Сетевая форма как инструмент повышения качества образования в условиях цифровизации
- Авторы: Шляхтина Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт развития образования
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 21-34
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/77777
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.2
- ID: 77777
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное образовательное сообщество в условиях цифрового мира рассматривает сетевую форму реализации образовательных программ как инструмент повышения качества образования. Сетевая форма реализации образовательных программ как инновационная деятельность в школах — участниках регионального проекта «Современная школа» основана на использовании ресурсов нескольких образовательных организаций с целью устранения дефицитов собственно базовой организации. Сетевая форма позволяет максимально широко использовать материально-технические и инфраструктурные ресурсы, обновленные за счет поставки цифрового оборудования и качественно нового обучения педагогических кадров. В статье обосновывается актуальность внедрения сетевой формы реализации образовательных программ. Представлены результаты ежеквартального мониторинга образовательных организаций, в которых созданы центры образования «Точка роста», реализующие программы цифрового профиля, в том числе с применением сетевой формы и дистанционных образовательных технологий. Предметом исследования является образовательная деятельность школ по реализации программ цифрового профиля, в том числе в сетевой форме. Определены модели реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием оборудования центров образования «Точка роста», предложены управленческие решения для повышения качества реализации программ в сетевой форме. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и управленческой практике. Рассматриваемые в статье вопросы являются предметом активного обсуждения в педагогическом сообществе и актуальны в связи с необходимостью искать новые пути повышения качества образования и формы управления качеством и процессом реализации программ в сетевой форме.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Владимировна Шляхтина
Институт развития образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: shlyakhtinanv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7655-2288
SPIN-код: 1426-4770
Scopus Author ID: 1085896
ResearcherId: AAE-5187-2021
руководитель центра образовательного менеджмента
Россия, ЯрославльСписок литературы
- Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 18.06.2021).
- Паспорт федерального проекта «Современная школа» [Электронный ресурс]. – URL: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Современная+школа.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5f14-6f94d1bce9aa (дата обращения: 18.06.2021).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c (дата обращения: 18.06.2021).
- Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/ (дата обращения: 18.06.2021).
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02 вн) [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-subektov-rossiiskoi-federatsii-po-voprosam-realizatsii (дата обращения: 18.06.2021).
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/ (дата обращения: 01.04.2021).
- Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-formy-setevogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
- Зуева М.Л. Сетевая модель непрерывного технологического образования: школа, колледж, детский технопарк «Кванториум» // Образовательная панорама: Ярославская область: пространство образовательных возможностей. ГАУДПО ЯО ИРО. – 2019. – № 2 (12). – С. 31–41 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42469283 (дата обращения: 17.06.2021).
- Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: метод. пособие / Под. ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/project/shnor-shnsu/MP_Upravlenie-perekhodom-EHR.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
- Каньшин А.Е. Сетевые формы реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2021. – № XVI [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 17.06.2021).
- Костылева Е.Д. Применение правовых норм в процессе реализации образовательной деятельности в современных условиях // Дистанционное обучение: методы и приемы: Сборник статей / Отв. ред. И.С. Юхнова. – Н. Новгород, 2020. – С. 120–125 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521685 (дата обращения: 17.06.2021).
- Кузнецов А.С. Сетевое взаимодействие в профессиональной подготовке студентов: организация внеучебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 76 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-organizatsiya-vneuchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.06.2021).
- Ластовкина Д.А. Сетевые взаимодействия в рамках регионального сообщества // Society and Security Insights. – 2021. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-vzaimodeystviya-v-ramkah-regionalnogo-soobschestva (дата обращения: 17.06.2021).
- Логинова А.Н., Киселева Т.Г. Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности // Внешкольник. – 2018. – № 2 (182). – С. 19–23 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34876003 (дата обращения: 17.06.2021).
- Логинова А.Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 2 (113). – С. 8–14 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-setevoy-formy-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 17.06.2021).
- Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // Электронное обучение в непрерывном образовании – 2018: V Международная научно-практическая конференция. – Ульяновск: УГТУ, 2018. – С. 249–256 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35383331 (дата обращения: 17.06.2021).
- Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Ч. 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2004. – № 4. – С. 39–55.
- Реморенко И.М., Рожков А.И. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 3–4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-setevoy-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-v-sfere-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
- Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 14–26 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37145356 (дата обращения: 17.06.2021).
- O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Educational networks: a key driving force for school development in a time of crisis and change. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_02003.pdf (accessed June 21, 2021).
- O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Operating educational networks in Northern Ireland: the EQI shaped professional learning network. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_01003.pdf (accessed June 21, 2021).
Дополнительные файлы
