Однородность потребительской корзины и динамики инфляции в разрезе регионов
- Авторы: Ощепков И.А.1, Ишмурзина В.В.1, Габов М.А.1
-
Учреждения:
- Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России
- Выпуск: Том 19, № 2 (2024)
- Страницы: 186-205
- Раздел: Региональная и отраслевая экономика
- URL: https://bakhtiniada.ru/1994-9960/article/view/280193
- DOI: https://doi.org/10.17072/1994-9960-2024-2-186-205
- EDN: https://elibrary.ru/VOMECH
- ID: 280193
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Одним из факторов, который может влиять на эффективность денежно-кредитной политики центральных банков, направленной на таргетирование инфляции, является региональная разнородность. Цель. Оценка влияния структуры потребительской корзины субъектов Российской Федерации на региональные инфляционные процессы методом кластеризации на основе региональных индексов потребительских цен и весов товаров и услуг потребительской корзины. Материалы и методы. Кластеризация методом k-средних. Результаты. В ходе исследования выявлено, что структура потребительской корзины оказывает влияние на уровень и волатильность инфляции. Основным разделяющим признаком является вес продуктов питания в потребительской корзине. В регионах с более высокой долей продовольственных товаров наблюдалась более высокая волатильность индекса потребительских цен, в то время как регионы с более высокой долей услуг и непродовольственных товаров обладают более низкой волатильностью инфляции. В кластере с высокой долей продовольственных товаров преобладают сравнительно бедные регионы, в другом – территории, в которых расположены крупные города, что может говорить о косвенном эмпирическом подтверждении закона Энгеля. Однако если в период 2016–2020 гг. и в 2022 гг. регионы можно разделить на две устойчивые группы, то в 2021 и 2023 гг. наблюдаются значительные изменения в центрах кластеров, обусловленные изменением модели потребления регионов. По мере сокращения доли расходов населения региона на продовольствие и роста доли расходов на такие статьи, как путешествия и отдых, уровень волатильности инфляции в регионе снижается. Выводы. Для перехода из одного кластера в другой у населения региона должна снижаться доля расходов на продукты питания и расти доля расходов на потребление товаров и услуг, направленных на удовлетворение более высокоуровневых потребностей. Это позволит снизить волатильность инфляции по России в целом.
Полный текст
Однородность потребительской корзины и динамики инфляции в разрезе регионов*
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основным показателем инфляции для Банка России является индекс потребительских цен (далее – ИПЦ). Он отражает изменение во времени стоимости потребительской корзины – набора из более чем 500 продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством региона. Структура потребительской корзины (веса микрокомпонентов ИПЦ) определяется структурой оборота розничной торговли и платных услуг населению, т. е. отражает потребительские предпочтения и возможности жителей территории [1; 2]. Они, в свою очередь, обусловлены уровнем и спецификой социально-экономического развития региона.
Исследования региональной неоднородности инфляции неоднократно проводились в России [3–6] и за рубежом [2; 7–10]. Однако данные работы не освещали вопрос анализа структурных особенностей потребительской корзины в региональном разрезе. В зарубежных источниках также не удалось найти похожих исследований. Поэтому основной целью предлагаемого исследования стала оценка влияния структуры потребительской корзины различных регионов на специфику протекания в них инфляционных процессов.
В настоящей работе изучение неоднородности инфляции в разрезе регионов выполнено с помощью кластерного анализа. Для группировки регионов применен метод k-средних (k-means). В качестве исходных данных выступают уровень инфляции и структура потребительской корзины в региональном разрезе.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом исследования выступают различия в инфляционных процессах в регионах России. Для их оценки использовались средний за год уровень инфляции в регионе и ее внутригодовая волатильность, выраженная стандартным отклонением. Эти показатели были рассчитаны на основе месячных данных Росстата по региональным ИПЦ в процентах к соответствующему периоду прошлого года.
Согласно методологии Росстата структура потребительской корзины отражена весами микрокомпонентов ИПЦ по конкретному региону. С учетом ограничения по ретроспективе временны́х рядов структуры потребительских расходов в разрезе регионов в исследовании были использованы данные с 2016 по 2023 г.
Для проведения исследования взяты данные по 85 регионам, которые входили в состав Российской Федерации в указанный временной промежуток и по которым Росстат предоставляет статистику по ИПЦ.
В целом перечисленные данные формируют куб, содержащий более 300 000 ячеек с числовыми данными.
Поскольку товары и услуги, входящие в расчет ИПЦ, имеют различные потребительские свойства [1], что может влиять на динамику цен на них, было произведено объединение микрокомпонентов ИПЦ в смысловые группы. Всего выделено две группировки:
1) по компонентам ИПЦ (продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги);
2) классификатору индивидуального потребления по целям (продукты питания и безалкогольные напитки; алкогольные напитки, табачные изделия; одежда и обувь; жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива; предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом; здравоохранение; транспорт; связь; организация отдыха и культурные мероприятия; образование; гостиницы, кафе и рестораны; другие товары и услуги).
Таким образом, анализ проводился по двум соответствующим кубам данных с уменьшенной размерностью. В целом такой подход позволил учесть и разнородность объекта исследования (показатели уровня и волатильности инфляции), и региональные различия в инфляции, и их устойчивость во времени. Описательные статистики за 2023 г. представлены в табл. 1, изменение структуры потребительской корзины – в табл. 2.
Табл. 1. Описательные статистики переменных в 2023 г.
Table 1. Variables’ descriptive statistics in 2023
Наименование показателя | Среднее значение | Минимальное значение | Максимальное значение | Медиана | Стандартное отклонение |
Продовольственные товары | 0,391 | 0,308 | 0,592 | 0,388 | 0,046 |
Непродовольственные товары | 0,359 | 0,258 | 0,451 | 0,356 | 0,036 |
Услуги | 0,250 | 0,150 | 0,337 | 0,254 | 0,036 |
Индекс потребительских цен | 107,365 | 104,580 | 110,070 | 107,380 | 1,088 |
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.
Примечание: описательные статистики для услуг, продовольственных и непродовольственных товаров представлены как доли в структуре потребительской корзины.
Табл. 2. Средняя доля товаров в структуре потребительской корзины
Table 2. Average share of goods in the commodity bundle structure
Год | Товар | Услуга | |
продовольственный | непродовольственный | ||
2016 | 0,397 | 0,366 | 0,237 |
2017 | 0,398 | 0,357 | 0,245 |
2018 | 0,394 | 0,352 | 0,254 |
2019 | 0,395 | 0,347 | 0,258 |
2020 | 0,392 | 0,351 | 0,257 |
2021 | 0,397 | 0,356 | 0,248 |
2022 | 0,397 | 0,365 | 0,238 |
2023 | 0,391 | 0,359 | 0,250 |
Источник: рассчитано авторами на основе данных Росстата.
В среднем по всем регионам страны доля товаров в структуре потребления остается постоянной на протяжении рассматриваемого периода (табл. 2).
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что в регионах со схожей структурой потребительской корзины характер инфляционных процессов (уровень инфляции и ее волатильность) будет иметь схожую динамику. Это обусловило использование кластерного анализа в качестве метода исследования.
Кластеризация проводилась по каждой ячейке каждого куба данных, т. е., например, за 2016 г. по всем регионам в разрезе структуры классификатора индивидуального потребления по целям и т. д. (аналогично за прочие годы, аналогично по другой группировке).
Перед кластеризацией все данные приводились к одному масштабу (от 0 до 1 в зависимости от минимального и максимального значения соответствующего показателя в региональном разрезе), чтобы единица измерения (доля, процент) не оказывала влияния на результаты.
Учитывая сравнительно небольшое количество объектов (регионов России) для кластеризации, применялся метод кластеризации k-средних [11]. Вопрос с определением количества кластеров решался с помощью соответствующих математических методов, таких как метод локтя, метод силуэта (рис. 1).
Рис. 1. Графическая иллюстрация выбора оптимального количества кластеров при помощи метода силуэта
Fig. 1. The adequate number of clusters illustrated with silhouette method
Источник: составлено авторами.
Кластеризация выполнялась в программной среде вычисления R. Далее проводилось возвращение к первоначальным значениям показателей и анализировалась разница в центрах получившихся кластеров.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
При проведении регионального экономического анализа не всегда схожая динамика определяется географической близостью регионов [12]. Поэтому возникает необходимость переходить от административного деления по федеральным округам к однотипным группам, объединенным по тем или иным показателям. Выполнить данную задачу позволяет кластерный анализ, представляющий собой объединение разнородных объектов в однородные группы (кластеры).
Проведение кластеризации предполагает несколько этапов:
– определение выборки объектов;
– определение множества показателей, по которым будут оцениваться объекты;
– применение математических методов кластеризации;
– интерпретация результатов.
Определение выборки объектов и признаков, по которым они будут оцениваться, приведено в предыдущем разделе.
Все множество методов анализа данных можно поделить на две группы: обучение с учителем и обучение без учителя1.
В обучении с учителем каждый объект описывается парой x – данные (многомерный вектор); y – целевое значение, метка. Целью является нахождение связывающей их функции f (x) = y. К данной группе методов относится широко используемый регрессионный анализ, а также нейронные сети, деревья решений, случайный лес, наивный байесовский классификатор, машины опорных векторов и т. д.
Кластеризация относится к группе математических методов обучения без учителя. В задачах данного типа методов каждый объект представлен в виде многомерного вектора x (как в обучении с учителем), однако вектор у – учитель – отсутствует. Целью группы методов обучения без учителя является группировка объектов по «схожести» таким образом, чтобы объекты внутри одной группы были похожи друг на друга, а группы объектов были отличны друг от друга.
Представляется важным подчеркнуть отличие кластеризации от более распространенных методов: здесь отсутствует «правильный ответ» в виде близости к исходным данным. При этом необходимо отметить, что в российской практике кластеризация является многозначным термином. В широком смысле под ней понимается любое разделение объектов на однородные группы [13], например с использованием простейших арифметических операций и ранжирования. В указанном примере по многомерному вектору x считают среднее взвешенное, сворачивая многомерный вектор в одномерный; далее расставляют элементы по рангу и выбирают границы, отделяющие одну группу объектов от другой. Вместе с тем региональная статистика характеризуется значительной волатильностью, поэтому такие методы могут быть чувствительны к выбросам.
В узком смысле под кластеризацией понимается использование более сложных математических методов, которые как раз оказываются более робастными [14].
С учетом малого количества регионов среди методов кластеризации лучше всего будет работать разделительная группа методов [11], к которой относятся методы k-средних, иерархическая кластеризация и их вариации.
Суть метода k-средних сводится к заданию исследователем k – количества кластеров, после чего алгоритм стремится минимизировать отклонения точек кластеров от их центров [15]. Данный метод является наиболее распространенным и интуитивно понятным. К его недостаткам можно отнести необходимость указывать число кластеров, от которых будет зависеть результат, а оптимальный выбор является неизвестным [16].
Другим методом этой группы является иерархическая кластеризация, которая использует идею последовательного объединения наиболее похожих объектов [17]. Ее результатом является упорядочивание данных в виде вложенных кластеров. Графически результат представим в виде дендрограммы (рис. 2).
Рис. 2. Дендрограмма объектов
Fig. 2. Dendrogram of objects
Источник: составлено авторами.
Изучение дендрограммы позволяет исследователю выбрать необходимое количество кластеров, поэтому сначала нужно провести иерархическую кластеризацию и определить по дендрограмме желаемое число кластеров, а затем воспользоваться методом k-средних.
Рассмотренные методы являются наиболее подходящими для кластеризации регионов с учетом их количества.
Для большего количества объектов лучше может отработать плотностная группа методов (DBSCAN, OPTICS). Методы данной группы позволяют находить более сложные по форме кластеры [18–20]. Алгоритм в таком случае работает на нахождение групп наиболее плотно расположенных друг к другу объектов.
Исходя из проведенного обзора, следует сделать вывод о важности этапа интерпретации результатов кластеризации. Ввиду некоторой субъективности кластеризации (результат зависит от выбранных исследователем метода, числа кластеров в отсутствие однозначного критерия для определения наилучшего качества кластеризации) интерпретируемость результатов становится основным критерием истинности результатов [21].
Тем не менее, несмотря на особенности, кластерный анализ является одним из приоритетных способов получения новых знаний об исследуемой системе объектов [11].
В настоящем исследовании для проверки устойчивости результатов разбиения объектов на группы использовался статистический подход, в частности t-критерий Стьюдента. Суть метода состоит в том, чтобы проверить гипотезу о равенстве двух независимых выборок, предполагая их принадлежность к нормальному распределению:
(1)
где M1 – математическое ожидание в первой выборке; M1 – математическое ожидание во второй выборке.
Проверка гипотезы осуществляется из расчета t-статистики, далее сравнивается с критическим значением из t-распределения Стьюдента при заданных уровне значимости и степени свободы:
, (2)
где – среднее арифметическое в первой выборке; – среднее арифметическое во второй выборке; – дисперсия в первой выборке; – дисперсия во второй выборке; n1 – количество наблюдений в первой выборке; n2 – количество наблюдений во второй выборке.
Если значение tст < tкрит, то гипотеза Н0 не отклоняется на заданном уровне значимости. В ином случае (tст > tкрит) гипотеза H0 отклоняется, а H1 – нет. Следовательно, две независимые выборки статистически значимо отличаются по определенному признаку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перейдем к рассмотрению результатов кластеризации по каждой использованной группировке товаров и услуг и к их интерпретации.
Кластеризация регионов по компонентам и уровню ИПЦ
При кластеризации регионов по компонентам и уровню ИПЦ (табл. 3, рис. 3) около 40 % регионов в каждом из рассматриваемых периодов сформировали кластер с преобладанием в структуре потребительской корзины продовольственных товаров, а оставшиеся 60 % регионов – непродовольственных товаров. При этом доля услуг в потребительской корзине оказалась больше во втором кластере.
Табл. 3. Центры кластеров при кластеризации по компонентам и уровню ИПЦ
Table 3. Cluster centers clustered by CPI components and level
Признак для кластеризации | Кластер | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,450 | 0,447 | 0,402 | 0,450 | 0,440 | 0,366 | 0,426 | 0,355 |
2 | 0,374 | 0,375 | 0,384 | 0,375 | 0,384 | 0,428 | 0,368 | 0,421 | |
Непродовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,330 | 0,319 | 0,368 | 0,310 | 0,329 | 0,363 | 0,337 | 0,371 |
2 | 0,382 | 0,375 | 0,329 | 0,360 | 0,362 | 0,348 | 0,393 | 0,348 | |
Услуги (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,220 | 0,233 | 0,231 | 0,239 | 0,231 | 0,270 | 0,237 | 0,274 |
2 | 0,245 | 0,250 | 0,287 | 0,265 | 0,271 | 0,225 | 0,239 | 0,231 | |
Уровень ИПЦ (% к соответствующему периоду прошлого года, среднее за год) | 1 | 107,100 | 103,651 | 102,550 | 104,507 | 103,504 | 106,572 | 113,574 | 106,138 |
2 | 106,885 | 103,430 | 102,965 | 104,465 | 103,553 | 107,029 | 114,071 | 105,819 |
Данные табл. 3 позволяют говорить об отсутствии устойчивого эффекта агрегированных категорий потребления и уровня ИПЦ на разделение регионов по различиям в инфляционных процессах. Если за период с 2016 по 2020 г. регионы можно разделить на две устойчивые группы, в одной из которых доли непродовольственных товаров и услуг выше, а в другой – ниже, то в 2021 и 2023 гг. наблюдаются значительные изменения в центрах кластеров, произошедшие под влиянием пандемии и структурной перестройки экономики.
Подтверждением этому также служат рис. 3–6, на которых видно, что регионы редко находились в единственном кластере за весь рассматриваемый период. В основном регионы в шести из восьми случаев принадлежали одному кластеру, в двух других – другому. Более того, отмечается сравнительно высокая доля регионов, которые не показали явную принадлежность к определенному кластеру. На картограммах (рис. 3–6) отражено распределение регионов по кластерам за весь рассматриваемый период2.
Рис. 3. Распределение регионов по кластерам при кластеризации по компонентам и уровню ИПЦ
Fig. 3. Distribution of regions clustered by CPI components and level
Источник: составлено авторами.
Рис. 4. Распределение регионов по кластерам при кластеризации по компонентам и волатильности ИПЦ
Fig. 4. Distribution of regions clustered by CPI components and volatility
Источник: составлено авторами.
Рис. 5. Распределение регионов по кластерам при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и уровню ИПЦ
Fig. 5. Distribution of regions clustered by the classifier of individual consumption by CPI purpose and level
Источник: составлено авторами.
Рис. 6. Распределение регионов по кластерам при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и волатильности ИПЦ
Fig. 6. Distribution of regions clustered by the classifier of individual consumption by CPI purpose and volatility
Источник: составлено авторами.
Кластеризация регионов по компонентам и волатильности ИПЦ
При кластеризации регионов по компонентам и волатильности ИПЦ (табл. 4, рис. 4) важным открытием стало то, что регионы кластера с преобладанием в структуре потребительской корзины продовольственных товаров часто объединяла сравнительно более высокая волатильность индекса потребительских цен [22; 23], что связано с большей изменчивостью в динамике инфляции продовольственных товаров внутри года [24]. Действительно, колебания цен на рынке продовольствия определяются изменениями в объемах предложения, в первую очередь урожая, причем как в нашей стране, так и в мире в целом [25]. В свою очередь, урожай сельскохозяйственных культур существенно зависит от изменчивых погодных условий. Логично, что в регионах с более высокой долей продовольственных товаров в потребительской корзине колебания цен на них могут оказывать значительное влияние в том числе на волатильность инфляции [22].
Табл. 4. Центры кластеров при кластеризации по компонентам и волатильности ИПЦ
Table 4. Cluster centers clustered by CPI components and volatility
Признак для кластеризации | Кластер | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,452 | 0,447 | 0,402 | 0,446 | 0,442 | 0,369 | 0,425 | 0,356 |
2 | 0,378 | 0,375 | 0,381 | 0,374 | 0,386 | 0,418 | 0,368 | 0,422 | |
Непродовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,327 | 0,319 | 0,366 | 0,314 | 0,341 | 0,381 | 0,337 | 0,371 |
2 | 0,380 | 0,375 | 0,326 | 0,360 | 0,358 | 0,336 | 0,394 | 0,348 | |
Услуги (вес в ИПЦ, доля) | 1 2 | 0,221 | 0,233 | 0,232 | 0,240 | 0,235 | 0,249 | 0,238 | 0,273 |
0,243 | 0,250 | 0,294 | 0,266 | 0,274 | 0,246 | 0,238 | 0,230 | ||
Волатильность ИПЦ (внутригодовое стандартное отклонение) | 1 | 1,447 | 0,960 | 0,907 | 1,090 | 1,154 | 1,309 | 2,942 | 3,056 |
2 | 1,013 | 0,920 | 0,829 | 0,726 | 0,732 | 1,084 | 3,232 | 3,313 |
Источник: рассчитано авторами.
Заметного влияния географии на формирование кластеров выявить не удалось: в каждой группе есть как южные, так и северные регионы, как западные, так и восточные. Данная ситуация может указывать на то, что уровень экономического развития территорий и тесные межрегиональные экономические связи превалируют над климатическими факторами. В первом кластере преобладают сравнительно бедные регионы (например, отдаленные регионы Дальневосточного федерального округа), во втором – территории, в которых расположены крупные города, что может свидетельствовать о косвенном эмпирическом подтверждении закона Энгеля [26], согласно которому с увеличением дохода доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается, и наоборот.
Вместе с тем наличие исключений не позволяет сделать вывод, что географические факторы и уровень благосостояния жителей территорий являются определяющими при формировании различий в инфляционных процессах в регионах для используемой группировки товаров и услуг [1]. Например, Кабардино-Балкарская Республика устойчиво попадала во второй кластер, а Омская область с административным центром, являющимся городом-миллионником, в большинстве рассматриваемых периодов присутствовала в первом кластере. Впрочем, это неудивительно: среди и продовольственных, и непродовольственных товаров и услуг есть как те, что являются предметом первой необходимости и повседневного потребления, так и те, что приобретаются сравнительно редко. Учесть эту особенность товаров и услуг, входящих в ИПЦ, призвана следующая группировка.
Кластеризация по классификатору индивидуального потребления по целям и уровню ИПЦ
Для анализа товары и услуги объединяются в 12 групп в зависимости от цели потребления (табл. 5, рис. 5). Например, категория «Транспорт» отражает все расходы потребителей на перемещение в пространстве и включает в себя как легковой автомобиль и топливо, так и услуги по обслуживанию транспортного средства, а также услуги по проезду в общественном транспорте.
Данная группировка товаров и услуг позволила подтвердить и уточнить результаты предыдущей кластеризации. Регионы также были разделены на два кластера. Для регионов первого кластера характерен бóльший вес групп «Продукты питания и безалкогольные напитки» и «Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом», для регионов второго – вес групп «Транспорт», «Гостиницы, кафе и рестораны», «Организация отдыха и культурные мероприятия». Кроме того, отметим, что регионы первого кластера характеризуются более высоким уровнем инфляции, однако разница в средних в двух группах не является статистически значимой.
Табл. 5. Центры кластеров при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и уровню ИПЦ
Table 5. Cluster centers clustered by the classifier of individual consumption by CPI purpose and level
Признак для кластеризации | Кластер | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продукты питания и безалкогольные напитки (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,421 | 0,358 | 0,355 | 0,353 | 0,351 | 0,305 | 0,402 | 0,300 |
2 | 0,308 | 0,299 | 0,297 | 0,293 | 0,292 | 0,349 | 0,319 | 0,360 | |
Алкогольные напитки, табачные изделия (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,043 | 0,063 | 0,061 | 0,061 | 0,059 | 0,061 | 0,046 | 0,057 |
2 | 0,066 | 0,062 | 0,060 | 0,062 | 0,065 | 0,062 | 0,062 | 0,057 | |
Одежда и обувь (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,110 | 0,097 | 0,093 | 0,087 | 0,087 | 0,078 | 0,088 | 0,075 |
2 | 0,091 | 0,092 | 0,088 | 0,083 | 0,078 | 0,078 | 0,070 | 0,076 | |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,102 | 0,118 | 0,122 | 0,123 | 0,124 | 0,115 | 0,109 | 0,119 |
2 | 0,108 | 0,110 | 0,114 | 0,116 | 0,114 | 0,118 | 0,121 | 0,119 | |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,064 | 0,057 | 0,055 | 0,055 | 0,057 | 0,056 | 0,062 | 0,057 |
2 | 0,058 | 0,056 | 0,057 | 0,053 | 0,050 | 0,055 | 0,056 | 0,058 | |
Здравоохранение (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,036 | 0,036 | 0,035 | 0,036 | 0,039 | 0,042 | 0,041 | 0,044 |
2 | 0,039 | 0,038 | 0,039 | 0,039 | 0,039 | 0,040 | 0,042 | 0,042 | |
Транспорт (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,080 | 0,110 | 0,115 | 0,121 | 0,116 | 0,134 | 0,102 | 0,142 |
2 | 0,143 | 0,142 | 0,143 | 0,145 | 0,156 | 0,133 | 0,150 | 0,126 | |
Связь (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,034 | 0,033 | 0,035 | 0,034 | 0,030 | 0,030 | 0,032 | 0,043 |
2 | 0,031 | 0,030 | 0,032 | 0,031 | 0,028 | 0,033 | 0,034 | 0,042 | |
Организация отдыха и культурные мероприятия (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,037 | 0,044 | 0,042 | 0,044 | 0,044 | 0,065 | 0,032 | 0,045 |
2 | 0,059 | 0,059 | 0,062 | 0,066 | 0,067 | 0,045 | 0,050 | 0,031 | |
Образование (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,008 | 0,009 | 0,010 | 0,009 | 0,010 | 0,011 | 0,008 | 0,014 |
2 | 0,010 | 0,012 | 0,011 | 0,011 | 0,010 | 0,008 | 0,010 | 0,008 | |
Гостиницы (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,011 | 0,016 | 0,015 | 0,015 | 0,018 | 0,030 | 0,014 | 0,025 |
2 | 0,026 | 0,030 | 0,030 | 0,031 | 0,029 | 0,015 | 0,020 | 0,016 | |
Другие товары и услуги (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,055 | 0,060 | 0,062 | 0,063 | 0,066 | 0,072 | 0,065 | 0,079 |
2 | 0,061 | 0,068 | 0,068 | 0,071 | 0,072 | 0,064 | 0,066 | 0,066 | |
Уровень ИПЦ (% к соответствующему периоду прошлого года, среднее за год) | 1 | 107,427 | 103,539 | 102,722 | 104,503 | 103,642 | 106,833 | 113,403 | 105,836 |
2 | 106,857 | 103,460 | 102,721 | 104,437 | 103,411 | 106,773 | 113,939 | 106,098 |
Источник: составлено авторами.
Кластеризация по классификатору индивидуального потребления по целям и волатильности ИПЦ
Более значимыми оказались различия между кластерами при кластеризации с волатильностью ИПЦ (табл. 6, рис. 6). Был получен тот же результат: волатильность индекса потребительских цен выше в регионах, где больше вес продуктов питания в потребительской корзине. Это подтверждает значимость колебаний предложения на продовольственном рынке в качестве фактора волатильности инфляции.
Табл. 6. Центры кластеров при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и волатильности ИПЦ
Table 6. Cluster centers clustered by the classifier of individual consumption by CPI purpose and volatility
Признак для кластеризации | Кластер | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продукты питания и безалкогольные напитки (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,426 | 0,361 | 0,355 | 0,356 | 0,363 | 0,306 | 0,373 | 0,301 |
2 | 0,309 | 0,298 | 0,297 | 0,294 | 0,293 | 0,360 | 0,307 | 0,360 | |
Алкогольные напитки, табачные изделия (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,042 | 0,063 | 0,060 | 0,059 | 0,055 | 0,064 | 0,055 | 0,058 |
2 | 0,066 | 0,062 | 0,061 | 0,064 | 0,067 | 0,058 | 0,062 | 0,057 | |
Одежда и обувь (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,111 | 0,096 | 0,093 | 0,087 | 0,087 | 0,075 | 0,079 | 0,074 |
2 | 0,091 | 0,092 | 0,087 | 0,083 | 0,079 | 0,082 | 0,071 | 0,076 | |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ | 1 | 0,101 | 0,117 | 0,122 | 0,123 | 0,118 | 0,115 | 0,119 | 0,119 |
и другие виды топлива (вес в ИПЦ, доля) | 2 | 0,108 | 0,111 | 0,114 | 0,115 | 0,121 | 0,118 | 0,118 | 0,119 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,064 | 0,057 | 0,055 | 0,055 | 0,058 | 0,055 | 0,060 | 0,057 |
2 | 0,058 | 0,056 | 0,057 | 0,053 | 0,050 | 0,056 | 0,054 | 0,058 | |
Здравоохранение (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,035 | 0,036 | 0,035 | 0,036 | 0,040 | 0,040 | 0,042 | 0,044 |
2 | 0,039 | 0,039 | 0,039 | 0,039 | 0,038 | 0,042 | 0,041 | 0,042 | |
Транспорт (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,078 | 0,110 | 0,115 | 0,121 | 0,115 | 0,144 | 0,115 | 0,141 |
2 | 0,142 | 0,140 | 0,143 | 0,144 | 0,150 | 0,122 | 0,160 | 0,126 | |
Связь (вес в ИПЦ, доля) | 1 2 | 0,034 0,031 | 0,032 0,031 | 0,035 0,032 | 0,034 0,031 | 0,028 0,029 | 0,030 0,033 | 0,034 0,033 | 0,043 0,042 |
Организация отдыха и культурные мероприятия (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,036 | 0,043 | 0,042 | 0,043 | 0,045 | 0,064 | 0,037 | 0,045 |
2 | 0,059 | 0,059 | 0,061 | 0,064 | 0,063 | 0,042 | 0,054 | 0,031 | |
Образование (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,008 | 0,010 | 0,010 | 0,009 | 0,009 | 0,010 | 0,008 | 0,014 |
2 | 0,010 | 0,011 | 0,011 | 0,011 | 0,011 | 0,009 | 0,010 | 0,008 | |
Гостиницы (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,011 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,018 | 0,027 | 0,015 | 0,025 |
2 | 0,026 | 0,030 | 0,030 | 0,030 | 0,027 | 0,015 | 0,022 | 0,015 | |
Другие товары и услуги (вес в ИПЦ, доля) | 1 | 0,055 | 0,060 | 0,062 | 0,062 | 0,064 | 0,071 | 0,063 | 0,078 |
2 | 0,061 | 0,068 | 0,068 | 0,071 | 0,072 | 0,062 | 0,068 | 0,066 | |
Волатильность ИПЦ (внутригодовое стандартное отклонение) | 1 | 1,584 | 0,983 | 0,937 | 0,923 | 1,108 | 1,128 | 3,037 | 3,083 |
2 | 1,042 | 0,885 | 0,814 | 0,722 | 0,752 | 1,245 | 3,119 | 3,309 |
Из данных табл. 6 также видно, что по мере сокращения доли расходов населения региона на продовольствие и роста доли расходов на такие статьи, как автомобили, путешествия и отдых, уровень волатильности инфляции в регионе снижается.
Возвращаясь к тезису об изменении структуры потребления в регионах после 2020 г., обратим внимание на рис. 7–10, на которых видно, что зависимость волатильности инфляции от доли расходов определенных категорий потребления заметно изменилась. Так, до 2020 г. связь между волатильностью ИПЦ и долей расходов на транспорт была обратной (рис. 8), но с 2021 г. наблюдается почти полное отсутствие связи, поскольку угол наклона прокси-кривой близок к нулю.
Рис. 7. Волатильность ИПЦ и доля расходов на продовольствие
Fig. 7. CPI volatility and share of food expenditures
Источник: составлено авторами.
Рис. 8. Волатильность ИПЦ и доля расходов на транспорт
Fig. 8. CPI volatility and share of transportation costs
Источник: составлено авторами.
Рис. 9. Волатильность ИПЦ и доля расходов на отдых
Fig. 9. CPI volatility and share of vacation expenditures
Источник: составлено авторами.
Рис. 10. Волатильность ИПЦ и доля расходов на гостиницы, кафе и рестораны
Fig. 10. CPI volatility and share of expenditures on hotels, café and restaurants
Источник: составлено авторами.
Вместе с тем с 2021 г. связь между волатильностью ИПЦ и долей расходов на отдых стала более явной, чем ранее: подтверждением этому является изменение угла наклона кривой в период с 2021 по 2023 г. на рис. 9.
На рис. 11 представлена графически динамика корреляции волатильности ИПЦ с компонентами.
Рис. 11. Волатильность ИПЦ – динамика корреляции с компонентами
Fig. 11. CPI volatility – correlation dynamics with components
Источник: составлено авторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании выявлена связь между структурой потребительской корзины и волатильностью инфляции в регионах. Основным признаком, служащим разделителем регионов на кластеры, является вес продовольственных товаров. По мере сокращения доли расходов населения региона на продовольствие и роста доли расходов на такие статьи, как путешествия и отдых, уровень волатильности инфляции в регионе снижается.
При этом в кластере с высокой долей продовольственных товаров преобладают сравнительно бедные регионы, а в другом – территории, в которых расположены крупные города, что также может говорить о косвенном эмпирическом подтверждении закона Энгеля, свидетельствующем об уменьшении доли расходов на товары первой необходимости в пользу предметов роскоши при увеличении дохода, и наоборот.
С учетом того, что значительная доля туристических программ может приобретаться за счет заемных средств, повышение ключевой ставки и стоимости кредитов, снижение доли расходов на товары длительного пользования и, как следствие, увеличение доли расходов на продовольственные товары могут формировать предпосылки для увеличения волатильности инфляции в регионах России.
С учетом подтвержденной значимости влияния продуктов питания и безалкогольных напитков на повышенную волатильность региональной инфляции практической рекомендацией может стать обращение особого внимания на данную категорию товаров с целью стабилизации инфляционных ожиданий населения.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
REFERENCE DATA
P-value после проверки гипотезы о равенстве средних в двух группах при кластеризации по компонентам и уровню ИПЦ
P-value after the hypothesis about the equal means in two groups is checked when clustered by CPI components and level
Признак для кластеризации | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,059 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Непродовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,021 | 0,000 | 0,003 |
Услуги (вес в ИПЦ, доля) | 0,011 | 0,098 | 0,000 | 0,015 | 0,000 | 0,000 | 0,786 | 0,000 |
Уровень ИПЦ (% к соответствующему периоду прошлого года, среднее за год) | 0,491 | 0,209 | 0,000 | 0,800 | 0,716 | 0,036 | 0,199 | 0,160 |
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.
P-value после проверки гипотезы о равенстве средних в двух группах при кластеризации по компонентам и волатильности ИПЦ
P-value after the hypothesis about the equal means in two groups is checked when clustered by CPI components and volatility
Признак для кластеризации | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,023 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Непродовольственные товары (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,017 | 0,021 | 0,000 | 0,004 |
Услуги (вес в ИПЦ, доля) | 0,043 | 0,098 | 0,000 | 0,009 | 0,000 | 0,698 | 0,934 | 0,000 |
Волатильность ИПЦ (внутригодовое стандартное отклонение) | 0,003 | 0,551 | 0,049 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,007 | 0,018 |
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.
P-value после проверки гипотезы о равенстве средних в двух группах при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и уровню ИПЦ
P-value after the hypothesis about the equal means in two groups is checked when clustered by their classifier of individual consumption by CPI purposes and level
Признак для кластеризации | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продукты питания и безалкогольные напитки (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Алкогольные напитки, табачные изделия (вес в ИПЦ, доля) | 0,003 | 0,700 | 0,829 | 0,797 | 0,116 | 0,767 | 0,007 | 0,988 |
Одежда и обувь (вес в ИПЦ, доля) | 0,005 | 0,165 | 0,060 | 0,157 | 0,004 | 0,960 | 0,002 | 0,652 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива (вес в ИПЦ, доля) | 0,226 | 0,034 | 0,035 | 0,050 | 0,001 | 0,325 | 0,005 | 0,955 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Здравоохранение (вес в ИПЦ, доля) | 0,320 | 0,289 | 0,001 | 0,050 | 0,799 | 0,159 | 0,751 | 0,239 |
Транспорт (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,881 | 0,000 | 0,022 |
Связь (вес в ИПЦ, доля) | 0,293 | 0,067 | 0,034 | 0,011 | 0,221 | 0,004 | 0,281 | 0,194 |
Организация отдыха и культурные мероприятия (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Образование (вес в ИПЦ, доля) | 0,197 | 0,006 | 0,258 | 0,093 | 0,730 | 0,003 | 0,091 | 0,000 |
Гостиницы (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,009 | 0,000 |
Другие товары и услуги (вес в ИПЦ, доля) | 0,275 | 0,004 | 0,466 | 0,002 | 0,017 | 0,000 | 0,864 | 0,000 |
Уровень ИПЦ (% к соответствующему периоду прошлого года, среднее за год) | 0,281 | 0,608 | 0,997 | 0,651 | 0,065 | 0,788 | 0,374 | 0,248 |
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.
P-value после проверки гипотезы о равенстве средних в двух группах при кластеризации по классификатору индивидуального потребления по целям и волатильности ИПЦ
P-value after the hypothesis about the equal means in two groups is checked when clustered by their classifier of individual consumption by CPI purposes and volatility
Признак для кластеризации | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Продукты питания и безалкогольные напитки (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Алкогольные напитки, табачные изделия (вес в ИПЦ, доля) | 0,004 | 0,920 | 0,845 | 0,202 | 0,005 | 0,136 | 0,064 | 0,805 |
Одежда и обувь (вес в ИПЦ, доля) | 0,006 | 0,253 | 0,055 | 0,192 | 0,019 | 0,031 | 0,021 | 0,579 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива (вес в ИПЦ, доля) | 0,126 | 0,123 | 0,021 | 0,027 | 0,339 | 0,041 | 0,879 | 0,957 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Здравоохранение (вес в ИПЦ, доля) | 0,381 | 0,155 | 0,018 | 0,070 | 0,419 | 0,024 | 0,539 | 0,229 |
Транспорт (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,005 | 0,000 | 0,035 |
Связь (вес в ИПЦ, доля) | 0,346 | 0,264 | 0,038 | 0,063 | 0,363 | 0,009 | 0,463 | 0,174 |
Организация отдыха и культурные мероприятия (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Образование (вес в ИПЦ, доля) | 0,105 | 0,373 | 0,495 | 0,154 | 0,128 | 0,189 | 0,110 | 0,000 |
Гостиницы (вес в ИПЦ, доля) | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Другие товары и услуги (вес в ИПЦ, доля) | 0,328 | 0,002 | 0,015 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,081 | 0,000 |
Волатильность ИПЦ (внутригодовое стандартное отклонение) | 0,009 | 0,079 | 0,024 | 0,001 | 0,000 | 0,075 | 0,456 | 0,034 |
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.
* Настоящая статья отражает личную позицию авторов. Содержание и результаты данного исследования не следует рассматривать, в том числе цитировать в каких-либо изданиях, как официальную позицию Банка России или указание на официальную политику или решения регулятора. Любые ошибки в данном материале являются исключительно авторскими.
The views expressed herein are solely those of the authors. The content and results of this research should not be considered or referred to in any publications as the Bank of Russia’s official position, official policy, or decisions. Any errors in this document are the responsibility of the authors.
1 Обучение с подкреплением будем считать частным случаем обучения с учителем, где в качестве учителя выступают вознаграждения со стороны внешней среды.
2 На всех картограммах темно-зеленым цветом обозначены регионы, которые попадали во второй кластер в каждом из рассматриваемых периодов; красным – регионы, которые в каждом из рассматриваемых периодов присутствовали в первом кластере; светло-зеленым – регионы, которые как минимум в течение трех лет из пяти попадали во второй кластер; оранжевым – регионы, которые как минимум в течение трех лет из пяти находились в первом кластере.
Об авторах
Иван Алексеевич Ощепков
Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России
Email: 57svc_seo@cbr.ru
ResearcherId: JWO-2500-2024
кандидат экономических наук, начальник экономического отдела
Россия, 614990, Пермь, ул. Ленина, д. 19Вера Валерьевна Ишмурзина
Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России
Автор, ответственный за переписку.
Email: 57svc_seo@cbr.ru
ResearcherId: JRW-7147-2023
ведущий экономист экономического отдела
Россия, 614990, Пермь, ул. Ленина, д. 19Максим Андреевич Габов
Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России
Email: 57svc_seo@cbr.ru
экономист 1 категории экономического отдела
Россия, 614990, Пермь, ул. Ленина, д. 19Список литературы
- Станишевская С. П., Губанов Д. А. К вопросу о российской потребительской корзине // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. № 2 (13). С. 91–98. EDN OYZMGX
- Shin J., Choi J. Y., Lee D. Model for studying commodity bundling with a focus on consumer preference: Evidence from the Korean telecommunications market // Simulation. 2016. Vol. 92, iss. 44. P. 311–321. doi: 10.1177/0037549716638838
- Дерюгина Е. Б., Карлова Н. А., Пономаренко А. А., Цветкова А. Н. Отраслевые и региональные факторы инфляции в России // Серия докладов об экономических исследованиях (Банк России). 2018. № 36. С. 1–33. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/47509/wp_36.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
- Жемков М. И. Региональные эффекты таргетирования инфляции в России: факторы неоднородности и структурные уровни инфляции // Вопросы экономики. 2019. № 9. С. 70–89. doi: 10.32609/0042-8736-2019-9-70-89. EDN XEVUKC
- Жураковский В. П., Новопашина А. Н., Тарантаев А. Д. Региональная разнородность эффекта переноса валютного курса на инфляцию // Серия докладов об экономических исследованиях (Банк России). Январь 2021. С. 1–78. URL: https://cbr.ru/content/document/file/118010/wp_dgu_jan.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
- Семитуркин О. Н., Шевелев А. А., Квактун М. И. Анализ факторов гетерогенности и оценка структурных уровней инфляции в регионах России // Вопросы экономики. 2021. № 9. С. 51–68. doi: 10.32609/0042-8736-2021-9-51-68. EDN JDRYXO
- Beck G. W., Hubrich K., Marcellino M. Regional inflation dynamics within and across euro area countries and a comparison with the United States // Economic Policy. 2009. Vol. 24, iss. 57. P. 142–184. DOI https://doi.org/10.1111/j.1468-0327.2009.00214.x
- Dawber J., Smith P., Tzavidis N., Wurz N., Flower T., Heledd T., Schmid T. Experimental UK Regional Consumer Price Inflation with Model-Based Expenditures Weights // Journal of Official Statistics. 2022. Vol. 38, iss. 1. P. 213–237. doi: 10.2478/jos-2022-0010
- Kaplan G., Schulhofer-Wohl S. Inflation at the household level // Journal of Monetary Economics. 2017. Vol. 91. P. 19–38. doi: 10.1016/j.jmoneco.2017.08.002
- Nagayasu J. Heterogeneity and Convergence of Regional Inflation (prices) // Journal of Macro-economics. 2011. Vol. 33, iss. 4. P. 711–723. doi: 10.1016/j.jmacro.2011.07.002
- Shikhman V., Muller D. Clustering // Mathematical Foundations of Big Data Analytics. Gabler; Berlin; Heidelberg: Springer, 2021. P. 87–105. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-662-62521-7_5
- Attfield C., Cannon E., Demery R., Duck N. W. Economic Growth and Geography Proximity // Economic Letters. 2000. Vol. 68, iss. 1. P. 109–112. doi: 10.1016/S0165-1765(00)00222-6
- Hair J. F., Black B., Babin B., Anderson R. E., Tatham R. L. Multivariate data analysis. 6th edition. Pearson, 2010. 761 p.
- García-Escudero L. A., Gordaliza A., Matrán C., Mayo-Iscar A. A review of robust clustering methods // Advanced in Data Analysis and Classification. 2010. Vol. 4. P. 89–109. doi: 10.1007/s11634-010-0064-5
- Litvinenko N., Marymbayev O., Shayakhmetova A., Turdalyuly M. Clusterization by the K-means method when K is unknown // ITM Web of Conferences. 2019. Vol. 24. Article 01013. doi: 10.1051/itmconf/20192401013
- Ray S., Turi R. H. Determination of number of clusters in k-means clustering and application in colour image segmentation // 4th International Conference on Advances in Pattern Recognition and Digital Techniques (ICAPRDT’99). New Delhi: Narosa Publishing House, 2000. P. 137–143.
- Nielsen F. Hierarchical Clustering // Introduction to HPC with MPI for Data Science. Undergraduate Topics in Computer Science. Springer, Cham, 2016. P. 195–211. doi: 10.1007/978-3-319-21903-5_8
- Махрусе Н. Современные тенденции методов интеллектуального анализа данных: метод кластеризации // Московский экономический журнал. 2019. № 6. Ст. 35. doi: 10.24411/2413-046X-2019-16034. EDN ZPTNRR
- Sharma D., Sachin D. Hybrid clustering algorithm using Ad-density-based spatial clustering of applications with noise // International Journal of Advance Research, Ideas and Innovations in Technology. 2018. Vol. 4, iss. 5. P. 300–306. URL: https://www.ijariit.com/manuscripts/v4i5/V4I5-1263.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
- Ankerst M., Breunig M., Kriegel H., Sander J. OPTICS: Ordering points to identify the clustering structure // Proceedings of the 1999 ACM SIGMOD International Conference on Management of Data (SIGMOD’99). New York, 1999. P. 49–60. doi: 10.1145/304181.304187
- Миркин Б. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор: препринт WP7/2011/03. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. 88 с. URL: https://www.hse.ru/data/2011/05/19/1213868030/WP7_2011_03f.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
- Шагайда Н. С., Терновский Д. С. Волатильность цен на продовольственные товары в 2021–2022 гг. в контексте продовольственной безопасности // Вопросы экономики. 2023. № 9. С. 29–46. doi: 10.32609/0042-8736-2023-9-29-46. EDN DEEIRS
- Roache S. K. What Explains the Rise in Food Price Volatility? // IMF Working Papers. Working Paper No. 2010/129. 29 p. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2016/12/31/What-Explains-the-Rise-in-Food-Price-Volatility-23879 (дата обращения: 12.02.2024).
- Wang L., Duan W., Qu D., Wang S. What matters for global food price volatility? // Empirical Economics. 2018. Vol. 54. P. 1549–1572. doi: 10.1007/s00181-017-1311-9
- Chavas J.-P., Hummels D., Wright B. D. (Eds) The Economics of Food Price Volatility // NBER Conference Report. Chicago: The University of Chicago Press, 2014. 440 p.
- Лаврова А. П. Исследование уровня жизни населения // Известия Международной академии аграрного образования. 2020. № 51. С. 69–73. EDN FKUFHO
Дополнительные файлы
