Опыт разработки оценочных средств проверки сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современной педагогической науке активно обсуждается вопрос оценки образовательных результатов высшего образования: как общекультурных и общепрофессиональных компетенций, так и профессиональных компетенций выпускников. Отечественные и зарубежные авторы обосновывают и предлагают профессиональные модели выпускников, проектирование систем профессиональных компетенций по различным направлениям подготовки бакалавров. В фокусе рассмотрения педагогов находятся два аспекта - формулировка образовательных результатов и их оценка. Вместе с тем существует проблема оценки компетенций как готовности выпускника к профессиональной деятельности, а не суммы ресурсных результатов, необходимых для формирования компетенции или понимания самой деятельности. Для будущих учителей формирование компетентностных образовательных результатов и инструментов их оценки является необходимым в контексте реализации требований государственных образовательных стандартов всех уровней, а также требований профессиональных стандартов в среднем профессиональном и высшем образовании.В статье рассматриваются возможности оценки профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза, охарактеризованы группы образовательных результатов, подчёркивается, что компетентностные образовательные результаты обязательно включают сформированный опыт деятельности, определены требования, предъявляемые к формулировкам образовательных результатов, приводится алгоритм оценки образовательных результатов, на примере направления подготовки «Педагогическое образование» демонстрируется модель профессиональной компетенции и способы её оценки.Предложенный перечень компетентностных образовательных результатов может быть использован в процессе подготовки будущих учителей, а алгоритм оценивания образовательных результатов может быть адаптирован для других направлений подготовки высшего образования.Результаты апробации оценочного инструмента показали готовность выпускников к педагогической профессиональной деятельности, прозрачность процедуры оценивания и повышение качества подготовки будущих учителей.

Об авторах

Екатерина Геннадьевна Гуреева

443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

Email: ekaterina.gureeva@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления, сервисных технологий и экономического образования 65/67, M. Gorky Str., Samara, Russia, 443099

Список литературы

  1. Алаева Л.С. Проблемно-модульное обучение при формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Наука и бизнес: пути развития. Научно-практический журнал. Москва, 2011. С. 13-16.
  2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
  3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 241 с.
  4. Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В. К вопросу об оценке профессиональных компетенций выпускников вузов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 1 (46). С. 136-140.
  5. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35-45
  6. Жидков А.С. Особенности оценки компетенций выпускников вуза на основе применения профессиональных стандартов // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 46-50.
  7. Махныткина О.В. Оценка профессиональной компетенции выпускника вуза с учетом требований рынка труда // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 194-196.
  8. Созонова Л.Т. Особенности применения образовательных стандартов, основанных на оценке компетенции выпускников // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития». Екатеринбург: Изд-во Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 200-202.
  9. Абросимова Е.Б. Модель оценки компетенций выпускников образовательных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества. 2012. № 14. С. 180-183.
  10. Кузьменко И.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Вестник Владивостокского государственного университета экономики, управления и сервиса. Владивосток. 2013. № 3 (21). С. 89-91.
  11. Михелькевич В.Н., Никифорова С.В. Комплексное контрольное задание - эффективный инструментарий оценки качества сформированности профессиональных компетенций выпускников // Сборник «Новая стратегия оценивания учебной деятельности». Самара: СамГТУ, 2016. С. 349-354.
  12. Иванова О.В. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений: Дисс… канд. пед. наук. Калининград, 2011. 140 с.
  13. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды: Дисс… канд. психолог. наук. Екатеринбург, 2011. 189 с.
  14. Лошкарева Д.А. Итоговый государственный экзамен как средство оценки сформированности профессиональных компетенций выпускника // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 43-48.
  15. O'Donnell D., Garavan T.N. New Perspectives on Skill, Learning and Training: a Viewpoint // Journal of European Industrial Training. 1997. Vol. 21. № 4. Pp. 131-137.
  16. Employers’ perspectives on improving skills for employment // Report by the comptroller and auditor general / HC 461 Session 2005-2006 / 14 December 2005. 57 p.
  17. Gibbons-Wood D., Lange T. Developing Core Skills: Lessons from Germany and Sweden // Education + Training. 2000. Vol. 42. № 1. Рp. 24-32.
  18. Continuous professional development of teachers: focus on core skills pedagogy // Conference proceedings and report. Delhi, July, 2015. 44 p.
  19. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 20-43.
  20. Фишман Л.И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009. 180 с.
  21. Голуб Г.Б., Фишман И.С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки: монография. Самара: ПГСГА, 2010. 220 с.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. М., 2015.
  23. Гуреева Е.Г. Использование балльно-рейтинговой карты как инструмента оценки и формирования образовательных результатов студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с профилем экономика // Научное отражение. 2017. № 5-6 (9-10). С. 51-55.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гуреева Е.Г., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».