Республика, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ, Ивановская область, Смоленская область, Магаданская область.
С целью установления направлений произошедших изменений числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в период с 2019 по 2022 годы в регионах России были рассчитаны темпы прироста анализируемого показателя. В результате определены следующие варианты динамики: снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет с 2019 по 2022 год; разнонаправленные изменения показателя (снижение в 2022 году к 2019 году и увеличение к 2021 году, увеличение в 2022 году к 2019 году и снижение к 2021 году), увеличение значений показателя за исследуемый отрезок времени и увеличение в два раза и более.
В большей части регионов произошло увеличение числа обращений детей в службу ДТД (в расчете на 1000 детей в возрасте 7–17 лет) в 2022 году по сравнению с 2019 и 2021 годами. Такие изменения зафиксированы в 45 субъектах Российской Федерации. Следующий по распространенности вариант – это разнонаправленные изменения в течение 2019–2022 гг. Сокращение числа обращений детей и подростков как в абсолютном так и в относительном выражении в 2022 году по сравнению с значениями 2019 года, но увеличение по сравнению с предыдущим, 2021 годом. Такая ситуация характерна для 18 регионов.
В 9 субъектах наблюдается снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в 2022 году относительно 2019 и 2021 годов.
Также имеются регионы, в которых за анализируемый период число обращений увеличилось более чем в два раза. Как и говорилось ранее, наибольший прирост характерен для Республики Калмыкия – с 0,5‰ в 2019 году до 5,4‰ в 2022 году. В Республике наименьшее число обращений зафиксировано в 2020 году и соответствует значению 0,1‰ или 1 обращение от детей и подростков на 10 000 детей в возрасте 7–17 лет, проживающих в регионе. В Приморском крае (-2,6%) и Нижегородской области (-4,9%) число обращений от детей в 2022 году по сравнению с значениями 2020 года сокращалось, в то время как в 2019 и 2021 годах характеризуются увеличением в два раза и более.
Проведённый анализ показывает, что динамика, развитие деятельности служб ДТД в регионах страны характеризуется своей спецификой.
Результаты исследования и их обсуждение
В контексте анализа результативности деятельности служб ДТД безусловный интерес вызывает оценка детерминант, определяющих уровень обращаемости несовершеннолетних за психологической поддержкой. Далеко не все из них могут быть выявлены на основе статистических данных. На формирование потребности в анонимной и экстренной психологической поддержки и ее реализацию влияют как особенности культурных и социальных норм, сложившихся в регионе, так и масштабы и риск возникновения трудных жизненных ситуаций в окружении ребёнка, а также доступность услуг ДТД. В качестве основных гипотез при отборе переменных для построения модели использовались следующие: уровень обращаемости детей за помощью на ДТД определяется распространенностью девиаций, с одной стороны, и масштабами сети служб, подключенных к ДТД, с другой.
Выявление возможных детерминант обращаемости детей за помощью на ДТД позволило построить регрессионную модель (1):
, (1)
где | (-3,940) | (4,017) | (2,760) | (-2,758) | (-2,126) | (-2,624) |
Y - число обращений детей за помощью на ДТД, на 1000 детей 7–17 лет;
x1 – доля неквалифицируемых звонков, % от общего числа;
x2 – коэффициент рождаемости женщин в возрасте от 15 до 19 лет, число рождений на 1000 женщин в соответствующей возрастной группе;
x3 – уровень занятости лиц в возрасте 15–17 лет, %;
x4 – реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему периоду;
x5 – доля молодёжи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, %;
x6 – число организаций, подключенных к детскому телефону доверия в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Модель построена по данным за 2022 г. Информационную базу составили данные официальной статистической отчётности, данные Обследований рабочей силы и отчётов о деятельности ДТД Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. R2 составил 0,623, уравнение статистически значимо (значение F-критерия 8,265, р<0,001).
Далеко не все факторы, в отношении которых высказывались гипотезы о возможном влиянии на уровень обращаемости за помощью на ДТД, вошли в итоговую модель. Не оказывает значимого влияния на уровень обращаемости доступность интернета (дифференциация значений данного показателя по регионам России не слишком велика), уровень бедности, распространенность лишения родительских прав, неуспехи детей в обучении). Вероятно, дети не испытывают большого стресса от этих проблем, заставляющего их искать помощь и поддержку, воспринимая такого рода сложные ситуации как обыденное явление.
Определенными индикаторами детского неблагополучия выступают показатели ранней рождаемости и занятости (вынужденной?) несовершеннолетних в возрасте 15–17 лет. Результаты моделирования свидетельствуют, что уровень обращаемости детей за помощью на ДТД увеличивается в том случае, если в регионах наблюдается более высокий уровень рождаемости несовершеннолетних и занятости (по сравнению с другими регионами).
Уровень обращаемости детей за помощью на телефон доверия снижается, если растут реальные доходы населения, что свидетельствует об экономическом благополучии в регионе.
При увеличении численности детей и молодёжи, не включённых в социальные отношения (не работает и не учится) количество обращаемости на ДТД сокращается. Данный факт может служить следствием того, что обращение за психологической помощью на ДТД требует определенных социальных навыков, осознания значимости психологической поддержки в решении проблем. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии социальной исключенности, не осознают и не считают необходимым обращаться к специалистам для решения психологических проблем.
На совокупность факторов, определяющих более высокий уровень обращаемости детей за помощью к специалистам ДТД следует обратить внимание при разработке стратегии социальной политики в интересах детей в регионах России.
С учетом значительного числа показателей, которые характеризуют деятельность служб ДТД, а также факторов, которые могут повлиять на увеличение обращаемости в службы и их доступность, целесообразным представляется использование метода многомерной классификации – кластерного анализа.
Многомерная группировка проводилась по следующим показателям, представленным в таблице 2. Помимо показателей, характеризующих уровень обращаемости детей и родителей за помощью в службы ДТД, а так же долю обращений детей по таким серьёзным проблемам, как суицид и жестокое обращение с детьми, при кластеризации использовались показатели, характеризующие доступность услуг служб ДТД (число организаций в расчете на 100 тыс. детей и доля неквалифицируемых звонков). В процессе кластеризации проверялась гипотеза о влиянии на формирование типологических групп регионов по степени потребности в услугах ДТД таких показателей, характеризующих детско-семейное неблагополучие, как бедность и лишение родительских прав, а также наличия в домохозяйствах доступа к интернету. Кластерный анализ был проведён в программе SPSS Statistics методом Ворда в 2 этапа: анализировались данные за 2020 г. и 2022 г. Это позволило, помимо формирования типологических групп регионов, сходных по детерминантам обращения на ДТД, выявить изменения, произошедшие в динамике.
Результатом кластерного анализа явилось разбиение 85 регионов России на 5 типологических групп, весьма различающихся по наполняемости (числу вошедших в группу регионов) и значению показателей. Достоверность различий значений переменных между кластерами проверялась на основе значения критерия Крускалла-Уоллеса (р≤0,001).
Для значительной части регионов наблюдается динамика показателя. Под воздействием совокупности факторов уровень обращаемости детей на ДТД меняется. Республика Карелия, Севастополь, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Адыгея (Адыгея) и Краснодарский край в 2022 году по сравнению со значениями 2020 года перешли из группы с меньшими показателями обращаемости к группе с более высоким уровнем числа обращений детей в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область и Хабаровский край, напротив, за два года изменили свои позиции таким образом, что 2022 г. включены в группы с более низкими значениями.
Важным фактором, влияющим на возможность обратиться к услугам ДТД, является доступность их услуг. Можно выделить регионы, в которых доступность услуг ДТД составляет менее 100%. Это те субъекты, где ни у одной организации, находящейся на территории региона, нет режима работы номера телефона доверия без перерыва. По состоянию на начало 2023 год таких субъектов шесть: Чеченская Республика, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ, Ивановская область, Смоленская область, Магаданская область.
С целью установления направлений произошедших изменений числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в период с 2019 по 2022 годы в регионах России были рассчитаны темпы прироста анализируемого показателя. В результате определены следующие варианты динамики: снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет с 2019 по 2022 год; разнонаправленные изменения показателя (снижение в 2022 году к 2019 году и увеличение к 2021 году, увеличение в 2022 году к 2019 году и снижение к 2021 году), увеличение значений показателя за исследуемый отрезок времени и увеличение в два раза и более.
В большей части регионов произошло увеличение числа обращений детей в службу ДТД (в расчете на 1000 детей в возрасте 7–17 лет) в 2022 году по сравнению с 2019 и 2021 годами. Такие изменения зафиксированы в 45 субъектах Российской Федерации. Следующий по распространенности вариант – это разнонаправленные изменения в течение 2019–2022 гг. Сокращение числа обращений детей и подростков как в абсолютном так и в относительном выражении в 2022 году по сравнению с значениями 2019 года, но увеличение по сравнению с предыдущим, 2021 годом. Такая ситуация характерна для 18 регионов.
В 9 субъектах наблюдается снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в 2022 году относительно 2019 и 2021 годов.
Также имеются регионы, в которых за анализируемый период число обращений увеличилось более чем в два раза. Как и говорилось ранее, наибольший прирост характерен для Республики Калмыкия – с 0,5‰ в 2019 году до 5,4‰ в 2022 году. В Республике наименьшее число обращений зафиксировано в 2020 году и соответствует значению 0,1‰ или 1 обращение от детей и подростков на 10 000 детей в возрасте 7–17 лет, проживающих в регионе. В Приморском крае (-2,6%) и Нижегородской области (-4,9%) число обращений от детей в 2022 году по сравнению с значениями 2020 года сокращалось, в то время как в 2019 и 2021 годах характеризуются увеличением в два раза и более.
Проведённый анализ показывает, что динамика, развитие деятельности служб ДТД в регионах страны характеризуется своей спецификой.
Результаты исследования и их обсуждение
В контексте анализа результативности деятельности служб ДТД безусловный интерес вызывает оценка детерминант, определяющих уровень обращаемости несовершеннолетних за психологической поддержкой. Далеко не все из них могут быть выявлены на основе статистических данных. На формирование потребности в анонимной и экстренной психологической поддержки и ее реализацию влияют как особенности культурных и социальных норм, сложившихся в регионе, так и масштабы и риск возникновения трудных жизненных ситуаций в окружении ребёнка, а также доступность услуг ДТД. В качестве основных гипотез при отборе переменных для построения модели использовались следующие: уровень обращаемости детей за помощью на ДТД определяется распространенностью девиаций, с одной стороны, и масштабами сети служб, подключенных к ДТД, с другой.
Выявление возможных детерминант обращаемости детей за помощью на ДТД позволило построить регрессионную модель (1):
, (1)
где | (-3,940) | (4,017) | (2,760) | (-2,758) | (-2,126) | (-2,624) |
Y - число обращений детей за помощью на ДТД, на 1000 детей 7–17 лет;
x1 – доля неквалифицируемых звонков, % от общего числа;
x2 – коэффициент рождаемости женщин в возрасте от 15 до 19 лет, число рождений на 1000 женщин в соответствующей возрастной группе;
x3 – уровень занятости лиц в возрасте 15–17 лет, %;
x4 – реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему периоду;
x5 – доля молодёжи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, %;
x6 – число организаций, подключенных к детскому телефону доверия в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Модель построена по данным за 2022 г. Информационную базу составили данные официальной статистической отчётности, данные Обследований рабочей силы и отчётов о деятельности ДТД Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. R2 составил 0,623, уравнение статистически значимо (значение F-критерия 8,265, р<0,001).
Далеко не все факторы, в отношении которых высказывались гипотезы о возможном влиянии на уровень обращаемости за помощью на ДТД, вошли в итоговую модель. Не оказывает значимого влияния на уровень обращаемости доступность интернета (дифференциация значений данного показателя по регионам России не слишком велика), уровень бедности, распространенность лишения родительских прав, неуспехи детей в обучении). Вероятно, дети не испытывают большого стресса от этих проблем, заставляющего их искать помощь и поддержку, воспринимая такого рода сложные ситуации как обыденное явление.
Определенными индикаторами детского неблагополучия выступают показатели ранней рождаемости и занятости (вынужденной?) несовершеннолетних в возрасте 15–17 лет. Результаты моделирования свидетельствуют, что уровень обращаемости детей за помощью на ДТД увеличивается в том случае, если в регионах наблюдается более высокий уровень рождаемости несовершеннолетних и занятости (по сравнению с другими регионами).
Уровень обращаемости детей за помощью на телефон доверия снижается, если растут реальные доходы населения, что свидетельствует об экономическом благополучии в регионе.
При увеличении численности детей и молодёжи, не включённых в социальные отношения (не работает и не учится) количество обращаемости на ДТД сокращается. Данный факт может служить следствием того, что обращение за психологической помощью на ДТД требует определенных социальных навыков, осознания значимости психологической поддержки в решении проблем. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии социальной исключенности, не осознают и не считают необходимым обращаться к специалистам для решения психологических проблем.
На совокупность факторов, определяющих более высокий уровень обращаемости детей за помощью к специалистам ДТД следует обратить внимание при разработке стратегии социальной политики в интересах детей в регионах России.
С учетом значительного числа показателей, которые характеризуют деятельность служб ДТД, а также факторов, которые могут повлиять на увеличение обращаемости в службы и их доступность, целесообразным представляется использование метода многомерной классификации – кластерного анализа.
Многомерная группировка проводилась по следующим показателям, представленным в таблице 2. Помимо показателей, характеризующих уровень обращаемости детей и родителей за помощью в службы ДТД, а так же долю обращений детей по таким серьёзным проблемам, как суицид и жестокое обращение с детьми, при кластеризации использовались показатели, характеризующие доступность услуг служб ДТД (число организаций в расчете на 100 тыс. детей и доля неквалифицируемых звонков). В процессе кластеризации проверялась гипотеза о влиянии на формирование типологических групп регионов по степени потребности в услугах ДТД таких показателей, характеризующих детско-семейное неблагополучие, как бедность и лишение родительских прав, а также наличия в домохозяйствах доступа к интернету. Кластерный анализ был проведён в программе SPSS Statistics методом Ворда в 2 этапа: анализировались данные за 2020 г. и 2022 г. Это позволило, помимо формирования типологических групп регионов, сходных по детерминантам обращения на ДТД, выявить изменения, произошедшие в динамике.
Результатом кластерного анализа явилось разбиение 85 регионов России на 5 типологических групп, весьма различающихся по наполняемости (числу вошедших в группу регионов) и значению показателей. Достоверность различий значений переменных между кластерами проверялась на основе значения критерия Крускалла-Уоллеса (р≤0,001).
Для значительной части регионов наблюдается динамика показателя. Под воздействием совокупности факторов уровень обращаемости детей на ДТД меняется. Республика Карелия, Севастополь, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Адыгея (Адыгея) и Краснодарский край в 2022 году по сравнению со значениями 2020 года перешли из группы с меньшими показателями обращаемости к группе с более высоким уровнем числа обращений детей в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область и Хабаровский край, напротив, за два года изменили свои позиции таким образом, что 2022 г. включены в группы с более низкими значениями.
Важным фактором, влияющим на возможность обратиться к услугам ДТД, является доступность их услуг. Можно выделить регионы, в которых доступность услуг ДТД составляет менее 100%. Это те субъекты, где ни у одной организации, находящейся на территории региона, нет режима работы номера телефона доверия без перерыва. По состоянию на начало 2023 год таких субъектов шесть: Чеченская Республика, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ, Ивановская область, Смоленская область, Магаданская область.
С целью установления направлений произошедших изменений числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в период с 2019 по 2022 годы в регионах России были рассчитаны темпы прироста анализируемого показателя. В результате определены следующие варианты динамики: снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет с 2019 по 2022 год; разнонаправленные изменения показателя (снижение в 2022 году к 2019 году и увеличение к 2021 году, увеличение в 2022 году к 2019 году и снижение к 2021 году), увеличение значений показателя за исследуемый отрезок времени и увеличение в два раза и более.
В большей части регионов произошло увеличение числа обращений детей в службу ДТД (в расчете на 1000 детей в возрасте 7–17 лет) в 2022 году по сравнению с 2019 и 2021 годами. Такие изменения зафиксированы в 45 субъектах Российской Федерации. Следующий по распространенности вариант – это разнонаправленные изменения в течение 2019–2022 гг. Сокращение числа обращений детей и подростков как в абсолютном так и в относительном выражении в 2022 году по сравнению с значениями 2019 года, но увеличение по сравнению с предыдущим, 2021 годом. Такая ситуация характерна для 18 регионов.
В 9 субъектах наблюдается снижение числа обращений детей на 1000 детей в возрасте 7–17 лет в 2022 году относительно 2019 и 2021 годов.
Также имеются регионы, в которых за анализируемый период число обращений увеличилось более чем в два раза. Как и говорилось ранее, наибольший прирост характерен для Республики Калмыкия – с 0,5‰ в 2019 году до 5,4‰ в 2022 году. В Республике наименьшее число обращений зафиксировано в 2020 году и соответствует значению 0,1‰ или 1 обращение от детей и подростков на 10 000 детей в возрасте 7–17 лет, проживающих в регионе. В Приморском крае (-2,6%) и Нижегородской области (-4,9%) число обращений от детей в 2022 году по сравнению с значениями 2020 года сокращалось, в то время как в 2019 и 2021 годах характеризуются увеличением в два раза и более.
Проведённый анализ показывает, что динамика, развитие деятельности служб ДТД в регионах страны характеризуется своей спецификой.
Результаты исследования и их обсуждение
В контексте анализа результативности деятельности служб ДТД безусловный интерес вызывает оценка детерминант, определяющих уровень обращаемости несовершеннолетних за психологической поддержкой. Далеко не все из них могут быть выявлены на основе статистических данных. На формирование потребности в анонимной и экстренной психологической поддержки и ее реализацию влияют как особенности культурных и социальных норм, сложившихся в регионе, так и масштабы и риск возникновения трудных жизненных ситуаций в окружении ребёнка, а также доступность услуг ДТД. В качестве основных гипотез при отборе переменных для построения модели использовались следующие: уровень обращаемости детей за помощью на ДТД определяется распространенностью девиаций, с одной стороны, и масштабами сети служб, подключенных к ДТД, с другой.
Выявление возможных детерминант обращаемости детей за помощью на ДТД позволило построить регрессионную модель (1):
, (1)
где | (-3,940) | (4,017) | (2,760) | (-2,758) | (-2,126) | (-2,624) |
Y - число обращений детей за помощью на ДТД, на 1000 детей 7–17 лет;
x1 – доля неквалифицируемых звонков, % от общего числа;
x2 – коэффициент рождаемости женщин в возрасте от 15 до 19 лет, число рождений на 1000 женщин в соответствующей возрастной группе;
x3 – уровень занятости лиц в возрасте 15–17 лет, %;
x4 – реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему периоду;
x5 – доля молодёжи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, %;
x6 – число организаций, подключенных к детскому телефону доверия в расчете на 1000 детей 7–17 лет.
Модель построена по данным за 2022 г. Информационную базу составили данные официальной статистической отчётности, данные Обследований рабочей силы и отчётов о деятельности ДТД Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. R2 составил 0,623, уравнение статистически значимо (значение F-критерия 8,265, р<0,001).
Далеко не все факторы, в отношении которых высказывались гипотезы о возможном влиянии на уровень обращаемости за помощью на ДТД, вошли в итоговую модель. Не оказывает значимого влияния на уровень обращаемости доступность интернета (дифференциация значений данного показателя по регионам России не слишком велика), уровень бедности, распространенность лишения родительских прав, неуспехи детей в обучении). Вероятно, дети не испытывают большого стресса от этих проблем, заставляющего их искать помощь и поддержку, воспринимая такого рода сложные ситуации как обыденное явление.
Определенными индикаторами детского неблагополучия выступают показатели ранней рождаемости и занятости (вынужденной?) несовершеннолетних в возрасте 15–17 лет. Результаты моделирования свидетельствуют, что уровень обращаемости детей за помощью на ДТД увеличивается в том случае, если в регионах наблюдается более высокий уровень рождаемости несовершеннолетних и занятости (по сравнению с другими регионами).
Уровень обращаемости детей за помощью на телефон доверия снижается, если растут реальные доходы населения, что свидетельствует об экономическом благополучии в регионе.
При увеличении численности детей и молодёжи, не включённых в социальные отношения (не работает и не учится) количество обращаемости на ДТД сокращается. Данный факт может служить следствием того, что обращение за психологической помощью на ДТД требует определенных социальных навыков, осознания значимости психологической поддержки в решении проблем. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии социальной исключенности, не осознают и не считают необходимым обращаться к специалистам для решения психологических проблем.
На совокупность факторов, определяющих более высокий уровень обращаемости детей за помощью к специалистам ДТД следует обратить внимание при разработке стратегии социальной политики в интересах детей в регионах России.
С учетом значительного числа показателей, которые характеризуют деятельность служб ДТД, а также факторов, которые могут повлиять на увеличение обращаемости в службы и их доступность, целесообразным представляется использование метода многомерной классификации – кластерного анализа.
Многомерная группировка проводилась по следующим показателям, представленным в таблице 2. Помимо показателей, характеризующих уровень обращаемости детей и родителей за помощью в службы ДТД, а так же долю обращений детей по таким серьёзным проблемам, как суицид и жестокое обращение с детьми, при кластеризации использовались показатели, характеризующие доступность услуг служб ДТД (число организаций в расчете на 100 тыс. детей и доля неквалифицируемых звонков). В процессе кластеризации проверялась гипотеза о влиянии на формирование типологических групп регионов по степени потребности в услугах ДТД таких показателей, характеризующих детско-семейное неблагополучие, как бедность и лишение родительских прав, а также наличия в домохозяйствах доступа к интернету. Кластерный анализ был проведён в программе SPSS Statistics методом Ворда в 2 этапа: анализировались данные за 2020 г. и 2022 г. Это позволило, помимо формирования типологических групп регионов, сходных по детерминантам обращения на ДТД, выявить изменения, произошедшие в динамике.
Результатом кластерного анализа явилось разбиение 85 регионов России на 5 типологических групп, весьма различающихся по наполняемости (числу вошедших в группу регионов) и значению показателей. Достоверность различий значений переменных между кластерами проверялась на основе значения критерия Крускалла-Уоллеса (р≤0,001).
Кластеры 1 и 2 являются наиболее наполненными (в целом эти два кластера включают 72 региона), ситуация в них отражает характерные черты ситуации с обращаемостью детей в службы ДТД в большинстве регионов страны.
Кластер 1 объединяет значительную часть российских регионов (36 регионов), близких по характеристикам распространенности обращений за помощью к специалистам ДТД и ряду детерминант обращаемости. Это может говорить о единой стратегии, по которой развивается деятельность ДТД в значительной части регионов страны. В данный кластер вошли регионы, для которых характерен наиболее низкий уровень обращаемости детей в службу ДТД, так же как и низкий уровень обращаемости по вопросам жестокого обращения и суицида. Для этих регионов характерен средний уровень числа служб, подключенных к ДТД (в расчете на 100 тыс. детей) на фоне других кластеров. Уровень обращаемости родителей более чем в 10 раз ниже обращаемости детей (значительная разница в уровне обращаемости детей и родителей характерна для всех регионов). Третью часть от всех звонков составляют неквалифицируемые звонки. Для регионов данного кластера характерны наиболее высокие уровни распространения лишения родительских прав и бедности домохозяйств. Однако данный факт не влияет на величину обращаемости в службу ДТД. Формальные характеристики экономического и семейного неблагополучия детей не являются ведущими детерминантами обращаемости за психологической помощью. Данный кластер является одним из 2 наиболее типичных.
Отличительной чертой кластера 2 (36 регионов) является наиболее высокая по совокупности всех регионов доля неквалифицируемых звонков. На фоне кластера 1 здесь несколько выше уровень обращаемости детей, однако значимо выше обращаемость по вопросам жестокого обращения и суицида. Эти проблемы, вероятно, более остро стоят в регионах кластера 2 перед детьми, на фоне других ситуаций, вызывающих необходимость обратиться за психологической поддержкой. Кроме того, играет роль допустимости в общественном сознании обратиться за помощью в случае жестокого обращения. Данный кластер занимает 2 место по уровню лишения родительских прав за невыполнение обязанностей по воспитанию детей и 1 место по относительному количеству неквалифицируемых звонков.
В 9 регионах кластера 3 самый высокий уровень обращаемости детей, однако ощущается недостаток организаций, подключенных к детскому телефону доверия и, соответственно, оказывающих психологическую поддержку. Обращает на себя внимание высокий уровень обращений по поводу жестокого обращения и суицидов, показатели обращаемости по этим двум причинам сопоставимы. Возможно, дело заключается и в специфике классификации звонков в службах этих регионов (доля неквалифицируемых звонков одна из самых низких, ниже только в 3 регионах кластера 4). Но всё же представляется важным обратить особое внимание на профилактику детских суицидов и жестокого обращения с детьми в этих регионах.
В кластер 4 (3 региона) и 5 (1 регион) выделены отдельные регионы в силу особенностей ситуации. Здесь весьма высокий уровень обращаемости детей, а так же очень высокий уровень обращений детей по поводу жестокого обращения. При этом в кластере 5 (Пензенская область) родители практически игнорируют службу ДТД, здесь самый низкий уровень лишения родительских прав и, судя по показателям других регионов, недостаток служб, подключенных к детскому телефону доверия. Надо сказать, что по данным отчётности ДТД в Пензенской области наблюдается резкий скачок звонков детей в 2022 г. по поводу жестокого обращения (причём, именно в семье).
В трёх регионах кластера 4 (Курганская область, Кемеровская область, г. Севастополь) при наиболее низкой доле неквалифицированных звонков, благоприятной ситуации с подключением количества организаций к ДТД, наблюдается наиболее значительный уровень обращаемости родителей. Вероятно, родители в здесь в большей степени информированы о возможности и допустимости обращения на ДТД. На высоком уровне остаётся распространенность случаев жестокого обращения с детьми.
Представление о территориальных особенностях разбиения на кластеры в 2022 г. даёт таблица 3.
Для кластеров характерна значительная территориальная разбросанность, нельзя выделить каких-либо особых географических закономерностей. Для первого кластера, включающего 36 регионов, характерно значительное территориальное разнообразие. Он в первую включает регионы европейской части России (от Ненецкого автономного округа до Республики Крым), республики Поволжья и Северного Кавказа, а также ряд регионов Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока.
Во второй кластер (36 регионов), наряду с территориями европейской части (значительная часть европейского Севера) входят и регионы Кавказа, и весьма отдаленные от центра страны территории – не только Западная, но и Восточная Сибирь и Дальний Восток.
В первый и второй кластеры входит большинство регионов, находящихся на границах России и отличающихся определенной этнокультурной мозаичностью, смешением культур и моделей поведения.
Из 9 регионов третьего кластера 5 – национальные автономии, в основном он представлен регионами с дисперсным расселением и низкой плотностью расселения и социальных контактов.
Четвёртый кластер представлен 3-мя регионами - г. Севастополь, Курганская область, Кемеровская область. В пятый кластер вошла только Пензенская область.
Сравнивая результаты многомерной классификации за 2022 г. и 2020 г. (таблицы 2 и 4). проведённой по одному набору показателей, можно заметить, что к 2022 г. однородность регионов России по типам обращаемости за услугами специалистов ДТД практически не увеличилась. В краткосрочном периоде сохраняются особенности распределения регионов России по типологическим группам в зависимости от характеристик обращаемости за психологической поддержки на ДТД. Возможно, это обусловлено незначительным временным промежутком для появления более значительных изменений.
В 2020 г. так же выделялись 2 крупных кластера, отличающихся по характеристикам, обуславливающим масштабы деятельности ДТД (42 и 35 регионов). В 2022 г. так же можно выделить два основных кластера (по 36 регионов) и три кластера, содержащих гораздо меньше наблюдений, характеризующихся определенной спецификой. Дифференциация регионов по уровню бедности и доступности Интернет-услуг уменьшилась в 2022 г. по сравнению с 2020 г. и в меньшей степени оказывает влияние на специфику распределения регионов по востребованности услуг ДТД.
Значительно вырос уровень и усилилась дифференциация регионов по частоте обращений на ДТД, связанных со случаями жестокого обращения (в 2022 г. показатель колебался от 13,51 обращения на 100 тыс. детей до 790,98; в 2020 г. размах показателя составлял от 8,46 обращения в 3 кластере до 225,6 – в 4 кластере). Значительно сократилась доля неквалифицируемых звонков, что может свидетельствовать о более серьёзном и доверительном отношении к возможностям ДТД.
В регионах сложились разные модели взаимодействия со службой ДТД. Внешние факторы – доступность интернет-услуг, уровень бедности – практически не оказывают влияния на уровень обращаемости к услугам специалистов за экстренной психологической помощью. Во многом уровень общей обращаемости зависит от частоты обращений по поводу жестокого обращения. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев регионы с наиболее высоким уровнем обеспеченности услугами организаций, подключенных к ДТД, отличает более низкий уровень обращаемости по вопросам жестокого обращения и суицида. В определенной степени можно говорить о роли такого негативного фактора, определяющего семейное благополучие и доверительность детско-родительских отношений, как педагогическая несостоятельность родителей (лишение родительских прав).
Выводы
Развитие системы психологической поддержки для детей является важным условием их благополучия. Важным инструментом, обеспечивающим доступность анонимной психологической поддержки для детей и их родителей выступает ДТД, действующий под патронажем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные шоки влияют на психологическое самочувствие детей и подростков и приводит к росту обращаемости за помощью на ДТД. На протяжении всего существования ДТД наибольшее число обращений поступает от детей и подростков, далее – от иных граждан и наименьшее число обращений от родителей детей и лиц их заменяющих. Основными причинами, по которым дети и подростки обращались на ДТД, выступают отношения со сверстниками, детско-родительские отношения и проблемы, связанные с учёбой и профориентацией.
Регионы России характеризует весьма значительная вариация показателей, характеризующих обеспеченность услугами организаций, подключенных к ДТД, режим их работы.
Использование методов многомерного анализа показало, что на уровень обращаемости несовершеннолетних на ДТД оказывает влияние такие детерминанты, характеризующие социальную ситуацию в регионах России, как уровень рождаемости несовершеннолетних (как индикатор девиаций в подростковой среде, распространенности сексуальных контактов среди несовершеннолетних), низкий уровень жизни, в том числе провоцирующих занятость несовершеннолетних. Оказывает влияние и характеристики деятельности сети ДТД – количество организаций, подключенных к телефону доверия, доля неквалифицированных звонков.
Ситуация с обращаемостью на ДТД меняется с течением времени. Сокращается количество неквалифицированных звонков. В целом регионы пока отличает довольно незначительный уровень обращаемости детей в службу ДТД, так же как и низкий уровень обращаемости родителей. Значительна дифференциация регионов по уровню обращаемости детей по вопросам по вопросам жестокого обращения и суицида. Семейное неблагополучие выступает одним из факторов, определяющих необходимость психологической поддержки. Важным направлением деятельности выступает информирование детей и подростков, их родителей о доступности услуг анонимного ДТД.
Исследовательская гипотеза подтвердилась частично, результаты исследования продемонстрировали значительную региональную дифференциацию обращаемости за психологической помощью детей и их родителей. Далеко не всегда уровень обращаемости определяется экономическим или социальным неблагополучием семей. Поиск достоверных детерминант обращаемости за помощью на ДТД (детей и их родителей) актуализирует проведение специальных исследований, позволяющих выявить социально-культурные факторы, определяющие допустимость и возможность обращения за психологической поддержкой.
Об авторах
О. В. Кучмаева
Институт демографических исследований – обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Email: Kuchmaeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0386-857X
SPIN-код: 1948-0872
Scopus Author ID: 35183367300
ResearcherId: L-9513-2015
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела семьи и семейно-демографической политики, Институт демографических исследований – обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Россия, МоскваЛ. А. Давлетшина
Государственный университет управления
Автор, ответственный за переписку.
Email: LA_Davletshina@guu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1497-1751
SPIN-код: 1246-3360
Scopus Author ID: 57220962431
ResearcherId: AAF-1194-2021
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры статистики, Государственный университет управления
Россия, МоскваСписок литературы
- Social determinants of mental health: where we are and where we need to go / M. Alegría, A. NeMoyer, I.F. Bagué [et al.] // Current Psychiatry Reports. 2018. Vol. 20. № 11. Р. 1–13. https://doi.org/10.1007/s11920-018-0969-9
- Rethinking research on the social determinants of global mental health / К. Rose-Clarke, D. Gurung, C. Brooke-Sumner [et al.] // Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7. No. 8. P. 659–662. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30134-6
- Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Анализ консультационных запросов современных родителей, воспитывающих подростков 13-15 лет // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2023. № 1(63). С. 110 - 118. EDN QJBMTC
- Цирульникова Е. А., Луканин Н. С. Современные тенденции проявления социально-психологического неблагополучия у подростков // Психология и Психотехника. 2022. № 4. С. 61-72. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2022.4.39430 EDN SIEQXE
- Возьмитель А.А. Концептуальные основы социологии образа жизни // Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 4(23). C. 13–44. https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.479 EDN YNLVQH
- Зорина Н.С., Зорин Д.Н. Психологические особенности развития подростков в условиях семейной депривации // Административное право и процесс. 2023. № 1. С. 83-84. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2023-1-83-84 EDN MLOCDU
- Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, О.Р. Веретина [и др.] // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 1. C. 84—96. https://doi.org/10.17759/chp.2023190111 EDN ADRJWA
- Чеснокова Л.В. Право на уединение как условие оформления опыта приватности // Идеи и идеалы. 2020. Том 12. № 2-2. С. 434-451. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-434-451 EDN VACCWS
- Ильянкова Е.И. Аналитический обзор исследований детерминант делинквентного поведения несовершеннолетних // Прикладная психология и педагогика. 2020. Том 5. № 4. С. 38-59. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-38-59 EDN ZJUSGZ
- Ганишина И.С., Кряжева А.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних: общая характеристика, механизмы формирования и развития // Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика: [монография]. Ульяновск: издательство «Зебра», 2019. 168 c. EDN ZKJOLX
- Морозова О.В. Оказание экстренной социально-психологической помощи несовершеннолетним в кризисной ситуации по телефону доверия // Материалы международной научно-практической конференции «Человек и общество в нестабильном мире», 03 марта 2020, Омск, Россия / отв. редактор Г.И. Тюменцева. Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический университет», 2020. С. 130-134. EDN NUPVRV
- Marmot M., Bell R. Social inequalities in health: a proper concern of epidemiology // Annals of Epidemiology. 2016. Vol. 26. № 4. Р. 238–240. https://doi.org/10.1016/j.annepidem.2016.02.003
- Social determinants of mental health / J. Allen, R. Balfour, R. Bell, M. Marmot // International Review of Psychiatry. 2014. Vol. 26. № 4. Р. 392–407. https://doi.org/10.3109/09540261.2014.928270
- Mood and emotional reactivity of adolescents during the COVID-19 pandemic: short-term and long-term effects and the impact of social and socioeconomic stressors / K.H. Green, S. van de Groep, S.W. Sweijen [et al.]. Scientific Report. 2021. No. 11563. https://doi.org/10.1038/s41598-021-90851-x
- Мазаева Н.А. Факторы риска увеличения частоты и ранней манифестации депрессий в современной подростковой популяции // Психиатрия. 2020. Том 18. № 3. С. 6-13. https://doi.org/10.30629/2618-6667-2020-18-3-6-13 EDN TFWWZG
- Реан А.А. Свобода: ответственность, негативизм, забота // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3. С. 83-101. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.05 EDN EETUWA
- Child personality and parental behavior as moderators of problem behavior: variable- and person-centered approaches / K.G. Van Leeuwen, I. Mervielde, C. Braet, G. Bosmans // Developmental Psychology. 2004. Vol. 40. № 6. P. 1028-1046. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.6.1028
- Положий Б.С., Васильев В.В., Каменщиков Ю.Г. Влияние социально-экономических и психопатологических факторов на динамику суицидальной смертности в Удмуртской Республике // Академический журнал Западной Сибири. 2021. Том 17. № 1(90). С. 5-13. EDN XAPCIP
- Nesi J., Telzer E.H., Prinstein M.J. Adolescent development in the digital media context // Psychological Inquiry. 2020. Vol. 31. No. 3. P. 229-234. https://doi.org/10.1080/1047840X.2020.1820219
- Карабанова О.А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 3. С. 4-22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01 EDN JVZXBI
- Компьютерные игры: от борьбы с депривацией к алгоритмической культуре и ... цифровому слабоумию / С.В. Меркулов, Т.А. Кононова, О.Л. Поминова [и др.] // Перспективы науки и образования. 2022. № 1(55). С. 42-60. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.3 EDN TXBJSF
- Ксенофонтова К.М. Суицидальное поведение как форма подростковой девиации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 8-1. С. 224-231. https://doi.org/10.34670/AR.2023.23.73.029 EDN CGUSNI
- Крахмалева О.Е., Кузьмина К.Н., Ермолова И.М. Дистантная медико-психологическая помощь в условиях вынужденной изоляции // Омский психиатрический журнал. 2020. № 2-S1(24). С. 11-15. https://doi.org/10.24411/2412-8805-2020-10202 EDN YXACJD
- Editorial: Social determinants of psychological illness and well-being across the life course / J. Wang, N. Zhang, R. Ma, F. Yan // Frontiers in psychology. 2023. Vol. 14. Art. 1215136. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1215136
- Сучкова О.Ю., Харитонова Н.Е. Дистанционные формы психологической работы // Социальная работа: теория, методы, практика. 2023. № 7. С. 207-215. EDN PSNZFW
- Гаврилова О.Я., Ульянина О.А. Международный опыт оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним детям // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2021. № 3. С. 108-115. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2021-0-3-108-115 EDN JCOOZW
- Халфина Р.Р., Фаттахова Г.Р. Особенности оказания психологической помощи при телефонном консультировании // Вестник психофизиологии. 2020. № 2. С. 45-49. https://doi.org/10.34985/q8504-0726-3658-m. EDN LPIQEA
- Clinicians' use of and attitudes towards technology to provide and support interventions in child and adolescent mental health services / B. Cliffe, A. Croker, M. Denne, P. Stallard // Child and Adolescent Mental Health. 2020. Vol. 25. No. 2. P. 95-101. https://doi.org/10.1111/camh.12362
- Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № S2. С. 118-129. EDN IOLMXU
- Wasserstein R.L., Lazar N.A. The ASA’s statement on p-values: context, process, and purpose // The American Statistician. 2016. Vol. 70. № 2. P. 129-133. https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1154108
- Measuring stressors among children and adolescents: a scoping review 1956—2020 / F. Núñez-Regueiro, I. Archambault, P. Bressoux, C. Nurra // Adolescent Research Review. 2022. Vol. 7. № 1. Р. 141—160. https://doi.org/10.1007/s40894-021-00168-z
- Маклаков А.Г. Панкратова В. Г. Психологическая помощь учителям общеобразовательных организаций в профилактике профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2024. № 4. С. 334-348. https://doi.org/10.35231/18186653_2024_4_334 EDN VUGCIG
Дополнительные файлы
