№ 5 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Общая педагогика, история педагогики

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНОЙ КРЫМА НА ВСЕСОЮЗНОЙ СПАРТАКИАДЕ 1928 ГОДА

Мутьев А.В., Коваленко Ю.А., Юнус М.А.

Аннотация

Цель исследования – рассмотрение результатов выступления крымской команды на Первой Всесоюзной спартакиаде 1928 г. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, архивных материалов и периодической прессы исследуемого периода. Результаты исследования. Установлено, что невысокое итоговое десятое место среди команд районов РСФСР было обусловлено отсутствием у крымских спортсменов опыта участия в крупных соревнованиях, слабым уровнем кадрового и материального обеспечения физкультурной отрасли республики. Неплохие результаты в ряде дисциплин (плавании, легкой атлетике, теннисе, футболе) указывали на значительный потенциал развития физической культуры и спорта в Крыму и имели важное значение для этой отрасли на полуострове в последующие годы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):5-12
pages 5-12 views

ХАРАКТЕР СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО И ЭКРАННО-ЦИФРОВОГО ОПЫТА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Пегов В.А., Матвеева А.В., Бескостова А.А.

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что жизненный опыт детей и подростков существенно сдвигается в сторону длительного пребывания у тех или иных экранов. Цель исследования – определить характер соотношения между показателями телесно-двигательного и экранно-цифрового опыта школьников и студентов. Методы и организация исследования: опрос (анкетирование), дисперсионный анализ. Применяли анкету закрытого типа с вопросами, ответы на которые давали характеристику телесно-двигательного и экранно-цифрового опыта испытуемых по 10-бальной шкале (от 0 до 9 баллов). Всего определяли 89 показателей. В исследовании приняли участие школьники 9-11 классов и студенты 2-3 курсов бакалавриата, 1 курса магистратуры СГУС. Результаты исследования и выводы. Проведённое исследование показало, что свыше 70% испытуемых более 3-х часов в день находятся перед различными экранами (компьютеры, смартфоны и проч.). Средний возраст, когда они стали пользоваться электронными гаджетами, примерно 9 лет. Опрошенные мужского пола статистически значимо больше времени проводят за компьютерными играми, которые носят спортивный или агрессивный характер. Более 40% школьников и студентов, по их оценкам, имеют необычные переживания тела и изменённые состояния сознания. Для этой группы испытуемых характерно, что у них в меньшей степени развиты двигательные качества (выносливость и ловкость), ориентация в пространстве и периферическое зрение, телесно-двигательный опыт в детстве меньше способствовал пониманию ими самих себя, они больше проводят времени за компьютером.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):13-19
pages 13-19 views

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Прохоренко А.А.

Аннотация

Цель исследования – определить направления повышения эффективности деятельности преподавателей физической культуры для формирования профессиональных компетенций у студентов вузов. Методы исследования: обзор литературы; анкетирование; математическая обработка результатов исследования, сбор информации. Результаты исследования и выводы. В результате исследования определены направления повышения эффективности деятельности преподавателя физической культуры, которые позволят значительно повысить качество образовательного процесса, будут способствовать формированию профессиональных компетенций у студентов вузов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):20-27
pages 20-27 views

Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключникова А.Н., Черняк Л.П., Артышко С.В., Сотникова М.А.

Аннотация

Цель исследования – совершенствование процесса олимпийского образования на основе использования алгоритма формирования знаний об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста. Методы и организация исследования. Использованы анализ литературы по выбранной теме; анализ официальных документов; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом и игровой деятельностью старших дошкольников и их родителей с целью проверки эффективности разработанной программы; тестирование; методы математической статистики. Разработанная программа формирования представлений об олимпийском движении у старших дошкольников была апробирована на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка», детский сад № 167 «Родничок» г. Хабаровска в течение 8 месяцев с октября 2023 г. по май 2024 г. Экспериментальная программа строилась на сочетании разных методов и форм занятий с детьми. В ее состав входили: теоретические занятия, посвященные олимпийской тематике; презентации о выдающихся спортсменах; "виртуальный музей", позволяющий познакомиться с историей древних Олимпийских игр; музыкальные занятия, раскрывающие мир музыки и песен, звучавших на домашних Олимпиадах; занятия по рисованию для закрепления знаний о символах Олимпиад, а также показ видеофильмов, демонстрирующих масштабность Олимпийских игр; «Олимпийские уроки» с приглашением студентов ДВГАФК, викторины, физкультурные занятия, театрализованный праздник «Малые Олимпийские игры». Все темы олимпийского блока были распределены по месяцам и включены в тематический план. Результаты исследования и выводы. После проведенного эксперимента получена положительная динамика изменения уровня знаний у старших дошкольников об олимпийском движении. Слабые знания («низкий уровень») показали 5% детей, «средний уровень» был выявлен у 35%, «высокий уровень» – у 60% дошкольников. Полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности применения разработанной программы, что было доказано значительным повышением уровня знаний у детей по предложенным вопросам, а также позволило повысить интерес дошкольников и их родителей к занятиям физической культурой.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):28-35
pages 28-35 views

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ МОТИВИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Семенов Л.А., Колунин Е.Т.

Аннотация

Цель исследования – оценка факторов, преимущественно определяющих мотивированность учащихся общеобразовательных школ при подготовке к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Методы и организация исследования. Базовым методом является анкетный опрос, проводимый с учащимися 4, 8 и 10 классов одной из школ Свердловской области. Опрос проводился по двум анкетам. Первая включала вопросы, связанные с оценкой информированности учащихся об общих основах знаний о комплексе ГТО (для чего создан комплекс, его целевая направленность; базовые тестовые методики и физические качества, оцениваемые ими, и т.п.). Вопросы второй анкеты были связаны с изучением знания учащимися своих результатов и их соответствия нормативным требованиям комплекса ГТО. Результаты исследования и выводы. Установлено, что подавляющее число учащихся как младших, так и старших классов не владеют элементарными знаниями о целевом назначении комплекса ГТО, его содержании (тестовых методиках) и нормативных требованиях. Большинство учащихся не в состоянии соотнести свои результаты с нормативными требованиями, что делает невозможным перенесение внешне задаваемых показателей в личностно-значимую для школьников плоскость. Рекомендуется, во-первых, усиление на уроках физической культуры теоретико-просветительского компонента, направленного на овладение знаниями о содержании и структуре комплекса ГТО и о его нормативной основе. Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению нормативных требований комплекса следует создать такие условия, которые обеспечивали бы занимающихся регулярной информацией о достигаемых результатах.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):36-41
pages 36-41 views

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ СТРЕСС-ФАКТОРОВ

Халитов К.Ф., Волкова К.Р.

Аннотация

Цель исследования – определение и анализ стресс-факторов, возникающих у студентов во время выполнения учебных заданий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в процессе дистанционного обучения. Методы исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ, классификация и статистическая обработка данных. Опрос респондентов был проведен с помощью анкеты, включающей в себя 17 стресс-факторов дистанционного обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены и проанализированы стресс-факторы онлайн-обучения по физической культуре. Проанализированы доминирующие факторы, имеющие наибольшую выраженность: 1) «Физическая усталость, лень, сонливость перед выполнением задания по физической культуре»; 2) «Домашние дела/заботы (уборка, стирка, готовка и т.п.)»; 3) «Технические сбои в работе Moodle». Полученные результаты позволяют обозначить проблемные зоны снижения эффективности образовательного процесса в онлайн-формате, а также наметить вектор дальнейших исследований по вопросам организации занятий по физической культуре с применением дистанционных образовательных ресурсов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):42-49
pages 42-49 views

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЯТИБОРЬЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохлова А.Ю., Кузьмин В.Г., Гутко А.В., Федотова М.И.

Аннотация

Цель исследования – изучение текущего состояния и перспектив развития современного пятиборья в Нижегородской области. Методы исследования: анализ литературных источников, документальных и архивных материалов, а также Интернет-ресурсов. Результаты исследования и выводы. В работе изучены проблемы современного пятиборья, входящего в программу Олимпийских игр. Несмотря на его статус базового вида спорта в Нижегородской области и высокие достижения на уровне страны, в Нижегородской области существуют определенные проблемы, затрудняющие его развитие. Полученные в исследовании результаты позволяют сделать заключение о необходимости роста финансирования вида спорта в регионе, а также могут быть полезны в работе сектора аналитической и антидопинговой работы Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):50-56
pages 50-56 views

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВИЗМА В ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Чернов Д.В., Лукиянец Н.Ф.

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости разработки методики оценивания и нормативных требований физических упражнений, направленных на развитие физического качества сила. Методы исследования: анализ и обобщение руководящих документов и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Определены аспекты субъективизма в оценивании физических упражнений, с которыми сталкиваются специалисты по физической подготовке под воздействием внешних и внутренних факторов. Выявлены пути минимизации субъективизма при оценке физической подготовленности военнослужащих с предложением последующих разработок.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):57-64
pages 57-64 views

Теория и методика спорта

НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ВЕРТУШКИ ОБРУЧА ВОКРУГ ШЕИ

Власова Н.Ю.

Аннотация

На современном этапе развития соревновательных композиций художественной гимнастики существует проблема расхождения между характером музыкального сопровождения и работой предметом, препятствующая демонстрации спортсменками согласованной работы предметом под музыку и созданию художественного образа. В связи с этим актуальным является изучение темпо-ритмической структуры техники элементов с предметами, оптимизирующей процесс освоения и воспроизведения движений под музыкальное сопровождение различного характера. Цель исследования – научно обосновать показатели, определяющие точность воспроизведения ритмического рисунка музыки при выполнении вертушки обруча вокруг шеи в художественной гимнастике. Методы и организация исследования. В исследовании применяли комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов, педагогическое тестирование, бесконтактный анализ видеоряда движений, электромиография, методы математической статистики. В исследовании принимали участие 12 высококвалифицированных спортсменок НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Осуществляли видеозапись «вертушки» обручем вокруг шеи под музыкальное сопровождение из детского альбома П.И. Чайковского с регистрацией электрической активности основных групп мышц. С помощью лицензионной программы Adobe Premiere Pro сопоставляли музыкальное сопровождение с видеозаписью, определяли отклонение технических действий предметом от ритма и их кинематические характеристики. Корреляционный анализ позволил выявить основные детерминанты качества воспроизведения музыкального ритма в движениях предметом. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили определить направленность содержания предметной подготовки с учетом установленных показателей темпо-ритмической структуры вертушки обруча вокруг шеи в художественной гимнастике.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):65-70
pages 65-70 views

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕГА ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА, ВЫСТУПАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГЕ

Голубев Д.В., Щенникова М.Ю., Асена А.Р.

Аннотация

Цель исследования – сравнить показатели: высокоинтенсивные ускорения и торможения, максимальная скорость, бег со скоростью 19,8-25 км/ч и свыше 25 км/ч – у футболистов различных игровых амплуа, выступающих в сезонах 2022-23 и 2023-24 молодежной футбольной лиги на территории Российской Федерации. Методы и организация исследования. В исследовании участвовали футболисты молодежной команды «Зенит», входящей в структуру департамента развития молодежного футбола ФК «Зенит», Санкт-Петербург. Применяли GPS технологию Gpexe системы Pro2 (Италия). Регистрировали следующие параметры: максимальная скорость (км/ч), высокоинтенсивные ускорения (>2,5 м/с2), кол-во раз; высокоинтенсивные торможения (>2,5 м/с2); зона скорости 19,8–25,1 км/ч, количество метров; зона скорости ≥25,2 км/ч, количество метров. Результаты исследования и выводы. Установлено, что футболисты, игравшие в сезоне 2023-24, по сравнению с футболистами, игравшими в сезоне 2022-23, имеют более низкие значения в беге высокой интенсивности по GPS-показателям. Тренерам, работающим с футболистами на этапе подготовки групп спортивного совершенствования (возраст игроков 16–18 лет), при планировании учебно-тренировочных занятий технической, кондиционной, тактической и комбинированной направленности рекомендуется учитывать и использовать предложенные соревновательные ориентиры.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):71-79
pages 71-79 views

МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОБОРЬЕ НА ОСНОВЕ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СЕМИБОРЬЯ

Гофман Ю.С.

Аннотация

В статье представлена методика индивидуализации специальной физической подготовки многоборок, разработанная на основе биомеханических характеристик техники бега на 100 метров с барьерами, прыжка в высоту, прыжка в длину. Цель исследования – научно разработать методику индивидуализации специальной физической подготовки многоборок на основе биомеханических характеристик техники бега на 100 метров с барьерами, прыжка в высоту и прыжка в длину. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, биомеханический анализ, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. На основе проведенного биомеханического анализа выявлено, что многоборок можно разделить на две группы по ритмо-темповой структуре выполнения последних трех шагов разбега. На основе выявленных особенностей техники разработана методика индивидуализации специальной физической подготовки в легкоатлетическом семиборье.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):80-85
pages 80-85 views

ПРЕДИКТОРЫ ТЕКУЩЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИГРЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Макеева В.С., Фесенко М.С.

Аннотация

Цель исследования заключается в поиске таких показателей, которые оказывали бы значительное влияние на организм, были бы энергетически максимально затратны, но, с другой стороны, не вызывали существенных сдвигов в состоянии спортсмена на длительный период времени. Методы и организация исследования. Проведено тестирование, включающее передвижение в защите, бег на 20 метров, челночный бег и прыжок в высоту. Во время тестирования фиксировали время выполнения заданий и ЧСС (до теста, после его завершения и в течение четырех минут восстановления), рассчитывали показатель интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД). После проведения тестирования был осуществлён регрессионный анализ для определения взаимозависимостей между результатами тестов (временем выполнения и индексом нагрузки по динамике пульса) и набранными очками в играх. Результаты исследования. Выявлены показатели, отражающие текущую психофизическую готовность баскетболистов студенческих команд к игре, при этом не вызывая утомления и обеспечивая высокие прогностические характеристики. Установлена частота сердечных сокращений (ЧСС) у игроков во время выполнения игровых приемов технико-тактических действий мужской команды в рамках матчей Чемпионата АСБ. Проанализирована динамика ЧСС и «цена» технико-тактических действий баскетболистов как в защите, так и в нападении. Результаты регрессионного анализа данных тестирования показали наличие зависимости между количеством набранных очков и временными показателями выполнения тестов, что можно использовать в разработке прогностической модели для оценки вероятности успеха в игре. Полученные результаты подчеркивают важность учета игровой ситуации при планировании тренировочного процесса и оценке готовности спортсменов к соревнованиям. Исследование может стать основой для дальнейших разработок в области подготовки баскетболистов и повышения их эффективности на площадке.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):86-91
pages 86-91 views

ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛОВОГО И СКОРОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ И АРМРЕСТЛЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Маркин Э.В.

Аннотация

Цель исследования – определение удельного веса каждого из компонентов специальной подготовленности единоборцев разной квалификации. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены в возрасте 18-26 лет от новичков до мастеров спорта. Среднегрупповой вес тяжелоатлетов соответствовал 80,5 кг, армрестлеров 75,5 кг. Для определения удельного веса каждого из компонентов специальной подготовленности единоборцев разной квалификации было проведено педагогическое тестирование. Три теста оценивали уровень силовой подготовленности спортсменов разной квалификации. Три теста выполнялись по два раза – с отягощениями и без, по которым рассчитывался коэффициент силового или скоростного компонента. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что у тяжелоатлетов с ростом спортивного мастерства темп прироста силового компонента мышц ног преобладает над ростом скоростного компонента мышц рук. У армрестлеров с ростом спортивного мастерства темпы прироста скоростного компонента мышц рук преобладают над ростом силового компонента мышц ног.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):92-99
pages 92-99 views

МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОМ МНОГОБОРЬЕ И ПОЛИАТЛОНЕ

Никифорова О.Н.

Аннотация

Цель исследования – изучить основные морфометрические характеристики и рассмотреть их взаимосвязь со спортивными результатами в семиборье и полиатлоне по сумме очков. Методы и организация исследования. Обследованы спортсменки (МСМК, МС, КМС, 1 разряд), спортивный стаж которых составил от 7 до 15 лет, средний возраст – 21 год. Использовали унифицированную антропометрическую методику, принятую НИИ антропологии имени Д.Н. Анучина. Регистрировали основные компоненты веса и размеров тела. Компоненты веса тела вычисляли по формулам чешского исследователя Матейки. Измерения проводились в соревновательный период, накануне старта в семиборье или летнем полиатлоне. Также регистрировали результат каждой спортсменки (сумма набранных очков). При обработке полученных данных использовали обычные методы вариационной статистики. Связь между признаками определяли методами парной корреляции. Результаты исследования и выводы. Установлено, что женщины, специализирующиеся в семиборье и полиатлоне, имеют такую же большую длину тела, как прыгуньи в высоту, длинную голень как у барьеристок, длинную верхнюю конечность, как у копьеметательниц, и показатели обхватов тела, как у наиболее сильной атлетической группы среди женщин-спортсменок. Анализ взаимосвязи спортивных результатов в многоборье с показателями состава тела показал, что данные морфологические признаки существенно связаны с уровнем спортивной работоспособности и могут служить ценным критерием состояния готовности спортсменок к соревнованиям. Спортсменкам-многоборкам рекомендуется регулярно проводить морфологические обследования, следить за эффективностью тренировочных занятий, наблюдать за динамикой изменения жирового и мышечного компонентов веса тела в течение макроцикла.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):100-107
pages 100-107 views

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ПРЕДМЕТОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ С УЧЕТОМ КООРДИНАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ УПРАЖНЕНИЙ

Ожиганова А.С.

Аннотация

Цель исследования – определить сложности, возникающие при формировании навыков владения предметом в художественной гимнастике, учитывая координационную структуру упражнений, как это наблюдается в тренировочном процессе. Методы и организация исследования. Для достижения цели в исследовании применялся комплекс методов: анализ специальной литературы, опрос в виде анкетирования. В опросе принимали участие высококвалифицированные специалисты по художественной гимнастике из разных городов России. Результаты исследования и выводы. Несмотря на наличие в научной и методической литературе обширного материала о рациональной и нерациональной технике владения предметом, а также о физических качествах, необходимых для этого базового навыка, отсутствуют исследования, направленные на оптимизацию и индивидуализацию обучения, основанные на понимании роли различных компонентов координационной подготовленности гимнасток. Анализ показал, что тренеры не имеют четкого понимания о процентном соотношении (или приоритетах) развития различных координационных способностей в контексте формирования фундаментальных навыков владения предметом. Определена необходимость изучения координационного профиля упражнений для каждого предмета (обруч, мяч, булавы, лента, скакалка), так как каждый предмет предъявляет требования к специфичным для него видам координационных способностей. Полученные данные позволили определить направленность содержания координационной и технической предметной подготовки юных гимнасток, выявлен состав корректирующих упражнений и методических приемов формирования базового навыка владения предметом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):108-115
pages 108-115 views

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТКАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ СПОРТОМ

Олейник Е.А., Ткачук М.Г., Дюсенова А.А.

Аннотация

Цель исследования – изучение результатов проведенного анкетного опроса занимающихся спортом студенток дневной формы обучения в университете им. П.Ф. Лесгафта. Методы и организация исследования. Анкетирование предусматривало самооценку студентками особенностей влияния занятий спортом на уровень их здоровья. В анкетировании приняли участие студентки, активно занимающиеся спортом, в возрастном диапазоне от 18 до 20 лет, спортивной квалификации – от I взрослого разряда до МС. Применяли авторскую анкету и проводили антропометрические замеры тела. Результаты исследования и выводы. Спортивная деятельность, как правило, благоприятно влияет на общее состояние здоровья спортсменок. В то же время продолжение тренировок в болезненном состоянии, нарушение режима питания, трудности совмещения учебы и занятий спортом требуют пристального внимания к составлению графика учебных и тренировочных занятий, к корректировке их содержания с учетом состояния здоровья и к мотивации у студентов ответственности за собственное здоровье. Полученные результаты помогут на уровне университета решать задачи, направленные на улучшение здоровья спортивной молодежи и населения страны в целом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):116-121
pages 116-121 views

ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ НАПАДЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АКТИВНЫХ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКА СЕНСОМОТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПОЕДИНКАХ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТЭИСТОВ

Орлова А.Ю., Тянь Ч., Орлов Ю.Л., Рыжкова Л.Г.

Аннотация

Цель исследования – определить критерии оценки умений применять активные подготавливающие действия, для чего выполнить анализ временных показателей выполнения компонентов двигательных действий в условиях моделирования реального соревновательного поединка у квалифицированных каратэистов. Методы исследования: тестирование с использованием электронно-оптической программы «Coaches Eye», позволяющей выполнять видеозапись и создавать скриншоты любой фазы боевого действия со шкалой, показывающей изменения временнóго показателя в каждый момент движения с точностью до сотых долей секунды; методы математической обработки данных. Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование позволило определить критерии оценки умений применять активные подготавливающие действия, когда моделировались условия реального соревновательного поединка. Выполнен анализ временных показателей трёх типов развития боевых противодействий в спортивном каратэ, позволяющий оценивать эффективность выполнения активного подготавливающего действия на основании успешности реализации нападений квалифицированными каратэистами. Полученные данные являются ориентиром для разработки и использования в тренировочном процессе квалифицированных каратэистов методики совершенствования активных подготавливающих действий, предшествующих результативному завершению различных видов атак в соревновательных поединках.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):122-129
pages 122-129 views

АНАЛИЗ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ МОЗГА У ЕДИНОБОРЦЕВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Русакова К.А., Момот Д.А.

Аннотация

Цель исследования – определить показатели пропускной способности мозга у единоборцев разный специализации. Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, тестирование. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было выявлено, что показатели пропускной способности мозга у спортсменов, специализирующихся в разных видах единоборств, различны, что объясняется спецификой соревновательной борьбы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):130-135
pages 130-135 views

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОТТАЛКИВАНИЯ НОГАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САЛЬТО ВПЕРЕД ОТ ТВЕРДОЙ И УПРУГОЙ ОПОРЫ

Семенов Д.В., Шляхтов В.Н., Стрелецкая Я.С.

Аннотация

Цель исследования – анализ кинематики фазы отталкивания ногами от разных по упругости типов опоры при выполнении сальто вперед в группировке. Методы и организация исследования. Применяли метод видеозахвата движения с использованием трехмерной аппаратной системы «Qualisys», 8 высокоскоростных видеокамер и 16 светоотражающих маркеров, расположенных на суставах левой и правой сторон тела испытуемых. В исследовании принимали участие два мастера спорта России по спортивной гимнастике, которые выполнили по 5 попыток сальто вперед с твердой опоры и с мини-трампа. Результаты исследования и выводы. Выявленные в ходе исследования достоверные различия в кинематике суставных угловых параметров движений и ритмической структуры фазы отталкивания ногами демонстрируют существенные отличия в проявлении скоростно-силовых способностей при выполнении сальто вперед на разных опорных поверхностях. Это в свою очередь становится предпосылкой в подборе средств тренировочных воздействий для спортсменов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):136-144
pages 136-144 views

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОСТИ И РОБАСТНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ СИСТЕМ СУДЕЙСТВА

Сингина Н.Ф.

Аннотация

Цель исследования заключалась в определении линейности и робастности современных систем судейства в танцевальном спорте. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Для анализа использовали результаты соревнований в дисциплине «10 танцев», поскольку соревнования именно в этой дисциплине предоставляют наиболее дробную статистику. Результаты исследования и выводы. Результаты показали, что «Абсолютная система судейства» полностью соответствует требованиям линейности и робастности, что подтверждается высоким значением коэффициента достоверности аппроксимации R2 для промежуточных туров как с конечными результатами, так и между самими турами. Использование принципа «за» и «против» не является полноценной судейской системой, так как не соответствует принципам линейности и робастности, что делает её не способной правильно ранкировать спортсменов на промежуточных турах, поскольку судьи сосредоточены на парах, которые, по их мнению, должны пройти дальше.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):145-152
pages 145-152 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРУГОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Сун Х., Попов Г.И.

Аннотация

Цель исследования – изучение возможностей изменения показателей физической подготовленности метателей молота при выполнении в тренировке вращательных двигательных действий в условиях вертикальной упругой связи (ВУС). Методы и организация исследования. Использованы скоростная пространственная видеоциклография, динамография, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проведено в Китае в течение 4 месяцев с метателями молота преимущественно 2 спортивного разряда. Результаты исследования и выводы. Показано, что удается добиться направленных изменений показателей физической подготовленности спортсменов в части преимущественного развития скоростных и скоростно-силовых качеств метателей при преимущественном росте показателей скоростно-силовых качеств. В попытках метания молота в ближайшем последействии после тренировок с ВУС было показано: скорость вылета молота достоверно увеличилась, увеличилась угловая скорость вращения молота, угол вылета молота не изменился.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):153-159
pages 153-159 views

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПАРЫ ВО ВЗРОСЛЫХ КАТЕГОРИЯХ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ НА ОСНОВАНИИ ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Терехин В.С., Новак Е.А.

Аннотация

Цель исследования – выявить потенциал пары во взрослых категориях в акробатическом рок-н-ролле на основании измерения роста в раннем возрасте. Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе Спортивно-танцевального клуба акробатического рок-н-ролла «Top Dance» в несколько этапов. На первом этапе было взято 6 пар в возрасте от 8 до 11 лет, измерены их рост, вес и обхват грудной клетки. На втором этапе у данной выборки спортсменов при помощи 3-х различных ростовых калькуляторов был просчитан прогноз роста. Данный инструмент позволяет на основании текущего роста ребенка дать прогноз роста во взрослом возрасте. На третьем этапе были взяты модельные характеристики спортсменов «М-класса» (разработка Терехина В.С., Евстафьева Д.А., Калинина А.В.) и на основании их просчитаны перспективы развития исследуемых пар. Результаты исследования и выводы. Определено, что 1-3 пары из шести потенциально в будущем будут иметь нужную разницу в весе и росте. 3 пары потенциально имеют низкую перспективу в таком составе в спорте высших достижений по причине небольшой разницы в росте. Данный метод оценки на этом этапе исследования показал себя удовлетворительно. Обоснована необходимость проведения такого рода измерений на большей выборке и отслеживания спортсменов в течение их спортивной карьеры.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):160-164
pages 160-164 views

ВЛИЯНИЕ КРИВИЗНЫ ДОРОЖКИ НА СТРУКТУРУ БЕГОВОГО ШАГА ЛЕГКОАТЛЕТА-СПРИНТЕРА В УСЛОВИЯХ МАНЕЖА

Шиманский А.А., Ципин Л.Л., Белёва А.Н., Мальцева Л.В.

Аннотация

Специфика спринтерского бега по виражу в легкоатлетическом манеже обусловливает не только различия в реализации двигательных программ на данном отрезке дистанции, но и результативность соревновательной деятельности спортсмена в целом. Данный фактор указывает на необходимость ее исследования и учета в коррекции содержания тренировочного процесса. Цель исследования – определить особенности влияния кривизны дорожки на структуру бегового шага легкоатлета-спринтера в условиях манежа. Методы и организация исследования. В процессе исследования применяли: анализ научно-методической литературы; опрос; ретроспективный анализ результативности спринтерского бега; оптическая регистрация параметров техники (линейно-модульная система «OptoJump Next»); поверхностная электромиография; тензометрия; методы математической статистики. В биомеханическом исследовании, которое проводилось на базе СК «Легкоатлетический манеж», г. Санкт-Петербург, принимали участие высококвалифицированные легкоатлеты-спринтеры 20-22 лет. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования были конкретизированы биомеханические характеристики, предопределяющие направленность совершенствования техники спринтерского бега по виражу на различных дорожках в легкоатлетическом манеже.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):165-172
pages 165-172 views

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО КОМПЛЕКСА

Шустиков Г.Б., Федоров В.Г., Шаламова О.В., Чурин В.М., Деев А.В.

Аннотация

Цель исследования – оценить эффективность мультимедийного компьютерного комплекса в процессе подготовки судей по фехтованию на этапе начального обучения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали эффективность применения мультимедийного компьютерного комплекса. Основу подготовки судей по фехтованию на этапе начального обучения составляют знания правил соревнований при качественной оценке наиболее сложных эпизодов поединков и моделирование практических действий в виде «виртуального судейства».
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):173-180
pages 173-180 views

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 13-16 ЛЕТ

Яковенко Д.В., Ефимова Е.В., Михайлова С.Н.

Аннотация

Цель исследования – разработать программу интервальной тренировки на песчаном покрытии в условиях пересеченной местности трассы для повышения уровня развития специальной выносливости у спортсменов ориентировщиков в возрасте 13-16 лет. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Недостаточный объем работы по развитию специальной выносливости в тренировочном процессе ориентировщиков сказывается на эффективности выступлений спортсменов. Применение интервальной тренировки на пересеченной местности с песчаным покрытием у спортсменов ориентировщиков 13-16 лет доказало свою эффективность для повышения уровня развития специальной выносливости и улучшения показателей в беге на 1000 метров и в беге на контрольной дистанции (соревновательной трассе).
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):181-187
pages 181-187 views

Оздоровительная и адаптивная физическая культура

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЭРОБНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Алексеева С.В.

Аннотация

Цель исследования – определить эффективность самостоятельной работы по физическому воспитанию с применением аэробной нагрузки на повышение работоспособности студентов. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Разработанная методика была апробирована в образовательном процессе студентов первого курса очной формы обучения СПбГУАП. Результаты исследования и выводы. Экспериментально доказано, что организация самостоятельной работы по физическому воспитанию с применением аэробной нагрузки позволяет увеличить работоспособность студентов. Отмечено, что ежедневная аэробная нагрузка умеренной мощности положительно влияет на работу кардиореспираторной системы как основного показателя работоспособности и позволяет компенсировать недостаток двигательной активности, о чем свидетельствуют результаты исследования.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):188-194
pages 188-194 views

ПРОГРАММА «ТАНЦЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ» НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Баряев А.А., Демьянчук Я.В.

Аннотация

Сложности процесса организации сенсомоторной координации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра, обусловленные несформированностью тонких дифференцированных движений, нарушением координации сложно организуемых двигательных актов, требуют поиска и введения в обучающий процесс технологий из адаптивной физической культуры, организуемых на основе комплекса упражнений импровизации, используемых в танцевальной терапии. С целью развития и преодоления сложностей формирования коммуникативно-когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра используется комплекс упражнений импровизации и адаптивной физической культуры, которые в различных танцевальных комбинациях можно использовать с обучающимися с РАС. Цель исследования – разработка и внедрение программы «Танцы для здоровья» на основе интеграции технологии танцевальной терапии в адаптивной физической культуре обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методы и организация исследования. Применяли анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент. Экспериментально организована работа по интеграции спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и психологической службы в центре, в которую включена программа «Танцы для здоровья». Результаты исследования и выводы. Разработанная программа «Танцы для здоровья» апробирована в образовательном процессе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в возрасте 10-18 лет в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Доказано, что регулярное проведение занятий по программе «Танцы для здоровья» не только способствует формированию координации сложно организуемых двигательных актов на основе комплекса упражнений импровизации, используемых в технологии танцевальной терапии в адаптивной физической культуре, но и создает благоприятные условия для развития элементарной коммуникативно-эмоциональной сферы и воображения у обучающихся с расстройствами аутистического спектра с разным уровнем интеллектуального развития.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):195-201
pages 195-201 views

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ОСНОВНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ЙОГА В ПАРАХ

Евтых С.А., Матвеева И.С., Филимонова О.С.

Аннотация

Цель исследования – обосновать эффективность средств парной йоги и её влияние на уровень физической подготовленности студенток 2 курса основной группы здоровья. Методы и организация исследования. Применяли анализ научно-методической литературы, посвященной изучению влияния йоги на организм занимающихся, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Выявленные средства йоги в парах были апробированы на студентках КубГАУ 2 курса основной группы здоровья. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о преимуществе средств йоги в парах по отношению к одиночным занятиям йогой, что позволяет сделать заключение о целесообразности включения упражнений с партнером в образовательный процесс дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту: «Фитнес».
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):202-208
pages 202-208 views

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ОСТРОГО НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

Макеев Р.Б., Шевцов А.В.

Аннотация

Цель исследования – выявить ключевые особенности, определяющие полноценность восстановления верхней конечности для использования её в бытовых условиях у лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ медицинских выписок, педагогический эксперимент, тестирование и методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Восстановление верхней конечности и использование её в быту зависит от уровня моторного контроля после инсульта, от проявления спастического синдрома и от других постинсультных осложнений. Сформулированные особенности позволят специалистам давать прогноз по восстановлению верхней конечности, что будет качественно отражаться на постановках реабилитационных целей и определять стратегию реабилитации.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):209-214
pages 209-214 views

ДИНАМИКА АППЕНДИКУЛЯРНОЙ МАССЫ МЫШЦ ПОСЛЕ СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК С ОГРАНИЧЕНИЕМ КРОВОТОКА У ЛИЦ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

Сверчков В.В., Быков Е.В.

Аннотация

Цель исследования – оценить влияние силовых тренировок с ограничением кровотока на показатели аппендикулярной массы скелетных мышц у лиц с метаболическим синдромом. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, рандомизированное контролируемое исследование на основании рекомендаций CONSORT и в соответствии с чек-листом TIDieR, оценка антропометрии, биохимический анализ крови, биоимпедансометрия, методы статистической обработки. Результаты исследования и выводы. Установлено, что низкоинтенсивные тренировки с отягощениями в сочетании с ограничением кровотока, а также высокоинтенсивные силовые тренировки способствуют увеличению аппендикулярной массы скелетных мышц у мужчин с метаболическим синдромом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):215-222
pages 215-222 views

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Уракова Е.А.

Аннотация

Цель исследования – определение механизма индивидуализации групповых занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью в рамках общеобразовательной организации. Методы исследования: анализ и обобщение данных научной литературы, нормативных и правовых документов в области образования. Результаты исследования и выводы. Определены факторы, позволяющие индивидуализировать образовательный процесс детей с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью в рамках общеобразовательной организации. Разработана методика адаптивного физического воспитания, обеспечивающая реализацию принципа сознательности и активности путем индивидуализации содержания уроков физической культуры, физкультминуток и домашних заданий в видеоформате.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):223-228
pages 223-228 views

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СИДЯ

Ярошенко В.О., Мавлиев Ф.А., Баранова С.Н.

Аннотация

Цель исследования – определить особенности физического состояния и психомоторных способностей у волейболистов сидя. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 9 мужчин, занимающихся волейболом сидя, средний возраст которых составил 36,3±8,4 года. Для оценки физического состояния использовался аппаратно-программный комплекс «Омега.Спорт», который позволил определить следующие параметры: уровень адаптации к физическим нагрузкам, тренированности организма, энергетического обеспечения, психоэмоционального состояния и спортивной формы. Для исследования психомоторных способностей использовалась система «НС-Психотест», с помощью которой были оценены сенсомоторные функции, такие как внимание и скорость реакции, которые имеют решающее значение для успешного выполнения игровых действий. Результаты исследования и выводы. Полученные данные показали, что уровень адаптации к физическим нагрузкам составил 61,1±32,0%, уровень тренированности – 66,9±30,1%, а уровень энергетического обеспечения – 56,6±25,8%. Психоэмоциональное состояние составило 57,8±24,9%, что указывает на необходимость уделять внимание этому аспекту в тренировочном процессе. Также было установлено, что психомоторные показатели, такие как реакция на движущийся объект, время реакции и объемное внимание, находятся на среднем уровне, при этом отмечается высокая вариативность данных среди спортсменов. Результаты исследования показывают, что физическое состояние и психомоторные способности имеют существенное значение для достижения высоких результатов у волейболистов сидя. Высокая вариативность показателей среди спортсменов подтверждает необходимость индивидуализированного подхода в тренировочном процессе для повышения эффективности спортивной подготовки.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):229-234
pages 229-234 views

Методология и технология профессионального образования

ПРОГРАММА ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУБАНИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Александров С.Г.

Аннотация

В современной российской высшей школе возрастает значение военно-физической подготовки студенческой молодежи. Сохраняется потребность в подготовке и реализации на практике соответствующих инноваций. Методы и организация исследования. При подготовке статьи использованы результаты научно-творческой деятельности студентов бакалавриата второго курса очной формы обучения по направлению подготовки «Менеджмент» Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Коваленко Д.С. и Диденева И.И., осуществивших ряд исследовательских процедур (сбор и обработка научно-теоретических и программно-нормативных материалов, а также данных социологического опроса, проведение процедур тестирования двигательных способностей) под научным руководством автора данной публикации. Исследование проводилось в 2024 году. Произведены: сбор теоретических материалов и анализ эмпирических данных; составление программы военно-физической подготовки студентов вузов; социологический опрос; педагогическое наблюдение и эксперимент, тестирование двигательной подготовленности. Результаты исследования. Получены новейшие данные по вопросу формирования и развития военно-прикладных навыков у студентов вузов Кубани. Предложена соответствующая комплексная факультативная авторская программа для студентов бакалавриата 1-2 курсов гуманитарного вуза (Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова), экспериментально доказана ее эффективность. Установлен статистически достоверный прирост искомых показателей у студентов экспериментальных групп.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):235-244
pages 235-244 views

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕРКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МВД РОССИИ

Осипов И.В., Андрианов А.С., Митин А.А., Якушев В.А.

Аннотация

Цель исследования заключается в теоретическо-эмпирическом обосновании эффективности сочетанного использования на итоговых занятиях по физической подготовке прохождения специальных прикладных полос препятствий и практических заданий, связанных с решением задач по применению физической силы, в качестве действенного инструментария для контроля и диагностирования уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Методы и организация исследования. Использован разнообразный инструментарий, представленный как общенаучными, так и частнонаучными методами. Из общенаучных методов использованы формально-логические (анализ и обобщение научный источников в сфере физического воспитания и организации физической подготовки), системный, структурный, сравнительный методы (сравнение и систематизация методов обучения), из частнонаучных – методы конкретно-социологических (анкетирование, интервьюирование) и педагогических исследований (педагогический эксперимент). Результаты исследования и выводы. Полученные данные подтверждают эффективность использования в физической подготовке комплексных контрольных упражнений, представляющих собой прохождение специальных прикладных полос препятствий с решением практических задач по выполнению боевых приемов борьбы, в контексте достоверного диагностирования у испытуемых сотрудников полиции уровня развития двигательных качеств и сформированности профессиональной компетенции по потенциальному применению физической силы в возможных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):245-252
pages 245-252 views

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ТРЕНД ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Попов А.Н., Малахова О.Ю., Генварева Ю.А., Левченко Д.В.

Аннотация

Цель исследования – выявление условий развития научно-исследовательских компетенций будущего инженера посредством разработки инновационных форм взаимодействия с обучающимися в информационном пространстве. Методы и организация исследования. Использован теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования, проведен анализ деятельности Студенческого научного общества института, а также педагогическое наблюдение за субъектами взаимодействия образовательного процесса в развитии научно-исследовательских компетенций будущих инженеров путей сообщения путем включения в проектную деятельность, использованы статистические методы анализа результатов. Рассматривается роль организации Студенческого научного общества в вузе как эффективное средство вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Результаты исследования и выводы. Сформулированы условия развития научно-исследовательских компетенций будущих инженеров. Представлен опыт работы Студенческого научного общества в реализации молодежных инициатив в научной сфере: преимущества, проблемы, пути решения. Проанализирована динамика наукометрических показателей студенческой науки в Оренбургском институте путей сообщения.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):253-259
pages 253-259 views

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»

Эйдельман Л.Н., Филиппова С.О.

Аннотация

В статье анализируется опыт подготовки магистров по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Показано, что организованная работа кафедры оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта, включающая специально разработанный план мероприятий, позволяет добиться решения поставленных задач при обучении магистров. Цель исследования заключалась в выявлении проблем, являющихся причиной основных сложностей в обеспечении высокого уровня образования в магистратуре по направлению 49.04.02. Методы и организация исследования. Применяли анализ успеваемости и посещаемости занятий, метод опроса. Было опрошено 40 человек из числа выпускников и обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 49.04.02 на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта РГПУ им. А. И. Герцена. Результаты исследования и выводы. Опрос магистрантов свидетельствует о том, что большинство абитуриентов, поступивших на программу магистратуры по направлению 49.04.02, не представляют специфики физкультурно-спортивной работы с инвалидами. Экзамены в режиме онлайн не позволяют провести отбор абитуриентов, способных освоить магистерскую программу на требуемом уровне. Низкий уровень готовности и мотивации к научно-исследовательской деятельности магистрантов, неадекватная оценка своих способностей к осуществлению научного поиска являются причиной основных сложностей в обеспечении высокого уровня образования в магистратуре по направлению подготовки 49.04.02. В этой связи требуется пристальное внимание государства к выявленным проблемам, влияющим на качество подготовки магистрантов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):260-268
pages 260-268 views

Общая психология, психология личности, история психологии

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЖЕН УЧАСТНИКОВ СВО

Дейнека Н.В.

Аннотация

Цель исследования – изучение эмоционального состояния и особенностей адаптации жен участников специальной военной операции. Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе государственного фонда «Защитники Отечества». Выборку составили 43 женщины, мужья которых являются действующими участниками СВО: профессиональными военными или мобилизованными и добровольцами. Средний возраст женщин 33,4±7,7 лет. Стаж брака в среднем составил 7,3±5,1 лет. Исследование осуществлялось методом тестирования. Результаты исследования и выводы. У женщин, чьи мужья не являются профессиональными военными, отмечена достоверная более высокая ситуативная тревожность в сравнении с женами военных. В структуре ситуативной тревожности преобладает эмоциональный дискомфорт, фобический компонент, тревожная оценка перспективы и потребность в социальной защите. Уровень социально-психологической адаптации всех женщин оценен как средний, но женщины, чьи мужья являются добровольцами или мобилизованными, имеют более высокий показатель эмоционального дискомфорта. Женщины более уравновешенные, с адекватной самооценкой имеют более высокие показатели психологической адаптации, тогда как не уверенные в себе, эмоционально нестабильные женщины подвержены риску дезадаптации.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):269-275
pages 269-275 views

АПРОБАЦИЯ АНКЕТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕЛА У СПОРТСМЕНОК ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

Шиндрикова Е.В., Ловягина А.Е.

Аннотация

Цель исследования – разработка и апробация анкеты субъективной необходимости изменения тела у спортсменок. По результатам математической обработки в структуре анкеты выделены шкалы «Субъективная необходимость изменения тела», «Опыт негативных оценок от сверстников», «Коррекция тела и контроль измерений». Методы и организация исследования. Выборку исследования составили 197 спортсменок технико-эстетических видов спорта, средний возраст 19,8 лет. Психодиагностическая батарея: анкета субъективной необходимости изменения тела, BISS, BIQLI, RSES. Результаты исследования и выводы. Низкая удовлетворенность образом тела у спортсменок технико-эстетических видов спорта взаимосвязана с опытом негативных оценок о внешности, теле от сверстников, а также со снижением самооценки. Результаты апробации подтвердили математическую обоснованность предложенной структуры анкеты, ее валидность, внутреннюю согласованность и надежность.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):276-283
pages 276-283 views

Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СТАТУСА ШКОЛЬНОГО КЛАССА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧЕНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮНАРМЕЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ)

Кузнецов Д.А., Николаева А.А.

Аннотация

Цель исследования – изучить влияние специализированного статуса школьного класса (на примере юнармейского движения) на психологическое благополучие учеников. Методы и организация исследования. Использовали опросник Бочавер, Корнеева и Хломова, оценивающий субъективную небезопасность, антисоциальное поведение и школьное благополучие учеников. В исследовании приняли участие 30 учеников, равномерно распределённых между юнармейским и обычным классами. Результаты исследования и выводы. Установлено, что у учеников юнармейского класса ниже уровень антисоциального поведения, но выше показатели субъективной небезопасности. В то же время уровень школьного благополучия оказался идентичным для обеих групп. Специализированный статус класса может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое благополучие учеников. Привлечение большего внимания к дисциплине в специализированных классах не всегда способствует их субъективной безопасности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):284-291
pages 284-291 views

УСПЕШНОСТЬ И КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Радостева М.В.

Аннотация

В современном образовательном процессе проблема конфликтологических компетенций педагогов является актуальной. Главным качеством педагога нового типа становится профессиональная компетентность, готовность к инновационной деятельности, способность оперативно и продуктивно действовать в стремительно меняющихся условиях образовательной системы. Цель исследования – выявить конфликтологические компетенции учителей общеобразовательной школы города Москвы как одного из факторов успешности педагога. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Москвы с помощью эмпирических методов (психологическое тестирование и экспертный опрос) и методов математической статистики. Результаты исследования и выводы. Выявлена взаимосвязь конфликтологической компетентности с успешностью педагога в его профессиональной деятельности, в частности: педагоги, имеющие высокий уровень конфликтологической компетентности характеризуются высоким уровнем успешности и наоборот. При этом конфликтологическая компетентность учителя выражается не только в предупреждении конфликтов, но и в управлении ими в педагогических целях.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(5):292-298
pages 292-298 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».