Роль нейросетей в развитии коммуникативной компетенции студентов технических специальностей
- Авторы: Троицкая Ю.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 33-44
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/310330
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.3
- ID: 310330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Коммуникативная компетенция в значительной мере определяет успешность интеграции современного специалиста в профессиональную среду, поэтому ее развитие является одной из приоритетных задач образовательных учреждений. На текущем этапе развития современных технологий значительным потенциалом для реализации данной задачи обладают ИИ-инструменты, основанные на нейросетевых моделях, но для максимально эффективной реализации обозначенного потенциала требуется создание методики их применения. Данное исследование вносит вклад в разработку методики применения нейросетевых технологий в образовательном процессе с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе эффективности применения нейросетевых моделей по основным компонентам коммуникативной компетенции и видам речевой деятельности с учетом специфики обучающихся. В рамках исследования применялись следующие методы: контент-анализ научных публикаций, технических характеристик приложений, обзоров экспертов и пользователей программных продуктов; педагогическое наблюдение (оценивалось практическое применение студентами нейросетевых технологий в учебной деятельности); онлайн-опрос (анкетирование) студентов для выявления их отношения к возможностям ИИ-инструментов и сбора сведений по опыту применения нейросетей для развития коммуникативной компетенции. Данная статья может быть интересна преподавателям вузов и исследователям, занимающимся вопросами применения нейросетевых технологий и ИИ-инструментов. Результаты работы могут применяться в практике преподавания иностранного языка в вузе с целью повышения качества развития коммуникативной компетенции, а также разработки рабочих программ и оценочных средств по релевантным дисциплинам.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юлия Валерьевна Троицкая
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: troickaya.yuv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-4692-6346
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и русский как иностранный»
Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Wei L. Artificial intelligence in language instruction: Impact on English learning achievement, L2 motivation, and self-regulated learning. Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. 1261955. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1261955.
- Du J., Daniel B.K. Transforming language education: A systematic review of AI-powered chatbots for English as a foreign language speaking practice. Computers & Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 6. 100230. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100230.
- Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33000 (дата обращения: 04.06.2024).
- Кравцова А.Г. ChatGPT-3: Перспективы использования в обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 3 (100). – С. 33–35.
- Малышев И.О., Смирнов А.А. Обзор современных генеративных нейросетей: отечественная и зарубежная практика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 1–2 (88). – С. 168–171.
- Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 1 (104). – С. 360–363.
- Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Калюжная Т.В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10. – С. 119–132 [Электронный ресурс]. – URL: https://e-koncept.ru/2023/231099.htm (дата обращения 06.07.2024). doi: 10.24412/2304-120X-2023-11099.
- Hwang G.J., Chang C.Y. A review of opportunities and challenges of chatbots in education. Interactive Learning Environments. 2021. Vol. 31 (7). Pp. 4099–4112. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1952615.
- Belda-Medina J., Calvo-Ferrer J.R. Using Chatbots as AI Conversational Partners in Language Learning. Applied Sciences. 2022. Vol. 12. 8427. DOI: https://doi.org/10.3390/app12178427.
- Wang F., Cheung A.C.K., Neitzel A.J., Chai C.S. Does Chatting with Chatbots Improve Language Learning Performance? A Meta-Analysis of Chatbot-Assisted Language Learning. Review of Educational Research. 2024. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543241255621.
- Ощепкова Н.А., Луговая А.В. Возможности искусственного интеллекта при обучении иностранным языкам // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2023. – № 12 (104) [Электронный ресурс]. – URL: https://scipress.ru/philology/articles/vozmozhnosti-iskusstvennogo-intellekta-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam.html (дата обращения: 06.07.2024).
- Кувшинова E.Е. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Гуманитарий Юга России. – 2024. – Т. 13. – № 2 (66). – С. 75–84. doi: 10.18522/2227-8656.2024.2.7 (дата обращения: 06.07.2024).
- Жуков А.Д. Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 5 (115). – С. 66–75 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75 (дата обращения: 06.07.2024).
- Hymes D.H. On Communicative Competence. Sociolinguistics: Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972. Pp. 269–293.
- Rickheit G., Strohner H., Vorwerg C. The Concept of Communicative Competence. Handbook of Communication Competence: Handbooks of Applied Linguistics. Berlin, New-York: De Gruyter, 2010. Pp. 15–62. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110199000.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54–60.
