Когнитивные особенности детей раннего возраста в зависимости от способа рождения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается важный вопрос зависимости когнитивного развития детей раннего возраста от способа рождения. Представлены результаты сравнительного исследования уровня когнитивного развития у детей, рожденных оперативным путем, и у детей, рожденных естественным способом. Общее количество обследованных составило 126 детей и 112 матерей. Сбор данных проводился на базе детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений с использованием валидных и надежных методик диагностики когнитивного развития детей и анкетирования матерей. В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики. Также были обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные оперативным путем, на ранних этапах возрастного развития имеют более низкие результаты в сенсорном развитии, развитии экспрессивной речи, чем физиологически рожденные дети.

Об авторах

Екатерина Александровна Бабина

ООО «Медси-Пермь»

Автор, ответственный за переписку.
Email: katushaosa@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4499-8314
SPIN-код: 1153-8152

психолог

Россия, ул. Советская, 51а, Пермь, 614000

Светлана Юрьевна Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7105-3597
SPIN-код: 2696-8066

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология развития»

Россия, ул. Букирева, 15, Пермь, 614068

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. и др. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. – 2020. – № 75. – С. 115–143.
  2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 143.
  3. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. – 2013. – № 2 (35). – С. 4–22.
  4. Жданова С.Ю., Бабина Е.А. К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста // Развитие человека в современном мире. – 2021. – № 2. – С. 22–30.
  5. Кулик А.А., Рзянкина М.Ф. О влиянии оперативного родоразрешения методом операции кесарева сечения на здоровье новорожденных // Дальневосточный медицинский журнал. – 2024. – № 3. – С. 107–113.
  6. Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия АР Лурия в отечественной и мировой психологии: материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010. – С. 37.
  7. Тумаева Т.С., Герасименко А.В., Балыкова Л.А. Постнатальная перестройка центральной гемодинамики у детей, рожденных оперативным путем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – Т. 60. – № 1. – С. 32–37.
  8. Украинцев С.Е. и др. Ребенок, рожденный путем операции кесарева сечения: риски для здоровья и возможности их минимизации // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2020. – Т. 8. – № 2 (28). – С. 28–38.
  9. Рустамова Ш.А., Кахрамонова А.К. Последствия у детей, родившихся путем операции кесарева сечения (на примере Самаркандской области) // Uzbek journal of case reports. – 2023. – Т. 3. – № 3. – С. 90–92.
  10. Нароган М.В. Нарушения кишечной микробиоты у детей, рожденных путем кесарева сечения, и возможности их коррекции // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2021. – Т. 9. – № 2 (32). – С. 24–32.
  11. Сафоева З.Ф., Хусаинова Ш.К., Умарова С.С. Сравнительная оценка неврологической симптоматики у новорожденных, рожденных естественным путем и путем операции кесарева сечения // Достижения науки и образования. – 2021. – № 1 (73). – С. 53–57.
  12. Curran E.A. et al. Research review: birth by caesarean section and development of autism spectrum disorder and attention‐deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta‐analysis. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. No. 5. Рр. 500–508.
  13. Зеленина И.В. Особенности когнитивной сферы у детей 7 лет, рожденных с помощью планового кесарева сечения // European Social Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 236–241.
  14. Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1. Р. 63.
  15. Трухина С.И. и др. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 104–115.
  16. Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The relation between cesarean birth and child cognitive development. Scientific reports. 2017. Vol. 7. No. 1. Рр. 11483.
  17. Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения // Психолого-педагогические исследования. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 30–38.
  18. Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescentsa population-based study. BMC Pregnancy and Childbirth. 2017. Vol. 17. Рр. 1–10.
  19. Slykerman R.F. et al. Birth by caesarean section and educational achievement in adolescents. Australian and New Zealand Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2021. Vol. 61. No. 3. Рр. 386–393.
  20. Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. BMJ Ment Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
  21. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М.: ВУНМЦ, 1996. – С. 5–8.
  22. Nellis L., Gridley B.E. Review of the Bayley Scales of Infant Development – second edition. Journal of School Psychology. 1994. Vol. 32. No. 2. Рр. 201–209.
  23. Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. – СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000. – C. 62.
  24. Ржанова И.Е. и др. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 2. – С. 141–157.
  25. Clement S. Psychological aspects of caesarean section. Best Practice & Research Clinical Obstetrics & Gynaecology. 2001. Vol. 15. No. 1. Рр. 109–126.
  26. Lagercrantz H. Stress, arousal, and gene activation at birth. Physiology. 1996. Vol. 11 (5).
  27. Черненков Ю.В., Нечаев В.Н. Оценка состояния процессов адаптации у детей, рожденных путем операции кесарево сечение // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 5. – С. 643.
  28. Бабина Е.А., Жданова С.Ю. Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2024. – Т. 21. – № 1. – С. 127–140. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2024.1.11. – EDN LVSNBN.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом

Скачать (104KB)

© Бабина Е.А., Жданова С.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».