Электронные «фабрики знаний» и микросреда инноваций: кто кого?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Конец ХХ в. ознаменовался комплексом исследований, раскрывших коллективные механизмы развития знаний каксовместной деятельности специалистов в рабочих коллективах. Тем самым было отвергнуто представление о знаниикак о непроблематичном процессе передачи того, что имеется в наличии и может быть передано и усвоено водностороннем порядке [Lave, Wenger, 1991]. Целью статьи являетсяизучение возможностей сетевых электронных платформ развивать знания и инновации в ходе онлайн- коммуникацийпрофессионалов. Анализ литературы, посвященной развитию знаний, позволил сравнить основные принципы работызнания при разработке нового решения в ходе реальной совместной деятельности и в процессе онлайн-коммуникаций на специализированных платформах.Автор приходит к выводу, что виртуальные сетевые платформы способствуют фрагментарному представлению знанийучастников, ускользанию единства смысла и цели взаимодействия, размыванию границы между знанием иинформацией. Показано, что стремление к росту результативности коллективного творчества в режиме онлайнрискует привести не к усилению компетенций, свободы действий и освоению опыта друг друга, а к укреплениювнешнего контроля и разделению функций на простейшие операции, когда в индивидуальном участнике ценятся ужене знания и предшествующий опыт, а коммуникационные навыки. Производимый эффект сродни индустриальнойреволюции машинной эры и при широком распространении рискует превратить работника знания в легко заменяемогочастичного работника. Для того чтобы этого не случилось, электронные платформы должны научиться воссоздаватьусловия микросреды инноваций, существующие офлайн, либо не претендовать на функции производства знаний.

Об авторах

Александра Московская

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: amoskovskaya@hse.ru

Список литературы

  1. Adelstein J. (2007) Disconnecting knowledge from the knower // Equal Opportunities International. Vol. 26. № 8. P. 853-871.
  2. Bakhshi H., Windsor G. (2015) The creative economy and the future of employment. London: NESTA.
  3. Bates M.J. (1989) The design of browsing and berrypicking techniques for the online search interface // Online Review. Vol. 13. № 5. Р. 407-424.
  4. Batheld H., Malmberg A., Maskell P. (2004) Clusters and knowledge: Local buzz, global pipelines, and the process of knowledge creation // Progress in Human Geography. Vol. 28. № 1. Р. 31-56.
  5. Bechky D.A. (2003) Object Lessons: Workplace Artifacts as Representations of Occupational Jurisdiction // American Journal of Sociology. Vol. 109. № 3. Р. 720-752.
  6. Braverman H. (1974) Labour and Monopoly Capital. New York: Monthly Review Press.
  7. Brown J.S., Duguid P. (1991) Organizational Learning and Communities of Practice: Towards a Unified View of Working, Learning, and Innovation // Organizational Science. Vol. 2. № 1. Р. 40-57.
  8. Brown J.S., Duguid P. (2000) Social Life of Information. Boston: Harvard Business School Press.
  9. Brown J.S., Duguid P. (2001) Knowledge and Organization: A Social-Practice Perspective // Organizational Science. Vol. 12. № 2. Р. 198-213.
  10. Bruni A., Gherardi S., Parolin L.L. (2007) Knowing in a system of fragmented knowledge // Mind, Culture, and Activity. Vol. 14. № 1-2. Р. 83-102.
  11. Burnett G. (2000) Information exchange in virtual communities: A typology // Information Research. Vol. 5. № 4. Режим доступа:http://informationr.net/ir/5-4/paper82.html, дата обращения 07.03.2016.
  12. Burton-Jones A. (2014) What have we learned from the Smart Machine? // Information and Organization. Vol. 24. № 2. Р. 71-105.
  13. Chen I.Y.L. (2007) The factors influencing members' continuance intentions in professional virtual communities - A longitudinal study // Journal of Information Science. Vol. 33. № 4. Р. 451-467.
  14. Chiu Ch.-M., Hsu M.-H, Wang E.T.G. (2006) Understanding knowledge sharing in virtual communities: An integration of social capital and social cognitive theories // Decision Support Systems. Vol. 42. P. 1872-1888.
  15. Freud S. (1920) A General Introduction to Psychoanalysis. New York: Boni and Liveright.
  16. Füller J., Hutter K., Yautz J., Matzler K. (2014) User Roles and Contributions in Innovation-Contest Communities // Journal of Management Information Systems. Vol. 31. № 1. Р. 273-308.
  17. Gherardi S., Nicolini D. (2000) To transfer is to transform: The circulation of safety knowledge // Organization. Vol. 7. № 2. Р. 329-348.
  18. Gloor P.A., Paasivara M., Schoder D., Willems P. (2008) Finding collaborative innovation networks through correlating performance with social network structure // International Journal of Production Research. Vol. 46. № 5. Р. 1357-1371.
  19. Gray P., Parise S., Lyer B. (2011) Innovation impacts of using social bookmarking systems // MIS Quarterly. Vol. 35. № 3. P. 629-643.
  20. Handley K., Sturdy A., Fincham R., Clark T. (2006) Within and Beyond Communities of Practice: Making Sense of Learning Through Participation, Identity, and Practice // Journal of Management Studies. Vol. 43. № 3. Р. 641-653.
  21. Hargadon A.B., Bechky B.A. (2006) When Collections of Creatives Become Creative Collectives: A Field Study of Problem Solving at Work // Organization Science. Vol. 17. № 4. P. 484-500.
  22. Howaldt J., Schwarz M. (2010) Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. Dortmund: BMBF, ESF, Aachen University.
  23. Howe J. (2008) Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Drives the Future of Business. New York: Three Rivers Press.
  24. Kim A.J. (2000) Community Building on the Web: Secret Strategies for Successful Online Communities. Berkeley: Peachpit Press.
  25. Kozinets R.V. (1999) E-tribalized marketing? The strategic implications of virtual communities of consumption // European Management Journal. Vol. 17. № 3. Р. 252-264.
  26. Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-98 // Oxford Development Studies. Vol. 28. № 3. Р. 337-369.
  27. Latour B. (2005) Reassembling of the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. New York: Oxford University Press.
  28. Lave J., Wenger E. (1991) Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. Cambridge: Cambridge University Press.
  29. Lindqvist L. (2005) Knowledge Communities and Knowledge Collectivities: A Typology of Knowledge Work in Groups // Journal of Management Studies. Vol. 42. № 6. Р. 1189-1210.
  30. Martinez-Torres M.R. (2014) Analysis of open innovation communities from the perspective of social network analysis // Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 26. № 4. Р. 435-451.
  31. Mount M., Martinez G.M. (2014) Social Media: A Tool for Open Innovation // California Management Review. Vol. 56. № 4. Р. 124-143.
  32. Murphy G., Salomone S. (2013) Using social media to facilitate knowledge transfer in complex engineering environments: А primer for educators // European Journal of Engineering Education. Vol. 38. № 1. P. 70-84.
  33. Nonaka I., Takeuchi H. (1995) The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford: Oxford University Press.
  34. Orr J.E. (1990) Sharing knowledge, celebrating identity: War stories and community memory in a service culture // Collective Remembering: Memory in Society / Eds. D.S. Middleton, D. Edwards. Newbury Park: Sage. P. 169-189.
  35. Orr J.E. (1996) Talking about machines: An ethnography of a modern job. Ithaca, New York: Cornell University Press.
  36. Orr J.E. (1998) Images of work // Science, Technology, and Human Values. Vol. 23. № 4. Р. 439-455.
  37. Orr J.E. (2006) Ten years of talking about machines // Organization Studies. Vol. 27. № 12. P. 1805-1820.
  38. Pan Y., Xu Y., Wang X., Zhang Ch., Ling H., Lin J. (2015) Integrating social networking support for dyadic knowledge exchange: A study in a virtual community of practice // Information & Management. Vol. 52. № 1. P. 61-70.
  39. Paton S. (2012) Introducing Taylor to the Knowledge Economy // Employee Relations. Vol. 35. № 1. Р. 20-38.
  40. Phang C.W., Kankanhalli A., Sabherwal R. (2009) Usability and sociability in online communities: A comparative study of knowledge seeking and contribution // Journal of the Association of Information Systems. Vol. 10. № 10. P. 721-747.
  41. Polanyi M. (1967) The Tacit Dimension. New York: Anchor Books.
  42. Porter M. (1998) On Competition. Boston: Harvard Business School.
  43. Rammert W. (1997) New Rules of Sociological Method: Rethinking Technology Studies // British Journal of Sociology. Vol. 48. № 2. Р. 171-191.
  44. Ryle G. (1949) The Concept of Mind. London: Hutchinson.
  45. Salminen-Karlsson M. (2014) Enabling Virtual Communities of Practice: A Case-study of Swedish-Indian Сollaboration in IT Development // Information Systems Evaluation (electronic journal). Vol. 17. № 1. 060-070. Режим доступа: www.ejise.com/issue/download.html?idArticle=938, дата обращения 15.02.2016.
  46. Savolainen R. (1995) Everyday life information seeking: Approaching information seeking in the context of ‘Way of Life' // Library and Information Science Research. Vol. 17. P. 259-294.
  47. Schatzki T.R., Knorr Cetina K., von Savigni E. (2001) The practice turn in contemporary theory. New York: Routledge.
  48. Teece D.J. (1998) Capturing Value from Knowledge Assets // California Management Review. Vol. 40. № 3. P. 55-79.
  49. Thompson M. (2005) Structural and Epistemic Parameters in Communities of Practice // Organization Science. Vol. 16. № 2. Р. 151-164.
  50. Tiwana A., Bush A. (2005) Continuance in expertise-sharing networks: A social perspective // IEEE Transactions on Engineering Management. Vol. 52. № 1. Р. 85-101.
  51. Tsoukas H. (2009) A Dialogical Approach to the Creation of New Knowledge in Organizations // Organization Science. Vol. 20. № 6. Р. 941-957.
  52. Venters W., Wood B. (2007) Degenerative structures that inhibit the emergence of communities of practice: А case study of knowledge management in the British Council // Information Systems Journal. Vol. 17. P. 349-368.
  53. Wenger E. (1998) Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press.
  54. Wenger E. (2000) Communities of Practice and Social Learning Systems // Organization. Vol. 7. № 2. Р. 225-246.
  55. Zuboff S. (1988) In the age of the Smart Machine: The future of work and power. New York: Basic Books.
  56. de Kraker J., Cörvers R., Valkering P., Hermans M., Rikers J. (2013) Learning for sustainable regional development: Towards learning networks 2.0? // Journal of Cleaner Production. Vol. 49. P. 114-122.
  57. von Hippel E. (2009) Democratizing Innovation: The Evolving Phenomenon of User Innovation // International Journal of Innovation Science. Vol. 1. № 1. Р. 29-40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».