Том 6, № 2 (2009)

Статьи

Компетентностная модель подготовки специалистов

Андрюхина Т.Н.

Аннотация

В статье представлены преимущества компетентностной модели подготовки специалистов. Рассматриваются особенности, этапы проектирования и содержание компонентов разработанной автором компетентностной модели подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):4-8
pages 4-8 views

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аниськин В.Н., Кочетова Н.Г.

Аннотация

В статье приводится описание четырёхблочной организационно-функциональной модели технологии формирования семиотической компетентности будущего специалиста, которая рассматривается как обязательная составляющая его профессиональной и социокультурной компетентностей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):8-14
pages 8-14 views

КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА

Гилев А.А.

Аннотация

В работе рассмотрен когнитивный механизм развития компетентности специалиста в процессе выполнения профессиональной деятельности. Показано, что ускоряющееся технологическое развитие общества изменяет квалификационную структуру профессиональной деятельности специалиста и трансформирует тезис «работа на всю жизнь» в другой - «образование через всю жизнь».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):14-21
pages 14-21 views

Формирование профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих специалистов СФЕРЫ общественного питания

Гуреева Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации экологического образования инженеров, обосновываются преимущества компетентностного подхода к экологической подготовке будущих специалистов. Цель исследования - повысить уровень экологической компетентности специалистов общественного питания, способствовать формированию конкурентоспособности выпускников факультетов этого профиля на рынке труда. Показана эффективность реализации компетентностной технологии
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):21-31
pages 21-31 views

Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса

Евдокимов М.А., Кузнецова О.Н., Бенгина Т.А.

Аннотация

Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона с учетом кризисных явлений. Изложена концепция поддержки, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов как инструмента формирования высокопрофессионального кадрового потенциала предприятия в условиях кризиса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):31-35
pages 31-35 views

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Кардашевский А.И., Михелькевич В.Н.

Аннотация

В статье представлена экспериментальная программа спецкурса «Формирование здо-ровьесберегающих профессионально значимых компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем» для студентов технических вузов. Значительное место уделено методике отбора содержания дисциплины по критериям внутридисциплинарной, междисциплинарной и практической значимости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):35-41
pages 35-41 views

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Костылева И.Б., Чекотило Е.Ю.

Аннотация

Предложен механизм разработки и реализации модели стратегического партнерства университета с предприятиями приоритетных отраслей экономики. Обоснован подход к организации системного маркетингового исследования научно-технических и кадровых потребностей организаций ведущих промышленных кластеров региона
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):42-52
pages 42-52 views

ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Кружкова С.И.

Аннотация

Проблема автономии в обучении иностранному языку рассматривается на основе анализа научной литературы и личного опыта организации управляемого изучения английского языка в среде взаимодействующих человеческих и технических ресурсов. Учебная деятельность направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, т.е. личностно-деятельностный подход к обучению имеет двойственную направленность: c позиции обучающего и с позиции обучающегося. Обозначены психолого-педагогические условия формирования автономии при изучении иностранного языка на базе языкового ресурсного центра.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):52-58
pages 52-58 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кузнецова И.Г., Якубович Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются роль и место международных связей в развитии образовательного и научно-технологического потенциала технического университета. Особое внимание уделено повышению качества подготовки студентов, бакалавров, инженеров и магистров в контексте использования ресурса международных связей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):58-66
pages 58-66 views

Универсальная модель процесса решения профессиональных задач и стратегии обучения

Мельник Н.М., Нестеренко В.М.

Аннотация

В статье показано, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой непрерывный процесс решения актуальных задач. Эффективность решения актуальных профессиональных задач зависит от уровня сформированной в процессе обучения интеллектуально-информационной поддержки. Рассмотрены схемы процесса решения разноуровневых задач, обеспечивающих развитие способности студента эффективно действовать в ситуации неопределённости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):67-74
pages 67-74 views

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Михелькевич В.Н., Костылева И.Б.

Аннотация

В статье показано, что одним из эффективных информационно-дидактических инструментов развития и формирования у студентов технических вузов творческого мышления и профессиональных научно-исследовательских компетенций является учебная дисциплина «Методы научно-технического творчества». Рассматривается содержание и модульная структура этой дисциплины, формы учебных занятий и методика обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):75-81
pages 75-81 views

Использование интенсивных технологий обучения студентов-заочников

Овчинникова Л.П.

Аннотация

В статье показана необходимость и возможность использования при обучении студентов заочной формы обучения интенсивных педагогических технологий. Рассмотрены различные виды педагогических технологий, обеспечивающих сокращение времени на освоение студентами учебного материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):81-87
pages 81-87 views

ПОДГОТОВКА PR-СПЕЦИАЛИСТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Плеханова Т.М.

Аннотация

В статье анализируются требования к профессиональным способностям PR-специалистов с точки зрения формирования профессиональной PR-среды, обосновывается необходимость применения инновационного подхода к организации образовательного процесса для PR-специалиста. В качестве эффективного метода обучения в рамках данного подхода предлагается метод case-story.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):87-92
pages 87-92 views

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Руднева Е.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются параметры, раскрывающие особенности воспитательного пространства вуза; процесс формирования у студентов профидентичности; понятия профессиональной адаптации. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):92-100
pages 92-100 views

ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рябинова Е.Н., Титов Б.А.

Аннотация

Показано, что учет инерционных свойств процесса усвоения знаний и свойства насыщения, обусловленных психофизиологическими особенностями человеческого организма, выполненный при разработке модели усвоения учебной информации учащимися, указывает на тот факт, что процесс усвоения учебной информации студентами протекает с различной скоростью в разные временные отрезки внутри заданного периода обучения. Представленная формализация обучения в виде процесса с переменной скоростью усвоения, различной у разных учащихся и различной для задач разной сложности, позволяет по сути дела перераспределить объем всего учебного массива информации внутри заданного временного интервала наиболее рациональным и приемлемым для усвоения образом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):101-108
pages 101-108 views

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Смирнова Н.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению метода ситуационно-ролевых игр в процессе обучения PR-специалиста. Проанализирована структура метода, изучены преимущества, получаемые студентами при использовании этого метода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):108-112
pages 108-112 views

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Чумак Н.Ф.

Аннотация

Рассматривается вопрос необходимости введения новых методик и технологий обучения в вузах, общеобразовательных школах и структурах дополнительного образования, приведена классификация инновационных образовательных систем и технологий обучения, обусловленных потребностями развития личности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):112-118
pages 112-118 views

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Шимаров А.И.

Аннотация

Рассматриваются вопросы разработки электронных баз данных (ЭБД) с использованием видеофильмов, снятых преподавателями, а также фрагментов оцифрованных фильмов, имеющихся в фондах учебных заведений. Приведены сравнительные характеристики форматов записи учебных видеофрагментов, даны рекомендации по структуре ЭБД на их основе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):118-123
pages 118-123 views

методика Использования графов при обучении студентов электротехнических специальностей материаловедению и технологии конструкционных материалов

Шишкова Л.И.

Аннотация

В статье рассмотрена методика использования графов при обучении материаловедению и технологии конструкционных материалов студентов электротехнического факультета. Особое внимание уделено представлению графов в лекционном курсе и в процессе самостоятельной подготовки студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):124-129
pages 124-129 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».