Сетевая форма как инструмент повышения качества образования в условиях цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное образовательное сообщество в условиях цифрового мира рассматривает сетевую форму реализации образовательных программ как инструмент повышения качества образования. Сетевая форма реализации образовательных программ как инновационная деятельность в школах — участниках регионального проекта «Современная школа» основана на использовании ресурсов нескольких образовательных организаций с целью устранения дефицитов собственно базовой организации. Сетевая форма позволяет максимально широко использовать материально-технические и инфраструктурные ресурсы, обновленные за счет поставки цифрового оборудования и качественно нового обучения педагогических кадров. В статье обосновывается актуальность внедрения сетевой формы реализации образовательных программ. Представлены результаты ежеквартального мониторинга образовательных организаций, в которых созданы центры образования «Точка роста», реализующие программы цифрового профиля, в том числе с применением сетевой формы и дистанционных образовательных технологий. Предметом исследования является образовательная деятельность школ по реализации программ цифрового профиля, в том числе в сетевой форме. Определены модели реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием оборудования центров образования «Точка роста», предложены управленческие решения для повышения качества реализации программ в сетевой форме. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и управленческой практике. Рассматриваемые в статье вопросы являются предметом активного обсуждения в педагогическом сообществе и актуальны в связи с необходимостью искать новые пути повышения качества образования и формы управления качеством и процессом реализации программ в сетевой форме.

Об авторах

Наталья Владимировна Шляхтина

Институт развития образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: shlyakhtinanv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7655-2288
SPIN-код: 1426-4770
Scopus Author ID: 1085896
ResearcherId: AAE-5187-2021

руководитель центра образовательного менеджмента

Россия, Ярославль

Список литературы

  1. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 18.06.2021).
  2. Паспорт федерального проекта «Современная школа» [Электронный ресурс]. – URL: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Современная+школа.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5f14-6f94d1bce9aa (дата обращения: 18.06.2021).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c (дата обращения: 18.06.2021).
  4. Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/ (дата обращения: 18.06.2021).
  5. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02 вн) [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-subektov-rossiiskoi-federatsii-po-voprosam-realizatsii (дата обращения: 18.06.2021).
  6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/ (дата обращения: 01.04.2021).
  7. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-formy-setevogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
  8. Зуева М.Л. Сетевая модель непрерывного технологического образования: школа, колледж, детский технопарк «Кванториум» // Образовательная панорама: Ярославская область: пространство образовательных возможностей. ГАУДПО ЯО ИРО. – 2019. – № 2 (12). – С. 31–41 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42469283 (дата обращения: 17.06.2021).
  9. Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: метод. пособие / Под. ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/project/shnor-shnsu/MP_Upravlenie-perekhodom-EHR.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
  10. Каньшин А.Е. Сетевые формы реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2021. – № XVI [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 17.06.2021).
  11. Костылева Е.Д. Применение правовых норм в процессе реализации образовательной деятельности в современных условиях // Дистанционное обучение: методы и приемы: Сборник статей / Отв. ред. И.С. Юхнова. – Н. Новгород, 2020. – С. 120–125 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521685 (дата обращения: 17.06.2021).
  12. Кузнецов А.С. Сетевое взаимодействие в профессиональной подготовке студентов: организация внеучебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 76 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-organizatsiya-vneuchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.06.2021).
  13. Ластовкина Д.А. Сетевые взаимодействия в рамках регионального сообщества // Society and Security Insights. – 2021. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-vzaimodeystviya-v-ramkah-regionalnogo-soobschestva (дата обращения: 17.06.2021).
  14. Логинова А.Н., Киселева Т.Г. Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности // Внешкольник. – 2018. – № 2 (182). – С. 19–23 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34876003 (дата обращения: 17.06.2021).
  15. Логинова А.Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 2 (113). – С. 8–14 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-setevoy-formy-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 17.06.2021).
  16. Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // Электронное обучение в непрерывном образовании – 2018: V Международная научно-практическая конференция. – Ульяновск: УГТУ, 2018. – С. 249–256 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35383331 (дата обращения: 17.06.2021).
  17. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Ч. 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2004. – № 4. – С. 39–55.
  18. Реморенко И.М., Рожков А.И. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 3–4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-setevoy-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-v-sfere-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
  19. Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 14–26 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37145356 (дата обращения: 17.06.2021).
  20. O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Educational networks: a key driving force for school development in a time of crisis and change. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_02003.pdf (accessed June 21, 2021).
  21. O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Operating educational networks in Northern Ireland: the EQI shaped professional learning network. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_01003.pdf (accessed June 21, 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Данные мониторинга деятельности центров образования «Точка роста» за 1-й и 2-й кварталы 2021 г.

Скачать (99KB)
3. Рис. 2. Модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

Скачать (199KB)
4. Рис. 3. Смешанная модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

Скачать (232KB)

© Шляхтина Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».