Педагогические ситуации: разность интерпретаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Учитывая необходимость уточнения терминологической базы современной педагогики, в статье обсуждается концепт «педагогическая ситуация» и его место в педагогическом дискурсе в кросс-культурном аспекте. Сегодня понятие «ситуация» приобретает общеметодологическое значение, хотя и не имеет четкого определения. На основе анализа междисциплинарных исследований мы пришли к выводу, что интегральное понятие «ситуация» включает в себя: наличие субъектов, динамичность, внешние условия, причинно-следственные связи, хронотоп. Анализ научных источников показал, что в педагогическом дискурсе русскоязычных и англоязычных авторов термин «педагогическая ситуация» используется некорректно, понятие «педагогическая ситуация» на теоретическом уровне идентифицируется с другими педагогическими категориями, отсутствует единый подход к ее определению. Так, анализ педагогической ситуации в русскоязычном педагогическом дискурсе сосредоточен на формулировке педагогической задачи, а в англоязычной педагогической традиции за основу принимается треугольник, включающий учителя, ученика и содержание. В проводимом кросскультурном и отчасти междисциплинарном исследовании «педагогическая ситуация» условно понимается как процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности (образовательного процесса) с определенной задачей в определенном месте и времени.

Об авторах

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»

Россия, Самара

Список литературы

  1. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Из-во СГПИ, 1994.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт-М, 2001. 607с.
  3. Вейдт В. П. Проблемы современной педагогической терминологии // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». № 4 (8). 2020. С. 4–14.
  4. Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 137 с.
  5. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. М.: Высшая школа, 2008. 392 с.
  6. Щербакова Е.Е. Событийная ситуация как совокупность обстоятельств в коммуникативно-текстовом пространстве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 9 (27). 2013.
  7. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966.
  8. Мельчук И.А. Опыт лингвистической модели «Смысл-Текст». M., 1974.
  9. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000. 223 с.
  10. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2004. 224 с.
  11. Khrakovskij V.S. Typology of Iterative Constructions. München; Newcastle, 1997.
  12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. M., Школа «Языки славянской культуры», 1999.
  13. Abelson R.P., Schank R. Scripts, Plans, Goals and Understanding: an Inquiry into Human Knowledge Structures. N.Y.: Hillsdale, 1977.
  14. Fillmore Ch. Scenes and Frames Semantics // Language Structures Processing: a Collection of Papers, Amsterdam, 1977, p. 55–81.
  15. Barwise J., Perry M. Situations and Attitudes. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1983. Pp. 264–265.
  16. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. №1. 1986. С. 14–21.
  17. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  18. Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. 125 с.
  19. Vaskivska H. Didactic aspects of upper secondary and university education fundamentalization. Science and Education. 2017. Issue 5. P. 45–50. URL: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-5-9.
  20. Масленникова Т.В. Проектирование педагогических ситуаций как средство реализации личностно ориентированного образования в начальной школе: автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
  21. Гукова Т.А. Педагогическая ситуация как средство развития профессиональных качеств будущего учителя: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
  22. Туревская Е.И. Развитие оперативного мышления будущего учителя в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач: автореф. дисс. канд. пс. наук. Тула, 2001.
  23. Friesen N., Osguthorpe R. Tact and the pedagogical triangle: The authenticity of teachers in relation. Teaching and Teacher Education, 2017. 70. 10.1016/j.tate.2017.11.023
  24. Shafto P., Goodman N., Gerstle B., Ladusaw F. Prior expectations in pedagogical situations. Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society, 32. 2010. Retrieved from https://escholarship.org/uc/item/9c21b4g7
  25. Csibra G. Teachers in the wild. Trends in Cognitive Sciences, 2007. doi: 10.1016/j.tics.2006.12.001
  26. Csibra G., Gergely, G. Natural pedagogy. Trends in Cognitive Sciences, 2009. doi: 10.1016/j.tics.2009.01.005
  27. Shafto P., Goodman N.D. Teaching games: Statistical sampling assumptions for pedagogical situations. Proceedings of the 30th annual conference of the Cognitive Science Society, 2008.
  28. Situational approach to the preparation of teachers of professional training in universities. Available from: https://www.researchgate.net/publication/330031995_Situational_Approach_To_The_Preparation_Of_Teachers_Of_Professional_Training_In_Universities [accessed Nov 2 2021].
  29. Педагогический словарь / под ред В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
  30. Шустова И.Ю., Вишенина В.В. Что такое «живая ситуация» и как с ней работать // Воспитание школьников. № 2. 2014. С. 18–25.
  31. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  32. Мандель, Б. Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 618 с.
  33. Елисеева И.М., Елисеев В.К., Коробова М.В. Когнитивные механизмы понимания педагогической ситуации// Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 198–207.
  34. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-ponyatiya-tehnologii-situatsionnogo-obucheniya-v-podgotovke-buduschih-uchiteley (дата обращения: 02.11.2021).
  35. Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 3. Волгоград, 2001. С. 14–21.
  36. Altfelix, T. Glossar –Fischerzitate. // Franz Fischer Jahrbuch für Philosophie und Pädagogik, 13, 2008. Pp. 3–52.
  37. Kaminska M. Emmanuel Levinas’ educational thoughts. R. Timm de Souza, André Brayner de Farias, Marcelo Fabri (Eds). Alteridade e ètica. Obra comemorativa dos 100 anos de nascimento de Emmanuel Levinas. Porto Alegre (Brasil), 2008. Pp. 359–363.
  38. Max van Manen. Pedagogical Tact. Knowing What to Do When You Don’t Know What to Do. Routledge, 2015.
  39. Sadilová M. Vliv komunikačních dovedností a sebereflexe středoškolského učitele na řešení problémové situace ve školní třídě. Brno: Masarykova Univerzita.Sadilová, 2006.
  40. Houssaye J. Triangle Pédagogique: Les différentes facettes de la pédagogie. Issy-les-Moulineaux, 2015.
  41. Muth J. Pädagogischer Takt: Monographie einer aktuellen Form erzieherischen und didaktischen Handelns. Quelle & Meyer, Heidelberg, 1962.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Педагогический треугольник: 1. Очертание треугольника: отношение учитель-ученик-содержание; 2. Круг: Педагогическая ситуация; 3. Вертикальная пунктирная линия: влияние, оказываемое учителем на отношения ученика и содержания. (из [23])

Скачать (148KB)

© Доброва В.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».