О проблемных вопросах подготовки кадров службы медицины катастроф в системе высшего образования и возможных путях их решения (обзор литературы)
- Авторы: Суин П.А.1, Гуменюк С.А.1, Первухин Н.Н.1
-
Учреждения:
- Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф Департамента здравоохранения города Москвы
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 49-56
- Раздел: Медицинские проблемы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1995-4441/article/view/259441
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-2-49-56
- ID: 259441
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Высококвалифицированные медицинские кадры Службы медицины катастроф (СМК) являются ее главным ресурсом, способным многократно повысить эффективность деятельности. Актуальность подготовки врачей-специалистов СМК в медицинских вузах обусловлена сложными специфическими условиями решения задач, возложенными на них полномочиями, постоянной готовностью к оказанию пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) экстренной медицинской помощи. В рамках модернизации медицинского образования в соответствии с новыми законодательными актами России подготовка врачей СМК, являясь одной из важных государственных задач, остается высоковостребованной.
Цель – изучение опыта подготовки врачебных кадров в системе высшего образования по специальностям, актуальным для СМК, и выявление проблемных вопросов их обучения в медицинских вузах России.
Методология. Проведен анализ нормативных правовых актов России и данных открытых научных источников, характеризующих состояние подготовки врачебных кадров СМК. По результатам анализа проведена систематизация полученных данных, сформулированы ключевые позиции и выводы.
Результаты и их анализ. Существующие образовательные программы не уделяют достаточного внимания практической подготовке медицинских специалистов для работы в системе СМК, назрела необходимость разработки и утверждения Минздравом России единой образовательной программы по дисциплине «Медицина катастроф». Выявлена потребность законодательного закрепления специальности «Медицина катастроф» с разработкой образовательного стандарта и программы обучения по специальности. Также необходимыми являются разработка более эффективных методов подготовки обучающихся, внедрение объективных способов оценки их знаний и качества освоения практических навыков, дальнейшее продолжение активного сотрудничества и взаимодействия кафедр медицины катастроф с различными структурами СМК.
Заключение. Подготовка врачей-специалистов в системе высшего образования для работы в СМК на сегодняшний день не является оптимальной. Реализация выявленных проблемных вопросов подготовки врачебных кадров СМК в медицинских вузах может стать основой повышения уровня и эффективности медицинского обеспечения населения, пострадавшего в ЧС.
Полный текст
Введение
В настоящее время Служба медицины катастроф (СМК) Минздрава России представляет собой высокоорганизованную и слаженную структуру, к работе в которой привлечены более 60 тыс. врачей.
Для оперативного реагирования на изменения медицинской обстановки в регионах страны, связанной с необходимостью ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и своевременного медицинского обеспечения пострадавшего в них населения, в системе СМК успешно функционируют штатные и нештатные подразделения. Они формируются на базах ведущих медицинских организаций регионов и территориальных центров медицины катастроф субъектов Российской Федерации с целью оказания пострадавшим первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме. Ежегодно врачами- специалистами СМК медицинская помощь оказывается в среднем около 30 тыс. пострадавшим в ЧС, из них до 25 % составляют дети [3, 12, 14].
Основной задачей СМК, в соответствии с положениями нормативных правовых актов России, является оказание пострадавшим при ЧС всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме. Решение данной задачи достигается целенаправленной подготовкой в медицинских вузах врачей различных специальностей, способных грамотно и квалифицированно организовать и выполнить необходимый и сложный объем работ по медицинскому обеспечению населения в условиях ЧС. Безусловно, что для эффективного функционирования и развития СМК необходимы высококвалифицированные специалисты в области медицины катастроф [2, 7, 12, 15].
Научным медицинским сообществом признается, что модернизация высшего медицинского образования на современном этапе в соответствии с вновь принимаемыми нормативными правовыми актами является одним из приоритетных направлений реформы здравоохранения в целом, а подготовка врачей-специалистов для оказания пострадавшему в ЧС населению всех видов медицинской помощи по-прежнему остается высоковостребованной и актуальным направлением деятельности [4, 10].
Потребность в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров СМК обусловлена сложными специфическими условиями решения возложенных на них задач и полномочий, а также постоянной готовностью врачей-специалистов службы к оказанию пострадавшим в ЧС экстренной медицинской помощи [5, 15].
Высококвалифицированные медицинские кадры являются основным ресурсом СМК, способным существенно повысить эффективность ее деятельности и всей системы здравоохранения России в целом при медицинском обеспечении населения в ЧС, вследствие чего подготовка врачей СМК на базах профильных кафедр медицинских вузов остается на сегодняшний день одной из важнейших государственных задач [3].
С 1990 г. повышение квалификации врачей-специалистов по дисциплине «Медицина катастроф» осуществлялось в системе последипломного образования на факультетах и в институтах усовершенствования врачей. Обучение студентов по данной программе непосредственно в медицинских вузах было организовано лишь после разработки программы «Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» и ее утверждения министром здравоохранения и медицинской промышленности России [4]. В настоящее время обучение студентов по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» осуществляется на профильных кафедрах медицинских вузов, сформированных, как правило, на базе упраздненных так называемых «военных кафедр» [17].
Вместе с тем, анализ опыта ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работниками системы здравоохранения, которые привлекаются в качестве сотрудников нештатных формирований СМК, показывает, что в реальных условиях они нередко допускают существенные организационные и лечебно-диагностические ошибки. Основными причинами этих недостатков являлись следующие факторы [1, 7]:
- недостаточное количество учебных часов, отведенных для изучения вопросов медицины катастроф, в соответствии с существующими образовательными стандартами медицинских специальностей;
- уменьшение количества учебных часов для изучения и непрактичное разделение дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» по семестрам обучения, не способствующее их последовательному изучению обучающимися; недостаточное понимание врачами-специалистами гражданского практического здравоохранения существующей организационной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС;
- слабые знания врачами-специалистами основ патогенеза, клинической картины, перечня и последовательности диагностических и лечебных мероприятий многообразных форм поражений при ЧС;
- отсутствие опыта работы в условиях ЧС.
Цель – изучение опыта подготовки врачебных кадров в системе высшего образования по специальностям, актуальным для СМК, и выявление проблемных вопросов их обучения в медицинских вузах России.
Материал и методы
Провели анализ нормативных правовых актов России, а также данных открытых научных источников – статей, опубликованных в научно-практических журналах и сборниках тезисов докладов конференций различного уровня, характеризующих состояние подготовки врачебных кадров СМК в настоящее время. По результатам анализа осуществили систематизацию полученных данных, сформулировали ключевые позиции и выводы.
Результаты и их анализ
Основой системы подготовки медицинских кадров в постсоветский период для медицинского обеспечения населения в сложных условиях ЧС явилась работа по созданию и развитию методологии преподавания дисциплины «Медицина катастроф». Данная работа проводилась в 1990–2010 гг. Минздравом России совместно с ведущими медицинскими образовательными организациями России, что на практике обеспечило своевременное и качественное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению в ЧС. Разработанные в те годы и утвержденные установленным порядком программы высшего медицинского образования по медицине катастроф оставались актуальными достаточно продолжительное время. Впоследствии на их основе и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС) разрабатывали и реализовывали новые, современные для того времени, программы для системы высшего образования [4].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт» как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России.
Однако со временем введенные в систему высшего профессионального образования ФГОС в силу ряда организационных обстоятельств потребовали их неоднократной переработки в виде внесения изменений и дополнений. Утверждение новых ФГОС по медицинским специальностям влечет за собой ряд трудностей, связанных с организацией учебно-методического процесса при изучении студентами дисциплины «Медицина катастроф». Так, после каждого утверждения Минобрнауки России новых ФГОС и введения их в действие у каждого медицинского вуза возникает необходимость либо очередной самостоятельной переработки, либо разработки новой образовательной программы дисциплины при отсутствии типовой (примерной) программы. Кроме того, вновь возникает потребность разработки комплектов учебных, методических и аттестационных материалов с учетом указанных в новых ФГОС универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у обучаемых [5, 17].
В сфере высшего медицинского образования на сегодняшний день актуальны ФГОС:
- 31.05.01 «Лечебное дело» [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 «Лечебное дело»: приказ Минобрнауки России от 12 августа 2020 г. № 988];
- 31.05.02 «Педиатрия» [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.02 «Педиатрия»: приказ Минобрнауки России от 12 августа 2020 г. № 965];
- 31.05.03 «Стоматология» [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности «Стоматология»: приказ Минобрнауки России от 12 августа 2020 г. № 984];
- 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело»: приказ Минобрнауки России от 15 июня 2017 г. № 552];
- 33.05.01 «Фармация» [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 33.05.01 «Фармация»: приказ Минобрнауки России от 27 марта 2018 г. № 219].
ФГОС не определяют ни содержание образовательных программ, ни тематику обучения. В них сформулированы только основные требования к специалистам и образовательным программам [4, 5]. Утверждаемые Минобрнауки России ФГОС, в целом, носят незавершенный характер, практически ежегодно в них вносят те или иные изменения и дополнения. В качестве примера можно отметить, что в действующий сегодня ФГОС по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», утвержденный в августе 2020 г., уже трижды приказами Минобрнауки России вносились изменения – 26.11.2020 г., 19.07.2022 г. и 27.02.2023 г.
В соответствии с действующими в настоящее время ФГОС профессиональные компетенции выпускника медицинского вуза, освоившего программу специалитета (выпускника), в рамках деятельности СМК предусматривают:
- универсальные компетенции: способность создавать и поддерживать в повседневной жизни и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе, при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;
- общепрофессиональные компетенции:
- способность оказывать первую помощь на территории фармацевтической организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи (для выпускников по специальности «Фармация»);
- способность организовывать уход за больными, оказывать первичную медико- санитарную помощь, обеспечивать организацию работы и принятие профессиональных решений при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, в условиях ЧС, эпидемий и очагах массового поражения (для выпускников по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»);
- способность организовывать работу и принимать профессиональные решения при неотложных состояниях, в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий и очагах массового поражения (для выпускников по специальности «Стоматология»).
В настоящее время обучение студентов на профильных кафедрах медицинских вузов по дисциплине «Медицина катастроф» осуществляется по модульной системе, разработанной с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы и состоящей из модулей «организационные основы» и «клинические аспекты». Основная цель обучения по модульной системе – ознакомление студентов с теоретическими и практическими организационными аспектами медицинского обеспечения населения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени [12].
К сожалению, существующие образовательные программы не являются совершенными, так как не уделяют достаточного внимания практической подготовке будущих медицинских специалистов для работы по предназначению в системе СМК. Студенты медицинских вузов в силу различных причин получают лишь базовые практические навыки работы в экстренных ситуациях, что впоследствии может негативно сказаться на деятельности СМК в целом [12, 13, 15]. Таким образом, уровень практической подготовки врачебных кадров при завершении обучения в медицинских вузах в настоящее время не отвечает современным требованиям, предъявляемым к врачам-специалистам СМК [1, 7].
Для кардинального решения проблемы подготовки кадров СМК, усиления системы гражданского здравоохранения как на уровне врачей-специалистов медицинских организаций, так и на уровне органов управления регионального, территориального и местного значения, преемственности освоения модулей (разделов) программ специалитета, разрабатываемых каждым медицинским вузом самостоятельно, назрела необходимость разработки и утверждения Минздравом России единой для всех медицинских вузов образовательной программы медицинского образования по дисциплине «Медицина катастроф» [5, 7].
Признанными специалистами – организаторами отечественного здравоохранения дисциплина «Медицина катастроф» относится к междисциплинарному направлению в теории и практике медицины. Для ее успешного и эффективного освоения необходимо наличие базисных знаний, умений, навыков и компетенций, формируемых предшествующими дисциплинами практической направленности или одновременно изучаемыми дисциплинами гуманитарного, социального, естественно-научного и профессионального циклов в соответствии с учебными планами образовательных программ применительно к направлению подготовки [14–16]. Таким образом, методологически целесообразно предусмотреть преемственность и последовательность изучения материала учебной дисциплины «Медицина катастроф» на V–VI курсах специалитета, когда у студентов уже имеются определенный базис знаний и опыт практической работы [14, 15].
Вместе с тем, подготовка врачей по дисциплине «Медицина катастроф» по программам высшего образования в настоящее время не в состоянии охватить весь объем современной информации по различным отраслям медицинских наук, так как усложняются задачи, появляются новые функции, изменяются правовые, экономические и организационные условия деятельности медицинских организаций, в том числе, организаций и формирований СМК [6, 12, 14–16]. Указанные обстоятельства требуют своевременного внесения изменений и дополнений в стандарты, учебные планы и программы обучения врачей [6].
В связи с этим актуальной задачей высшей медицинской школы на сегодня будет являться разработка современных, более эффективных методов подготовки будущих специалистов СМК и внедрение объективных способов оценки знаний и качества освоения практических навыков обучающимися [11], а также развитие способности быстрого принятия правильных решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях [8].
Полноценной подготовкой врача-специалиста для работы в формированиях СМК можно считать глубокое освоение им во время обучения необходимого объема теоретических знаний, а также получение практического опыта в области лечебной, диагностической и организационной работы [1, 7]. Итогом обучения выпускника медицинского вуза, освоившего программу по медицине катастроф, по мнению ряда исследователей, должно стать овладение навыками и умениями работать в составе бригады скорой медицинской помощи или врачебно-сестринской бригады медицинской организации на догоспитальном этапе, в том числе, в зоне ЧС и в процессе медицинской эвакуации пострадавших по предназначению на этап специализированной медицинской помощи [4, 15]. Успешное выполнение образовательных задач кафедрами медицины катастроф в настоящее время невозможно без активного взаимодействия с различными структурами СМК. Крайне необходимым является тесное сотрудничество с территориальными центрами медицины катастроф субъектов России и Федеральным центром медицины катастроф Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова Минздрава России [17].
Учитывая, что ликвидация медико-санитарных последствий ЧС в субъектах России является важным направлением государственной политики, проводимой Россией, научным сообществом неоднократно поднимался вопрос о необходимости законодательного закрепления нового направления в медицинской науке и практическом здравоохранении. В контексте действующей на территории нашей страны номенклатуры специальностей работников, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России, видными отечественными организаторами здравоохранения неоднократно предлагалось выделить «Медицину катастроф» в отдельную специальность, что способствовало бы приданию ей официального статуса [7, 12, 14, 17].
Возможность введения новой специальности рассматривалась и на государственном уровне. Так, в декабре 2001 г. Межведомственная комиссия Совета Безопасности России по охране здоровья населения своим решением рекомендовала Правительству России поручить Минздраву России «… проработать вопрос о введении специальности “врач экстремальной медицины” в классификацию медицинских специальностей и улучшить подготовку студентов в медицинских вузах по вопросам медицины катастроф». Несмотря на указанное поручение, мероприятия по организационно-методическому сопровождению реализации решения до сих пор не проведены.
Необходимость введения специальности «Медицина катастроф» не вызывает сомнений. Однако для введения любой новой медицинской специальности возникает необходимость в разработке и утверждении на законодательном уровне образовательного стандарта, программы обучения по новой специальности, требований к характеристике профессиональной деятельности и результатам (компетенциям) освоения образовательных программ. Кроме того, для специальности «Медицина катастроф» необходима разработка комплекта документов, который включал бы в себя квалификационные требования к врачам-специалистам СМК, перечень работ (услуг), выполняемых при оказании различных видов медицинской помощи пострадавшему в ЧС населению, и должностные инструкции врачей-специалистов СМК [7, 12, 14].
Предполагается, что подготовка студентов по специальности «Медицина катастроф» должна осуществляться с изучением в обязательном порядке не только основных общемедицинских теоретических и клинических предметов, но и специальных дисциплин, обучение по которым наиболее необходимо врачам-специалистам СМК при осуществлении профессиональной деятельности, к которым можно отнести организацию медицинского обеспечения населения в ЧС (в том числе, специальные правовые и управленческие вопросы), военно-полевую хирургию и терапию, реаниматологию, анестезиологию, эпидемиологию, общую и медицинскую психологию экстремальных состояний и др. [7, 9].
Заключение
Таким образом, несмотря на высокую эффективность деятельности медицинских работников СМК при ликвидации медико- санитарных последствий ЧС и медицинском обеспечении пострадавшего в ЧС населения, подготовка врачей-специалистов СМК на профильных кафедрах медицинских вузов на современном этапе развития системы высшего образования не является оптимальной.
Для восполнения существующего пробела в обучении студентов медицинских вузов и их подготовки к последующей трудовой деятельности в составе формирований СМК к действиям в ЧС необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, богатого практического опыта, теоретических знаний и научного потенциала высококвалифицированных кадров профильных кафедр.
Реализация проблемных вопросов подготовки кадров СМК в системе высшего образования, выявленных в ходе настоящего исследования, может стать основой повышения уровня и эффективности медицинского обеспечения, а также качества оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС.
Об авторах
Павел Анатольевич Суин
Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф Департамента здравоохранения города Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: paul-s@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-5097-4183
канд. мед. наук, ст. науч. сотр., науч. отд. организации экстрен. мед. помощи
Россия, 129090, Москва, Большая Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1Сергей Андреевич Гуменюк
Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф Департамента здравоохранения города Москвы
Email: cemp75@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4172-8263
д-р мед. наук доц., директор
Россия, 129090, Москва, Большая Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1Николай Николаевич Первухин
Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф Департамента здравоохранения города Москвы
Email: pervuhinn@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-3012-3816
зам. директора по мед. части
Россия, 129090, Москва, Большая Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1Список литературы
- Афанасенкова Т.Е. Совершенствование практической подготовки клинических ординаторов общей врачебной практики (семейной медицины) в условиях поликлиники и врачебного офиса // Смоленский мед. альманах. 2018. № 3. С. 169–172.
- Бобий Б.В. Межведомственный научный совет РАМН и ВСМК по проблемам медицины катастроф // Медицина катастроф. 2013. Т. 83, № 3. С. 52.
- Булычева О.С., Доника А.Д., Чеканин И.М. Профессиональная подготовка медицинских кадров и специалистов Всероссийской службы медицины катастроф // Междунар. журн. эксперим. образования. 2016. № 4-3. С. 484.
- Гончаров С.Ф., Сахно И.И., Быстров М.В., Баранова Н.Н. Организационно-методологические аспекты становления и развития системы подготовки врачебных кадров по медицине катастроф // Медицина катастроф. 2016. Т. 93, № 1. С. 32–40.
- Гончаров С.Ф., Сахно И.И., Рябинкин В.В. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров и специалистов Всероссийской службы медицины катастроф // Медицина катастроф. 2013. Т. 83, № 3. С. 53–56.
- Гончаров С.Ф., Суранова Т.Г. Система дополнительного профессионального образования врачей медико-профилактических специальностей по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. 2012. Т. 71, № 1. С. 54–55.
- Грушко Г.В., Линченко С.Н., Горина И.И. О подготовке специалистов для Всероссийской службы медицины катастроф // Междунар. журн. эксперим. образования. 2014. № 11-1. С. 11–13.
- Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Пак С.Г. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине // Эпидемиология и инфекц. болезни. 2014. № 1. С. 49–61.
- Лысов Н.А. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестн. новых мед. технологий. 2012. Т. 19, № 4. С. 183–185.
- Меараго Ш.Л., Кобышев С.В. Особенности подготовки врачей по медицине катастроф // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 127–131. doi: 10.18411/lj-02-2021-148.
- Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Современные образовательные технологии – средство инновационного пути развития высшего медицинского образования // Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 1. С. 88–95.
- Русанов С.Н. Проблемы подготовки врачей службы медицины катастроф и пути решения // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: тез. докл. XXI междунар. науч.-практ. конф. М. : ВНИИГОЧС МЧС России, 2016. С. 52–53.
- Рыбакова Т.С., Григорьев Д.А. Анализ неудач работы службы медицины катастроф и пути решения этой проблемы // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIX регион. науч.-практ. конф.: в 3 т. Благовещенск: Дальневост. гос. аграр. ун-т, 2018. Т. 3. С. 369–371.
- Чиж И.М., Белых В.Г., Русанов С.Н. Направления реализации концепции непрерывного образования врачей, работающих в системе медицины катастроф // Мед. образование и вуз. наука. 2015. № 1 (7). С. 41–44.
- Чиж И.М., Русанов С.Н., Карпенко И.В. Новые методологические подходы к подготовке выпускников медицинских вузов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций // Клинич. медицина. 2018. Т. 96, № 9. С. 847–852. doi: 10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852.
- Чиж И.М., Русанов С.Н., Путило В.М. Реализация концепции преподавания дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций» в учебном военном центре при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова // Воен.-мед. журн. 2017. Т. 338, № 10. С. 19–23.
- Шатрова Н.В. Организация подготовки будущих специалистов-медиков к условиям деятельности в чрезвычайных ситуациях // Земский врач. 2015. Т. 25, № 1. С. 63–66.
Дополнительные файлы
