The Problem of the Digital Inequality of the Population in the Regions of the Russian Federation

Cover Page
  • Authors: Sorokina N.1
  • Affiliations:
    1. Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences
  • Issue: Vol 21, No 3 (2025): СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА, И ЖИЗНИ
  • Pages: 447-460
  • Section: Economic research
  • Submitted: 09.06.2025
  • Accepted: 23.07.2025
  • Published: 14.09.2025
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1999-9836/article/view/296416
  • ID: 296416

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to study the problem of digital inequality of the population in the spatial aspect and identify the specifics of its manifestation at the level of federal districts and regions of the Russian Federation. Research objectives: to substantiate the composition of indicators for assessing the digital inequality of the population of Russian regions; to study indicators of the digital inequality of the Russian population by federal districts; to propose a classification of Russian regions depending on the direction and sustainability of changes in indicators of digital inequality. The methodological basis of the study is a two-level approach to the diagnosis of digital inequality of the population, according to which digital inequality of the first order is distinguished, consisting in unequal conditions in access / use of information technologies; and digital inequality of the second order, determined by differences in the specifics of the use of information technologies by groups of the population. The composition of indicators for assessing the availability of digital information resources and the skills of using information and communication technologies by the population is substantiated. It is proved that, firstly, the scale of digital inequality in access to the Internet in the spatial aspect has significantly decreased; secondly, the inequality caused by differences in the specifics of the use of information technologies is significantly higher than the inequality in public access to the Internet; thirdly, the level of Internet use for public and municipal services higher than for ordering other goods and services. It is concluded that in the context of the active digitalization of the processes of providing state and municipal services, the identified "gaps" indicate the existence of inequality in the availability of these services for residents of various territories of the Russian Federation. The study confirmed the differentiation of the Russian population in terms of the possibilities of obtaining (purchasing) a wide range of goods and services provided through the use of digital government and commercial services. The results of the study can be used to improve the state policy of the Russian Federation in the field of digital transformation in the direction of its greater focus on solving the problem of digital inequality in the regions.

 

Full Text

Введение

В XXI веке цифровизация стала новым трендом мирового развития, с которым все чаще связываются перспективы повышения эффективности национальных экономик и роста уровня жизни населения отдельных регионов и стран.

Сегодня цифровизация рассматривается как вторая фаза развития цифровой экономики – «современного этапа инновационной деятельности, характеризующегося использованием цифровых технологий» [1]. Она является результатом автоматизации, то есть процесса внедрения IT-решений в производственные процессы, и условием цифровой трансформации – качественных изменений в способах осуществления экономической и управленческой деятельности «в результате внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам» [2].

В текущем столетии исследователи обратили внимание общества на проблему дифференции регионов по показателям цифровизации [3, 4, 5 и др.], что, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим возможности адаптации территорий к последствиям цифровой трансформации экономики России. Поскольку российские регионы обладают различным потенциалом внедрения цифровой экономики, развитие цифровых технологий по-разному влияет на уровень жизни населения регионов, отражая проблему цифрового неравенства населения субъектов Российской Федерации.

Цель статьи заключается в исследовании проблемы цифрового неравенства в пространственном аспекте и выявлении специфики его проявления на уровне федеральных округов и регионов Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- обосновать состав показателей оценки цифрового неравенства регионов России;

-  изучить показатели цифрового неравенства населения России по федеральным округам;

- предложить классификацию регионов России в зависимости от направленности и устойчивости изменения показателей цифрового неравенства.

Правовой основой развития цифровой экономики в Российской Федерации является Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»[1], в котором цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы определена как одна из семи национальных целей развития Российской Федерации. На ее реализацию нацелены: национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»; федеральные проекты «Цифровое государственное управление», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Искусственный интеллект», «Информационная безопасность»; ведомственные программы цифровой трансформации;  стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики России; более 80 стратегий цифровой трансформации, разработанных в субъектах Российской Федерации [4].

Вышеперечисленные документы рассматривают цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы как инструмент повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации.

 

Теоретические и методологические положения

Научному сообществу еще в середине 1990-х гг. стало понятно, что развитие цифровой экономики приводит к формированию новой формы социального неравенства - цифрового неравенства, которое, в отличие от экономического, способно усугублять другие формы неравенства [6].

Как любое новшество, цифровизация сопровождается целым рядом позитивных и негативных последствий. К числу  очевидных положительных эффектов внедрения цифровых технологий относятся такие, как: создание цифровых продуктов и новых бизнес-моделей [7], позволяющих существенно повысить эффективность различных видов деятельности; снижение затрат на производство товаров и услуг как фактор роста их доступности для широких слоев населения; замещение рутинных функций, выполняемых работниками на производстве и в сфере услуг [8]; появление сетевого эффекта, заключающегося в том, что  каждый новый участник повышает полезность сети для других ее участников, и др.

Наиболее опасными негативными эффектами цифровизации, в достаточной мере проявившимся к настоящему времени, считаются: возросшая поляризация общества по доступности цифровых товаров и услуг, так называемая проблема «цифрового разрыва» [9];  возникновение рисков и угроз утечки данных, рост киберпреступности и снижение уровня кибербезопасности; сложность адаптации широких слоев населения к последствиям цифровой трансформации экономики, прежде всего, к рискам технологической безработицы [10]; существование «эффекта ловушки» [1], заключающегося в сложности расторжения заключенных ранее в сети контрактов; недостаточная разработанность институциональных аспектов развития цифровой экономики; дифференциация внедрения цифровых технологий в практику регионального и муниципального управления [11] и др.

Не будет преувеличением утверждение, что сегодня общество «стоит на пороге» осознания нарастающих негативных последствий цифровизации экономики, одним из которых является проблема цифрового неравенства населения регионов. В этом контексте важное значение приобретает анализ масштабов цифрового «разрыва» территорий как важного ориентира совершенствования государственной политики Российской Федерации в области цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

 

Использованные данные и методы работы с ними

Следует отметить, что вплоть до настоящего времени исследователи не выработали единого подхода к пониманию сущности, причин возникновения и форм проявления феномена цифрового неравенства. Данное исследование основано на теоретическом подходе Э. Харгитай, которая выделяет два типа цифрового неравенства[2]:

- цифровое неравенство первого порядка, заключающееся в неравных условиях в доступе/пользовании информационными технологиями;

- цифровое неравенство второго порядка, определяемое различиями в специфике использования информационных технологий различными группами населения.

В логике представленного подхода цифровое неравенство проявляется, во-первых, в разной доступности для различных групп населения цифровых информационных ресурсов и, во-вторых, в дифференциации населения в навыках использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [12]. С этих позиций для оценки уровня цифрового «разрыва» регионов России были использованы следующие показатели.

  1. 1. Для оценки доступности цифровых информационных ресурсов - показатель «Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств». Данный показатель определен в качестве целевого показателя, выполнение которого характеризует достижение национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 (п. 8, в) установлено целевое значение данного показателя - «до 97 процентов к 2030 году и до 99 процентов к 2036 году»[3].
  2. Для оценки навыков использования ИКТ населением целесообразно использовать:

- показатель «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения» - данный показатель определяет условия достижения национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 (п. 8, ж) определено «увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме…»[4];

- показатель «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения» позволяет оценивать уровень цифрового неравенства в специальных навыках, обеспечивающих применение ИКТ в приобретении товаров и услуг. Подобный тип цифрового неравенства является в современной экономике важнейшим фактором роста дифференциации в доходах и уровне жизни населения в пространственном аспекте.

В совокупности оба показателя позволяют характеризовать уровень цифрового неравенства населения регионов России в доступе к услугам государственных и коммерческих сервисов.

Источником данных об уровне и динамике цифрового неравенства населения субъектов Российской Федерации выступил «Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации»[5]. Период исследования: 2021-2023 гг.[6]

 

Результаты и обсуждение

Данные о цифровом неравенстве населения России по федеральным округам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели цифрового неравенства населения регионов России

(по федеральным округам)

Table 1

Indicators of digital inequality in the Russian regions (by federal districts)

Федеральный округ

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств, %

Российская Федерация

82,6

85,5

87,3

Центральный федеральный округ

84,7

87,0

88,0

Северо-Западный федеральный округ

82,4

83,5

84,8

Южный федеральный округ

85,3

86,9

89,4

Северо-Кавказский федеральный округ

83,2

87,7

88,5

Приволжский федеральный округ

79,7

83,7

86,9

Уральский федеральный округ

82,4

86,1

88,8

Сибирский федеральный округ

80,4

84,3

84,5

Дальневосточный федеральный округ

83,1

85,7

88,3

Размах

5,6

4,2

4,9

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %

Российская Федерация

68,2

71,0

74,6

Центральный федеральный округ

79,4

80,1

83,8

Северо-Западный федеральный округ

55,2

50,8

53,8

Южный федеральный округ

74,2

79,3

81,9

Северо-Кавказский федеральный округ

51,7

48,8

57,5

Приволжский федеральный округ

71,2

78,6

82,2

Уральский федеральный округ

69,2

72,1

76,0

Сибирский федеральный округ

57,5

63,7

66,2

Дальневосточный федеральный округ

53,1

57,1

58,6

Размах

27,7

31,3

26,3

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %

Российская Федерация

46,6

53,7

61,3

Центральный федеральный округ

57,7

61,6

68,3

Северо-Западный федеральный округ

55,4

59,1

64,0

Южный федеральный округ

43,7

51,3

59,3

Северо-Кавказский федеральный округ

35,4

39,4

47,0

Приволжский федеральный округ

40,6

50,7

58,6

Уральский федеральный округ

45,7

55,8

64,5

Сибирский федеральный округ

37,7

47,6

58,1

Дальневосточный федеральный округ

37,9

47,4

54,9

Размах

22,3

22,2

21,3

Источник: Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 05.06.2025)

 

В России достигнут довольно высокий уровень показателя «Доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств»: в 2023 г. в целом по стране он составил 87,3%.  Данные таблицы 1 иллюстрируют, что тенденция роста доступности Интернета для населения, сформировавшаяся в 2010-х гг., сохранялась и в период 2021-2023 гг., что свидетельствует о преобладании позитивных тенденций в преодолении неравного доступа населения к сети Интернет. Также данные показывают, что довольно высокий уровень подключения к Интернету (более 80% домашних хозяйств имеют широкополосный доступ к сети Интернет) имеет место во всех федеральных округах. Максимальные значения показателя зафиксированы в Центральном федеральном округе (в 2021 и 2023 гг.) и в Северо-Кавказском федеральном округе - в 2022 г.; минимальные – в Приволжском (2021 г.), Северо-Западном (2022 г.) и Сибирском  (2023 г.) федеральном округах. Однако, «разрыв» между федеральными округами по показателю «Доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» оставался довольно стабильным на протяжении всего исследуемого периода и находился в интервале от 4,2% до 5,6%.

Можно констатировать, что цифровое неравенство в доступе к сети Интернет (неравенство первого порядка) в пространственном аспекте все еще существует, однако его масштабы существенно сократились в последние годы, что является, на наш взгляд, одним из результатов проводимой государством политики поощрения цифровизации и развития цифровой экономики в России.

Что касается цифрового неравенства второго порядка, определяемого различиями в специфике использования информационных технологий, то оно существенно выше неравенства в доступе населения к сети Интернет. В целом по России в 2023 г. доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, составила 74,6% (+6,4% к уровню 2021 г.); доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, - 61,3% (+14,7% к уровню 2021 г.). Значительная разница наблюдается между пользователями сети Интернет в различных федеральных округах:

- по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения» лидирует Центральный федеральный округ; минимальные значения показатели отмечены в Северо-Кавказском федеральном округе. В исследуемый период «разрыв» в показателях между федеральными округами превышал 25%, а в 2022 г. достигал уровня 31,3%. В условиях повсеместной цифровизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг выявленные «разрывы» позволяют вести речь о существовании неравенства в доступности этих услуг для жителей различных территорий Российской Федерации;

- по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения» в исследуемый период также лидировал Центральный федеральный округ, аудсайдером выступал Северо-Кавказский федеральный округ. Однако, «разрыв» оказался несколько ниже, чем по показателю «Доли населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения», и находился в интервале 21,3% – 22,3%.

В целом уровень использования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг выше, чем для заказа прочих товаров и услуг. С одной стороны, это может рассматриваться как позитивная тенденция, поскольку она свидетельствует о доступности государственных и муниципальных сервисов для значительной части населения; с другой стороны, более низкая активность населения в использовании сети Интернет для заказа прочих товаров и услуг позволяет вести речь, что у жителей удаленных от центра территорий (регионов и муниципальных образований), по-прежнему сохраняются ограничения в доступе к целому ряду товаров и услуг, прежде всего, тех, которые не производятся по месту проживания населения по причинам объективного порядка, например, вследствие экономической нецелесообразности.

Таким образом, данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о дифференциации населения России по возможностям получения (приобретения) широкого спектра товаров и услуг, осуществляемого посредством использования цифровых государственных и коммерческих сервисов. Полученное заключение подтверждает вывод исследователей Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН [12], что в условиях цифровой трансформации неравенство в доступе и использованию сети Интернет является фактором, снижающим уровень благосостояния населения тех слоев, которые не имеют доступа к цифровыми технологиям.

Вышесказанное определяет необходимость углубленного изучения показателей цифрового неравенства второго порядка, прежде всего, в федеральных округах, продемонстрировавших наилучшие и наихудшие уровни показателей использования сети Интернет для получения государственных и муниципальных и услуг и приобретения прочих товаров и услуг (таблица 2).

Таблица 2

Показатели цифрового неравенства населения регионов Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %»

Table 2

Indicators of digital inequality of the population of the regions of the Central and North Caucasus Federal Districts according to the indicator «The share of the population who used the Internet to receive state and municipal services in the total population, %»

Федеральный округ, субъект Федерации

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Центральный федеральный округ

79,4

80,1

83,8

Белгородская область

59,7

53,4

65,6

Брянская область

67,0

71,4

71,7

Владимирская область

67,8

63,2

63,5

Воронежская область

78,3

88,3

94,6

Ивановская область

85,9

79,4

91,1

Калужская область

54,5

58,3

60,5

Костромская область

48,4

52,5

59,6

Курская область

77,5

77,0

78,7

Липецкая область

71,6

66,7

70,4

Московская область

89,8

89,7

91,4

Орловская область

43,4

49,7

40,4

Рязанская область

35,2

37,6

61,3

Смоленская область

57,9

60,5

63,0

Тамбовская область

67,8

78,9

72,7

Тверская область

38,7

45,7

60,1

Тульская область

76,5

76,4

79,0

Ярославская область

59,2

55,3

61,4

г. Москва

96,8

96,4

97,6

Северо-Кавказский федеральный округ

51,7

48,8

57,5

Республика Дагестан

45,4

42,8

51,2

Республика Ингушетия

56,8

66,6

71,0

Кабардино-Балкарская Республика

50,2

53,8

59,6

Карачаево-Черкесская Республика

70,1

56,9

67,4

Республика Северная Осетия - Алания

42,3

49,8

56,1

Чеченская Республика

67,0

45,2

63,1

Ставропольский край

50,0

50,7

57,4

Источник: Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 05.06.2025)

 

Ожидаемо, лидерство Центрального федерального округа (ЦФО) по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %», преимущественно, определено уровнем и динамикой показателя в г. Москва. Доля цифровой экономики в Москве оценивается сегодня на уровне 36%[7]. Столица входит в число городов-мировых лидеров по развитию и внедрению цифровых технологий как в процессы жизнедеятельности населения, так и в сферу государственного управления. В исследуемый период доля населения Москвы, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения выросла с 96,8% до 97,6% - максимального значения для регионов Российской Федерации. При этом «отрыв» от следующего за г. Москва регионом (Московская область) составил в 2021 г. 7%, в 2022 г. – 6,7%, в 2023 г. – 6,2%.

В целях углубленного изучения цифрового неравенства второго порядка регионы разделены на 4 группы в зависимости от направленности и устойчивости изменения исследуемых показателей:

- группа 1: регионы, в которых отмечена устойчивая позитивная динамика показателя;

- группа 2: регионы, для которых характерна позитивная, но не устойчивая, динамика показателя;

- группа 3: регионы, отличающиеся неустойчивой негативной динамикой показателя;

- группа 4: регионы, в которых сформировалась устойчивая негативная динамика показателя.

Распределение регионов ЦФО по группам по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %» представлено в таблице 3.

Таблица 3

Группировка регионов Центрального федерального округа по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %»

 

Table 3

Grouping of the regions of the Central Federal District according to the indicator «Percentage of the population who used the Internet to receive state and municipal services in the total population, %»

Группа

Число регионов

Состав группы

Группа 1

9

Брянская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, г. Москва

Группа 2

6

Белгородская область, Курская область, Московская область, Тамбовская область, Тульская область, Ярославская область

Группа 3

3

Владимирская область, Липецкая область, Орловская область

Группа 4

0

-

Источник: разработано автором

 

Следует отметить, что преобладающей стала тенденция роста показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %», при этом в девяти регионах ЦФО рост показателя был устойчивым, в 6 регионах – неустойчивым (в 2022 г. отмечалось снижение показателя к уровню 2021 г.). Регионы с устойчивой негативной динамикой показателя в исследуемый период среди регионов ЦФО отсутствовали.

Наибольший устойчивый рост показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %» продемонстрировали Рязанская область (+26,1% к уровню 2021 г.) и  Тверская область (+22,3% к уровню 2021 г.). В обоих случаях столь существенный рост может быть объяснен эффектом «низкой базы»: в 2021 г. в Рязанской области доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, составляла 35,2% (в 2 раза ниже среднего значения показателя по федеральному округу), в Тверской области - 38,7% (почти в 2 раза ниже среднего значения показателя по федеральному округу). Также следует отметить усилия самих регионов по решению проблемы, в частности: в 2019-2024 гг. в Рязанской области был реализован проект «Цифровая экономика Российской Федерации», среди целевых показателей которого заявлено повышение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, до 95%[8];  в Тверской области аналогичный показатель определен в качестве целевого в рамках реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление»[9]. Оба региональных проекта были реализованы в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Для регионов группы 2 характерны довольно высокие исходные значения показателя «Доли населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %». В частности, в данную группу входит Московская область со значениями показателя 89,8%, 89,7% и 91,4%, соответственно, в 2021, 2022 и 2023 гг. Вероятно, неустойчивость динамики показателя обусловлена факторами внешнего порядка, прежде всего, санкционными ограничениями в отношении России со стороны недружественных стран.

Среди регионов с устойчивой негативной динамикой показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %», пожалуй, наиболее проблемной может быть признана Орловская область, где в 2023 г. показатель достиг уровня 40,4%, что в 2 раза ниже среднего показателя по ЦФО.

Что касается регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), то в исследуемый период здесь также преобладающей была тенденция устойчивого роста показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %»: она отмечена в более, чем половине регионов СКФО (таблица 4).

Таблица 4

Группировка регионов Северо-Кавказского федерального округа по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, %»

Table 4

Grouping of regions of the North Caucasus Federal District according to the indicator «Percentage of the population who used the Internet to receive state and municipal services in the total population, %»

Группа

Число регионов

Состав группы

Группа 1

4

Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край

Группа 2

1

Республика Дагестан

Группа 3

2

Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика

Группа 4

0

-

Источник: разработано автором

 

Лучшее значение показателя в этой группе в 2023 г. отмечено у Республики Ингушетия (71,0%). Существенный рост показателя (в 2021 г. его значение составляло 56,8%) обусловлен эффектами реализации в республике программ: «Платформа обратной связи», «Цифровизации мировых судов», «Услуги в электронном виде», «Система межведомственного электронного взаимодействия», «Обучение кадров» и «Централизованная система, обеспечивающая прием, учет и передачу информации между участниками»[10].

Даже в группе регионов с неустойчивой негативной динамикой показателя, после его снижения в 2022 г., в 2023 г. был отмечен существенный рост: на 10,5% и 17,9%, соответственно, в Карачаево-Черкесской Республике и Чеченской Республике. В Чеченской Республике была реализована государственная программа «Развитие цифровой экономики Чеченской Республики на 2019–2024 годы», нацеленная на повышение доступности для населения государственных и муниципальных услуг до уровня 100%; в Карачаево-Черкесской Республике - государственная программа «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики»[11], целевым результатом которой определено «внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг». Следует отметить, что общими причинами отставания регионов СКФО от других регионов России являются: низкая цифровая грамотность населения, высокие (относительно доходов населения) цены и низкая скорость кабельного широкополостного Интернета, недостаток высококвалифицированных кадров в области IT [13].

Еще более позитивная картина сложилась в отношении показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %» (таблица 5). В современной экономике показатель, во многом, определяет комфортность проживания жителей в различных регионах страны, поскольку от физической и экономической доступности сети Интернет зависят возможности населения в части пользования цифровыми сервисами, такими как агрегаторы такси, сервисы доставки продуктов, каршеринг, пункты выдачи заказов и др. 

Таблица 5

Показатели цифрового неравенства населения регионов Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %»

Table 5

Indicators of digital inequality of the population of the regions of the Central and North Caucasus Federal Districts according to the indicator «The share of the population who used the Internet to order goods (services) in the total population, %»

Федеральный округ, субъект Федерации

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Центральный федеральный округ

46,6

53,7

61,3

Белгородская область

57,7

61,6

68,3

Брянская область

50,6

51,2

59,8

Владимирская область

39,8

51,7

55,1

Воронежская область

71,4

51,2

61,0

Ивановская область

49,0

60,3

64,3

Калужская область

39,5

49,8

53,4

Костромская область

27,8

37,4

38,2

Курская область

43,4

49,2

54,7

Липецкая область

48,2

53,8

58,0

Московская область

36,6

49,7

57,6

Орловская область

65,7

70,9

75,7

Рязанская область

33,0

39,4

41,5

Смоленская область

32,5

37,1

55,5

Тамбовская область

43,0

47,9

53,3

Тверская область

44,9

43,7

53,3

Тульская область

35,0

52,3

61,3

Ярославская область

63,0

53,7

58,3

г. Москва

45,2

50,0

62,6

Северо-Кавказский федеральный округ

35,4

39,4

47,0

Республика Дагестан

34,1

37,1

41,5

Республика Ингушетия

36,6

41,0

45,1

Кабардино-Балкарская Республика

27,0

28,0

33,6

Карачаево-Черкесская Республика

29,9

40,2

47,1

Республика Северная Осетия - Алания

20,0

32,1

36,6

Чеченская Республика

54,1

53,2

58,2

Ставропольский край

35,1

40,0

54,4

Источник. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 05.06.2025)

 

Максимальное значение показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %» в ЦФО составляло: в 2021 г. - 71,4 % (Воронежская область); в 2022 г. - 70,9% (Орловская область); в 2023 г. - 75,7% (Орловская область). В СКФО в исследуемый период лидером по показателю выступала Чеченская Республика: 54,1%, 53,2% и 58,2%, соответственно в 2021, 2022 и 2023 гг. Внутри федеральных округов межрегиональные различия по показателю оказались довольно существенны. В 2023 г. «разрыв» между максимальным и минимальным значениями составил: в регионах ЦФО – 1,98 раза, в регионах СКФО – 1,7 раза; впрочем, следует отметить, что в 2021 г. эти «разрывы» были более существенны: 2,6 раза и 2,7 раза, соответственно. Другой аспект проблемы заключается в том, что, согласно исследованию экспертов АНО «Диалог», в удаленных от центра России регионах цифровые сервисы недоступны населению за пределами региональных центров[12], что обусловлено отсутствием устойчивого доступа к сети Интернет.

Распределение регионов ЦФО и СКФО по группам представлено в таблице 6.

Таблица 6

Группировка регионов Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов по показателю «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %»

Table 6

Grouping of the regions of the Central and North Caucasus Federal Districts according to the indicator «The share of the population who used the Internet to order goods (services) in the total population, %»

Центральный

федеральный округ

Северо-Кавказский 

федеральный округ

Группа

Число регионов

Группа

Число регионов

Группа 1

15

Группа 1

7

Группа 2

1

Группа 2

0

Группа 3

2

Группа 3

0

Группа 4

0

Группа 4

0

Источник: разработано автором

 

Подавляющее большинство (15 из 18-ти) регионов ЦФО и все регионы СКФО в исследуемый период относились к группе с устойчивой позитивной динамикой показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %», что свидетельствует о росте вовлеченности жителей к покупкам через Интернет. Для Тверской области характерна позитивная, но не устойчивая, динамика показателя (группа 2); для Воронежской и Ярославской областей – неустойчивая негативной динамика (группа 3). При этом исследования показывают достаточно равномерное увеличение показателя в городской и в сельской местности [14]. Основной причиной и катализатором расширения использования Интернет-технологий населением, особенно удаленных от центра страны регионов, стала пандемия коронавируса COVID-19 [15].

Отметим, что близкие уровни и схожую динамику показателя «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров (услуг), в общей численности населения, %» имели существенно различающиеся по уровню социально-экономического развития регионы, например, относящиеся к первой группе Чеченская Республика (СКФО) и Брянская область (ЦФО). Данный факт является аргументом в пользу углубления научных исследований в данной области, в частности, перспективным направлением, на наш взгляд, является анализ доступности и целей использования населением сети Интернет в зависимости от уровня социально-экономического развития субъекта Федерации.

 

Заключение

В качестве заключения отметим, цифровизация стала сегодня одним из приоритетных направлений трансформации всех сфер общественной жизни. Для России, крупнейшей по территории страны с выраженными региональными различиями, особое значение имеют вопросы цифрового неравенства в пространственном аспекте. Несмотря на ряд позитивных изменений, сформировавшихся в последние годы, «разрыв» между российскими регионами по ключевым показателям цифровизации сохраняется сегодня и, вероятно, будет иметь место в обозримой перспективе в будущем.

В качестве факторов, которые будут определять тенденции в динамике цифрового неравенства регионов России, можно отметить следующие:

- увеличение охвата Интернет-связью населения, прежде всего, удаленных от центральной части регионов страны;

- дифференциация регионов по показателям цифровой экономики будет определяться факторами цифрового неравенства второго порядка, а именно: различиями в использовании информационных технологий различными социальными группами населения;

- уровень использования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в обозримой перспективе будет выше, чем для заказа товаров и услуг.

Результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования государственной политики Российской Федерации в области цифровой трансформации в направлении ее большей нацеленности на решение проблемы цифрового неравенства регионов как новой формы социального неравенства в современном обществе.

 

1 Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=m9rglutcc060181749 (дата обращения: 01.05.2025)

2 Hargittai E. Second-level digital divide: mapping differences in people’s online skills. http://arxiv.org/abs/cs/0109068 (Accessed 09 February 2022).

3 Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=m4zqdnoogv773850300 (дата обращения: 11.05.2025)

4 Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=m4zqdnoogv773850300 (дата обращения: 11.05.2025)

 

5 Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 11.05.2025)

6 Здесь и далее - данные без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям

7 Собянин: Проект бюджета на 2025 год включает развитие цифровых технологий. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/11897050/ ((дата обращения: 01.05.2025)

8 Цифровая экономика Российской Федерации. URL: https://ryazan.gov.ru/activities/proektnoe_upravlenie_proj/proekty_v_ro_proj/W_773/?ysclid=macdkra74x668431212&utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 01.06.2025)

9 Региональный проект «Цифровое государственное управление». URL: https://минэконом.тверскаяобласть.рф/national-project/projects/ekonomika/gos-upravlenie/ (дата обращения: 01.06.2025)

10 В Ингушетии реализованы 6 программ в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». URL: https://gazetaingush.ru/news/v-ingushetii-realizovany-6-programm-v-ramkah-nacproekta-cifrovaya-ekonomika (дата обращения: 01.06.2025)

11 Постановление правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2021 года N 129 «О государственной программе «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики». URL: https://docs.cntd.ru/document/574783935?ysclid=ma9w6sco8d304836112 (дата обращения: 01.06.2025)

12 Стало известно, в каких регионах СКФО низкая цифровая доступность. URL: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/22/12/2021/61c33bb69a79470766ca4a8b?ysclid=ma9v6pn8ad73735010 (дата обращения: 01.06.2025)

×

About the authors

Natalia Sorokina

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: sorokina-tula@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5180-3389
SPIN-code: 9611-0513
Scopus Author ID: 57205168159
ResearcherId: ААВ-3754-2019

Senior Researcher, Center for Federal Relations and Regional Development

Russian Federation, 117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».