Педагогические ситуации: разность интерпретаций
- Авторы: Доброва В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 73-82
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/91183
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6
- ID: 91183
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Учитывая необходимость уточнения терминологической базы современной педагогики, в статье обсуждается концепт «педагогическая ситуация» и его место в педагогическом дискурсе в кросс-культурном аспекте. Сегодня понятие «ситуация» приобретает общеметодологическое значение, хотя и не имеет четкого определения. На основе анализа междисциплинарных исследований мы пришли к выводу, что интегральное понятие «ситуация» включает в себя: наличие субъектов, динамичность, внешние условия, причинно-следственные связи, хронотоп. Анализ научных источников показал, что в педагогическом дискурсе русскоязычных и англоязычных авторов термин «педагогическая ситуация» используется некорректно, понятие «педагогическая ситуация» на теоретическом уровне идентифицируется с другими педагогическими категориями, отсутствует единый подход к ее определению. Так, анализ педагогической ситуации в русскоязычном педагогическом дискурсе сосредоточен на формулировке педагогической задачи, а в англоязычной педагогической традиции за основу принимается треугольник, включающий учителя, ученика и содержание. В проводимом кросскультурном и отчасти междисциплинарном исследовании «педагогическая ситуация» условно понимается как процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности (образовательного процесса) с определенной задачей в определенном месте и времени.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Вадимовна Доброва
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, СамараСписок литературы
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Из-во СГПИ, 1994.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт-М, 2001. 607с.
- Вейдт В. П. Проблемы современной педагогической терминологии // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». № 4 (8). 2020. С. 4–14.
- Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 137 с.
- Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. М.: Высшая школа, 2008. 392 с.
- Щербакова Е.Е. Событийная ситуация как совокупность обстоятельств в коммуникативно-текстовом пространстве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 9 (27). 2013.
- Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966.
- Мельчук И.А. Опыт лингвистической модели «Смысл-Текст». M., 1974.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000. 223 с.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2004. 224 с.
- Khrakovskij V.S. Typology of Iterative Constructions. München; Newcastle, 1997.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. M., Школа «Языки славянской культуры», 1999.
- Abelson R.P., Schank R. Scripts, Plans, Goals and Understanding: an Inquiry into Human Knowledge Structures. N.Y.: Hillsdale, 1977.
- Fillmore Ch. Scenes and Frames Semantics // Language Structures Processing: a Collection of Papers, Amsterdam, 1977, p. 55–81.
- Barwise J., Perry M. Situations and Attitudes. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1983. Pp. 264–265.
- Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. №1. 1986. С. 14–21.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
- Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. 125 с.
- Vaskivska H. Didactic aspects of upper secondary and university education fundamentalization. Science and Education. 2017. Issue 5. P. 45–50. URL: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-5-9.
- Масленникова Т.В. Проектирование педагогических ситуаций как средство реализации личностно ориентированного образования в начальной школе: автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
- Гукова Т.А. Педагогическая ситуация как средство развития профессиональных качеств будущего учителя: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
- Туревская Е.И. Развитие оперативного мышления будущего учителя в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач: автореф. дисс. канд. пс. наук. Тула, 2001.
- Friesen N., Osguthorpe R. Tact and the pedagogical triangle: The authenticity of teachers in relation. Teaching and Teacher Education, 2017. 70. 10.1016/j.tate.2017.11.023
- Shafto P., Goodman N., Gerstle B., Ladusaw F. Prior expectations in pedagogical situations. Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society, 32. 2010. Retrieved from https://escholarship.org/uc/item/9c21b4g7
- Csibra G. Teachers in the wild. Trends in Cognitive Sciences, 2007. doi: 10.1016/j.tics.2006.12.001
- Csibra G., Gergely, G. Natural pedagogy. Trends in Cognitive Sciences, 2009. doi: 10.1016/j.tics.2009.01.005
- Shafto P., Goodman N.D. Teaching games: Statistical sampling assumptions for pedagogical situations. Proceedings of the 30th annual conference of the Cognitive Science Society, 2008.
- Situational approach to the preparation of teachers of professional training in universities. Available from: https://www.researchgate.net/publication/330031995_Situational_Approach_To_The_Preparation_Of_Teachers_Of_Professional_Training_In_Universities [accessed Nov 2 2021].
- Педагогический словарь / под ред В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
- Шустова И.Ю., Вишенина В.В. Что такое «живая ситуация» и как с ней работать // Воспитание школьников. № 2. 2014. С. 18–25.
- Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Мандель, Б. Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 618 с.
- Елисеева И.М., Елисеев В.К., Коробова М.В. Когнитивные механизмы понимания педагогической ситуации// Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 198–207.
- Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-ponyatiya-tehnologii-situatsionnogo-obucheniya-v-podgotovke-buduschih-uchiteley (дата обращения: 02.11.2021).
- Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 3. Волгоград, 2001. С. 14–21.
- Altfelix, T. Glossar –Fischerzitate. // Franz Fischer Jahrbuch für Philosophie und Pädagogik, 13, 2008. Pp. 3–52.
- Kaminska M. Emmanuel Levinas’ educational thoughts. R. Timm de Souza, André Brayner de Farias, Marcelo Fabri (Eds). Alteridade e ètica. Obra comemorativa dos 100 anos de nascimento de Emmanuel Levinas. Porto Alegre (Brasil), 2008. Pp. 359–363.
- Max van Manen. Pedagogical Tact. Knowing What to Do When You Don’t Know What to Do. Routledge, 2015.
- Sadilová M. Vliv komunikačních dovedností a sebereflexe středoškolského učitele na řešení problémové situace ve školní třídě. Brno: Masarykova Univerzita.Sadilová, 2006.
- Houssaye J. Triangle Pédagogique: Les différentes facettes de la pédagogie. Issy-les-Moulineaux, 2015.
- Muth J. Pädagogischer Takt: Monographie einer aktuellen Form erzieherischen und didaktischen Handelns. Quelle & Meyer, Heidelberg, 1962.
Дополнительные файлы
