Налоговое стимулирование конкурентоспособности телекоммуникационных компаний

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу стоимостных факторов, в первую очередь, налоговой нагрузки, — объясняющих наблюдаемую разницу в ценах на телекоммуникационное оборудование (ТКО) между продукцией отечественного производства и импортом из Китая и США на российском рынке. Актуальность исследования связана с критическим значением рынка ТКО для экономической, информационной и технологической безопасности России в новых внешнеполитических условиях. На основе обзора современных методов исчисления налоговой нагрузки в статье показано, что наименее проработанным сегодня остается подотраслевой уровень измерения. На материале данных о деятельности 42 компаний за 2015–2017 гг. рассмотрена отраслевая структура себестоимости в сфере производства ТКО и построена модель расчета налоговой нагрузки на отечественные предприятия, использующие импортные компоненты. Для проведения межстрановых сопоставлений модель скорректирована с учетом специфики национальных налоговых систем.В качестве исходного допущения в расчетах рассматривалось равенство себестоимости продук­циитрех исследуемых стран: России, США и Китая. Сравнительный анализ позволил установить, что в России налоговая нагрузка в среднем почти на 3 п.п. выше, чем в США, и примерно на 2 п.п. — чем в Китае для предприятий, работающих в экономических зонах с льготными режимами. Однако такая разница не объясняет разброс в ценах на внутреннем рынке, достигающий 21%. Авторы статьи подробно рассматривают такие факторы конкурентоспособности производства ТКО, как себестоимость комплектующих и доступность кредитных ресурсов. Согласно примерной оценке степени влияния каждого из них наибольшее значение имеет эффект снижения средних издержек при увеличении объема выпуска компонентов, что справедливо прежде всего для импорта в Россию ТКО из Китая. В случае США решающими конкурентными преимуществами выступают уровень налоговой нагрузки и премиальность продукции. В качестве мер инновационной политики предложен набор инструментов тарифного регулирования, который позволяет компенсировать разрыв в ценах на внутреннем рынке в целях стимулирования технологического развития отечественных производителей.

Об авторах

Ирина Дежина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Сколковский институт науки и технологий

Email: i.dezhina@skoltech.ru
101000, Москва, ул. Мясницкая, 11; 121205, Москва, Инновационный Центр «Сколково», Большой б-р, 30, стр. 1

Тамам Нафикова

Сколковский институт науки и технологий

Email: t.nafikova@skoltech.ru
121205, Москва, Инновационный Центр «Сколково», Большой б-р, 30, стр. 1

Тимур Гареев

Сколковский институт науки и технологий

Email: t.gareev@skoltech.ru
121205, Москва, Инновационный Центр «Сколково», Большой б-р, 30, стр. 1

Алексей Пономарев

НИУ ВШЭ; Сколковский институт науки и технологий

Email: ponomarev@skolkovotech.ru
101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20; 121205, Москва, Инновационный Центр «Сколково», Большой б-р, 30, стр. 1

Список литературы

  1. Bornemann T., Laplante S.K., Osswald B. (2019) The effect of intellectual property boxes on innovative activity & effective tax rates // WU International Taxation Research Paper Series. № 2018-03 (online). Режим доступа:https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3115977, дата обращения 09.04.2019.
  2. Burkitt-Gray A. (2019) Nokia and Ericsson flat in infrastructure market as Huawei hits 29%, says Dell'Oro. Режим доступа:https://www.capacitymedia.com/articles/3823275/nokia-and-ericsson-flat-in-infrastructure-market-as-huawei-hits-29-says-delloro, дата обращения 20.07.2019.
  3. Evers L., Miller H., Spengel C. (2015) Intellectual property box regimes: Effective tax rates and tax policy considerations // International Tax and Public Finance. Vol. 22. № 3. P. 502-530.
  4. FE Online (2018) India to US: Can't remove customs duty on telecom gear - it will put unbearable stress on economy. Режим доступа:https://www.financialexpress.com/economy/india-to-us-cant-remove-customs-duty-on-telecom-gear-it-will-put-unbearable-stress-on-economy/1388451/, дата обращения 12.03.2019.
  5. Fullerton D. (1999) Marginal Effective Tax Rate // The Encyclopedia of Taxation and Tax Policy. P. 270-272. Режим доступа:https://www.urban.org/sites/default/files/alfresco/publication-pdfs/1000538-Marginal-Effective-Tax-Rate.pdf, дата обращения 05.04.2019.
  6. Grubert H., Altshuler R. (2015) Shifting the burden of taxation from the corporate to the personal level and getting the corporate tax rate down to 15 percent // National Tax Journal. Vol. 69. № 3. P. 643-676.
  7. Hanappi T. (2018) Corporate Effective Tax Rates: Model Description and Results from 36 OECD and Non-OECD Countries. Paris: OECD.
  8. Hsu C.I., Li H.C. (2009) An integrated plant capacity and production planning model for high-tech manufacturing firms with economies of scale // International Journal of Production Economics. Vol. 118. № 2. P. 486-500. Режим доступа:https://ir.nctu.edu.tw/bitstream/11536/7435/1/000266478300012.pdf, дата обращения 25.03.2019.
  9. International Monetary Fund (2014) Government finance statistics manual 2014. Washington, D.C.: International Monetary Fund. Режим доступа:https://www.imf.org/external/np/sta/gfsm/index.htm, дата обращения 04.03.2019.
  10. J'son & Partners Consulting (2018) Атлас рынка телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Режим доступа:http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/atlas-rynka-telekommunikatsionnogo-oborudovaniya-rossiyskogo-proishojdeniya-20180227022931, дата обращения 11.03.2019.
  11. Market Research Future (2019) Telecom Equipment Market Research Report - Global Forecast up to 2023. Режим доступа:https://www.marketresearchfuture.com/reports/telecom-equipment-market-4441, дата обращения 20.07.2019.
  12. McCarthy M.O. (2012) Background Material for US-China Economic and Security Review Commission. Режим доступа:https://www.uscc.gov/sites/default/files/6.14.12McCarthy.pdf, дата обращения 22.03.2019.
  13. Modica E., Laudage S., Harding M. (2018) Domestic revenue mobilisation: A new database on tax levels and structures in 80 countries. Paris: OECD.
  14. NDIA (2017) Trustable Access to Leading Edge Technology. Режим доступа:http://www.ndia.org/-/media/sites/ndia/divisions/working-groups/tmjwg-documents/ndia-tm-jwg-team-2-white-paper-finalv3.ashx?la=en, дата обращения 27.03.2019.
  15. PRNewswire (2019) China Wafer Production Capacity Growth Fastest in World. Режим доступа:https://www.prnewswire.com/news-releases/china-wafer-production-capacity-growth-fastest-in-world-300773756.html, дата обращения 17.03.2019.
  16. Pathania K., Bhattacharjea A. (2020). Inverted Duty Structures and the Paradox of Negative Effective Protection in India, 2000-2014 // Foreign Trade Review. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI:https://doi.org/10.1177/0972266119894131
  17. Pongratz S. (2019) Key Takeaways - Worldwide Telecom Equipment Market 2018. Режим доступа:https://www.delloro.com/telecom-equipment-market-2018-2/, дата обращения 20.07.2019.
  18. PwC (2016) The Total Tax Contribution Framework: Over a Decade of Development. London: PricewaterhouseCoopers. Режим доступа:https://www.pwc.com/gx/en/tax/pdf/the-total-tax-contribution-framework.pdf, дата обращения 19.03.2019.
  19. PwC, World Bank Group (2018) Paying Taxes 2019. Washington, D.C.: PwC, World Bank, International Finance Corporation. Режим доступа:https://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes-2019.pdf, дата обращения 12.03.2019.
  20. RSpectr (2018) Меняю чужое на свое. Режим доступа:https://www.rspectr.com/articles/392/menyayu-chuzhoe-na-svoe, дата обращения 20.07.2019.
  21. RSpectr (2019) Отечественные телеком-производители получат льготы. Режим доступа:https://rspectr.com/articles/476/otechestvennye-telekom-proizvoditeli-poluchat-lgoty, дата обращения 11.03.2019.
  22. Sorensen P.B. (2004) Measuring the tax burden on capital and labor. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology.
  23. USTR (2018) Notice of Action and Request for Public Comment Concerning Proposed Determination of Action Pursuant to Section 301: China's Acts, Policies, and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation // Federal Register. Vol. 83. № 119. P. 28710-28756. Режим доступа:https://ustr.gov/sites/default/files/2018-13248.pdf, дата обращения 15.03.2019.
  24. Van't Klooster M. (2018) Hiring Local Employees in China: Chinese Taxes and Social Insurances. Режим доступа:https://www.1421.consulting/2018/06/chinese-taxes-and-social-insurances/, дата обращения 19.03.2019.
  25. Xu J. (2017) The Role of China in the UK Relative Imports from Three Selected Trading Regions: The Case of Textile Raw Material Industry // International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 14. № 12. Article 1481 (online). Режим доступа:https://pdfs.semanticscholar.org/e381/0a61703eeaf35c85e7f1fdfd4021cfcc69c9.pdf, дата обращения 24.04.2019.
  26. АРПЭ (2017) Оценка регулирующего воздействия заградительных таможенных пошлин на рынок электроники. Режим доступа:http://arpe.ru/activities/lobbying-of-sectoral-interests/tamozhennoe-regulirovanie/, дата обращения 05.03.2019.
  27. АРПЭ (2019) Производители телекоммуникационного оборудования. Режим доступа:http://www.sovel.org/spravochnik1/kompanii/#n1146, дата обращения 21.07.2019.
  28. Власова В.В., Гершман М.А., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. (2018) Деловой климат в науке: эффективность мер научно-технологической политики. Информационный бюллетень (экспресс-информация), серия Наука, технологии и инновации. М: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Режим доступа:https://issek.hse.ru/data/2018/08/27/1154686176/NTI_N_99_29082018.pdf, дата обращения 18.03.2019.
  29. Гареев Т.Р. (2008) Основы международного маркетинга. Калининград: РГУ им. И. Канта.
  30. Гохберг Л., Китова Г., Рудь В. (2014) Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты // Форсайт. Т. 8. № 3. С. 18-41.
  31. Громов В.В., Шаталова С.С. (2017) Оценка налоговой нагрузки по методике МВФ // Управленческое консультирование. № 1. С.74-83.
  32. Жукова К., Новый В. (2019) Роутеры прокачают пошлинами. Отечественных производителей защитят от иностранных // Газета Коммерсантъ. № 5. С. 7. Режим доступа:https://www.kommersant.ru/doc/3854169, дата обращения 11.03.2019.
  33. Китова Г.А. (2015) Налоговое стимулирование науки и инноваций в России: практика и исследования. М.: НИУ ВШЭ.
  34. Коломыченко М. (2017) Ангстрем просят освободить нанометры // Коммерсантъ. № 79. С. 10. Режим доступа:https://www.kommersant.ru/doc/3289550, дата обращения 14.03.2019.
  35. Минфин (2016) Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. М.: Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=116206, дата обращения 13.03.2019.
  36. Николаев И.А. (2016) Аналитическая оценка налоговой нагрузки в российской экономике. М.: Комитет РСПП по налоговой политике. Режим доступа:https://www.fbk.ru/upload/docs/nalogovaya_nagruzka.pdf, дата обращения 19.03.2019.
  37. Петлевой В., Холявко А., Базанова Е., Трифонова П. (2019) Правительство не оставляет попыток собрать больше денег с бизнеса // Ведомости. 29.01.2019. Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/01/29/792760-s, дата обращения 21.07.2019.
  38. Соколов М.М. (2018) Об уровне налоговой нагрузки в экономике России и о возможностях по ее снижению без сокращения налоговых поступлений // Экономика в промышленности. Т. 11. № 1. С. 52-62.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».