Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогический феномен

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию дивергентного мышления как одной из структур интеллектуально-творческого развития у младших школьников с нарушениями речи. Выявление особенностей творческого мышления младших школьников указанной выше группы легло в основу нашего исследования по обоснованию и экспериментальной проверке возможности применения модульно-обобщающей технологии развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в инклюзивном образовательном процессе. Объектом нашего исследования был выделен процесс развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся в инклюзивном образовательном процессе. Предметом исследования служит модульно-обобщающая технология развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников. В рамках проведенного исследования были проанализированы методологические основы интеллектуально-творческого развития младших школьников с нарушениями речи. Подобран инструментарий исследования дивергентного мышления для младших школьников, в который вошли 6 субтестов по методике исследования дивергентного мышления в модификации Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой, результаты были обработаны статистически: расчет средних значений, стандартных отклонений; произведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. Выделены основные компоненты дивергентного мышления школьников младшего возраста в контексте их общего интеллектуально-творческого развития. Конкретизированы понятия «интеллектуально-творческое развитие», «дивергентное мышление», «типология младших школьников с нарушениями речи». В ходе исследования были получены объективные показатели развития дивергентного мышления, а также особенности данного типа мышления у младших школьников с речевыми нарушениями. Автором показаны особенности дивергентного мышления младшего школьника. Полученные результаты могут помочь педагогам в разработке и подборе адекватных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с нарушениями речи.

Об авторах

Юлиана Юрьевна Юмашина

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yuliana16@mail.ru

аспирант кафедры «Общая педагогика и социология»

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Акопян М.А., Оганнисян Л.А., Данчук М.П. Развитие профессионально значимых личностных ресурсов студентов в процессе обучения в вузе // Наука и мир. – 2016. – № 2 (30). – Т. 3. – С. 39–42.
  2. Данчук И.И., Данчук М.П. Организация творческой деятельности школьников в технологическом образовании как социально значимая психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 8. – С. 45–56.
  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 538 с.
  4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 06.06.2021).
  5. Фурин А.Г. Теоретические основы интеллектуального потенциала в условиях креативной экономики // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 2 (6). – С. 59–63.
  6. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 622 с. – С. 296–324.
  7. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб: Питер, 2001.
  8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996. – 392 с.
  9. Учитель, который работает не так: опыт развития индивидуальности учеников и учителей: сборник статей / Под ред. А.И. Турбельского. – М.: Парсифаль, 1996. – 336 с.
  10. Ушакова М.А. Формирование интеллектуально-творческих умений младших школьников в процессе учебной деятельности // ИТС. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualno-tvorcheskih-umeniy-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.06.2021).
  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 04.06.2021).
  12. Полякова Л.Ф. Формирование креативной личности в процессе обучения иностранному языку // Таврический научный обозреватель: электронный научный журнал. – 2015. – № 4. – Ч. II. – С. 56–59.
  13. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Кн. 15 / А.В. Айпачев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит и др. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – 406 с.
  14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 44 с.
  15. Mathieu Hainselin, Alexandre Aubry, Béatrice Bourdin. Improving Teenagers’ Divergent Thinking With Improvisational Theater. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01759/full (accessed June 21, 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юмашина Ю.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».