Когнитивные особенности детей раннего возраста в зависимости от способа рождения
- Авторы: Бабина Е.А.1, Жданова С.Ю.2
-
Учреждения:
- ООО «Медси-Пермь»
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 149-160
- Раздел: Общая психология
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/310347
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.2.10
- ID: 310347
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается важный вопрос зависимости когнитивного развития детей раннего возраста от способа рождения. Представлены результаты сравнительного исследования уровня когнитивного развития у детей, рожденных оперативным путем, и у детей, рожденных естественным способом. Общее количество обследованных составило 126 детей и 112 матерей. Сбор данных проводился на базе детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений с использованием валидных и надежных методик диагностики когнитивного развития детей и анкетирования матерей. В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики. Также были обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные оперативным путем, на ранних этапах возрастного развития имеют более низкие результаты в сенсорном развитии, развитии экспрессивной речи, чем физиологически рожденные дети.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Александровна Бабина
ООО «Медси-Пермь»
Автор, ответственный за переписку.
Email: katushaosa@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4499-8314
SPIN-код: 1153-8152
психолог
Россия, ул. Советская, 51а, Пермь, 614000Светлана Юрьевна Жданова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7105-3597
SPIN-код: 2696-8066
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология развития»
Россия, ул. Букирева, 15, Пермь, 614068Список литературы
- Веракса Н.Е. и др. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. – 2020. – № 75. – С. 115–143.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 143.
- Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. – 2013. – № 2 (35). – С. 4–22.
- Жданова С.Ю., Бабина Е.А. К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста // Развитие человека в современном мире. – 2021. – № 2. – С. 22–30.
- Кулик А.А., Рзянкина М.Ф. О влиянии оперативного родоразрешения методом операции кесарева сечения на здоровье новорожденных // Дальневосточный медицинский журнал. – 2024. – № 3. – С. 107–113.
- Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия АР Лурия в отечественной и мировой психологии: материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010. – С. 37.
- Тумаева Т.С., Герасименко А.В., Балыкова Л.А. Постнатальная перестройка центральной гемодинамики у детей, рожденных оперативным путем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – Т. 60. – № 1. – С. 32–37.
- Украинцев С.Е. и др. Ребенок, рожденный путем операции кесарева сечения: риски для здоровья и возможности их минимизации // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2020. – Т. 8. – № 2 (28). – С. 28–38.
- Рустамова Ш.А., Кахрамонова А.К. Последствия у детей, родившихся путем операции кесарева сечения (на примере Самаркандской области) // Uzbek journal of case reports. – 2023. – Т. 3. – № 3. – С. 90–92.
- Нароган М.В. Нарушения кишечной микробиоты у детей, рожденных путем кесарева сечения, и возможности их коррекции // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2021. – Т. 9. – № 2 (32). – С. 24–32.
- Сафоева З.Ф., Хусаинова Ш.К., Умарова С.С. Сравнительная оценка неврологической симптоматики у новорожденных, рожденных естественным путем и путем операции кесарева сечения // Достижения науки и образования. – 2021. – № 1 (73). – С. 53–57.
- Curran E.A. et al. Research review: birth by caesarean section and development of autism spectrum disorder and attention‐deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta‐analysis. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. No. 5. Рр. 500–508.
- Зеленина И.В. Особенности когнитивной сферы у детей 7 лет, рожденных с помощью планового кесарева сечения // European Social Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 236–241.
- Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1. Р. 63.
- Трухина С.И. и др. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 104–115.
- Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The relation between cesarean birth and child cognitive development. Scientific reports. 2017. Vol. 7. No. 1. Рр. 11483.
- Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения // Психолого-педагогические исследования. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 30–38.
- Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescentsa population-based study. BMC Pregnancy and Childbirth. 2017. Vol. 17. Рр. 1–10.
- Slykerman R.F. et al. Birth by caesarean section and educational achievement in adolescents. Australian and New Zealand Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2021. Vol. 61. No. 3. Рр. 386–393.
- Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. BMJ Ment Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М.: ВУНМЦ, 1996. – С. 5–8.
- Nellis L., Gridley B.E. Review of the Bayley Scales of Infant Development – second edition. Journal of School Psychology. 1994. Vol. 32. No. 2. Рр. 201–209.
- Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. – СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000. – C. 62.
- Ржанова И.Е. и др. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 2. – С. 141–157.
- Clement S. Psychological aspects of caesarean section. Best Practice & Research Clinical Obstetrics & Gynaecology. 2001. Vol. 15. No. 1. Рр. 109–126.
- Lagercrantz H. Stress, arousal, and gene activation at birth. Physiology. 1996. Vol. 11 (5).
- Черненков Ю.В., Нечаев В.Н. Оценка состояния процессов адаптации у детей, рожденных путем операции кесарево сечение // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 5. – С. 643.
- Бабина Е.А., Жданова С.Ю. Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2024. – Т. 21. – № 1. – С. 127–140. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2024.1.11. – EDN LVSNBN.
Дополнительные файлы
