Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у студентов вузов. Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. В частности, это относится к сфере образования. Что касается профессионального образования — вуз должен поддерживать интерес к современным технологиям, социально-экономическим изменениям в обществе, развитию новых тенденций и направлений. К таким процессам относится формирование надпрофессиональных навыков, другими словами, soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но важны для карьеры и продвижения в ней. Процесс формирования таких навыков можно реализовать на занятиях по английскому языку. В связи с этим для создания условий, способствующих формированию soft skills, а также с целью сделать процесс обучения более познавательным и запоминающимся авторами статьи был разработан сборник заданий для формирования компетенций soft skills. Так как развитие данных навыков важно для подготовки к будущей профессии; целевой аудиторией являются студенты младших курсов. Цель данной статьи — теоретическое обоснование методики формирования компетенций soft skills. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.

Об авторах

Белла Анатольевна Ускова

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Email: bouskova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9204-0311
SPIN-код: 4641-3475
Scopus Author ID: 57191439594
ResearcherId: U-8338-2017

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Английская филология и профессиональная коммуникация на иностранных языках» филологии

Россия, Екатеринбург

Мария Вячеславовна Фоминых

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fominykh.maria@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9700-4483
SPIN-код: 7766-5257

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английская филология и профессиональная коммуникация на иностранных языках» филологии

Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Фоминых М. В., Ускова Б. А., Ветлугина Н. О., Лузянина Т. В. Внедрение в современный учебный процесс инновационных технологий обучения. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. – 95 с.
  2. Лыжин А.И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2020. – № 1 (1). – С. 15–24.
  3. Certel Z., Bahadır Z., Kabaca E., Seraki S. Professional experience, tolerance, empathy and reading interests as variables predicting cognitive flexibilities of physical education teachers. International Journal on New Trends in Education and Their Implications. 2018. Vol. 9. Issue 3. P. 41–51.
  4. Claxton G., Costa A.L., Kallick B. Hard thinking about soft skills. Educational leadership: journal of the Department of Supervision and Curriculum Development. N.E.A. 2016. Vol. 73. P. 60–64.
  5. Levasseur R. People Skills: Developing Soft Skills — a Change Management Perspective. Computer Science. Interfaces. 2013. Vol. 43. No. 6. November–December 2013. P. 566–571.
  6. Wilkie D. Employers Say Students Aren’t Learning Soft Skills in College. SHRM – The Voice Of All Things Work. October 21, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/employee-relations/pages/employers-say-students-arent-learning-soft-skills-in-college.aspx
  7. Сессия «Молодежь-2030. Образ будущего». Президент России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55890.
  8. Whitmore P.G., Fry J.P. Soft Skills: Definition, Behavioral Model Analysis, Training Procedures. Professional Paper. 1974. No. 3–74. P. 48.
  9. Гайдученко Е.А. Эмоциональный интеллект vs IQ: от чего зависит успех? [Электронный ресурс] URL: https://l-a-b-a.com/blog/show/114
  10. Давлетшина Ю.М., Ивонина А.И., Чуланова О.Л. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1. 18 с. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
  11. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K.A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication. 2015. 56 p.
  12. Степанова Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 8. – C. 65–89.
  13. Гизатуллина А.В., Шатунова, О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14–20.
  14. Шипилов В.И. Перечень навыков soft-skills и способы их развития / [Электронный ресурс] Интернет-проект Корпоративный менеджмент: финансы, бизнес планы, управление компанией. [Электронный ресурс] URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
  15. Залунин В.И. Некоторые проблемы и формы реализации проектного обучения в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2019 : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 19 авг. 2019 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 235–239.
  16. Ненахов И.Г. Оценка нетрадиционных и смешанных методов обучения с точки зрения устойчивости внимания обучающихся высшей школы // Образование: опыт и перспективы развития. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 82–91.
  17. Пузейкина Л. Н., Бояркина А.В. Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку) // Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 4 (12). – C. 61–70.
  18. Ручко Л.С. Цифровые компетенции: проблемные задания для обучающихся // Лучшие практики «Вызов цифрой»: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 23 марта 2020 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 54–58.
  19. Weitze C.L. Designing for learning and play: The smiley model as a framework. Interact. Des. Archit. 2016. No. 29(1). Pp. 52–75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Картинки к заданию

Скачать (69KB)
3. Рис. 2. Пример трекера

Скачать (69KB)

© Ускова Б.А., Фоминых М.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».