Обеспечение качества жизни населения в городских агломерациях: потенциал использования инструментов стратегического планирования и стандартизации

Обложка
  • Авторы: Бурак П.И.1, Зворыкина Т.И.2
  • Учреждения:
    1. Институт региональных экономических исследований Российская академия естественных наук
    2. Институт региональных экономических исследований
  • Выпуск: Том 21, № 2 (2025)
  • Страницы: 259-273
  • Раздел: Экономические исследования
  • Статья получена: 30.06.2025
  • Статья одобрена: 30.06.2025
  • Статья опубликована: 29.07.2025
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1999-9836/article/view/298145
  • ID: 298145

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются методологические и практические аспекты нормативного регулирования качества жизни населения в городских агломерациях России, которые представляют особый вид территориального формирования, сочетающий в себе функции крупных городов и прилегающих к ним сельских территорий. Целью исследования стал поиск путей для обеспечения качества жизни населения в городских агломерациях на основе потенциала использования инструментов стратегического планирования и стандартизации. В задачи исследования входило решение вопросов по формированию чёткого понятийного аппарата; определение стратегии и планов развития нормативного регулирования качества жизни населения агломерации. Авторами на основе анализа специфики городских агломерационных объединений предложен набор мер, направленных на стимулирование поступательного экономического развития и роста в них качества жизни населения. Среди обозначенных мер по повышению качества жизни населения - методический подход к разработке программ стратегического развития, модель устойчивого развития городской агломерации, основанная на принципах менеджмента качества управления территорией, модель нормативного регулирования, комплекс механизмов и инструментов по стандартизации. В рамках данного исследования авторы статьи на основе теоретических положений по стандартизации, обобщения данных информационных источников и опыта применения международных стандартов по устойчивому развитию и качеству жизни предложили макет инновационного национального стандарта ГОСТ Р «Устойчивое развитие территорий и качество жизни. Городские агломерации. Основные положения и общие требования». В макете стандарта определена позиция в части используемой терминологии, дана классификация агломераций, обозначены выполняемые функции и организационная структура участников процесса управления качеством жизни и т.д. Изучение проблемы обеспечения качества жизни в городских агломерациях на основе применения инструментов стратегического планирования и стандартизации вносит вклад в теорию и методологию определения роли и места городских агломераций в структуре управления регионами России.

Полный текст

 Введение

В современной России всё большее число населения проживает в крупных и крупнейших городах, которые сочетают в себе выполнение не только функций города, но и тесно взаимодействуют с сельскими территориями. Выделяются территории, которые сочетают в себе функции крупных и крупнейших городов. В настоящее время в Российской Федерации уже сформировано 40 крупнейших агломераций, численность населения в которых превышает 73 мл. человек. По различным оценкам, помимо концентрации в агломерациях более половины населения страны, в них же сосредоточено до 90% национального научного и промышленного потенциала, а на долю шести крупнейших из агломераций приходится более трети ВВП России. Располагая высоким потенциалом городские агломерации ощущают нормативный голод, а именно: отсутствуют базовый закон о городских агломерациях, нет методологической проработки их стратегического развития, отсутствует чёткий понятийный аппарат, нет понимания качества жизни в агломерациях, не применяются механизмы и методы национальной системы стандартизации.

Целью исследования стал поиск путей для обеспечения качества жизни населения в городских агломерациях на основе потенциала использования инструментов стратегического планирования и стандартизации.

Объектом исследования стало качество жизни населения в городских агломерациях в современных условиях развития экономики. Предметом исследования явился процесс применения комплекса мер и инструментов стратегического планирования и стандартизации влияющих на качество жизни населения городской агломерации.

Авторами была предложена гипотеза о том, что городские агломерации — это особый вид территориального образования, сочетающий в себе элементы крупного города и сельских территорий, а качество жизни населения в них можно и нужно повышать, применяя современные методы и инструменты стратегического планирования и стандартизации.

Важнейшим направлением работ является применение методического подхода к подготовке программ стратегического развития, предложение модели устойчивого развития городской агломерации, основанной на принципах менеджмента качества территорий, а также модели нормативного регулирования. Усилия научного сообщества в изучении проблем устойчивого развития1 [1; 2], стратегических программных документов [3], стандартов национального и международного уровней по устойчивому развитию и параметрам качества жизни [4; 5], методических документов в этой области [6], и формализация результатов исследований в виде отвечающих критериям инновационности пока не нашли активного практического применения.

Использование выше приведённых способов регулирования позволит в условиях современных вызовов времени, связанных с цифровизацией, применением санкций, необходимостью устойчивого развития и др. значительно повысить результативность управления территориями в направлении повышения качества жизни её населения. Решению этих вопросов посвящены приведённые ниже исследования.

 

Теоретические и методологические положения в области стратегического планирования и стандартизации направленные на повышение качества жизни населения

Инструменты стратегического планирования, направленные на эффективное решение задач развития территорий и повышение качества жизни населения регионов активно применяются с принятием закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Особенно они важны в современных условиях, когда нужен инновационный экономический рывок для достижения технологического суверенитета, диверсификации многих отраслей деятельности, обеспечения роста доходов граждан и уровня жизни населения.

            Задачи современности требуют углубления уровня планомерности в развитии регионов страны, охвата комплексным долгосрочным и среднесрочным планированием всех крупнейших и важнейших экономических объектов. К числу важнейших экономических объектов, безусловно, относятся городские агломерации. Многие учёные представляют понимание городских агломераций с различных точек зрения [7; 8; 9; 10; 11] при этом безусловным остаётся понимание того, что это сочетание крупнейшего или крупного города и его инфраструктуры с функционированием прилегающих к городу территорий в том числе и сельских. В проекте закона об агломерациях [12] этот термин трактуется следующим образом — это территория городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

Авторы предлагаю свою трактовку понятия: городская агломерация — это территориальное образование сочетающее в себе крупные и крупнейшие города с сельскими территориями, связанными между собой устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

 Проведённый анализ некоторых показателей качества жизни населения в городских агломерациях по данным 2016 года [6] с учётом их возможной экстраполяции на последующий период2 позволил предложить картину по состоянию качества жизни населения на основе рассмотрения таких показателей как: обеспеченность жильём на одного человека (кв. м), расходы бюджета на 1 чел (тыс. руб.), доходы населения на 1 чел (тыс. руб.). Данные об обеспеченности жильём на одного человека, приведены на рисунке 1. 
В тоже время по расходу бюджета на одного жителя значительно опережают остальных такие крупнейшие агломерации как Московская и Санкт -Петербургская (рисунок 2).

Анализ доходов населения городской агломерации, тыс. руб. на одного человека (рисунок 3) показывает, что лидирует Московская, Краснодарская, Владивостокская и Екатеринбургская агломерации. Учёные Н.Н. Ноздрина, И.М. Шнейдерман в своих исследованиях рассматривают связь между этими показателями и делают вывод, о том, что в городах миллионниках, чем крупнее агломерация и больше численность его населения, тем выше показатели, характеризующие ввод жилья, тем выше уровень денежных доходов и качества жизни населения агломераций и регионов, куда они входят [8]. В то же время наиболее крупные агломерации имеют высокую концентрацию населения, что всё-таки значительно снижает финансовую доступность покупки жилья на рынке.

Городские агломерации, как следует из общепризнанного понимания1 [6; 7; 13; 14; 15], формируют вокруг себя экономические, производственные, социально-бытовые и культурные связи. Наиболее крупными городскими агломерациями (рисунки 1-3) признана Москва и Санкт – Петербург. Из представленных данных видно, что качество жизни по трём показателям распределено в городских агломерациях крайне неравномерно.

 Наряду с приведёнными выше показателями, авторы рассмотрели положения ГОСТ Р ИСО 37120- 2020 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни». В национальном стандарте регламентированы такие экономические показатели качества жизни для населения характерные для городских агломераций как: уровень безработицы по агломерации; уровень безработицы среди молодёжи; доля городского населения живущего в нищете; доля лиц, занятых полный рабочий день; количество предприятий на 100000 чел.; количество высших учебных заведений на 100000 человек; доля населения школьного возраста, обучающихся в школе. Однако, установление характера и особенностей изменения этих показателей для различных городских агломераций требует проведения специального научного исследования.

Методический подход к формированию стратегии развития городских агломераций базируется на понимании особенностей и проблем их развития.

     Исследования, проведённые в Институте региональных экономических исследований (ИРЭИ), позволили выявить проблемы развития городских агломераций, а также проблемы, препятствующие управлению ими [3; 7]. По мнению авторов, условно, можно выделить четыре основные проблемы, мешающие развитию агломераций– это: отсутствие понятийного аппарата, не сформированность критериев определения границ агломерации, отсутствие официально обозначенных управленческих организационных структур и необозначенность их как объектов планирования в системе документов государственного стратегического планирования. Характеристика проблем развития городских агломераций, а также предложение возможных путей их решения, рекомендуемые авторами с учётом [3;7] приведены на рисунке 4.

Естественно, что приведённые на рисунке 4 проблемы могут быть решены на основе выполнения комплекса методических, нормотворческих1 и других работ, а также применения инструментов национальной стандартизации2 [4;16; 17; 18].

Анализ показал, что практика стратегирования в управлении агломерациями пока не наработана [3]. Предусмотренное в отечественной нормативной базе создание около 20 стратегических документов долгосрочного характера в части социальной и экономической политики в агломерациях не реализовано.

Исследования научного коллектива ИРЭИ установили, что концептуальные, стратегические и плановые акты регионов и органов местного самоуправления реализуются в части градостроения, инженерии, транспортных систем [3;7].

Количество органов управления, которые могут быть идентифицированы как регулирующие функционирование и развитие агломераций, а также качество жизни её населения незначительно. В Республике Башкортостан и городе Санкт-Петербурге на базе структур власти (законодательной и исполнительной) организованы ориентированные на решение вопросов развития агломераций рабочие группы. На уровне местного самоуправления имеются совещательные координационные советы (Новосибирская, Ростовская Самарско-Тольяттинская, Тульская, Саратовская агломерации).

По мнению авторов, необходимо предпринять ряд организационно – методические мер и практических решений по скорейшему включению городских агломераций в систему стратегического территориального планирования и управления экономикой (рисунок 5).

 Безусловно, городские агломерации России в ближайшей перспективе смогут стать центрами устойчивости в системе пространственного устройства экономики страны. Во всех регионах ведутся поиски новых форм планирования развития в том числе и городских агломераций и совершенствования системы плановых нормативных документов. Например, в Иркутской области в 2018 года были проведены методические и организационные работы по созданию нового документа стратегического планирования регионального уровня - Комплекса стратегических инвестиционных инициатив. Документ, подготовленный с участием учёных РАЕН и ИРЭИ [19] формализует направления реализации Стратегии социально-экономического развития региона, включает конкретные масштабные инвестиционные проекты с глубокой степенью обоснования и технико-экономической проработки [3]. Многие российские специалисты предлагают дополнить существующую систему планирования разработкой пятилетних планов, как на федеральном уровне, так и в региональном масштабе [19]. Результативность такого подхода подтверждена экономическими результатами планирования развития и формирования необходимых организационных структур в Иркутской области. Это доказывается тем, что по итогам работы специальной организационной структуры в период реализации регионального пятилетнего плана бюджет Иркутской области увеличился в два раза, соответственно и улучшилось качество жизни её населения. Как отмечалось выше, весомый вклад в разработку этого нового типа планового документа внесли специалисты РАЕН и ИРЭИ.

Таким образом, следует сделать вывод, что катализаторами процесса повышения результативности управления городскими агломерациями и повышения качества жизни населения станут стратегии, а также нормативные регуляторы: законы, указы, программы, планы пятилетнего развития и документы национальной стандартизации.

 

 Методы исследования, применяемые для решения поставленной задачи

            Для решения задачи по обеспечению качества жизни в городских агломерациях на основе применения инструментов стратегического планирования и стандартизации были использованы общенаучные и конкретно-предметные методы исследования, представленные на рисунке 6.

Были опрошены специалисты в области государственного и муниципального управления по проблемам городских агломераций, а также специалисты – полномочные представители организаций членов технического комитета по стандартизации ТК 115 «Устойчивое развитие» Росстандарта. Всего около 50 человек.

Особое внимание было уделено оценке оригинальности и достоверности полученных и публикуемых материалов по результатам исследований.

При подготовке предложений сформирован ряд стартовых позиций:

Во-первых, в сложившихся условиях важно применение инструментов стратегического планирования, особое место уделить планированию на определённый срок.

Во-вторых, при отсутствии федерального закона о городских агломерациях важная роль может быть отведена стандартизации.

В-третьих, действующий комплекс стандартов по устойчивому развитию территорий может быть применим для регламентации деятельности городских агломераций, которые тоже становятся объектами стандартизации.

 

По данным ИСО и Минпромторга России вклад эффективно действующей системы стандартизации в экономику стран мира составляет в среднем 0,8% - 1% от ВВП. Базовый закон о стандартизации позволяет применять механизмы, методы и инструменты стандартизации для регулирования развития рыночных отношений, управления территориями, обеспечения безопасности, качества различных объектов, в том числе качества жизни населения территории. Под правовым патронатом ФЗ-162 разработан целый ряд перспективных программ стандартизации, направленных на интенсификацию развития экономики. Основные направления и перспективы развития стандартизации отражены на рисунке 8.

Стандартизация активно развивается на международном уровне в рамках хорошо известных международных организаций по стандартизации, таких как ИСО, МЭК и др. [3;4]. Безусловно, решение проблемы качественного, безопасного и устойчивого развития крупных городов и повышение качества жизни их населения в настоящее время является объектом стандартизации. Сейчас действует ряд национальных стандартов, подготовленных на основе международных на устойчивое развитие территорий и качество жизни населения: ГОСТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101, ГОСТ Р ИСО 37120-2020, ГОСТ Р ИСО 37122-2022, ГОСТ Р ИСО 37123-2022 и др. Стандарты регламентируют характеристики организации деятельности, а также индикаторы и показатели устойчивого развития территорий и качества жизни, а также процессы менеджмента территорий. Городские агломерации, как территориальные образования попадают в сферу распространения действия стандартов по устойчивому развитию. Однако, их использование требует дальнейшей теоретической и методологической проработки. Необходимо определить контуры нормативного регулирования, а также место и сущность городской агломерации как элемента в системе менеджмента территории. Исследования разработок ряда авторов [3;4] позволили предложить адаптированную для городской агломерации пространственную модель устойчивого развития территории. Модель может быть основой для выбора нормативных документов, регулирующих деятельность городской агломерации (рисунок 9).

Конструктивно представленная на рисунке 9 модель характеризует нормативное регулирование управления городской агломерацией на четырёх стадиях жизненного цикла городской агломерации «Plan-Do-Check-Act» (планирование-действие-проверка-корректировка), по оси ординат указаны уровни управления агломерацией, по оси аппликат составляющие устойчивого развития (экология, экономика, социальная сфера и добавлено наряду с традиционными тремя четвёртый уровень - ресурсосбережение). При этом общая организация работ и менеджмент городской агломерации будут соответствовать ГОСТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101, устанавливающему принципы и требования к СМК. Данная модель предусматривает наличие единой системы менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов на всех уровнях управления и всеми составляющими устойчивого развития городской агломерации. Такая система позволяет осуществлять руководство городской агломерацией по единым принципам и с взаимной увязкой различных аспектов.

Характеристика устойчивого развития и повышения качества жизни населения городской агломерации, базирующаяся на положениях национальных стандартов является основанием для формирования арсенала её нормативного регулирования.

Нормативно могут быть оформлены: понятийный аппарат, функции для каждого уровня управления, вопросы экологии, социальной поддержки, ресурсосбережения.

На рисунке 10 приведена модель [3], содержащая нормативные, правовые документы и документы по стандартизации позволяющие регулировать устойчивое развитие и качество жизни населения городской агломерации на национальном, региональном и местном уровне по этапам жизненного цикла «Plan-Do-Check-Act».

Реализация комплекса документов представленных на рисунке 10 предполагает наличие организационной структуры управления городской агломерацией, которая должна быть интегрирована во все действующие системы управления на территории.

Учитывая содержание приведённой на рисунке 9, модели возможно предложить следующее определение для нормативного применения инструментов стратегического планирования и стандартизации как:

 комплекс документов, регламентирующих требования к устойчивому развитию и качеству жизни населения городской агломерации на национальном, региональном и местном уровне и формирующих направления социального и экологического развития, и экономического роста и ресурсосбережение, организационную структуру участников и правила функционирования системы в целом». Макет базового стандарта и его элементов, определяющего на национальном уровне. Основные положения и требования к городским агломерациям

  Основными целями создания городской агломерации является достижение максимальной результативности управление городской территорией в направлении обеспечения качества жизни населения. Применяя метод стандартизации – упорядочение возможно достичь идеальную формулу городской агломерации, обозначив в стандарте понятийный аппарат, цели задачи, функции, организационную структуру объекта стандартизации и др. Предлагаем макет – идею будущего стандарта на городские агломерации ГОСТ Р «Устойчивое развитие территорий и качество жизни. Городские агломерации. Основные положения и общие требования» (таблица 1).

Предложения авторов по разработке национального стандарта ГОСТ Р «Устойчивое развитие территорий и качество жизни. Городские агломерации. Основные положения и общие требования» направлены на рассмотрение и возможное включение в перспективную программу национальной стандартизации в рамках технического комитета по стандартизации ТК 115 «Устойчивое развитие».

 

Заключение

 

В настоящем исследовании рассмотрены методологические и практические аспекты нормативного регулирования развития городских агломераций в России. Авторы подтверждают гипотезу о том, что в стратегическое планирование и связанная с ним стандартизация могут стать эффективным драйвером повышения качества жизни населения, а также развития и управления городскими агломерациями.

Несмотря на то, что в реальных условиях существования административно-территориальных образований городские агломерации занимают значительное место, до настоящего времени они нормативно не оформлены и, следовательно, управление ими через стратегические документы значительно затруднено. При этом необходимо учитывать, что качество жизни в различных городских агломерациях отличается, о чём свидетельствую статистические данные по ряду показателей качества жизни.

По мнению авторов возможно придерживаться следующей формулировки градской агломерации, приведённой в проекте закона «О городских агломерациях»: «Агломерации представляют собой особый вид территориального формирования, сочетающий в себе функции крупных городов и прилегающих к ним сельских территорий».

Методический подход к стратегическому планированию развития этого уникального территориального образования базируется на изучении особенностей и проблем развития городских агломераций и применении к ним традиционных способов стратегического планирования, предусмотренных законом о стратегическом планировании, а также использовании пятилетнего планирования развития городской агломерации.

Целью исследования стал поиск путей для обеспечения качества жизни населения в городских агломерациях на основе потенциала использования инструментов стратегического планирования и стандартизации.

Авторы пришли к заключению, что стандартизация является результативном и эффективным механизмом нормативного регулирования развития городской агломерации и повышения качества жизни, кроме того, даёт ответ на многие важные вызовы времени [25]. Проведённые исследования говорят, о том, что в ряде государственных программ стандартизация отражена на 20%. Стандарты помогают упорядочить многие процессы и обеспечить устойчивое развитие и качество жизни населения.

На основании изучения моделей устойчивого развития территорий , предложенной учёными в области экономики и менеджмента качества, разработана пространственная модель устойчивого развития городской агломерации, которая положена в основу системы его нормативного регулирования, кроме того представлена модель нормативного регулирования развития городской агломерации .Оригинальным можно считать разработанный авторами макет национального стандарта ГОСТ Р «Устойчивое развитие территорий и качество жизни. Городские агломерации. Основные положения и общие требования», в котором имеются все элементы для успешного управления городской агломерацией и повышения качества жизни населения. Авторы предложили также способ реализации макета стандарта путём включения его разработки в Программу национальной стандартизации Росстандарта по техническому комитету ТК 115 «Устойчивое развитие».

 

Результаты исследования применения стандартизации при стратегическом планировании в целях повышения качества жизни населения

Наряду с документами стратегического планирования, документами, характеризующими качество жизни [20; 21; 22], а также международным опытом [23; 24], авторы предлагают рассмотреть возможность применения документов национальной стандартизации. Эти документы в отсутствии законодательной базы, а также при её появлении, могут стать результативным инструментом управления городскими агломерациями в направлении устойчивого развития территорий и повышения качеств жизни населения.

В настоящее время работы по стандартизации проводятся в соответствии с ФЗ-162 от 29.06.2015 и Плана мероприятий («дорожной карты»), который регламентирует комплекс мероприятий по продвижению идей стандартизации в России до 2027 года

Создание нормативных документов по стандартизации, предусмотренное дорожной картой, интегрировано в государственные и региональные программы. На рисунке 7 представлена характеристика фактического значения состояния межгосударственных документов, государственных программ, стандартов в машиночитаемом формате, разработок, финансируемых бизнесом, а также сроков разработки и возраста стандартов. Информация получена при мониторинге реализации «дорожной карты» по итогам 2018- 2023 года [5].



1Human Development Index. Human Development Report // UNDP: [сайт]. URL: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI (дата обращения: 11.12.2024).

2План мероприятий, «дорожная карта» (утв. поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Козака от 15.11.2019 г. № ДК-П7-9914).

 

 

1Goal 8. Promote sustained, inclusive and sustainable economic growth, full and productive employment and decent work for all. Sustainable Development. Unated Nations. Department of Economic and Social Affairs // Unated Nations: [сайт]. URL: https://sdgs.un.org/goals/goal8#targets_and_indicators (дата обращения: 29.10.2024).

 




 

1Крупнейшие города: экономика и организация управления: учебное пособие для студентов ВУЗов / под общ. ред. Президента РАЕН, д.э.н., проф. П.И. Бурака. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2024. 424 с. ISBN 978-5-907823-52-5

 

 

2Федеральная служба государственной статистики // Росстат: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 05.01.2025).

 

×

Об авторах

П. И. Бурак

Институт региональных экономических исследований

Российская академия естественных наук

Email: petr-burak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0709-2449
SPIN-код: 3025-1463

доктор экономических наук, профессор, директор, Институт региональных экономических исследований; Президент, Российская академия естественных наук

Россия, Москва

Т. И. Зворыкина

Институт региональных экономических исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: sss2800@mail.ru
SPIN-код: 4996-2058

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель Центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг, Институт региональных экономических исследований 

Россия, Москва

Список литературы

  1. Коршунов И.В. Устойчивое развитие в стратегиях регионов: выбираемые подходы и решения // Экономика региона. 2023. Том 19. № 1. С. 15-28. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2023-1-2 EDN VEVEGF
  2. Нормативно-правовые проблемы регулирования создания и деятельности агломераций на региональном уровне / Н.К. Савельева, А.А. Созинова, Т.В. Макарова, А.В. Шпенглер, Е.А. Бармина // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Том 13. № 3. С. 733–746. https://doi.org/10.18334/epp.13.3.117394 EDN DITEKR
  3. Зворыкина Т.И., Белобрагин В.Я., Сотникова Е.В. Модель национальной системы нормирования и стандартизации устойчивого развития административно-территориальных образований // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2019. № 2(48). С. 5-6. EDN GUZHYN
  4. Белобрагин В.Я., Зажигалкин А.В., Зворыкина Т.И. Техническое регулирование на рубеже индустрии 4.0: [монография]. М.: Издательство «Научный консультант», 2019. 100 с. ISBN 978-5-907084-65-0
  5. Ломоносов М.В., Иванов А.В. Стандартизация в документах стратегического планирования // Стандарты и качество. 2024. № 7. С. 12-17. https://doi.org/10.35400/0038-9692-2024-7-155-24 EDN DFSGVM
  6. Ноздрина Н.Н., Шнейдерман И.М. Качество жизни и жилищные условия населения в крупнейших агломерациях и городах-миллионниках России // Народонаселение. 2022. Том 25. № 1. С. 4-17. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.1 EDN ZVCXTI
  7. Ростанец В.Г., Топилин А.В., Кабалинский А.И. Городские агломерации как национальные и региональные центры экономического роста // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 1. С. 119-123. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.19.01.P.119 EDN YWMATZ
  8. Райсих А.Э. К вопросу об определении границ городских агломераций: мировой опыт и формулировка проблемы // Демографическое обозрение. 2020. Том 7. № 1. С. 27-53. https://doi.org/10.17323/demreview.v7i1.10819 EDN ROCTCH
  9. Азорин М.Ю. Развитие института городской агломерации в рамках взаимодействия с механизмами комплексного развития территорий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. С. 3–12. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2023-3-3-12 EDN OWHHGT
  10. Антонов Е.В. Городские агломерации: подходы к выделению и делимитации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Том 13. № 1. С. 180–202. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-1-10 EDN UFLQBN
  11. Матвеева М.В., Пешков А.В., Безруких О.А. Городская агломерация: трансформация экономического пространства на основе концепции устойчивого развития территориальной системы земельных ресурсов // Baikal Research Journal. 2022. Том 13. № 1. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(1).14 EDN HGBEXC
  12. Нежданов В.А. Проблемы законодательного определения понятия «городская агломерация» // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Юриспруденция. 2021. № 18. С. 41–43. EDN DHCEUL
  13. Стерник С.Г. Комплексное развитие территорий и экономика регионов // Проблемы прогнозирования. 2023. № 2(197). С. 57–75. https://doi.org/10.47711/0868-6351-197-57-75 EDN LSMBK
  14. Changing the urban design of cities for health: The superblock model / N. Mueller, K. Hanee, C. Marta [et al.] // Environment international. 2020. Vol. 134. Art. 105132. ISSN 0160-4120 https://doi.org/10.1016/j.envint.2019.105132
  15. Campbell A., Converse P.E., Rodgers W.L. The quality of American life: Perceptions, evaluations, and satisfactions. New York: Russell Sage Foundation, 1976. 600 p. https://doi.org/10.1017/S0008423900050976
  16. Parr J.B. Cities and regions: problems and potentials // Environment and Planning A. 2008. Vol. 40. No. 12. P. 3009–3026. https://doi.org/10.1068/a40217
  17. Миронов Д.Е. Факторы формирования направлений развития системы технического регулирования в РФ // Евразийский юридический журнал. 2024. № 3(190). С. 508–509. EDN EABLJN
  18. Кутырин Д.О. Разработка концептуальных положений системы оценки качества городской среды // Финансовые рынки и банки. 2022. № 12. С. 108–111. EDN QBUKKN
  19. Государство развития: модель плановой трансформации экономики страны и регионов. Методы и практика реализации в Иркутской области / рук. авт. колл. С.Г. Левченко. М.: «Экономика», 2019. 271 с. ISBN 978-5-282-03526-1
  20. Зворыкина Т.И., Тамбовцев А.В., Кутырин Д.О. Благоустройство городской среды как драйвер устойчивого экономического развития территории // Вестник РАЕН. 2024. Том 24. № 4. С. 96–104. https://doi.org/10.52531/1682-1696-2024-24-4-96-104 EDN KTRAXP
  21. Бобков В.Н., Савченко П.В., Федорова М.Н. Повышение уровня и качества жизни // Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография / отв. ред. Р.С. Гринберг, П.В. Савченко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 1-19. ISBN 978-5-16-016215-7 https://doi.org/10.12737/1087982
  22. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: [монография] / В.Н. Бобков, Т.Е. Бобкова [и др.]; под ред. В.Н. Бобкова (отв. ред.), Н.В. Локтюхиной, Е.Ф. Шамаевой; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 274 с. ISBN 978-5-89697-388-1 https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-388-1.2022 EDN WOQAYF
  23. Van Leuven A.J. The impact of main street revitalization on the economic vitality of small-town business districts // Economic Development Quarterly. 2022. Vol. 36. No. 3. P. 193-207. https://doi.org/10.1177/08912424211038060
  24. Theofilou P. Quality of life: definition and measurement // Europe's journal of psychology. 2013. Vol. 9. No. 1. P. 51-74. https://doi.org/10.1016/0891-4222(94)00028-8
  25. Киселева А.М. Устойчивое развитие региона на основе баланса интересов населения, органов власти и бизнес-сообщества // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2021. Том 19. № 4. С. 117-129. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2021.19(4).117-129 EDN EZRADK

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».